Опыт реализации деятельностного подхода на уроках в начальной школе
Опыт реализации деятельностного подхода на уроках в начальной школе
Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт реализации деятельностного подхода на уроках в начальной школе»
“Опыт реализации деятельностного подхода на уроках в начальной школе”
«Научить человека играть на флейте можно только в том случае,
когда он сам будет на ней играть»
Сократ
В 2011-2012 учебном году все первоклассники Российской Федерации перешли на обучение по новым образовательным стандартам, Современное общество живет в эпоху постоянного увеличения объемов информации, обновления знаний. Появляется много способов освоения информации.
Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.
Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя.
Обучение, обеспечивающее включение детей в учебно – познавательную деятельность, называют деятельностным подходом.
Новый стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу начального обучения.
Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.
В классе на своих уроках учу детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке.
В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Например: на уроке обучения грамоте мы изучаем звук {в},буквы В,в.
Идет работа над словом «весна».
Далее эта работа продолжается на уроке окружающего мира по теме «Времена года».
На уроке музыки – слушание произведений.
На уроке ИЗО – рисуем весну.
На уроке технологии – выполняем сюжетную аппликацию.
В результате делаем коллективный проект, изображающий весну во всем ее многообразии.
Проектный и исследовательский метод, широко представленный в новых стандартах, широко применяю в своей практике.
Иисследовательский метод начали внедрять в школе, проводили конференцию по теме “В мире знаний”. Хорошим примером для нас была гимназия № 77. Они прислали рабоы целого класса. А в этом году планируем провести конференцию среди паралели.
Проекты различны по форме, теме, содержанию.
В 1 классе – это рисунки, поделки.
2 классе - мини-сочинения, книжки-малышки.
В 3-4 классах – кроссворды, рефераты, дидактические игры, презентации, поделки.
В первом классе мои ученики представляли свои проекты в форме рисунков «Моя родословная», «Моя семья», «Режим дня».
Во втором классе мои ученики в форме книжки-малышки на тему «Загадки», «Народные приметы».
В новых ФГОСах нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую использую в своей практике. (Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей. А цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, особенностей. )
Работая в рамках этой темы, пользуюсь принципом «Минимакса». Согласно ему даю возможность детям узнать максимум, но стараюсь довести до его сознания минимум.
Максимум – может узнать
Минимум – должен освоить
Согласно «минимаксу» осуществляется личностный подход к обучающемуся.
Я постараюсь это показать на практике:
Фрагмент урока: Звук и буква И.
- произнесите слова и прислушайтесь Игорь, Ирина, Иван,
Что общего в этих словах?
- назовите мне этот звук (И)
- чтобы определить, какой это звук гласный или согласный что нужно сделать?
- для чего? (Если он поется и тянется – значит, он гласный)
- что нам еще предстоит сделать, чтобы охарактеризовать этот звук?
- как вы думаете, этот звук сможет сам образовать слог? Докажите. Приведите пример.
- какой карточкой в схеме обозначим этот звук.
Это минимум. Дальше максимум.
Словарно-логическое упражнение
- что еще общего заметили в этих словах?
- это имена собственные. Они пишутся с заглавной буквы.
- сюда относятся и клички животных, и фамилии, и отчества, и названия рекламы.
- на какие 2 группы можно разделить эти слова?
- 2 слога - 3 слога
- начинается с ударного - начинается с безударн
- имена девочек - имена мальчиков
Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых обучающимся заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств достижения нового результата образования.
В своей работе этому вопросу уделяю большое внимание.
Никогда не даю знания в готовом виде. Учу сравнивать, обобщать, делать выводы. Очень тщательно продумываю систему заданий. Не задаю мелких вопросов.
Например: - Перечислите отличие растения от животного?
Я организую работу по-другому:
Например: Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит я растение! Как вы думаете, что ему ответил умный утенок?»
Или:
Можно сказать: Определите площадь?
Я стараюсь задать этот вопрос по-другому:
- «Даны план и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет их?»
Изучая новый стандарт, невольно обнаруживаешь его явную особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.
Поэтому, разрабатывая систему заданий к уроку, делаю акцент, например, в математике не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умения находить их в окружающем мире.
На уроках окружающего мира нацеливаю детей не столько на усвоения конкретных знаний, сколько на работу с информацией, схемами, таблицами. Уже в 1 классе учу ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
В предложенных ситуациях, опираюсь на общие простые правила поведения, учу детей делать выбор, какой поступок совершить. Учимся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) критика.
Ещё одной разновидностью творческих заданий являются учебные ролевые игры. В 1-2 классах учебная ролевая игра является обязательным структурным компонентом урока окружающего мира. Примеряя на себя роль реальных лиц, животных, растений, предметов окружающего мира, обучающиеся развивают воображение, креативное мышление, коммуникативные умения.
Особое внимание уделяется развитию учебно-познавательных мотивов.
Для того чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, необходимо мотивировать его. Один из способов развития познавательной мотивации – это создание проблемной ситуации на уроке.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.
В подводящем диалоге показывается логическая цепочка создания проблемной ситуации на методах сравнения, нахождения общего и различий.
Применение мотивирующих приемов
Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Широко использую ИКТ на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики, технологии, русского языка в начальной школе, при проведении физкультминуток и динамических пауз. Считаю, что использование информационных технологий на уроках позволяют реализовывать принцип наглядности в обучении, повышает интерес к учебе и эффективность обучения.
Мои ученики на уроках работают в соответствии своих возможностей, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении самых разных учебных задач. Данная технология требует от учащихся умения высказать своё мнение, обосновать его, выстроить цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда учитель говорит меньше, чем его ученики. Дается детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения, прислушиваться к мнению окружающих, делать собственные выводы, не бояться доказывать свою точку зрения.
В результате использования проблемно-диалогического метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.
В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Использования педагогом в работе приема "яркое пятно"
Учитель: В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда - он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. "Ты построишь, - сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется "числовым отрезком" (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры". Кто догадался какова тема нашего урока? Тема: "Числовой отрезок".
Нужно, прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.
Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором так организована деятельность детей, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.
Каковы же согласно новым ФГОСам основные результаты начального образования?
Как должен выглядеть портрет выпускника начальной школы?
Инициативный
Искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям
Умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях
Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее
Любознательный
Умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы
Умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней
Может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию
Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща
Неотъемлемой частью ядра стандарта являются УУД.
УУД включают в себя:
- личностные умения – позволяют сделать обучения более осмысленными;
- социальные – способность действовать в социуме с учетом позиции других людей;
- коммуникативные – формирование навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности
Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов
Урок будет эффективным,
-если будет реализован деятельностный метод, если деятельностный метод будет реализован через структуру урока.
-если структура урока включает:
1. Подведение учеников к цели урока (цель).
2. Освоение нового материала (процесс, средства, результат).
3. Применение освоенного в практической деятельности (формирование умений использования поученного результата).
4. Оценивание планируемых достижении.
Используемая литература:
Вакрушев А.А. Козлова С.А. Пронина О.В. «Образовательная система Школа 2100». «Реализация федерального государственного образовательного стандарта». Пособие для учителя. Москва, Баласс, 2011
Сундукова А.Х. «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы» Ростов-на-Дону ИПК и ПРО 2011г.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.
Фундаментальное ядро содержания общего образования.
/Под ред. В.В. Козлова,А.М. Кондакова
Планируемые результаты начального общего образования. /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой