Школьный тур олимпиады по русскому языку и литературному чтению
3 класс
1. Что можно пожелать и мальчику, и девочке? Подчеркни.
Расти большая!
Расти большой!
Расти маленьким!
Расти большим!
2. Перед тобой фонетическая запись нескольких предложений. Запиши эти предложения буквами по правилам орфографии.
[пашол йа в л'эс/ на йолку в л'эс// с'ижу на йэл'и/ штоб волк'и н'и сйэл'и]
Ответ:_____________________________________________________________
3. Подбери и запиши существительные, имеющие такую структуру:
«корень+суффикс-оньк+окончание-а»________________________________
«приставка+корень+суффикс-к-+окончание –е» _______________________
«корень+окончание-и» ____________________________________________
«корень+соединительная гласная+корень+нулевое окончание» ________________________________________________________________
4. Расположи и запиши слова большой, гигантский, громадный, огромный по возрастающей степени признака (4балла)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Прочитай. Подчеркни фразеологизмы. Определи их значение.
1. Но, увидев усача (Ай-ай-ай!),
Звери дали стрекача (Ай-ай-ай!),
По лесам, по полям разбежалися,
Тараканьих усов испугалися. (К. Чуковский) ____________________________________
2.Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес. (С. Маршак) _______________________________________________
3.Летят опилки белые,
Летят из-под пилы:
Это плотник делает
Рамы и полы.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки. (С. Баруздин) _________________________________________________
6. Измени слова скатерть, черешня, полотенце, апельсин так, чтобы они называли много предметов в родительном падеже.
Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Определи жанры и авторов произведений.
«Гадкий утёнок» _________________________________________________
«Ворона и лисица»________________________________________________
«Прощание с другом»______________________________________________
«Черёмуха» ____________________
«Заячьи лапы» ________________
8.Найди в тексте изобразительно-выразительные средства. (6 баллов)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя. А.С.Пушкин
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Сочини загадку о птице. Не называя её, опиши внешний вид, повадки, место обитания. Запиши загадку и отгадку.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Школьный тур олимпиады по русскому языку и литературному чтению
3 класс (ключ)
1. Что можно пожелать и мальчику, и девочке? Подчеркни.(1 балл)
Расти большая!
Расти большой!
Расти маленьким!
Расти большим!
Ответ: Расти большой!
2. Перед тобой фонетическая запись нескольких предложений. Запиши эти предложения буквами по правилам орфографии. (3 балла)
[пашол йа в л'эс/ на йолку в л'эс// с'ижу на йэл'и/ штоб волк'и н'и сйэл'и]
Ответ: Пошёл я в лес, на ёлку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели.
3. Подбери и запиши существительные, имеющие такую структуру:
(4 балла)
«корень+суффикс-оньк+окончание-а»
«приставка+корень+суффикс-к-+окончание –е»
«корень+окончание-и»
«корень+соединительная гласная+корень+нулевое окончание»
4. Расположи и запиши слова большой, гигантский, громадный, огромный по возрастающей степени признака (4балла)
Ответ: большой, огромный, гигантский, громадный.
5. Прочитай. Подчеркни фразеологизмы. Определи их значение.
(3 балла)
1. Но, увидев усача (Ай-ай-ай!),
Звери дали стрекача (Ай-ай-ай!),
По лесам, по полям разбежалися,
Тараканьих усов испугалися. (К. Чуковский) ____________________________________
2. Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес. (С. Маршак) _______________________________________________
3.Летят опилки белые,
Летят из-под пилы:
Это плотник делает
Рамы и полы.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки. (С. Баруздин) _________________________________________________
Ответы:1. дали стрекача – пустились наутек, поспешно убежали;
2.совал нос – вмешивался не в свое дело;
3.без сучка-задоринки – без помех, без затруднений и осложнений.
6. Измени слова скатерть, черешня, полотенце, апельсин так, чтобы они называли много предметов в родительном падеже. (4 балла)
Ответ: скатертей, черешен, полотенец, апельсинов.
7. Определи жанры и авторов произведений. (3 балла; по 1 балл за каждое правильное определение жанра и автора произведений)
«Гадкий утёнок»; _________________________
«Ворона и лисица»; ___________
«Прощание с другом» _________________
«Черёмуха» ____________________
«Заячьи лапы» ________________
Ответ:
1. Х.К. Андерсен «Гадкий утёнок»; сказка
2. И. Крылов, «Ворона и лисица»; басня
3. Г. Троепольский «Прощание с другом» отрывок из повести «Белый Бим Чёрное ухо»
4. С.Есенин «Черёмуха» ; стихотворение
5.К. Паустовский ; рассказ
8.Найди в тексте изобразительно-выразительные средства. (6баллов)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя. А.С.Пушкин
Ответ: Эпитет: вихри снежные. Сравнения: как зверь, как дитя. Метафора: буря небо мглою кроет. Олицетворения: буря завоет, заплачет
9.Сочини загадку о птице. Не называя её, опиши внешний вид, повадки, место обитания. Запиши загадку и отгадку.
Максимальное количество баллов – 7.
Общее количество баллов - 37