Просмотр содержимого документа
«Опыт работы учителя по внеурочной деятельности учащихся начальных классов»
Опыт работы учителя по внеурочной деятельности учащихся начальных классов
Сегодня я хочу представить вам опыт своей работы по применению технологии проектной деятельности в начальной школе. Технология проектной деятельности может быть использована практически на каждом уроке, в том числе и на внеурочных занятиях.Говоря об эффективности проектной деятельности, приведу китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня, и я научусь». Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако, начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Следует лишь помнить, что при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные, психолого-физиологические и гигиенические особенности младших школьников.
С введением в 2011 году ФГОС в процессе обучения стала необходимой работа над проектами. В нашей школе методу проектирования уделяется пристальное внимание. На самом деле, грамотно организовать такой сложный вид работы, как создание проектов с учащимися, довольно сложно. Эта работа требует много сил и времени и от учителя, и от ученика, и от родителей. На мой взгляд, очень важно дать первые умения по созданию проекта и исследовательской работы именно младшему школьнику.
Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:
Учёт интересов детей.
Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.
2) Учение через деятельность.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.
3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4) Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но и между родителями и учениками, между мной и родителями.
5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.
На основе этих принципов сложилась моя система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе.
Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах – довольно сложные проекты.
Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Источники информации: книги, энциклопедии, фильмы, экскурсии, беседа со взрослыми.
В 1 классе мы начали работать по тетрадям Р.И.Сизовой «Учусь создавать проект». В них подробно, доступно, как для учителя, так и для ученика даются первые рекомендации к их выполнению. Своим учащимся я раздала памятки по выполнению проекта.
Например, в 1 классе моими учениками были созданы следующие проекты:
«От улыбки станет всем светлей» - создание коллективной классной стенгазеты. Цель проекта: Развитие умения работать сообща.
«На что похожа буква О», «На что похожи цифры». Эти проекты выполнялись в период закрепления изученных букв и цифр. Закреплению знания геометрических фигур был посвящен проект «Аппликация из геометрических фигур».
После изучения русской азбуки у учащегося моего класса появилось желание создать проект на тему «Азбука животных». Подбору картинок к словам из стихотворений был посвящен проект «Рисованные стихи».
Проект «Конструирование моделей бумажных самолетиков» был приурочен ко Дню космонавтики. Цель проекта: активизировать познавательную деятельность учеников, объединить школу, детей и родителей в совместной деятельности, способствовать развитию творческих способностей детей. Празднованию Нового года мы посвятили проект под названием «Елочка, живи!»
Проект «Моя родословная» выполнялся учащимися в начале учебного года, когда мы заполняли раздел портфолио «Кто я и чего хочу достичь» Цель: содействовать возрождению традиций семейного воспитания; сплотить родителей и детей, заинтересовать их одним общим делом.
В течение учебного года были выполнены разнообразные проекты, например, «Безопасный маршрут из дома в школу» (макет), «Спички детям не игрушка!» (картина из спичек), «Главное ребята сердцем не стареть» (видеофайл).Мне запомнился проект «Рисуем на блине».
Работая над проектами многие учащиеся проявляли самостоятельность, ответственность, в работах присутствовали исследования, эксперименты, научные факты. («Звезды», «Мир красок»)
Во 2 классе мои ученики работают над проектами очень разной тематики: «Наблюдение за гусеницами в домашних условиях», «математика на кухне», «Письмо по дереву», «В словари – за частями речи», «Как быстро выучить таблицу умножения», «Как вырастить тюльпан в домашних условиях», «Животные в творчестве художников» и др.
В 3-4 классах моими учениками также выполнялись проекты, 1 из них был представлен на конкурс исследовательских работ среди учащихся начальной школы («Мыльные пузыри»). Работе было присвоено 3 место.
Среди проектов, вызвавших у учащихся третьего класса познавательный интерес, можно назвать проект на тему «Здоровый образ жизни». Это широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил гигиены и здорового образа жизни.
После изучения темы «Растения», одна из учениц провела исследовательскую работу. В домашних условиях ставила опыты и наблюдала, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений она оформила в виде рисунков.
По завершению темы «Собственные и нарицательные имена существительные» учащимся я предлагала несложные, но очень интересные творческие задания:
- Узнать значение своего имени.
- Найти литературного героя или известных людей, носящих то же имя, найти общее и различия с этими людьми.
Среди наиболее значительных работ, которые выполнили мои ученики, можно назвать следующие: «Мир насекомых», «История чайной церемонии», «Миллионы идей из ненужных вещей».
В 4 классе помимо индивидуально выполненного проекта у каждого учащегося должен был быть выполнен проект по «Основам православной культуры».
Такими проектами были проекты на темы: «Различия иконописи и религиозной живописи», «Евангельские сюжеты в искусстве», «Празднование Рождества и Пасхи на Руси», «Заповеди христианства», «Милосердие и сострадание как одни из ключевых понятий в православной культуре» и др.
В рамках курса «Основы православной культуры» с детьми моего класса мы разработали и провели акцию под названием «Не останься равнодушным». Самой акции предшествовала значительная работа в течение двух недель. Сначала провели «мозговой штурм», в результате которого выбрали самую интересную идею проведения акции. Затем организовали работу, собрали много конфет для воспитанников социально-реабилитационного центра «Родник». Наш класс не только сам участвовал в этой работе, но и вовлек обучающихся всей гимназии.
Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов – неотъемлемый атрибут их школьной жизни.Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, а значит она личностно-ориентирована. В последние годы многие исследователи утверждают, что классно-урочная форма организации обучения устарела, не эффективна. Метод проектов является возможной альтернативой традиционной форме организации обучения, хотя и не может совсем вытеснить урок. Ясно одно: основной тезис нового современного обучения - "Я знаю, для чего я познаю мир, я могу применить свои знания, я умею добывать новые и успешно делаю это самостоятельно", - прямым образом относится к проектной деятельности, что и подчеркивает ее особое значение в процессе развития младшего школьника.