kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру "Средние века: время рыцарей и замков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Средние века: время рыцарей и замков

Цели: формировать представление о Средневековье; позна­комить с эпохой Средних веков, достижениями, особенностями, нормами морали.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Средние века: время рыцарей и замков"»

Тема: Средние века: время рыцарей и замков


Цели: формировать представление о Средневековье; позна­комить с эпохой Средних веков, достижениями, особенностями, нормами морали.

УУД: познавательные — самостоятельно выде­лять и формулировать познавательные цели, осознанно и про­извольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать ка­чество и уровень усвоения материала;

личностные - устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Блицопрос

• Назовите государства Древнего мира.

• Что такое иероглиф?

• В честь кого строили храмы в Древнем Египте?

• Что такое пирамиды? Кто такие фараоны?

• Что является сердцем Афин?

• Назовите знаменитую древнюю постройку в Афинах. (Пар­фенон.)

• Назовите древние постройки в Риме. (Римский форум, Пан­теон, Колизей.)


2. Тест

1. Главная площадь Рима:

а) Форум б) Капитолий в) Палатин

2. Жилище для богов в Древнем Египте:

а) храм б) саркофаг в) пирамида

3. Гробница фараона в Древнем Египте:

а) храм б) пирамида в) сфинкс

4. На берегах этой реки возникло Египетское государство:

а) Нил б) Амазонка в) Дон

5. Существо с телом льва и головой человека, охраняющее гробницы египетских фараонов:

а) Сфинкс б) Апис в) Хеопс

6. Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать:

а) Амон-Ра б) Эхнатон в) Тот

7. Холм в Афинах, где находились главные храмы города:

а) Акрополь б) Агора в) Академия

3. Индивидуальное задание. (карточка)

— Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.

Главная площадь Рима - ... (Форум). Жилище для богов в Древнем Египте — ... (храм). Гробница фараона в Древнем Египте — ... (пирами­да). Египетское государство возникло на берегу реки ... (Нил). Существо с телом льва и головой человека, охраняющее гробницы египетских фа­раонов, — ... (Сфинкс). Бог мудрости в Древнем Египте, научивший лю­дей читать и писать, — ... (Тот). Холм в Афинах, где находились главные храмы города, называется ... (Акрополь).

4. Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 3 на с. 6 рабочей тетради. (У древних египтян был солнечный кален­дарь. Новый год начинался 19 июня в день, когда на небе появлялась звезда Сириус. В Римской империи счет велся от основания Рима с 21 апреля 753г. до н. э.)

III. Самоопределение к деятельности

(У каждого на парте стихотворение.)

— Прочитайте. Добавьте в стихотворение нужное слово. (рыцарь).

— Что вы можете сказать о рыцарях? (Ответы детей.)

— Когда жили рыцари?

(Ученики затрудняются ответить на данный вопрос или от­вечают неточно.)

— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Средние века: время рыцарей и замков».)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о Средних веках.)

Хочу пригласить вас сегодня

В Средние века.

Берлин, Амстердам, Копенгаген

Возникли уже тогда.

— Предлагаю поработать сегодня по плану из следующих во­просов.

(План записан на доске.)

План работы

1. Какая эпоха в истории называется Средними веками?

2. Какие религии возникли в Средневековье?

3. Кто такие рыцари Средневековья?

4. Для чего строили замки?

5. Кто и когда изобрел книгопечатание?

— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать с учебником, тетрадью, отвечать на вопросы, рассуждать, доказывать, делать выводы, работать в группах, в парах, по плану.)

IV. Открытие нового знания.

1. Работа по учебнику.

— Что означает слово «средний»? (1) Обычно словом «средний» называют что-то посредственное, ничем не примечательное. Например, средние успехи в работе, учебе.

2) То, что находит­ся в середине чего-либо, как среда в середине рабочей недели.)

— Какое из этих значений больше подходит для определения эпохи? Почему? (Подходит второе значение, так как Средние века — это период между Древним миром и Новым временем.)

— Какая же эпоха в истории называется Средними веками? (Предположения детей.)

— Где мы можем найти ответ на этот вопрос? (В книге, в учеб­нике.)

— Прочитаем текст на с. 15. (Ученики читают текст.)

— Что вы узнали о Средневековье? (Ответы детей.) (Учитель делает дополнения. См. дополнительный материал к уроку.)

— Постараемся ответить на второй вопрос: какие религии воз­никли в Средневековье?

С развитием общества изменились и верования людей. По­явились новые боги, старых забывали. Многобожие, или полите­изм, уступало место единобожию — монотеизму. Это было связано с экономическим развитием общества и изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграли и географическое положе­ние стран, их связи друг с другом. Все шире стали распространять­ся следующие мировые религии.

— Какие? И вновь обратимся к учебнику. (В Средневековье распространяются мировые религии: иудаизм, христианство, ислам и буддизм.)

— Как назывались здания для молитв? (У христиан — церкви, соборы; у мусульман — мечети; у буддистов — храмы; у иудаистов синагога.)

Христианство появилось в I в. в восточной провинции Рим­ской империи — Палестине, где была распространена религия древних иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа как Богочелове­ка и Спасителя мира. Главный источник вероучения — Священное Писание (Библия).

Ислам — тоже одна из мировых религий. Это слово по-арабски означает «покорность». Ислам возник в Аравии в VII в. Основал его пророк Мухаммед. Последователи религии — их называют му­сульманами — поклоняются единому Богу, Аллаху. Основы учения изложены в священной книге мусульман — Коране.

Раньше всех этих религий возник буддизм. Это было в Ин­дии, в V—VI вв. до н. э. Имя Будда получил основатель религии Сиддхартха Гаутама, достигший состояния высшего духовного со­вершенства. Будде поклоняются народы Юго-Восточной и Цен­тральной Азии, отчасти Средней Азии и Сибири.

Иудаизм — вера в единого Бога. Названа по имени одного из родоначальников евреев Иуды.

2. Работа в группах

— Следующий вопрос — о рыцарях. Какого человека вы се­годня назвали бы рыцарем? (Рыцарь — это смелый, верный своему долгу, благородный, самоотверженный, безупречный человек.)

— Вы правы. А вот какие были рыцари в Средневековье, вы узнаете, прочитав текст «Рыцари Средневековья». Здесь же вы найдете ответ на следующий вопрос о замках.

(См. дополнительный материал к уроку. У каждой группы рас­печатан текст. Ученики читают его и формулируют 2—3 вопроса другим группам.)

V. Физпауза.

VI. Продолжение работы по теме.

— Главным изобретением в Средневековье было книгопеча­тание. Прочитайте текст на с. 20 учебника.

— Кто открыл способ, как можно быстрее и легче создавать книги? (Этот способ открыл немец Иоганн Гутенберг.)

VII. Применение новых знаний

1— Выполним задания 2, 3 на с. 8. (Работа в парах. Коллективная проверка.)

2. Творческие задания (на выбор)

1. Представьте себя рыцарем, живущим в старинном замке. Расскажите, каким вы представили себе замок. Чем занимались обитатели замка? Вам нужно принять гостей в своем замке. Как же вы будете развлекать их?

2. Какие знаки могли бы стать символами Средневековья? Нарисуйте. Обоснуйте свой рисунок.

3. Представьте себя участниками рыцарского турнира. Опи­шите его. Воспользуйтесь иллюстрацией на с. 19 учебника.

4. А сейчас представьте, что вы готовитесь стать рыцарем. Для этого вам необходимо придумать свой девиз и герб. Будьте вни­мательны. Подумайте о том, что и каким цветом вы изобразите.

3. Работа с загадками.

4. Викторина.

1. Как ученые узнают о жизни людей в Средневековье? (В Средневековье были напечатаны первые книги.)

2. Как изменился облик Европы за время эпохи Средневеко­вья? (Было построено множество замков, церквей, соборов, мечетей, храмов. Некоторые сохранились до наших дней.)

3. Как назывались здания для молитв? (Христианские церкви и соборы, мусульманские мечети, буддистские храмы.)

4. Кто такой рыцарь Средневековья? (Воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом.)

5. Для чего строили замки? (Замки служили надежной защитой.)

6. Где строили замки? (Их воздвигали на высоком холме, обры­вистом утесе, острове посреди реки.)

7. Какие укрепительные сооружения были у замков? (Замки были окружены глубоким рвом с водой. У ворот был подъемный мост. В жилище вели тяжелые дубовые ворота, окованные железом. Вход в замок преграждала металлическая решетка с острыми зубьями наверху)

8. Удобное ли было это жилище? (Жилище было не очень удоб­ным. Стекол в окнах не было. В замке было холодно, сыро, сквозняки гуляли по комнатам и коридорам.)

9. Чем занимались обитатели замка? (Женщины занимались рукоделием, хозяин охотился, принимал гостей, устраивали рыцарские турниры.)

10. Кто первым создал печатную книгу? (Немец Иоганн Гутен­берг.)

11. Что он предложил использовать? (Разборный шрифт.)

12. Как назывались металлические буквы? (Литеры.)

13. Какой год считается годом рождения книгопечатания? (1445 г.)

VIII. Подведение итогов урока

— Посмотрите на план. На все ли вопросы плана мы нашли ответ?

— Достигли поставленной цели?

(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 21 учеб­ника.)

— Какой вывод можем сделать? (Эпоха Средних веков остави­ла будущим поколениям опыт, достижения, внесла большой вклад в развитие всего человечества.)

IX. Рефлексия

— Что показалось на уроке наиболее интересным?

— Где можно применить новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать? Какие трудности возникли в работе?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Я благодарю вас за сегодняшний урок и в знак благодарности приготовила для вас иллюстрации рыцарей, которые вы можете раскрасить дома. Будьте смелыми, отважными, честными, защи­щайте свою семью и Родину.

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 15—21 учебника.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру "Средние века: время рыцарей и замков"

Автор: Ельманова Камила Джумаевна

Дата: 05.11.2017

Номер свидетельства: 436993

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект  урока окружающего мира по теме "Средние века -время рыцарей и замков" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-sriedniie-vieka-vriemia-rytsariei-i-zamkov"
    ["file_id"] => string(6) "120525"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413731016"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока по предмету "Окружающий мир" на тему "Средние века: время рыцарей и замков""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_priedmietu_okruzhaiushchii_mir_na_tiemu_sriedniie_vieka_vriem"
    ["file_id"] => string(6) "357494"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478794691"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Страницы всемирной истории". Технология ТОГИС "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-stranitsy-vsiemirnoi-istorii-tiekhnologhiia-togis"
    ["file_id"] => string(6) "220470"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434642185"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства