Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Средние века: время рыцарей и замков"»
Тема: Средние века: время рыцарей и замков
Цели: формировать представление о Средневековье; познакомить с эпохой Средних веков, достижениями, особенностями, нормами морали.
УУД: познавательные — самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
коммуникативные- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
личностные - устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Блицопрос
• Назовите государства Древнего мира.
• Что такое иероглиф?
• В честь кого строили храмы в Древнем Египте?
• Что такое пирамиды? Кто такие фараоны?
• Что является сердцем Афин?
• Назовите знаменитую древнюю постройку в Афинах. (Парфенон.)
• Назовите древние постройки в Риме. (Римский форум, Пантеон, Колизей.)
2. Тест
1. Главная площадь Рима:
а) Форумб) Капитолий в) Палатин
2. Жилище для богов в Древнем Египте:
а) храмб) саркофаг в) пирамида
3. Гробница фараона в Древнем Египте:
а) храм б) пирамидав) сфинкс
4. На берегах этой реки возникло Египетское государство:
а) Нилб) Амазонка в) Дон
5. Существо с телом льва и головой человека, охраняющее гробницы египетских фараонов:
а) Сфинксб) Апис в) Хеопс
6. Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать:
а) Амон-Ра б) Эхнатон в) Тот
7. Холм в Афинах, где находились главные храмы города:
а) Акропольб) Агора в) Академия
3. Индивидуальное задание. (карточка)
— Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.
Главная площадь Рима - ... (Форум). Жилище для богов в Древнем Египте — ... (храм). Гробница фараона в Древнем Египте — ... (пирамида). Египетское государство возникло на берегу реки ... (Нил). Существо с телом льва и головой человека, охраняющее гробницы египетских фараонов, — ... (Сфинкс). Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать, — ... (Тот). Холм в Афинах, где находились главные храмы города, называется ... (Акрополь).
4. Работа в парах
— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 3 на с. 6 рабочей тетради. (У древних египтян был солнечный календарь. Новый год начинался 19 июня — в день, когда на небе появлялась звезда Сириус. В Римской империи счет велся от основания Рима с 21 апреля 753г. до н. э.)
III. Самоопределение к деятельности
(У каждого на парте стихотворение.)
— Прочитайте. Добавьте в стихотворение нужное слово. (рыцарь).
— Что вы можете сказать о рыцарях? (Ответы детей.)
— Когда жили рыцари?
(Ученики затрудняются ответить на данный вопрос или отвечают неточно.)
— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Средние века: время рыцарей и замков».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о Средних веках.)
Хочу пригласить вас сегодня
В Средние века.
Берлин, Амстердам, Копенгаген
Возникли уже тогда.
— Предлагаю поработать сегодня по плану из следующих вопросов.
(План записан на доске.)
План работы
1. Какая эпоха в истории называется Средними веками?
2. Какие религии возникли в Средневековье?
3. Кто такие рыцари Средневековья?
4. Для чего строили замки?
5. Кто и когда изобрел книгопечатание?
— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать с учебником, тетрадью, отвечать на вопросы, рассуждать, доказывать, делать выводы, работать в группах, в парах, по плану.)
IV. Открытие нового знания.
1. Работа по учебнику.
— Что означает слово «средний»? (1) Обычно словом «средний» называют что-то посредственное, ничем не примечательное. Например, средние успехи в работе, учебе.
2) То, что находится в середине чего-либо, как среда в середине рабочей недели.)
— Какое из этих значений больше подходит для определения эпохи? Почему? (Подходит второе значение, так как Средние века — это период между Древним миром и Новым временем.)
— Какая же эпоха в истории называется Средними веками? (Предположения детей.)
— Где мы можем найти ответ на этот вопрос? (В книге, в учебнике.)
— Прочитаем текст на с. 15. (Ученики читают текст.)
— Что вы узнали о Средневековье? (Ответы детей.) (Учитель делает дополнения. См. дополнительный материал к уроку.)
— Постараемся ответить на второй вопрос: какие религии возникли в Средневековье?
С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию — монотеизму. Это было связано с экономическим развитием общества и изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграли и географическое положение стран, их связи друг с другом. Все шире стали распространяться следующие мировые религии.
— Какие? И вновь обратимся к учебнику. (В Средневековье распространяются мировые религии: иудаизм, христианство, ислам и буддизм.)
— Как назывались здания для молитв? (У христиан — церкви, соборы; у мусульман — мечети; у буддистов — храмы; у иудаистов — синагога.)
Христианство появилось в I в. в восточной провинции Римской империи — Палестине, где была распространена религия древних иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира. Главный источник вероучения — Священное Писание (Библия).
Ислам — тоже одна из мировых религий. Это слово по-арабски означает «покорность». Ислам возник в Аравии в VII в. Основал его пророк Мухаммед. Последователи религии — их называют мусульманами — поклоняются единому Богу, Аллаху. Основы учения изложены в священной книге мусульман — Коране.
Раньше всех этих религий возник буддизм. Это было в Индии, в V—VI вв. до н. э. Имя Будда получил основатель религии Сиддхартха Гаутама, достигший состояния высшего духовного совершенства. Будде поклоняются народы Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти Средней Азии и Сибири.
Иудаизм — вера в единого Бога. Названа по имени одного из родоначальников евреев Иуды.
2. Работа в группах
— Следующий вопрос — о рыцарях. Какого человека вы сегодня назвали бы рыцарем? (Рыцарь — это смелый, верный своему долгу, благородный, самоотверженный, безупречный человек.)
— Вы правы. А вот какие были рыцари в Средневековье, вы узнаете, прочитав текст «Рыцари Средневековья». Здесь же вы найдете ответ на следующий вопрос о замках.
(См. дополнительный материал к уроку. У каждой группы распечатан текст. Ученики читают его и формулируют 2—3 вопроса другим группам.)
V. Физпауза.
VI. Продолжение работы по теме.
— Главным изобретением в Средневековье было книгопечатание. Прочитайте текст на с. 20 учебника.
— Кто открыл способ, как можно быстрее и легче создавать книги? (Этот способ открыл немец Иоганн Гутенберг.)
VII. Применение новых знаний
1— Выполним задания 2, 3 на с. 8. (Работа в парах. Коллективная проверка.)
2. Творческие задания (на выбор)
1. Представьте себя рыцарем, живущим в старинном замке. Расскажите, каким вы представили себе замок. Чем занимались обитатели замка? Вам нужно принять гостей в своем замке. Как же вы будете развлекать их?
2. Какие знаки могли бы стать символами Средневековья? Нарисуйте. Обоснуйте свой рисунок.
3. Представьте себя участниками рыцарского турнира. Опишите его. Воспользуйтесь иллюстрацией на с. 19 учебника.
4. А сейчас представьте, что вы готовитесь стать рыцарем. Для этого вам необходимо придумать свой девиз и герб. Будьте внимательны. Подумайте о том, что и каким цветом вы изобразите.
3. Работа с загадками.
4. Викторина.
1. Как ученые узнают о жизни людей в Средневековье? (В Средневековье были напечатаны первые книги.)
2. Как изменился облик Европы за время эпохи Средневековья? (Было построено множество замков, церквей, соборов, мечетей, храмов. Некоторые сохранились до наших дней.)
3. Как назывались здания для молитв? (Христианские церкви и соборы, мусульманские мечети, буддистские храмы.)
4. Кто такой рыцарь Средневековья? (Воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом.)
5. Для чего строили замки? (Замки служили надежной защитой.)
6. Где строили замки? (Их воздвигали на высоком холме, обрывистом утесе, острове посреди реки.)
7. Какие укрепительные сооружения были у замков? (Замки были окружены глубоким рвом с водой. У ворот был подъемный мост. В жилище вели тяжелые дубовые ворота, окованные железом. Вход в замок преграждала металлическая решетка с острыми зубьями наверху)
8. Удобное ли было это жилище? (Жилище было не очень удобным. Стекол в окнах не было. В замке было холодно, сыро, сквозняки гуляли по комнатам и коридорам.)
9. Чем занимались обитатели замка? (Женщины занимались рукоделием, хозяин охотился, принимал гостей, устраивали рыцарские турниры.)
10. Кто первым создал печатную книгу? (Немец Иоганн Гутенберг.)
11. Что он предложил использовать? (Разборный шрифт.)
12. Как назывались металлические буквы? (Литеры.)
13. Какой год считается годом рождения книгопечатания? (1445 г.)
VIII. Подведение итогов урока
— Посмотрите на план. На все ли вопросы плана мы нашли ответ?
— Достигли поставленной цели?
(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 21 учебника.)
— Какой вывод можем сделать? (Эпоха Средних веков оставила будущим поколениям опыт, достижения, внесла большой вклад в развитие всего человечества.)
IX. Рефлексия
— Что показалось на уроке наиболее интересным?
— Где можно применить новые знания?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать? Какие трудности возникли в работе?
— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)
Я благодарю вас за сегодняшний урок и в знак благодарности приготовила для вас иллюстрации рыцарей, которые вы можете раскрасить дома. Будьте смелыми, отважными, честными, защищайте свою семью и Родину.