Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе"»
(ЭКРАН)
Забота о здоровье - это важнейший труд учителя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А.Сухомлинский
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное.
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в 1 класс, т.е. это исходный фон на старте школьного обучения.
Так, 3 года назад в 1 –й «А» класс пришли 26 человек. По результатам анализа медицинских карт было выявлено, что только пять человек из класса здоровы. У остальных наблюдались те или иные заболевания.
Я взяла этих детей во 2-м классе. И, опираясь на результаты медосмотра, консультаций с медработником, разработала мероприятия по сохранению и укреплению здоровья учащихся как на уроках, так и во внеурочное время.
Целью моего опыта является формирование у учащихся понимания здоровья как состояния гармонии своего внутреннего мира во всех его аспектах – биологическом, социальном и духовном, а также гармонии взаимодействия с миром внешним, природой и социальной средой, через получение практических навыков такого взаимодействия.
Задачи:
сформировать практические навыки учащихся, умение принимать решения, избегать критических ситуаций, при необходимости действовать и оказывать первую помощь окружающим в сложных условиях, связанных с угрозой здоровью или жизни.
Учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и законами бытия.
Развивать у младших школьников самостоятельное мышление и формировать учебные навыки, необходимые для дальнейшего успешного обучения.
В начале своей работы над программой (первое родительское собрание моих второклассников) я провела анкетирование родителей с целью знакомства с детьми, провела анализ нормативных документов, изучила литературу по этому вопросу. В процессе работы проводила опросы самих детей, так как только вместе можно добиться положительных результатов. Применяла новые методы (сказкотерапия, музыкотерапия), здоровьесберегающиие технологии (интегрированный урок, проблемное обучение, мозговой штурм, портфолио ученика, развивающее обучение).
В течение всего периода обучения учащихся на родительских собраниях, в индивидуальных беседах давались рекомендации по сохранению и укреплению здоровья детей. Проводились консультации с медицинским работником школы, психологом.
В сотрудничестве с родителями проводились Дни здоровой семьи (спортивные праздники, походы).
Важным компонентом сотрудничества с детьми является сохранение здоровья в урочной деятельности.
Не секрет, что в большинстве школ укоренился формальный подход к физкульминуткам. Подумать только, сами учителя отказываются от их проведения, мотивируя свой отказ насыщенностью учебной программы. Неужели у школы нет времени? ЕСТЬ!
Детям, особенно младшим школьникам, сложно 40 минут сидеть в фиксированной позе.
Для того, чтобы помочь учащимся сохранить физическое, психическое, эмоциональное здоровье, я не организовываю ничего невероятного.
На уроках наряду с проведением пальчиковой гимнастики, обязательно провожу гимнастику для глаз с использованием тренажёра Базарного В.Ф., (ЭКРАН) (данное упражнение способствует координации движения глаз, развитию сложных движений. Снимает статическое напряжение с мышц глаз, улучшает кровообращение) провожу динамические паузы, прослушивание классической музыки (уроки литературного чтения, окружающего мира, технологии, ИЗО).
Ранее данные мероприятия проводились без системы. Я их систематизировать, разделила на блоки по дням недели. Так, получились следующие этапы: (ЭКРАН)
Но содержание этих упражнений каждый день разное. Разнообразие упражнений активизирует детей, заинтересовывает. (ПАПКА)
Наряду с ежедневными упражнениями перед контрольной или проверочной работами в системе провожу специальные физкульминутки на регуляцию психологического состояния. (ЭКРАН)
В совокупности все предлагаемые мной упражнения не превышают рекомендованного СанПиН времени – 3 минуты.
Работа по сохранению здоровья продолжается и во внеурочное время на внеклассных мероприятиях. Я разделила здоровьесберегающее направление воспитательной работы на 10 тем (ЭКРАН).
На внеклассных мероприятиях провожу игры на развитие психофизических возможностей детей. Так, в процессе внеклассного мероприятия по теме «Твоё настроение в школе и дома», провожу игры «Какое бывает настроение», «Твоё настроение», целью которых является умение оценивать своё настроение и настроение других людей. (ЭКРАН)
В 3-м и 4 –м классах тематика внеклассных занятий продолжается, только с более усложнённой задачей. Ребятам даю тему следующего классного часа. Они делятся на группы по интересам. Дети самостоятельно ищут информацию в различных источниках. Формируют своё выступление (кроссворд, викторина, анкета, загадки, советы и т.д.) (ПРИМЕР)
Метод проектов в освоении здоровьесберегающей технологии очень важен. Темы выбираем по интересам. Важно, чтобы они были личностно-значимыми для учеников.
Например, ребёнок, у которого по результатам медицинского осмотра было выявлено нарушение осанки, выбрал тему проекта «Как сохранить осанку?», Учащийся со сниженным зрением работал над темой «Сохранение зрения». Длительность выполнения такой работы составляет 2-4 занятия в режиме внеурочного времени.
Завершающий этап - презентация. В начале апреля дети творчески представят результат своей проектной деятельности. У кого-то это будет альбом, кто-то делает книжку-раскладушку, кто-то покажет инсценировку.
Дети осознают, что они шли разными путями к одной общей цели – пониманию сохранения здоровья.
Таким образом, работая с учащимися по данному направлению, мы в результате увидим портрет выпускника начальной школы:выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.