kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта работы по теме "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение обучающимися новых знаний. Поэтому признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный подход.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"»

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

познакомить коллег с понятием рефлексия

дать представление о классификации рефлексии

показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках

создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Своё выступление я хочу начать, цитируя древнюю китайскую мудрость (пословицу): «Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Дай мне действовать самому - и я научусь.»

Эти слова очень правильно передают суть современного образовательного процесса.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение обучающимися новых знаний. Поэтому признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный подход.

Проектируя современный урок, учитель, продумывает все его этапы, одним из которых является рефлексия. Я не сразу придала значение этому важному этапу урока. Да, слышала, знаю, что это такое. Но на практике зачастую данный этап урока представляла в виде смайликов, листочков разного цвета, которые учащиеся дружно прикрепляют на доску в конце урока. Иногда этот момент просто ограничивается вопросом: "Вам понравился урок?" Все ученики дружно отвечают: "Да!". Казалось бы, рефлексия была. Оценку уроку поставили!

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

Что такое рефлексия?

  • Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

  • Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

  • Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ, самооценка.

  • В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на второй слог ЛЕ.

  • В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.



Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности, знание и незнание.

1

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменеджмента.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;

какой вклад в общее дело он может внести;

может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…тогда процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

ЗАДАЧА ПЕДАГОГА: создать для ученика такие условия, чтобы он

захотел говорить о проведенном уроке или своей деятельности.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

Классификация рефлексии.

1.По содержанию:

Устная рефлексия
• Письменная рефлексия. Символическая

2. По функции:

личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная)
• интеллектуальная рефлексия .

3. По типу урока:

После усвоения ЗУН
• Промежуточная рефлексия
• Контрольная рефлексия
• Итоговая рефлексия.

4. По способам проведения:

Анкета
• Вопрос
• Символ
• Таблица
• Ситуация
• Рисунок.

5. По форме деятельности: • Фронтальная (выборочная) • Индивидуальная • Групповая

Коллективная

Цель рефлексии: не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.



2





Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  • рефлексия деятельности;

  • рефлексия содержания учебного материала.

А теперь перейдём к практике. Как можно организовывать рефлексивную деятельность учащихся в течение всего урока.

I. Рефлексия рефлексию настроения, эмоционального состояния в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Какие же это формы рефлексии?

  1. Выбор символов, отражающих разное эмоциональное состояние человека.

Это различные смайлики, «Букет настроения». Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз. «Солнышко», «солнышко и тучка», «тучка». «Радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - грустно, «Светофорик»

  1. Эмоционально-художественное оформление.

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Можно поставить музыку, прочитать эмоц.стих., соотв.теме

Оценивая своё эмоциональное состояние, учащиеся отвечают на вопрос: «Что ты чувствуешь?» «Какие эмоции ты испытываешь?»

II. Рефлексия деятельности в течение всего урока

Помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность, уровень понимания нового материала.

1.Сигнальные карточки «Светофорик»

2.«Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

3. Рисуют на полях тетради"Знаки" , либо в тексте учебника:

? - есть вопросы,(хочу узнать) ! - не понял, трудно,(нов материал) + - всё понятно.

4. «Волшебные линеечки» в первом классе. (знал)

(П – правильность, А- аккуратнось, Б – быстрота).

(удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

5. Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии.

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать







«Плюс-Минус-Интересно»

3





6.«Лесенка успеха». Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

7.«Поезд» («Вагончики») Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.( Вариант 2:На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а “грустное личико” в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика).

В течение урока проводится рефлексия работы в группах, парах, при этом оценивая работу как самого себя, так и всей группы, пары. Для этого использую оценочные листы, крылатые выражения, поговорки, символы, отражающие разное эмоциональное состояние.

III Рефлексия содержания материала в конце урока

или на этапе подведения итогов.

Она дает возможность детям осознать содержание пройденного, дать оценку своим знаниям, оценить эффективность собственной работы на уроке, выявить уровень осознания содержания изученного материала.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния, сравнивая его с началом урока.( «Солнышко», «Наряди ёлку», «Рисуем настроение», «Эмоционально-музыкальная концовка», «Дерево успеха/чувств»-картина всего класса, смайлики)

2. «Ладошка» (« Метод пяти пальцев») На листе бумаги обведите свою ладошку (можно, рассказывая по образцу ладошки на доске/экране, загибать пальчики)

каждый палец – это позиция, по которой необходимо высказать свое мнение: большой – для меня это важно и интересно …

указательный - я получил конкретные рекомендации…

средний - мне было трудно (не понравилось)…

безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

мизинец - для меня было недостаточно, надо поработать над…

3. "Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

«Мишень»

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.













4







4.Закончи предложение

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось… и т.д.

Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос:

«Наш урок (мероприятие) подошел к концу, и я хочу сказать…» «Мне больше всего удалось… (не удалось?) Почему?» «Что я получил от этого урока (праздника)…» «Для меня было открытием то, что…» «Мне было интересно…» «Мне было трудно…»

5.Ответы на вопросы

Варианты вопросов, которые задаю в конце урока с целью содержательной рефлексии:

Как бы вы назвали урок?

Что было самым важным на уроке?

Зачем сегодня на уроке…?

Какова тема сегодняшнего урока?

Какова цель урока?

Чему посвятим следующий урок?

Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

Что для тебя было легко (трудно)?

Доволен ли ты своей работой?

6.Использование крылатых выражений, поговорок .

На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

7.Анкетирование, тест «Да/нет», «Умница»



5



8. «Светофорик»

9. Рефлексия "Благодарю», «Комплимент» Для того, чтобы закончить урок на положительной можно использовать приём «Комплимент», в котором учащиеся оценивают вклад дкаждого в урок и благодарят друг друга.Условие: говорим только добрые слова друг другу.

За что ты можешь себя похвалить? - За что ты можешь похвалить одноклассников? - За что ты можешь поблагодарить учителя? - Что думал? - Что чувствовал? - Что приобрел? - Что удивило?

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

10.  «Корзина идей»

И нашу встречу мы закончим рефлексией «Корзина идей».

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробочку), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

Заключение.

Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Процесс рефлексии - многогранный, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.



«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед »
Евгений Доманский.







Несколько замечаний по теме.

Такие приемы, как инсерт, синквейн, акрослово, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним "но"! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.

Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.



6

Литература и интернет- ресурсы

    1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.

    2. Петякшева Валентина Петровна, Паршина Ирина Сергеевна «Рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС» - http://videouroki.net

    3. Логвина Наталья Николаевна «Рефлексия как один из важных этапов современного урока» - http://nsportal.ru

  1. Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство “Речь”, 2003 г.

  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.

  3. Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.

  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.

  5. Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm - Центр дистанционного образования "Эйдос".

  6. Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm.

































7

Этапы урока

Цель

Эффективные методы, формы и приёмы достижения цели

1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности


2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий


3.Постановска учебной задачи.

Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.


4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.


5.Первоначальное закрепление с проговарива-

нием во внешней речи.

Усвоить учащимися новый способ действия.


6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.


7.Включение в систему знаний и повторения

Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.


8.Рефлексия деятельности

Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщение опыта работы по теме "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"

Автор: Сурикова Альбина Викторовна

Дата: 21.11.2017

Номер свидетельства: 439881

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Требования к современномууроку в условиях введения ФГОС."
    ["seo_title"] => string(64) "triebovaniia-k-sovriemiennomuuroku-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "292300"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455264041"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Методическая разработка семинара, тема "Конструирование урока в контексте ФГОС СПО""
    ["seo_title"] => string(89) "mietodichieskaia-razrabotka-sieminara-tiema-konstruirovaniie-uroka-v-kontiekstie-fgos-spo"
    ["file_id"] => string(6) "281856"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453614700"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Презентация.Контроль навыков устной речи по теме " My family""
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia-kontrol-navykov-ustnoi-riechi-po-tiemie-my-family"
    ["file_id"] => string(6) "257246"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448294355"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Выступление по теме: «Технология Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(124) "vystuplieniie-po-tiemie-tiekhnologhiia-obuchieniie-v-sotrudnichiestvie-orghanizatsiia-ghruppovoi-raboty-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "305235"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457886912"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства