kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие орфографической зоркости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена обобщению опыта работы по развитию орфографической зоркости учащихся начальных классов. В статье представлены основные орфографические умения, которые необходимо формировать у учащихся начальных классов, рассмотрены часто используемые методы и приемы работы по развитию орфографической зоркости, особый акцент сделан на ранний этап формирования орфографической зоркости - период обучения грамоте.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме: "Развитие орфографической зоркости" »






Обобщение опыта работы

по теме:

"Развитие орфографической зоркости"




Кучина Людмила Евгеньевна

учитель начальных классов

I категория

ГБС(К)ОУ Трубчевская школа-интернат IV вида












"Грамотное письмо - не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитие ребенка, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему правописание". (Н. С. Рождественский)


Формирование орфографической зоркости - одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографических навыков. Если посмотреть определение орфографической зоркости, то орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего, состоит орфографическая зоркость.

Какие орфографические умения следует формировать у учащихся начальных классов?

Можно выделить четыре орфографических умения, которые следует формировать у младшего школьника, работу над которыми надо начинать на ранних этапах:

1) обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);

2) устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом;

3) применять правило;

4) проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:

во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий "звук" и "буква";

во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частых орфограмм;

в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, поскольку нахождение орфограмм непосредственно связаны со звуками, точнее, с оценкой позиции звуков.

Ведущей целью фонетической работы является формирование у детей умения слышать звучащее слово. В чем оно заключается:

- выделять отдельные звуки и определять их характер;

- устанавливать последовательность звуков;

ориентироваться в звуках - соседях;

проводить полный звуковой анализ слов.

Поэтому, работу по развитию зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведется аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.

Задание "Сильный - слабый".

1. Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?

2. Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок

Гласные буквы одинаковые.

3. Произнесите слова, что можете сказать про звуки?

Гласные звуки разные.

4. Поможем слабому!

в слове кОт гласный О под ударением - сильный

в слове кОтенок гласный О – безударный - слабый

5. Ударная буква О с слове "кОт" по ударением помогает правильно написать безударную букву в слове "кОтенок".

Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота, он усваивает сильную и слабую позиции фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную.

На данном этапе эффективны следующие упражнения:

"Найди опасное место".

Учитель произносит слово, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять, но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и "опасное место".

"Светофор".

Ученики должны показать красный сигнал светофора, или зажечь красный огонек, как только найдут "опасные места".

"Зажги маячок".

Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются "опасные места".

Приемы по выработке орфографической зоркости.

В практической работе использую следующие приемы и виды упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости у младших школьников.

1) Списывание. Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. В этот период главная задача - научить правильному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков, и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п.

Поэтому уже на начальных этапах надо соблюдать алгоритм списывания.

Алгоритм списывания.

1. Прочитай слово (предложение).

2. Повтори слово (предложение), не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.

3. Выдели орфограммы в списываемом слове (предложении).

4. Прочитай слово (предложение) так, как оно записано.

5. Пиши, диктуя себе так, как проговорил последний раз.

6. Проверь написанное:

а) читай то, что записал, по слогам;

б) подчеркни орфограммы в написанном слове (предложении);

в) сверь каждую орфограмму с исходным словом (предложением).

Если обучение списыванию организуется по алгоритму, то происходит развитие не только интуитивно, но и осознанно.

Игра "Как птичка зернышки клюет?"

Учитель задает этот вопрос классу перед списыванием, дети показывают движение головы "вверх-вниз". А на вопрос: "А как мы будем зернышки-слоги клевать?" хором отвечают: "В книгу-тетрадь, в книгу - в тетрадь".

Особое внимание уделяется выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам.

Письмо с проговариванием - фонемное письмо.

Комментирование (Объяснение написания)

Орфографические минутки (в начале или в конце урока). Нахождение и объяснение опасных мест.

Письмо с пропуском орфограмм.

Звуковой анализ слов (звуковые транскрипции).

Письмо с простукиванием. Ударяют карандашом, где присутствует "опасное место".

Использование словарей.

Работа над ошибками.

Даже физкультминутки могут способствовать развитию орфографической зоркости.

Например, я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС и САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД - встаете. САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ЛЕСОВИК, ПОСАДКА, ПЕРЕЛЕСОК.

Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости, этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие орфографической зоркости"

Автор: Кучина Людмила Евгеньевна

Дата: 25.08.2015

Номер свидетельства: 226967

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-orfoghrafichieskikh-navykov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "168130"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423193767"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Разработка урока географии в 5 классе (ФГОС) по теме  «Ориентирование. Азимут». "
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-v-5-klassie-fgos-po-tiemie-oriientirovaniie-azimut"
    ["file_id"] => string(6) "174721"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424173495"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Повышение навыков грамотного письма у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(56) "povyshieniienavykovghramotnoghopismaumladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "314610"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459741044"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Повышение навыков грамотного письма"
    ["seo_title"] => string(36) "povyshieniienavykovghramotnoghopisma"
    ["file_id"] => string(6) "314613"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459741271"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "словарная работа на уроках родного языка "
    ["seo_title"] => string(44) "slovarnaia-rabota-na-urokakh-rodnogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "202981"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429365700"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства