kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт реализации стандартов нового поколения средствами различных УМК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы - раскрыть готовность УМК, разработанного в системе Л. В. Занкова, к реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, а также потенциальные возможность УМК для достижения планируемых результатов. В работе рассказывается, как именно отбор и структурирование материала, метедический аппарат, организация процесса обучения позволяют реализовать положения нового образовательного стандарта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт реализации стандартов нового поколения средствами различных УМК »

Тема: Опыт реализации стандартов нового поколения

средствами различных УМК.

ФИО автора: Дубовая Анастасия Юрьевна,

руководитель методического объединения учителей начальных классов.

Адрес: г.Воркута, ул. Парковая, д.20а

Наименование учреждения: Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия №6» г. Воркуты


Аннотация.

Цель работы - раскрыть готовность учебно-методического комплекта, разработанного в системе Л.В. Занкова, к реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, а также потенциальные возможности УМК для достижения планируемых результатов. В работе рассказывается, как именно отбор и структурирование материала, методический аппарат, организация процесса обучения, выстроенные на основе педагогической системы Л.В. Занкова, позволяют реализовать положения нового образовательного Стандарта: осуществление духовно-нравственного воспитания; реализация системно-деятельностной парадигмы; формирование универсальных учебных действий (УУД); развитие исследовательского поведения средствами учебно-методического комплекта; работа с информацией. Работа будет интересна для педагогов, уже работающих и только начинающих работать по новым образовательным стандартам с использованием занковских УМК.



















«Одним лишь умом ребенок может только осмыслить и уловить знания, а если руками тоже, то он постигает и жизненность знаний, но если еще и сердцем — тогда все дверцы познания будут распахнуты перед ним настежь и знания тогда станут для него оружием доброго преобразования и созидания».

Ш.А. Амонашвили


«Ребёнок – это тот же человек, только маленький», - утверждал Л.В. Занков. Тот же человек – значит, он тоже имеет свои потребности, интересы, желания, свой сложившийся жизненный опыт, свои ценности, т. е. свою внутреннюю жизнь. Но он маленький – значит, к его внутреннему миру нужно относиться бережнее, чем к миру взрослого. Лишь в таких условиях овладение школьной программой пройдёт успешно. «Во главу угла начального обучения должна быть поставлена задача общего развития», - считал Л.В. Занков. Как свежо и актуально звучат эти формулировки сейчас в свете введения новых Федеральных государственных стандартов.

Уже много лет учителя нашей гимназии работают по развивающей системе Л.В.Занкова. Как никто другой, мы знаем, что развивающая система обучения позволяет достичь главной цели современного образования – воспитать человека-творца с развитой индивидуальностью, с богатыми духовными интересами и запросами, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, быстро и успешно адаптироваться в нем, принимая общечеловеческие ценности, традиции своего государства, своего народа; человека, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии.

Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании четко определены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения, в котором подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». Таким образом, общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание. Это теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося.

Развитие ребёнка трактуется в системе Л.В. Занкова как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного, то есть тех качественных характеристик развития личности ребенка, требования к уровню сформированности которых сегодня сформулированы во ФГОС начального общего образования как «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования».

Целостная педагогическая система Л.В. Занкова, по которой работают наши учителя, обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Это реально работающий механизм для достижения таких приоритетов современного начального общего образования, как системная организация поисковой самостоятельной деятельности, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, реализация межпредметных связей, формирование общеучебных умений и навыков, в том числе информационно-коммуникативных.

Развитию коммуникативных умений, способности работать в коллективе служит прежде всего организованное учителем содержательное сотрудничество детей в процессе поиска решения проблем на разных учебных предметах, а также при коллективном поиске информации, непосредственном ознакомлении с окружающим миром. Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие взаимодействий, отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют возникновению у обучающихся опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие.

Важное значение для совместной деятельности субъектов образования имеет интеграция учебных курсов. Она позволяет достичь основной задачи обучения в системе Л.В. Занкова - представить обучающимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Кроме того, интегрированные курсы в наибольшей степени соответствуют и особенностям современного информационного потока, не членящегося на отдельные области знания, и возрастным особенностям младших школьников, которым свойствен синкретизм (слитность, нерасчлененность) мышления.

При интегрированном подходе к структуре содержания новой учебной темы актуализируются все связанные с ней уже изученные темы, что позволяет формулировать многоаспектные задания. В таких заданиях, сочетающих разный уровень обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета, знания представлены также на разных уровнях: на репродуктивном, логическом, проблемном, креативно-творческом. При таком широком поле возможностей нишу для развития найдет каждый ребенок, в том числе и одаренный, и нуждающийся в педагогической поддержке.

Учебно-методический комплект, разработанный для программы Л.В.Занкова, рекомендован Министерством образования и в полной мере отвечает требованиям новых стандартов образования. Общей чертой всей системы учебников является то, что одно и то же учебное содержание может быть представлено в форме наглядных и словесных образов, в виде теории, в виде подборки эмпирических фактов. Разнообразие представления учебного содержания позволяет активизировать разные типы мышления, восприятия и переработки информации, создавая предпосылки для индивидуализации обучения и прочности усвоения знаний. Один и тот же объект (явление) рассматривается с возможно большего числа сторон, знание о нем естественным образом закрепляется в сознании ребенка благодаря включению его во все большее количество взаимосвязей, как с другим учебным материалом, так и с личным опытом школьника. Знание становится ценностным, приобретает личную значимость и практический смысл. Это дает возможность каждому школьнику проявить свои сильные стороны и развить недостаточно сформированные, рождает эмоциональное переживание, которое также наполняет процесс познания личностными смыслами, открывает возможности для воспитания эмоциональной и волевой сферы, нравственных представлений, уровня притязаний.

В заключении следует отметить, что развивающая психолого-педагогическая система Л.В. Занкова действительно является полноценной составляющей современного образования, определяющей пути и способы достижения желаемого уровня развития обучающихся: духовно-нравственного, личностного роста, формирования метапредметных и предметных действий. При этом систему Л.В. Занкова и ФГОС НОО 2009 года объединяют важнейшие характеристики: цель образования - развитие личности; понимание необходимости именно общего, а не только интеллектуального развития детей с разными возможностями к обучению; понимание способа достижения цели посредством организации самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности.


Литература:

1. Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова: Учебное пособие / Н.В.Нечаева, Н.Н.Рощина. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2009./

2. Реализация нового образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова./ Н.В. Нечаева. . – Самара: Издательский дом «Федоров», 2012./

3. Учебная деятельность: знакомая и незнакомая: От теории – к практике обучения / Н.Я. Чутко. – Самара: Издательский дом « Федоров», 2010.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Опыт реализации стандартов нового поколения средствами различных УМК

Автор: Дубовая Анастасия Юрьевна

Дата: 04.01.2015

Номер свидетельства: 150076

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Родительское собрание «Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в первых классах» "
    ["seo_title"] => string(141) "roditiel-skoie-sobraniie-vniedrieniie-fiedieral-nykh-ghosudarstviennykh-obrazovatiel-nykh-standartov-vtorogho-pokolieniia-v-piervykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "105950"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402927692"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(90) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-1"
    ["file_id"] => string(6) "112889"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408973149"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Основы  интегрированного  освоения изобразительного искусства в условиях реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(109) "osnovy-intieghrirovannogho-osvoieniia-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-usloviiakh-riealizatsii-triebovanii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "252745"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447433075"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Пояснительная записка к учебному курсу "Изобразительное искусство" 1 - 4 классы "
    ["seo_title"] => string(82) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-uchiebnomu-kursu-izobrazitiel-noie-iskusstvo-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "241248"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445197050"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Экологическая безопасность" "
    ["seo_title"] => string(110) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-3-klassie-po-tiemie-ekologhichieskaia-biezopasnost"
    ["file_id"] => string(6) "232068"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442744162"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства