kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опытом "Проблемные дети и их семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителя часто жалуются на детей, которых трудно учить или контролировать. Но успех или неудача в классе часто зависят от наших отношений с проблемными детьми.

Кого мы имеем в виду, употребляя название «проблемные дети»? Детей, не реагирующих на тепло, заботу и внимание. Трудно добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт, а это необходимо для хорошей дисциплины в классе и успешного обучения. Отстраняясь от учёбы в классе, эти дети сооружают вокруг себя стены, тихо и молчаливо отказываясь задавать вопросы и отвечать на них. Или же мешая учителю  одноклассникам, проблемные дети подрывают наш усилия обучать  контролировать класс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опытом "Проблемные дети и их семья"»


Доклад

По теме: Проблемные дети и их семья


Учителя часто жалуются на детей, которых трудно учить или контролировать. Но успех или неудача в классе часто зависят от наших отношений с проблемными детьми.

Кого мы имеем в виду, употребляя название «проблемные дети»? Детей, не реагирующих на тепло, заботу и внимание. Трудно добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт, а это необходимо для хорошей дисциплины в классе и успешного обучения. Отстраняясь от учёбы в классе, эти дети сооружают вокруг себя стены, тихо и молчаливо отказываясь задавать вопросы и отвечать на них. Или же мешая учителю одноклассникам, проблемные дети подрывают наш усилия обучать контролировать класс.

В то же время проблемный ребенок – это ребенок, который полон страха. Как армия может защититься, окружив себя крепостным стенами или выходя вперед на бой, так и ребенок, который боится, может замкнуться, не позволяя к себе подойти, или же выходит наружу и начинает раздавать удары направо и налево. Цель одна: не дать другим заглянуть в его душу.

Часто «проблемные дети» - это просто дети, которые встречаются с трудными ситуациями в школе или дома. И в одиночку они не могут решить ту или иную проблему.

Проблемный подросток и трудные семьи – понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие подросткам, имеют корни в семье. Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих «проблемных» детей, можно выделить следующие:

- отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

- незнание их интересов и потребностей;

- политическая, социальная, экономическая экологическая нестабильность;

- усиление влияния псевдокультуры;

- неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

- отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

- чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

- сверхзанятость родителей в сфере общественного производства частного предпринимательства;

- «эпидемия» разводов;

- потеря эмоциональных контактов с детьми.

Нет годного на все случаи жизни правила, как воспитывать ребенка, - все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ними отношения. Но есть наши с вами действия, которые противопоказаны любому ребенку без исключения. Речь о том, что взрослым нельзя делать.

Вот некоторые правила этого:

- Не унижай ребёнка. Мы иногда запросто можем сказать ребёнку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и др.

- Не угрожай. Мы иногда говорим: «Если ты ещё раз так сделаешь – ты у меня получишь!» Или «Если ты ещё раз стукнешь своего братика, я тебя так стукну». Всякий раз, когда мы угрожаем ребёнку, мы учим его бояться и ненавидеть нас. Кроме того, угрозы всегда относятся к будущему, а ребёнок живёт только в настоящем. Угрозы совершенно бесполезны – от них поведение ребенка не улучшится.

- Не вымогай обещаний. Ребёнок сделал что-то, чего делать нельзя. А ему говорят: «Теперь пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь». Ребёнок, конечно, пообещает. А через полчаса он повторит свою проделку снова. «Ты же обещал!» Но надо знать одно: обещания для маленького человека ничего не значат.

Приведу типы проблемных семей каковы задачи учителя.


Программа воспитательной работы "Проблемные дети и семьи"

Типы проблемных семей

Задачи классного руководителя £Jfyb*~***r■е~г~#/

Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, -холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

• Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.

• Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.

• Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.

• Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

• Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.

• Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.

• Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.

• Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

• Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.

• Пробудить интерес к самообразованию.

• Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

• Изменить жизненную ориентацию родителей.

• Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.

• При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

• Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.

• Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.

• Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку - главное средство в воспитании



Кроме описанных в табл. 1 типов семей выделяют также:

-дисфункциональные семьи (многодетные; где воспитанием занимается мать-одиночка или один из родителей умер; неполные семьи; родители безработные или беженцы; мать - несовершеннолетняя);

-семьи социального риска (где родители, например, вернулись из мест лишения свободы и т. п.).

Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам.

По типу запущенности:

• педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):

С чего начать работу учителя с «проблемными» подростками? Прежде всего стоит выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту.

Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:

- определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи;

- установить статус педагогически запущенного ученика и ученика з неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников, наметить способы их улучшения;

- изучить интересы, наклонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;

- познакомиться с положением ребёнка в семье;

- изучить воспитательный потенциал семьи и коллектива;

- выявить ошибки в выборе форм и методов воспитания.

В работе с проблемными детьми учителю не обойтись без знаний возрастной педагогики.

В младшем возрасте проявляются последствия неправильного не только семейного, но и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение

отношений с семьёй, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

И только после этого составляется индивидуальный план работы с этими детьми и осуществляется помощь педагогически запущенным детям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 2007. - N2.

2. Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 2000.

3. Дукаревич М.З. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 2000.

4. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе... - М., 2006.

5. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений. // Вопросы психологии. - 2007. - N4.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщение опытом "Проблемные дети и их семья"

Автор: Федотова Галина Николаевна

Дата: 27.09.2016

Номер свидетельства: 346218

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Обобщение опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(110) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-obuchienii-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "116568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412520863"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Обобщение педагогического опыта "Использование ИКТ в учебно -воспитательном процессе""
    ["seo_title"] => string(90) "obobshchieniiepiedaghoghichieskoghoopytaispolzovaniieiktvuchiebnovospitatielnomprotsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "262182"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449280781"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными   возможностями здоровья в общеобразовательной организации."
    ["seo_title"] => string(133) "psikhologhopiedaghoghichieskoiesoprovozhdieniieriebionkasoghranichiennymivozmozhnostiamizdoroviavobshchieobrazovatielnoiorghanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "300893"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456822523"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Педагогический проект «Развитие коммуникативной компетентности посредством проблемных методов обучения обучающихся 5 класса» "
    ["seo_title"] => string(145) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-kommunikativnoi-kompietientnosti-posriedstvom-probliemnykh-mietodov-obuchieniia-obuchaiushchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "107614"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403351237"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "" Мы- будущие волонтёры" технология обучения детей сочуствию, сопереживанию и милосердию "
    ["seo_title"] => string(105) "my-budushchiie-volontiory-tiekhnologhiia-obuchieniia-dietiei-sochustviiu-sopieriezhivaniiu-i-milosierdiiu"
    ["file_id"] => string(6) "183593"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425902443"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства