– Что вы можете сказать о человеке, про которого говорят: «имеет средние способности», «учится средне», «достижения – не выше среднего»? (Слово «средний» употребляется в значении «посредственный», так можно сказать о ком-то, кто не сделал ничего особенного, выдающегося.) На доске появляется запись: средний = посредственный, без особенностей (Слайд 4) – А какое значение у этого же слова во фразах: «В середине леса пролегла дорога», «попал в яблочко – в самую серёдку», «затесалась среда промеж вторника и четверга»? (Здесь слово «средний» употребляется в значении «посередине», «в центре».) На доске появляется запись: средний = посередине, в центре (Слайд 4) – Что вы заметили? (У слова «средний» много значений.) Обратимся к словарю. Учащиеся зачитывают определение слова «средний». Какая же эпоха следующая? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Средние века. Работа по ленте времени. (Слайд 5) - Вы что-нибудь знаете об этой эпохе? (чтение на фоне музыки) Иные люди, иные времена… Всё это, безусловно, интересно. Все говорят про Средние века, Мы приоткроем тайные завесы. – Посмотрите на доску. (Слайд 6) Какой вам хочется задать вопрос? В каком значении слово “средние” используется в названии эпохи? Средние века – это середина истории или эпоха без особенностей, малоинтересная? Давайте сформулируем вопрос или проблему урока: “Почему период назвали Средние века?” – Средние века были не интересны, без особых достижений. – Средние века находились посередине, в центре всемирной истории. (Ученики могут предложить множество вариантов, например: – Какое значение слова «средние» используется в названии эпохи? – Средние века – середина истории или эпоха без особенностей, малоинтересная? - Почему Средние века получили такое название – «средние»?) Выдвижение гипотез: (Слайд 7) 1.Средние века были не интересны, без особых достижений. 2.Средние века находились посередине, в центре всемирной истории. Чтобы проверить данные гипотезы, вы были разделены на группы постоянного состава. 1. Исследователи рыцарей. 2. Исследователи гербов. 3. Исследователи замков. Проект группы «Исследователи рыцарей». (Слайд 8) Наша группа искала информацию о рыцарях. Мы составили план своей работы. План. 1.Кто такой рыцарь? 2.Подготовка к военной службе. 3.Обязанности рыцаря. 4.Вооружение рыцаря. 5. Облачение рыцаря. 6.Турниры. Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово – рыцарь!! (Слайд 9) Когда-то в средние века Повсюду жили рыцари, И жизнь была их нелегка В тяжелой амуниции. Гордились рыцари собой, Мечами и доспехами. Играли рыцари с судьбой И на турниры ехали… Сообщение учащегося. Слово «рыцарь первоначально означало «всадник». Рыцарями могли быть только люди благородного происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы. Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей хозяев больших земельных владений герцогов, графов, баронов. Для того, чтобы стать настоящим воином – рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики покидали родительский дом и становились личными слугами знатных феодалов или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось не обязательным. Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В семь лет, оставив отчий дом, Покинув, мать, отца, Малыш пошел служить пажом, Слугою стал тогда. Его наукам обучали, Учили петь и танцевать, Учили правильно стрелять, Верхом скакать, копье метать. Прошли года, подрос малыш, Ему уже 15. Дорога в рыцари трудна: Пришлось ему в боях сражаться. И только храбрость проявив, Мог рыцарем он стать, И кодекс чести рыцаря Уже не запятнать. (Слайд 10) В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец нёс доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие. И только после нескольких лет службы, отличившихся в боях оруженосцев, посвящали в рыцари. (Слайд 11)Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев и конечно, прекрасных дам. Посвящаемый в рыцари должен был встать на колени перед знатным из гостей. Тот наносил будущему рыцарю удар ладонью по затылку или по щеке. Мы рассмотрели вооружение рыцаря. (Слайд 12) - Вооружение рыцаря состояло, прежде всего, из щита. (Слайд 13) Щиты делали из кожи, наружная сторона нередко украшалась гербом владельца, изображением единорога, дракона, льва. Они надежно укрывали от стрел и помогали отбивать удары противника. - Основным наступательным оружием рыцаря было длинное копье – до 4,5 метров. (Слайд 14)Помимо копья рыцарь был вооружен железным мечом. Мечам давали прозвища, их передавали по наследству, о них складывались легенды. - Оружие хранилось висящим на стенах замка. Его приходилось часто чистить из-за закопченности от свечей и факелов. Мы внимательно изучили, облачение рыцарей. Облачение рыцаря. (Слайд 15) - Чтобы в бою защитить своё тело, рыцари облачались в доспехи: латы (доспехи из целых металлических пластин), шлем; в руках меч и щит. - (Слайд 16)Доспехи нужны были не только для военных походов, но и для демонстрации своей силы, мужества и чести перед прекрасными дамами на рыцарских турнирах. - (Слайд 17)Тело рыцаря прикрывала особая рубаха, сплетенная из прочных стальных колечек – кольчуга. Из стальных колец изготавливали чулки и перчатки. Кольчуга спасала в бою, но чтобы укрыться от непогоды и лучей солнца, приходилось сверху надевать длинную рубаху – сюрко. Достоинством кольчуги была ее подвижность и прочность. Доспехами стали покрывать даже коней. - Завершал облачение рыцаря шлем. Голову закрывал капюшон, подбитый мягкой материей, а шлем надевали поверх него. (Слайд 18) Отличительной чертой рыцарей было нанесение на одежду и вооружение фамильных гербов, по цвету которых и по изображению на них определялась не только фамильная принадлежность, но и характер рыцаря. (Слайд 19) Так на заре рыцарства выглядел благородный искатель приключений. В ходе исследования у нас возник вопрос: - А зачем рыцарям было необходимо такое тяжелое облачение и вооружение? Рыцарям тяжелое облачение и вооружение было необходимо для защиты своей жизни, своих владений, для ведения войн. А чтобы в мирное время не потерять навыки военного искусства, рыцари участвовали в специально организованных военных состязаниях, которые назывались турнирами. (Слайд 20) На турнире два рыцаря скакали навстречу друг другу верхом на конях и, нанося удары длинными копьями, старались выбить противника из седла. Затем они брались за мечи. Турнир продолжался в течение 2 дней. В 1-ый день рыцари участвовали в личных соревнованиях. На полном скаку нужно было выбить противника из седла специальным копьем. Победитель выбирал королеву турнира. Во 2 день рыцари участвовали в командных соревнованиях, разбившись на две группы во главе с двумя сильнейшими по итогам 1дня. Но самый большой интерес зрителей вызывали пешие бои (Слайд 21). По окончании турнира назывались имена победителей и раздавались награды. В мирное время рыцари охотились, участвовали в турнирах. - Охота была самым обыкновенным и почти единственным занятием владельцев в мирное время. Они проводили в лесах по целым неделям. -Оцените свою работу. -Оцените работу своих товарищей. Физминутка. (Слайд 22) Плывя по “ленте времени”, От древности до наших дней, Мы видим славных рыцарей, И замки, и коней. Тишина стоит вокруг, Вышли рыцари на круг, Шлем одев, закрыв забрало, Выхватив из ножен меч, Стал рубить врага он с плеч, После боя, славный рыцарь, Положив и щит, и меч, Сделав вдох и выдох длинный, Отдохнуть решил присесть. Проект группы «Исследователи гербов». (Слайд 23) Нашей группе досталось одно из самых интересных исследований. В ходе своей работы мы обратили внимание и на девизы рыцарей. Вот некоторые из них: (Слайд 24) «Лучше умереть, чем посрамиться!», «Бог, честь, Отчизна!» «Исполнить или умереть!», «Иду своей дорогой!» Но основной целью нашей работы было рассмотреть флаги и гербы рыцарей. Рассмотрим рисунок, на котором представлены некоторые гербы. В геральдике, дисциплине изучающей гербы, каждый цвет имеет свое значение. Значение цветов в геральдике: (Слайд 25) Золото - король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение. Серебро - символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость. Красный - символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе. Лазурь - символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо. Зелень - символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую трав. Чёрный - символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура. Кроме цветового обозначения на гербах использовались изображения животных и растений. Рассмотрим основные изображения на гербах.( Слайд 26) Лев - царь зверей, а также его разновидность - леопард, был одним из старейших и самых популярных геральдических символов. Орёл - царь птиц. Наравне со львом он является старейшим и самым распространённым геральдическим существом. Ещё в древности во многих странах мира орёл был символом власти, могущества, смелости и быстроты. Дракон. Популярный в средневековье геральдический монстр. Изображался обычно с двумя крыльями, четырьмя ногами, длинным завитым остроконечным хвостом, с чешуйчатым телом. Единорог - великолепное мифическое животное, названное так из-за единственного длинного прямого рога во лбу. Одно из самых популярных мифических существ, символ чистоты и целомудрия. Феникс - известная с древности удивительная птица, обладающая способностью возрождаться к жизни после самосожжения. Классический феникс выглядит как птица, напоминающая орла (или цаплю) с золотыми и красными перьями. Феникс воспринимался христианами как символ воскресения, возрождения и бессмертия. Грифон - древнее мифическое существо с телом льва и головой и крыльями орла. Древнейшее изображение грифона находится на печати, найденной на территории современного Ирана. Этой печати пять тысяч лет. Грифон очень большое, мощное и грозное животное. В мифологии грифоны часто выполняют функции стражей золота. Саламандра - очень древнее существо, упоминаемое ещё Аристотелем. Это ящерица-амфибия, обладающая чудесной способностью не сгорать в пламени. В геральдике она символизировала стойкость и иммунитет к опасности. Тигр имеет тело волка, хвост и гриву льва, мощные челюсти (верхняя оканчивается клювом) и вытянутую морду. Таким, очевидно, представляли его средневековые художники, никогда не видевшие реального зверя. Пегас - белоснежный крылатый конь из греческой мифологии. Он символизировал славу, красноречие и созерцание. Кентавр - существо из античной мифологии, имевшее человеческую голову, руки и торс, переходящий в лошадиное тело. Гарпия - существо из греческой мифологии с лицом и грудью женщины и туловищем орла (стервятника). В геральдике гарпия выражает понятие свиреп, когда спровоцирован", но может быть истолкована и как символ порока и страстей. - Оцените свою работу. -Оцените работу своих товарищей. Проект группы «Исследователи замков». (Слайд 27) На холме или на круче Замок строился могучий; Рвом с водою обнесён, Стенами он защищен, Врагов в него не пропускали, Мост подъёмный поднимали. Наша группа собирала информацию о замках. Во время работы над проектом мы открыли для себя много интересного. О наиболее интересных моментах мы вам сейчас расскажем. Рыцари жили в замках. Давайте переберемся через глубокий ров по подвесному мосту и войдем в замок. В центре – главная башня – донжон. (Слайд 28) Здесь и жил сеньор на втором этаже в большом зале. На третьем этаже обитают слуги и охрана. На нижнем этаже располагаются кладовые, кухня, в подземелье – тюрьма. Рядом с донжоном располагались колодец, часовня, конюшни. (Слайд 29) В замке все было подчинено одному требованию – защищенности, поэтому о внутренних удобствах в них не заботились. (Слайд 30)В замках было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Погреться можно было только у каминов, но и они не давали особого тепла. Помещения освещались факелами или свечами, которые делали из воска или сала. Мебели в замке было немного: деревянные кровати, шкафы, сундуки. (Слайд 31) Сообщение учащегося. Замок – это дворец и крепость феодала. (Слайд 32) Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии возводились в хорошо защищённых местах. Обычно их воздвигали на высоком холме, обрывистом утёсе, острове посреди реки. Вокруг замков высились двойные или тройные кольца могучих крепостных стен с башнями и бойницами. (Слайд 33) Замки были окружены глубоким рвом с водой. У ворот был подъёмный мост на прочных цепях. В жилище вели тяжёлые дубовые ворота, окованные железом. Вход преграждала металлическая решётка с острыми зубьями наверху. (Слайд 34) Хозяин замка охотился, принимал гостей, устраивал пиры, женщины занимались рукоделием. - Многие рыцарские замки сохранились до наших дней. Сейчас они являются памятниками архитектуры, в некоторых находятся музеи. Наша группа приготовила слайдшоу, где отразила все особенности замков, о которых было сказано ранее. Слайдшоу. (Слайд 35) - Оцените свою работу. -Оцените работу своих товарищей. |