Обобщение опыта работы по теме: "Развитие орфографической зоркости"
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие орфографической зоркости"
Данная статья посвящена обобщению опыта работы по развитию орфографической зоркости учащихся начальных классов. В статье представлены основные орфографические умения, которые необходимо формировать у учащихся начальных классов, рассмотрены часто используемые методы и приемы работы по развитию орфографической зоркости, особый акцент сделан на ранний этап формирования орфографической зоркости - период обучения грамоте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме: "Развитие орфографической зоркости" »
Обобщение опыта работы
по теме:
"Развитие орфографической зоркости"
Кучина Людмила Евгеньевна
учитель начальных классов
Iкатегория
ГБС(К)ОУ Трубчевская школа-интернатIVвида
"Грамотное письмо - не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитие ребенка, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему правописание". (Н. С. Рождественский)
Формирование орфографической зоркости - одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографических навыков. Если посмотреть определение орфографической зоркости, то орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего, состоит орфографическая зоркость.
Какие орфографические умения следует формировать у учащихся начальных классов?
Можно выделить четыре орфографических умения, которые следует формировать у младшего школьника, работу над которыми надо начинать на ранних этапах:
Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:
во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий "звук" и "буква";
во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частых орфограмм;
в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, поскольку нахождение орфограмм непосредственно связаны со звуками, точнее, с оценкой позиции звуков.
Ведущей целью фонетической работы является формирование у детей умения слышать звучащее слово. В чем оно заключается:
- выделять отдельные звуки и определять их характер;
- устанавливать последовательность звуков;
ориентироваться в звуках - соседях;
проводить полный звуковой анализ слов.
Поэтому, работу по развитию зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведется аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.
Задание "Сильный - слабый".
1. Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?
2. Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок
Гласные буквы одинаковые.
3. Произнесите слова, что можете сказать про звуки?
Гласные звуки разные.
4. Поможем слабому!
в слове кОт гласный О под ударением - сильный
в слове кОтенок гласный О – безударный - слабый
5. Ударная буква О с слове "кОт" по ударением помогает правильно написать безударную букву в слове "кОтенок".
Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота, он усваивает сильную и слабую позиции фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную.
На данном этапе эффективны следующие упражнения:
"Найди опасное место".
Учитель произносит слово, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять, но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и "опасное место".
"Светофор".
Ученики должны показать красный сигнал светофора, или зажечь красный огонек, как только найдут "опасные места".
"Зажги маячок".
Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются "опасные места".
Приемы по выработке орфографической зоркости.
В практической работе использую следующие приемы и виды упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости у младших школьников.
1) Списывание. Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. В этот период главная задача - научить правильному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков, и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п.
Поэтому уже на начальных этапах надо соблюдать алгоритм списывания.
Алгоритм списывания.
1. Прочитай слово (предложение).
2. Повтори слово (предложение), не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
3. Выдели орфограммы в списываемом слове (предложении).
4. Прочитай слово (предложение) так, как оно записано.
5. Пиши, диктуя себе так, как проговорил последний раз.
6. Проверь написанное:
а) читай то, что записал, по слогам;
б) подчеркни орфограммы в написанном слове (предложении);
в) сверь каждую орфограмму с исходным словом (предложением).
Если обучение списыванию организуется по алгоритму, то происходит развитие не только интуитивно, но и осознанно.
Игра "Как птичка зернышки клюет?"
Учитель задает этот вопрос классу перед списыванием, дети показывают движение головы "вверх-вниз". А на вопрос: "А как мы будем зернышки-слоги клевать?" хором отвечают: "В книгу-тетрадь, в книгу - в тетрадь".
Особое внимание уделяется выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам.
Письмо с проговариванием - фонемное письмо.
Комментирование (Объяснение написания)
Орфографические минутки (в начале или в конце урока). Нахождение и объяснение опасных мест.
Письмо с пропуском орфограмм.
Звуковой анализ слов (звуковыетранскрипции).
Письмо с простукиванием. Ударяют карандашом, где присутствует "опасное место".
Использование словарей.
Работа над ошибками.
Даже физкультминутки могут способствовать развитию орфографической зоркости.
Например,я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС и САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД - встаете. САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ЛЕСОВИК, ПОСАДКА, ПЕРЕЛЕСОК.
Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости, этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.