Ι. Постановка учебной проблемы. | Постановка проблемы слайд № 21 – Что вы можете сказать о человеке, про которого говорят: «имеет средние способности», «учится средне», «достижения – не выше среднего»? (Слово «средний» употребляется в значении «посредственный», так можно сказать о ком-то, кто не сделал ничего особенного, выдающегося.) На доске появляется запись: средний = посредственный, без особенностей – А какое значение у этого же слова во фразах: «В середине леса пролегла дорога», «попал в яблочко – в самую серёдку», «затесалась среда промеж вторника и четверга»? (Здесь слово «средний» употребляется в значении «посередине», «в центре».) На доске появляется запись: средний = посередине, в центре – Что вы заметили? (У слова «средний» много значений.) – Назовите следующую после Древнего мира историческую эпоху. (Средние века.) слайд № 22 – Посмотрите на доску. Какой вам хочется задать вопрос? Ученики могут предложить множество вариантов, например: – Какое значение слова «средние» используется в названии эпохи? – Средние века – середина истории или эпоха без особенностей, малоинтересная? Могут быть и другие вопросы, на основе которых ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему Средние века получили такое название – «средние»? слайд № 23 От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии: – Средние века были неинтересными, не было никаких особых достижений. – Средние века находились посередине, в центре Всемирной истории. Проблема: Какими были средние века? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Поиск решения проблемы. | Работа с лентой времени - Сколько всего эпох выделено учеными? - Какими по счету идут с. в? Где они находятся? - Обратите внимание на хронологию. Сколько веков она длилась? Сколько лет в веке? Сколько лет она продолжалась? Работа с картой. слайд № 24-26 - Найдите те цивилизации, которые продолжали существовать. Посмотрите, какие исчезли. А почему, как вы думаете, исчезают государства, что может послужить причиной? В чем сила государства? С чем связаны названия многих средневековых цивилизаций? О чем это говорит? Работа в группах. - Однако, вернемся к нашей проблеме. Наша с вами задача понять, какой была эта эпоха, чем отличалась и отличалась ли? - Как вы думаете, откуда историки черпают информацию, откуда они знают, что было когда-то? - Вот теперь вы должны себя немного почувствовать историками и на основе некоторых данных сделать свои выводы о с.в. Вы сейчас разделитесь на группы, каждая из которых проведет свою небольшую исследовательскую работу. Перед вами лягут фотографии объектов, имеющих прямое отношение к с.в., вы должны ответить на вопросы к этим фотографиям. Группа 1. Замки, постройки. слайд № 27 А) Какими знаниями должны были обладать люди в с.в., чтобы построить такие сооружения? Б) Как вы думаете, с какой целью они были построены? В) Отличаются ли они от современных построек, если да, то чем? Группа 2. Доспехи и оружие. слайд № 28 А) Как вы думаете легко ли было изготовить такие доспехи? Почему? Б) Кому они могли принадлежать? В) Чем оружие той эпохи отличается от современного? Группа 3. Костюмы слайд № 29 А) Рассмотрите мужские костюмы эпохи средневековья. Найдите три главных отличия от современной одежды. Б) Рассмотрите женские костюмы. Что необычного вы в них увидели? В) Можно ли по костюму определить какой перед тобой человек? Группа 4. Изобретения. слайд № 30 Рассмотрите картинки, расскажите, какие изобретения были сделаны в эпоху средневековья, используются ли они сейчас? Если да, то где? | |
ΙII. Самостоятельное применение знаний. | Замечательно, уже на основе этих данных мы может говорить о том, была ли та эпохой простой и без особенностей? Однако, это далеко не все, любая история, это история людей, когда-то живших, воевавших, страдавших и чему радующихся. Тогда полтысячелетия назад средневековое общество выглядело так, как показано в учебнике. слайд № 31 Самое главное в этой схеме было то, что ребенок наследовал профессию родителей и не мог её поменять? Как вы думаете это хорошо? А как сейчас? Сейчас я вам предложу представить себя в роли кого-нибудь из этих людей. Ваша задача : прочитать небольшое описание определенного сословия и ответить на очень простой вопрос: как им жилось, чему они радовались, чем занимались, могли ли быть у них проблемы? Воины. слайд № 32 Воины главным образом были представлены рыцарями. Рыцарем становился юноша в 14-15 лет, он приносил клятву верности тому старшему рыцарю, которому он обещался служить. Всю жизнь рыцарь воевал, сражался за своего короля, проводил время на турнирах, пирах и охотах. Богатые рыцари имели свои замки, укрепляли их, однако большая часть рыцарей была бедной и своих имений не имела. Истинный рыцарь должен был уметь танцевать, ухаживать красиво за дамой, петь и сочинять стихи. Крестьяне. слайд № 33 Это было самое многочисленное сословие. Всю свою жизнь крестьянин работал на земле, выращивал рожь, пшеницу. Так как земля принадлежала баронам, графам, королям, они были обязаны за это отдавать часть своего урожая и бесплатно выполнять разные работы в имении своего господина: чинить крышу, чистить камин , убираться в доме.. Праздников у крестьян было мало и жизнь их была очень тяжела. Горожане. слайд № 34 Основу любого города составляли ремесленники, которые делились по специальностям. Обычно ткачи, пекари, кузницы, ювелиры жили отдельно и занимали целые кварталы. У них были свои церкви, кладбища и порядки. За подделку или брак в изделии ремесленник сурово наказывался и привязывался к столбу позора. Все горожане платили налоги тому, кому принадлежал город: королю или герцогу. Духовенство (священники) слайд № 35 Всё духовенство делилось на черное и белое. К черному относились монахи, которые уходили в монастыри и всю жизнь посвящали молитвам и замаливанию грехов. Многие монастыри были очень богатыми, владели землями, крестьянами, давали приют нищим и путешественникам. Белое духовенство – это священники, чаще всего они читали проповеди простым людям, своим прихожанам. Если церковь была в небольшом городке или деревни, священник кормился за счет того, что ему приносили люди. - Как вы думаете, можно ли людей той эпохи считать лучше или хуже нас? - А теперь давайте вернемся к поставленной проблеме. слайд № 36 Синквейн 1. ___________ (кто? что?) 2. _______ , __________ (какой?) 3. _______, ______, ______. (что делал?) 4. ___________________________. 5. _________ . (кто? что?) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.) 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ТОУУ |