kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока - проекта по окружающему миру "Средние века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: определить характерные черты эпохи Средних веков, формировать представление об образе жизни рыцарства, как одного из господствующих сословий Европы.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока - проекта по окружающему миру "Средние века"»

Тема урока: Средние века.

Основная цель урока:

Определить характерные черты эпохи Средних веков, формировать представление об образе жизни рыцарства, как одного из господствующих сословий средневековой Европы.

Задачи урока:

1) обучающая – сформировать представление о рыцарях, их занятиях, образе жизни, познакомить с понятиями “рыцарь”, “геральдика”;

2) развивающая –развивать устную речь, творческое мышление, познавательный интерес и познавательную активность; творческие способности учащихся, через создание геральдической символики рыцарей Средних веков, расширять кругозор учащихся;

3) воспитывающая – воспитывать интерес и любовь к истории, положительные качества: храбрость, мужество, благородство, любовь к Родине.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

личностные результаты:

учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

предметные результаты:

создание условий для формирования представления об эпохе средневековье, рыцарях, их занятиях, образе жизни.

метапредметные результаты:

регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, понимание и сохранение учебной цели и задач.

Осуществление самоконтроля.

познавательные: умение выделять существенную информацию, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта,анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и самооценка процесса и результатов деятельности.

коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей.

Оборудование: презентация, карточки для проверки д/з, макеты замков, образцы гербов, рисунки.

Техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

I Орг. момент

Наш урок необычен тем, что у нас много гостей. Поприветствуйте их, улыбнитесь друг другу.


Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать. (Слайд 2)


– Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового и интересного.

Внутренняя позиция

школьников.

ІІ. Aктуализация полученных знаний

Для того чтобы наш урок был успешным, нам необходимо

привести в систему ваши знания об изученных исторических эпохах.


—Предлагаю провести это в виде игры «Верно ли это?». На своих партах вы видите листы с нумерацией от одного до пяти. Если вы соглашаетесь с моим утверждением—ставите знак «+», не согласны—знак «-».


1. История первобытного мира – самая длинная в истории человечества. (+)

2. Первобытный мир называют «детством человечества». (+)

3. Первобытная мораль: нельзя делать зла всем людям, независимо от того, представителями какого рода и племени они являются. (-)

4. Древний мир – эпоха рождения первых цивилизаций.(+)

5. В Древней Греции в 74 году до новой эры произошло восстание рабов под предводительством Спартака.(-)

Самопроверка. (На доске правильные ответы) (Слайд 3)

Оцените свою работу.

Мотивационная основа учебной деятельности;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Умение строить логические рассуждения, высказывать свое мнение, выдвигать гипотезы, делать выводы

III Постановка учебной проблемы.
























































Защита проектов.

– Что вы можете сказать о человеке, про которого говорят: «имеет средние способности», «учится средне», «достижения – не выше среднего»?



(Слово «средний» употребляется в значении «посредственный», так можно сказать о ком-то, кто не сделал ничего особенного, выдающегося.)


На доске появляется запись:

средний = посредственный, без особенностей (Слайд 4)


– А какое значение у этого же слова во фразах: «В середине леса пролегла дорога», «попал в яблочко – в самую серёдку», «затесалась среда промеж вторника и четверга»? (Здесь слово «средний» употребляется в значении «посередине», «в центре».)


На доске появляется запись:

средний = посередине, в центре (Слайд 4)


– Что вы заметили? (У слова «средний» много значений.)


Обратимся к словарю. Учащиеся зачитывают определение слова «средний».


Какая же эпоха следующая?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Средние века.

Работа по ленте времени. (Слайд 5)


- Вы что-нибудь знаете об этой эпохе?


(чтение на фоне музыки)

Иные люди, иные времена…

Всё это, безусловно, интересно.

Все говорят про Средние века,

Мы приоткроем тайные завесы.


– Посмотрите на доску. (Слайд 6)

Какой вам хочется задать вопрос?

В каком значении слово “средние” используется в названии эпохи?

Средние века – это середина истории или эпоха без особенностей, малоинтересная?


Давайте сформулируем вопрос или проблему урока: “Почему период назвали Средние века?”

– Средние века были не интересны, без особых достижений.

– Средние века находились посередине, в центре всемирной истории.

(Ученики могут предложить множество вариантов, например:

– Какое значение слова «средние» используется в названии эпохи?

– Средние века – середина истории или эпоха без особенностей, малоинтересная?

- Почему Средние века получили такое название – «средние»?)


Выдвижение гипотез: (Слайд 7)


1.Средние века были не интересны, без особых достижений.

2.Средние века находились посередине, в центре всемирной истории.


Чтобы проверить данные гипотезы, вы были разделены на группы постоянного состава.

1. Исследователи рыцарей.

2. Исследователи гербов.

3. Исследователи замков.


Проект группы «Исследователи рыцарей». (Слайд 8)

Наша группа искала информацию о рыцарях.

Мы составили план своей работы.

План.

1.Кто такой рыцарь?

2.Подготовка к военной службе.

3.Обязанности рыцаря.

4.Вооружение рыцаря.

5. Облачение рыцаря.

6.Турниры.


Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово – рыцарь!! (Слайд 9)

Когда-то в средние века

Повсюду жили рыцари,

И жизнь была их нелегка

В тяжелой амуниции.

Гордились рыцари собой,

Мечами и доспехами.

Играли рыцари с судьбой

И на турниры ехали…


Сообщение учащегося.

Слово «рыцарь первоначально означало «всадник». Рыцарями могли быть только люди благородного происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы.

Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей хозяев больших земельных владений герцогов, графов, баронов.

Для того, чтобы стать настоящим воином – рыцарем, требовалось много времени и сил.

К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики покидали родительский дом и становились личными слугами знатных феодалов или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось не обязательным.

Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем.

В семь лет, оставив отчий дом,

Покинув, мать, отца,

Малыш пошел служить пажом,

Слугою стал тогда.

Его наукам обучали,

Учили петь и танцевать,

Учили правильно стрелять,

Верхом скакать, копье метать.

Прошли года, подрос малыш,

Ему уже 15.

Дорога в рыцари трудна:

Пришлось ему в боях сражаться.

И только храбрость проявив,

Мог рыцарем он стать,

И кодекс чести рыцаря

Уже не запятнать.

(Слайд 10)

В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец нёс доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие.

И только после нескольких лет службы, отличившихся в боях оруженосцев, посвящали в рыцари. (Слайд 11)Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев и конечно, прекрасных дам. Посвящаемый в рыцари должен был встать на колени перед знатным из гостей. Тот наносил будущему рыцарю удар ладонью по затылку или по щеке.


Мы рассмотрели вооружение рыцаря. (Слайд 12)

- Вооружение рыцаря состояло, прежде всего, из щита. (Слайд 13) Щиты делали из кожи, наружная сторона нередко украшалась гербом владельца, изображением

единорога, дракона, льва. Они надежно укрывали от стрел и помогали отбивать

удары противника.

- Основным наступательным оружием рыцаря было длинное копье – до 4,5

метров. (Слайд 14)Помимо копья рыцарь был вооружен железным мечом. Мечам давали

прозвища, их передавали по наследству, о них складывались легенды.

- Оружие хранилось висящим на стенах замка. Его приходилось часто чистить

из-за закопченности от свечей и факелов.


Мы внимательно изучили, облачение рыцарей.

Облачение рыцаря. (Слайд 15)

- Чтобы в бою защитить своё тело, рыцари облачались в доспехи: латы (доспехи из целых металлических пластин), шлем; в руках меч и щит.

- (Слайд 16)Доспехи нужны были не только для военных походов, но и для демонстрации своей силы, мужества и чести перед прекрасными дамами на рыцарских турнирах.

- (Слайд 17)Тело рыцаря прикрывала особая рубаха, сплетенная из прочных стальных колечек – кольчуга. Из стальных колец изготавливали чулки и перчатки. Кольчуга спасала в бою, но чтобы укрыться от непогоды и лучей солнца, приходилось сверху надевать длинную рубаху – сюрко. Достоинством кольчуги была ее подвижность и прочность. Доспехами стали покрывать даже коней.

- Завершал облачение рыцаря шлем. Голову закрывал капюшон, подбитый

мягкой материей, а шлем надевали поверх него. (Слайд 18)


Отличительной чертой рыцарей было нанесение на одежду и вооружение

фамильных гербов, по цвету которых и по изображению на них определялась не

только фамильная принадлежность, но и характер рыцаря. (Слайд 19)


Так на заре рыцарства выглядел благородный искатель приключений.


В ходе исследования у нас возник вопрос:

- А зачем рыцарям было необходимо такое тяжелое облачение и вооружение?

Рыцарям тяжелое облачение и вооружение было необходимо для защиты своей жизни, своих владений, для ведения войн.

А чтобы в мирное время не потерять навыки военного искусства, рыцари участвовали в специально организованных военных состязаниях, которые назывались турнирами. (Слайд 20)

На турнире два рыцаря скакали навстречу друг другу верхом на конях и, нанося удары длинными копьями, старались выбить противника из седла.

Затем они брались за мечи.

Турнир продолжался в течение 2 дней. В 1-ый день рыцари участвовали в личных соревнованиях. На полном скаку нужно было выбить противника из седла специальным копьем. Победитель выбирал королеву турнира. Во 2 день рыцари участвовали в командных соревнованиях, разбившись на две группы во главе с двумя сильнейшими по итогам 1дня.

Но самый большой интерес зрителей вызывали пешие бои (Слайд 21). По окончании турнира назывались имена победителей и раздавались награды.

В мирное время рыцари охотились, участвовали в турнирах.

- Охота была самым обыкновенным и почти единственным занятием

владельцев в мирное время. Они проводили в лесах по целым неделям.

-Оцените свою работу.

-Оцените работу своих товарищей.

Физминутка. (Слайд 22)

Плывя по “ленте времени”,

От древности до наших дней,

Мы видим славных рыцарей,

И замки, и коней.

Тишина стоит вокруг,

Вышли рыцари на круг,

Шлем одев, закрыв забрало,

Выхватив из ножен меч,

Стал рубить врага он с плеч,

После боя, славный рыцарь,

Положив и щит, и меч,

Сделав вдох и выдох длинный,

Отдохнуть решил присесть.


Проект группы «Исследователи гербов». (Слайд 23)

Нашей группе досталось одно из самых интересных исследований. В ходе своей работы мы обратили внимание и на девизы рыцарей. Вот некоторые из них:

(Слайд 24)

«Лучше умереть, чем посрамиться!»,

«Бог, честь, Отчизна!»

«Исполнить или умереть!»,

«Иду своей дорогой!»


Но основной целью нашей работы было рассмотреть флаги и гербы рыцарей.

Рассмотрим рисунок, на котором представлены некоторые гербы.


В геральдике, дисциплине изучающей гербы, каждый цвет имеет свое значение.


Значение цветов в геральдике: (Слайд 25)


Золото - король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.


Серебро - символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.


Красный - символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.


Лазурь - символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.


Зелень - символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую трав.


Чёрный - символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.


Кроме цветового обозначения на гербах использовались изображения животных и растений.


Рассмотрим основные изображения на гербах.( Слайд 26)


Лев - царь зверей, а также его разновидность - леопард, был одним из старейших и самых популярных геральдических символов.


Орёл - царь птиц. Наравне со львом он является старейшим и самым распространённым геральдическим существом. Ещё в древности во многих странах мира орёл был символом власти, могущества, смелости и быстроты.


Дракон. Популярный в средневековье геральдический монстр. Изображался обычно с двумя крыльями, четырьмя ногами, длинным завитым остроконечным хвостом, с чешуйчатым телом.


Единорог - великолепное мифическое животное, названное так из-за единственного длинного прямого рога во лбу. Одно из самых популярных мифических существ, символ чистоты и целомудрия.



Феникс - известная с древности удивительная птица, обладающая способностью возрождаться к жизни после самосожжения. Классический феникс выглядит как птица, напоминающая орла (или цаплю) с золотыми и красными перьями. Феникс воспринимался христианами как символ воскресения, возрождения и бессмертия.


Грифон - древнее мифическое существо с телом льва и головой и крыльями орла. Древнейшее изображение грифона находится на печати, найденной на территории современного Ирана. Этой печати пять тысяч лет. Грифон очень большое, мощное и грозное животное. В мифологии грифоны часто выполняют функции стражей золота.


Саламандра - очень древнее существо, упоминаемое ещё Аристотелем. Это ящерица-амфибия, обладающая чудесной способностью не сгорать в пламени. В

геральдике она символизировала стойкость и иммунитет к опасности.


Тигр имеет тело волка, хвост и гриву льва, мощные челюсти (верхняя оканчивается клювом) и вытянутую морду. Таким, очевидно, представляли его средневековые художники, никогда не видевшие реального зверя.


Пегас - белоснежный крылатый конь из греческой мифологии. Он символизировал славу, красноречие и созерцание.


Кентавр - существо из античной мифологии, имевшее человеческую голову, руки и торс, переходящий в лошадиное тело.


Гарпия - существо из греческой мифологии с лицом и грудью женщины и туловищем орла (стервятника). В геральдике гарпия выражает понятие

свиреп, когда спровоцирован", но может быть истолкована и как символ порока и страстей.

- Оцените свою работу.

-Оцените работу своих товарищей.


Проект группы «Исследователи замков». (Слайд 27)

На холме или на круче

Замок строился могучий;

Рвом с водою обнесён,

Стенами он защищен,

Врагов в него не пропускали,

Мост подъёмный поднимали.


Наша группа собирала информацию о замках. Во время работы над проектом мы открыли для себя много интересного. О наиболее интересных моментах мы вам сейчас расскажем.

Рыцари жили в замках.

Давайте переберемся через глубокий ров по подвесному мосту и войдем в замок.

В центре – главная башня – донжон. (Слайд 28)

Здесь и жил сеньор на втором этаже в большом зале. На третьем этаже обитают слуги и охрана. На нижнем этаже располагаются кладовые, кухня, в подземелье – тюрьма. Рядом с донжоном располагались колодец, часовня, конюшни. (Слайд 29)

В замке все было подчинено одному требованию – защищенности, поэтому о внутренних удобствах в них не заботились. (Слайд 30)В замках было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Погреться можно было только у каминов, но и они не давали особого тепла. Помещения освещались факелами или свечами, которые делали из воска или сала. Мебели в замке было немного: деревянные кровати, шкафы, сундуки. (Слайд 31)

Сообщение учащегося.

Замок – это дворец и крепость феодала. (Слайд 32)

Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии возводились в хорошо защищённых местах.

Обычно их воздвигали на высоком холме, обрывистом утёсе, острове посреди реки. Вокруг замков высились двойные или тройные кольца могучих крепостных стен с башнями и бойницами. (Слайд 33)

Замки были окружены глубоким рвом с водой.

У ворот был подъёмный мост на прочных цепях.

В жилище вели тяжёлые дубовые ворота, окованные железом.

Вход преграждала металлическая решётка с острыми зубьями наверху. (Слайд 34)

Хозяин замка охотился, принимал гостей, устраивал пиры, женщины занимались рукоделием.

- Многие рыцарские замки сохранились до наших дней. Сейчас они являются памятниками архитектуры, в некоторых находятся музеи.


Наша группа приготовила слайдшоу, где отразила все особенности замков, о которых было сказано ранее.

Слайдшоу. (Слайд 35)

- Оцените свою работу.

-Оцените работу своих товарищей.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.










































Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач,

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей.


IV. Закрепление изученного материала

- Ребята, мы с вами увидели три таких разных проекта. Что же вы можете сказать об эпохе Средних веков?

-Почему период назвали Средние века?

- Какую гипотезу вы считаете верной?


- Часто мы употребляем выражения «рыцарское поведение», «он - настоящий рыцарь».

- Какие поступки современного человека вы считаете рыцарскими?

- Я думаю, что все ребята в вашем классе – настоящие рыцари. Потому что своим поведением и умением продуктивно работать на уроке, вы помогли мне провести этот урок. И поэтому я хочу посвятить вас в рыцари! Но среди вас есть девочки. Могут ли они быть рыцарями?


- Из истории Средневековья известна женщина-рыцарь, Жанна д'Арк - героиня французского народа, поднявшая освободительное движение против английских захватчиков в наиболее тяжёлый для Франции период Столетней войны. Но церковники обвинили девушку в колдовстве, и девятнадцатилетняя Жанна была сожжена. (Слайд 36)


Конечно, эпоха средневековья очень яркая и красивая.

Но самым ярким пятном в истории Средневековья и в жизни рыцаря был обряд “Посвящение в рыцари”.

Каждый рыцарь должен был обязательно следовать “Кодексу рыцарской чести”.

– А закончить наш урок я предлагаю тоже посвящением.

Но обряд этот будет современным.

– Я предлагаю девочкам посвятить своих мальчиков в рыцари.

Звучит музыка.

Девочки начнут посвящение со слов: “Будь …”. (Будь: смелым, верным, воспитанным, порядочным, отважным, справедливым, храбрым, вежливым, добрым, преданным Родине, люби и почитай родителей своих…)

Посвящение девочками мальчиков в рыцари. (Слайд 37)

Клятва рыцарей. Звучит средневековая музыка.

Клянёмся рыцарями быть

И рыцарство в борьбе добыть !

Долой и латы, и забрало !

Мы – рыцари добра –

И в этом наша слава !

Умение строить логические рассуждения, высказывать свое мнение, аргументировать, делать выводы

V Рефлексия.

-Было ли вам интересно?

- Что вам особенно понравилось на уроке?

-Какое настроение дал вам урок?

-За что похвалили бы себя?

Попробуйте оценить свои знания о средневековье – выберите щит соответствующего цвета и прикрепите его на изображение рыцаря. (Слайд 38)


Красный – узнал много интересного

Синий – ничего нового

Зелёный – хочу ещё почитать


-На этом наш урок заканчивается.

Спасибо вам, ребята, за работу,

Не подвели меня и в этот раз.

С великим удовольствием, конечно,

Поставлю вам оценки я сейчас!

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

VI Домашнее задание.

Домой – творческое задание. У каждого рыцаря был свой отличительный

признак, по которому его узнавали – кто он, из какого рода и т.д. Это герб.

Попробуйте дома создать свой собственный герб, герб своей семьи. (Слайд 39)







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока - проекта по окружающему миру "Средние века"

Автор: Лукашова Оксана Викторовна

Дата: 15.09.2016

Номер свидетельства: 344017

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока окружающего мира по теме "Путешествуем по родной стране" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-putieshiestvuiem-po-rodnoi-stranie"
    ["file_id"] => string(6) "105918"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402924116"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства