kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Орфографическая зоркость как часть общей языковой культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важность развития орфографической зоркости в начальной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Орфографическая зоркость как часть общей языковой культуры»

Орфографическая зоркость, как часть общей языковой культуры

Грамотность – орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения. В начальной школе закладываются основы грамотности, и одной из важных задач обучения русскому языку является формирование орфографической зоркости. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая зоркость выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мыслей и взаимопонимание в письменном общении. Сформировать орфографическую зоркость – значит научить ребёнка думать над языком, а не заучивать десятки правил и определений, не запоминать исключения из правил, не переписывать сотни упражнений из учебников в тетрадь. Научить слышать и видеть орфограммы, развивать способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку. Умение замечать при письме орфограммы является начальным умением, мотивирующим надобность в правилах и умении грамотно писать.

Думать и получать положительный «опыт сотрудничества» с русским языком, - вот основная задача учителя начальных классов. Для учителя, прежде всего важно научить, а для ученика – научиться ставить орфографические задачи и учиться их решать.

Об уровне и глубине знаний школа заботилась всегда, и сейчас. Вместе с тем обеспечение качества знаний остаётся постоянной проблемой, решением которой школа занималась в любые времена. Одна из таких проблем – научить детей писать грамотно.

Среди многих заблуждений есть и заблуждение, что орфография – трудная наука и что стать грамотным человеком очень трудно. А. И. Герцен писал: «Трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть неперевариваемые».

Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует всех учителей начальных классов и учителей русского языка. Очень мало детей, которые чувствуют интуитивно и пишут грамотно. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно.

«Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важных задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания людей в письменном общении.

От того насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме» (15).

По признанию ведущих психологов и методистов (Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, М. Р. Львов и других), главное в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Но её решение возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Лишь тогда ученик напишет правильно слово, если обнаружит орфограмму. Поэтому, умение обнаруживать орфограмму – это и есть залог грамотного письма. И одна из главных причин, которая тормозит развитие орфографического навыка – это неумение выделять орфограммы на письме. Ученики пишут с ошибкой, не реагируя на орфограммы, в полной уверенности, что пишут правильно, не вспоминают правило. Повышение эффективности обучения правописанию связывают с развитием орфографической зоркости. Именно отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является основной причиной орфографических ошибок (до 60% по результатам исследований).

Развивающий речевой слух, постоянное внимание учащихся к звуко-буквенному составу слов способствует возникновению развитию зоркости к орфограммам.

Орфографическая зоркость - это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие). Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок (до 60% по результатам исследований). Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: ученик не видит орфограмм в процессе письма.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий: языкового анализа и синтеза – выделения звуков и букв, морфем (корня, приставки, суффиксов, окончаний), при чтении, при списывании, при письме диктантов.

Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.

Для успешного развития зоркости очень важна установка самих учащихся на её выработку.

Орфографическая зоркость опирается и на запоминание буквенного состава слов, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов, различных видов списывания. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть (и представлять на основе «внутреннего зрения») все буквы в слове.

При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаруживание и распознавание орфограммы.

Орфографическая зоркость создаёт основу успешной самопроверки письменных работ учащихся. Исследования ведущих методистов показали, что самостоятельно определяют орфограммы 15- 45% учеников в отдельных классах. Там, где учитель работает специально, -70 – 90 %. Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Орфографическая зоркость как часть общей языковой культуры

Автор: Александрова Оксана Александровна

Дата: 14.12.2021

Номер свидетельства: 594707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Повышение навыков грамотного письма"
    ["seo_title"] => string(36) "povyshieniienavykovghramotnoghopisma"
    ["file_id"] => string(6) "314613"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459741271"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Повышение навыков грамотного письма у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(56) "povyshieniienavykovghramotnoghopismaumladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "314610"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459741044"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "« Работа над орфограммами на основе алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе »"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_orfogrammami_na_osnove_algoritmov_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_nachal"
    ["file_id"] => string(6) "547875"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587723296"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа 4 класс "Школа 2100""
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaiaproghramma4klassshkola2100"
    ["file_id"] => string(6) "312774"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459400336"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему "Как развивать интеллектуальные способности на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-kak-razvivat-intielliektual-nyie-sposobnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "103328"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402579892"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства