Урок окружающего мира по теме
"Средние века: время рыцарей и замков"
Цели:
сформировать представление о Средневековье; познакомить с эпохой Средних веков, достижениями, особенностями, нормами морали.
Формируемые УУД: познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; личностные - устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
Хочу пригласить вас сегодня
В Средние века.
Берлин, Амстердам, Копенгаген
Возникли уже тогда.
II. Проверка домашнего задания
Мы с вами продолжаем путешествие по страницам всемирной истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны быть внимательными, любознательными и собранными.
- Ребята, а давайте вспомним, что такое история?
(История- это наука о прошлом. История изучает, как жили разные народы, какие происходили события)
- На прошлом уроке мы с вами совершали путешествие в Древний Египет, Грецию и Рим, поэтому вам сейчас предстоит вспомнить про мир древности и ответить на вопросы .
Ну что справились? Хорошо, чтобы отправиться в новую историческую эпоху, вам предстоит разгадать кроссворд.
1) Эта наука изучает, как жили разные люди. (история)
2) Эту науку называют “наукой лопаты”. (археология)
3) Эти люди жили сообща, группами, не умели говорить. (первобытные)
4)Этот бог изображался человеком с головой птицы. (Ра)
5) Как звали бога воды, изображённого в виде человека с головой крокодила (Себек
6) Как звали бога мудрости, счёта и письма. (Тот)
7) Как звали людей, которые считали священными льва, крокодила, скорпиона, жука-скоробея. (египтяне)
8) Примерно 5 тысяч лет назад на берегах этой реки возникло Египетское царство. (Нил)
9) Как назывались гробницы царей Египта? (пирамиды)
10) Существо с телом льва и головой человека, охранявшей гробницы египетских фараонов (сфинкс)
11) Самый знаменитый храм Акрополя (Парфенон)
12) При извержении этого вулкана город Помпеи был погребён под толстым слоем пепла. (Везувий)
13) Как назывался холм в Афинах, где находились главные храмы города. (Акрополь)
Прочитайте, пожалуйста, слово, которое у нас получилось
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
III. Изучение нового материала.
-Прочитайте стихотворение. Добавьте нужное слово.
-Что вы можете сказать о рыцарях?
-Когда жили рыцари?
Прочитайте тему урока. Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
( Узнать о Средних веках).
-Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать с учебником, тетрадью, отвечать на вопросы, рассуждать, делать выводы, работать в группах).
Открытие новых знаний
– Что вы можете сказать о человеке, про которого говорят: «имеет средние способности», «учится средне», «достижения – не выше среднего»? (Слово «средний» употребляется в значении «посредственный», так можно сказать о ком-то, кто не сделал ничего особенного, выдающегося.)
На доске появляется запись:
средний = посредственный, без особенностей
– А какое значение у этого же слова во фразах: «В середине леса пролегла дорога», «попал в яблочко – в самую серёдку»? (Здесь слово «средний» употребляется в значении «посередине», «в центре».)
На доске появляется запись:
средний = посередине, в центре
– Что вы заметили? (У слова «средний» много значений.)
– Назовите следующую после Древнего мира историческую эпоху. (Средние века.)
– Посмотрите на доску. Какой вам хочется задать вопрос?
Ученики могут предложить множество вариантов, например:
– Какое значение слова «средние» используется в названии эпохи?
– Средние века – середина истории или эпоха без особенностей, малоинтересная?
Могут быть и другие вопросы, на основе которых ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока:
Почему Средние века получили такое название – «средние»?
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии:
– Средние века были неинтересными, не было никаких особых достижений.
– Средние века находились посередине, в центре Всемирной истории.
Можно записать и другие интересные предположения учеников.
-– Давайте вернёмся к ленте времени Всемирной истории . Сколько всего исторических эпох выделено учёными? (5) На каком месте находится эпоха Средних веков? (Третья по счету, в середине.)
– Какая версия подтверждается этим фактом? (Средние = посередине)
На доске под этой версией ставим знак «+».
Сегодня нам предстоит совершить путешествие в эпоху Средневековья.
Тема урока “Средние века: время рыцарей и замков»
- Какие учебные задачи вы поставите перед собой? (учащиеся ставят УЗ)
Цель урока: получить представление о Средневековье и узнать, о жизни Средневековья.
-А сейчас закройте глаза, представьте, что мы с вами переносимся в далекое, далёкое прошлое, во времена Средневековья.
Итак, мы перенеслись в Средневековье.
- Как вы думаете, почему появились эти картинки? (ответы детей)
Именно все эти предметы появились в средние века. Этот период продолжался тысячу лет с конца V века до конца XVвека.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ V ВЕК-XVВЕК
Началом Средневековья принято считать 476 год. Многое изменилось в жизни людей в средние века. Люди стали больше обрабатывать земли и собирать большие урожаи. В Европе стали выращивать растения, - которых раньше не знали: рис, чай и кофе, картофель, апельсины, помидоры. В средние века у людей появилась фарфоровая посуда, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Мореплаватели открыли Америку и Австралию. Образовались многие города: Берлин, Амстердам, Москва, которые существуют и поныне.
IV. Работа по группам.
1 группа «Исследователи религий»: Христианство. Ислам. Буддизм.
2 группа «Рыцари»: Кто такие рыцари? Кому подчинялись рыцари? Как выглядели рыцари? Чем занимались рыцари?
3 группа «Исследователи замков»: Для чего и как строились замки? Как устроены замки внутри?
Отчет исследовательских групп.
1 группа «Исследователи религий» (слайд18-21)
Во все времена люди старались осмыслить то, что их окружало, понять себя, человеческую жизнь и смерть. Люди невольно очеловечивали природу. Им казалось, что она полна каких-то таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей. Поклоняясь этим силам, люди устанавливали правила жизни. Так появились традиции, обряды, ритуалы.
С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию – монотеизму. Это было связано с экономическим развитием общества и изменениями в образе жизни людей.
В Средневековье распространяется христианство, возникает ислам и буддизм.
Христианство – по всей Европе, ислам – на Ближнем Востоке у арабов, буддизм – в Индии, Китае, Японии.
В христианстве – церкви, соборы. В исламе – мусульманские мечети. В буддизме – буддистские храмы.
Учащиеся рассматривают иллюстрации на с. 16, 17 учебника, сравнивают христианский собор, мусульманскую мечеть и буддистский храм.
Христианство появилось в I веке в восточной провинции Римской империи – Палестине, где была распространена религия древних иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира. Главный источник вероучения – Библия.
Ислам (это слово по-арабски означает «покорность») возник в Аравии в VII веке. Основал его пророк Мухаммед. Последователи религии, мусульмане, поклоняются единому Богу – Аллаху. Основы учения изложены в священной книге мусульман – Коране.
Раньше возник буддизм. Это было в Индии, в V–VI вв. до нашей эры. Имя Будда получил основатель религии Сиддхартха Гаутама, достигший состояния высшего духовного совершенства.
- Ребята, а как вы думаете, русские люди придерживаются какой веры? (христианство)
- Почему? (многие люди верят в бога, посещают церкви, живут в Европе)
Молодцы! Правильно!
Физминутка
Именно из Средневековья пришло к нам прекрасное слово рыцарь.
- Подумайте и скажите, какого человека вы сегодня назвали бы рыцарем?
“Рыцарь-это смелый, благородный человек. Рыцарь - это самоотверженный, безупречный человек”. (С.И. Ожегов Словарь русского языка).
*Вы правы в наше время рыцарем можно назвать благородного, смелого, безупречного человека. А в средние века - это тяжеловооруженный конный воин, для которого считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине.
2 группа «Рыцари»
Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник». Рыцарями могли быть только люди «благородного» происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы.
Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений – герцогов, графов, баронов.
Для того чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами (личными слугами) знатных феодалов (землевладельцев) или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось необязательным.
Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец вез доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие.
И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев и, конечно, прекрасных дам. Посвящаемый в рыцари должен был встать на колени перед самым знатным из гостей. Тот наносил будущему рыцарю удар ладонью по затылку или щеке.
А чтобы в мирное время не притупилось их военное искусство, рыцари участвовали в специально организованных военных состязаниях, которые назывались турнирами. На турнире два рыцаря скакали навстречу друг другу верхом на конях и, нанося удары длинными копьями, старались выбить противника из седла.
Рыцарь обычно носил ленту, эмблему или платок своей возлюбленной дамы. Это был ее знак. Если рыцарь побеждал, он приносил славу не только себе, но и даме.
- А как вы думаете, где жили рыцари в те далёкие времена? (в замках)
- А каким вы себе представляете замок рыцаря? (ответы учащихся)
3 группа «Исследователи замков»
Главной причиной строительства замков стала феодальная система. Стремясь увеличить размеры владения, феодалы нередко нападали на территорию ближнего или дальнего соседа. И конечно же, соседи тоже не оставались в долгу. Потому-то и приходилось господам превращать свои дома в неприступные крепости.
Замок – это дворец и крепость феодала. Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии возводились в хорошо защищенных местах: главная башня окружалась валами, рвами, стенами. Суровые, мощные замки с 11–12 вв. становятся более живописными, свободными по планировке, с 13-14 вв. превращаются в сложные комплексы построек и, наконец, в дворцовые ансамбли.
Замки знати представляли собой не очень удобные жилища. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника. Короли и знать строили себе замки для защиты от врагов. А занимались жители замка следующим: Женщины - рукоделием, хозяин охотился, принимал гостей, устраивались рыцарские турниры.
V. Работа с учебником.
– Можем ли мы сказать, что эпоха Средних веков – посредственная, без особенностей, что в эти времена ничего интересного не происходило? (Нет, произошло много изменений.)
– Какая версия опровергается теми сведениями, которые вы добыли .? (Апровергается версия, что Средние века – посредственные.)
На доске под этой версией ставим знак «-».
. В конце этой работы также должен прозвучать вывод, что эпоху Средних веков нельзя назвать неинтересной, посредственной. Многое из того, чем мы пользуемся сейчас, пришло к нам из этой эпохи. . Решите филворд и вы узнаете, что изобрели люди в Средневековье.
(В филворде слова читают по горизонтали, вертикали, вправо, влево. Здесь слова не пересекаются.)
Учащиеся читают слова: пуговицы, мыло, очки, часы, порох, вилки.
Учитель. Верно. Все эти вещи появились в Средние века. Но главным изобретением было книгопечатание. Прочитайте текст на с. 20 учебника.
Учитель. Кто открыл способ, как быстрее и легче создать книги?
Ученики. Этот способ открыл немец Иоганн Гутенберг.
– Мы выяснили, что Средние века были очень интересной эпохой. В чём ещё была её особенность?
В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее.
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему Средние века получили такое название «средние»?)
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что эпоха Средних веков получила свое название из-за расположения в середине ленты времени Всемирной истории. Она оставила нам множество достижений, изобретений, памятников архитектуры.
Знакомясь со временами Средневековья, мы много узнали. Но на этом наше путешествие по страницам истории не заканчивается. На следующем уроке мы вместе с отважными путешественниками отправимся в далёкое плавание к берегам Америки.
VI. Домашнее задание
1) стр.15-19, пересказ
2) нарисовать каким ты представляешь себе средневекового рыцаря
VII. Итог урока.
- В какой исторической эпохе мы побывали?
- Что узнали о Средневековье?
- Что по–вашему, было интересным на уроке?
- Хотели ли бы вы жить в эпоху Средневековья?
- Почему?
- Оцените свою работу на уроке, кто очень хорошо потрудился? Кому надо быть активнее?
Молодцы! Урок окончен, спасибо за работу.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?