Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе"»
Кононенко Татьяна Викторовна
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 5
г. Алексеевки Белгородской области
Повышение мотивации обучения учащихся начальных классов через использование здоровьесберегающих образовательных технологий
Автор опыта:
Кононенко Татьяна Викторовна
учитель начальных классов
МОУ ООШ №5
Алексеевка 2013
Содержание:
1. Информация об опыте……………………………...3
2. Технология опыта………………………..9
4. Результативность опыта ……………………….…14
5. Библиографический список ………………..…….15
6. Приложение……………………………………..…..17
Раздел I.
Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» (В.А.Сухомлинский)
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта ситуация кардинально меняется, и это направление здоровьесберегающей работы любой школы является одним из центральных. Следовательно, главным для учителя начальных классов становится поиск новых технологий обучения, направленных на здоровьесбережение школьников в образовательном пространстве, использование их в сочетании с традиционными формами и методами работы.
Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных отношений важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, строящаяся на современных инновационных культурах.
Цель современной школы - подготовка детей к жизни…к жизни в мире, полном огромного объёма информации. Очень часто бываешь свидетелем разговора, когда родители пытаются превознести своего ребёнка в глазах других, как он умело обращается с компьютером, сотовым телефоном. Они очень рады, что у них появилось время «отдыха», когда ребенок, увлеченный своим делом, не задаёт вопрос: «Почему?». Их не смущает то, что ребёнок часами может сидеть у телевизора, мало находиться на свежем воздухе и очень мало общается с ними. На вопрос «Что в вашем понятии означает определение здоровья?», часто имеют ввиду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной.
Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня здоровья учащихся.
Результаты мониторинга здоровья свидетельствует о том, что 1/3 часть учеников страдает хроническими заболеваниями, большая часть заболеваний связана с нарушением зрения, пищеварительного тракта, органов дыхания и болезни костно-мышечной системы.
Заболевание
2009-2010
2010-2011
Органы дыхания
15
12
Эндокринная система
22
22
Нервные заболевания
8
13
Глазные болезни
20
29
ЛОР
1
2
Пищеварительный тракт
24
24
Мочеполовая система
2
1
Болезни кожи
1
2
Болезни костно-мышечной системы
17
15
Распределение учащихся по группам здоровья в 2009-2010 учебном году
Группа здор
Классы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Всего
1
7
6
9
7
6
15
6
11
3
44%
2
9
10
3
11
9
7
5
3
11
43%
3
1
1
3
2
1
2
4
13%
4
2
1
1%
В среднем по школе с первой группой здоровья-44% учащихся, со второй 43%, с третьей 13 % и 4 группой 1%. Если сравнивать эти цифры с прошлыми годами, то количество детей, имеющих 1, 2 группу здоровья не увеличивается, поэтому наша задача сохранить то, что есть вызывает беспокойство и то, что пришедшие первоклассники имеют уже хронические заболевания.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима
специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, имеющим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями.
Актуальность опыта
Актуальность данного опыта обусловлена тем, что современный человек, общество и государство нуждаются в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Большой проблемой образовательного процесса является быстрая утомляемость учащихся, низкая двигательная активность. Почему это происходит? Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя болит голова, если твой организм ослаблен болезнью? Нас, учителей, это ориентирует, прежде всего, на постоянный поиск ответа, на вопрос, как вызвать у учеников желание быть здоровым, как стимулировать интерес обучающихся к здоровому образу жизни. Что нужно сделать, чтобы школа, как важнейший социальный институт, внесла достойный вклад в решение проблемы здоровья школьников? Какие есть способы профилактики утомляемости у учащихся в условиях современного урока? Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сейчас все очевиднее становится важность проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся. Актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.
Одним из путей решения проблемы сохранения здоровья учащихся может являться использование здоровьесберегающих технологий в процессе учебных занятий, во внеурочной деятельности. Сочетание различных видов деятельности, форм учебной работы, нетрадиционная организация обучения и самых современных видов отдыха позволяют учащимся полноценно реализовать личностный потенциал.
Характерная для современного учебного занятия информационная перегрузка учащихся, высокая интенсивность урока, чрезмерное нервно- эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность детей - все это порождает противоречиемежду использованием традиционной методики преподавания и внедрения в неё элементов здоровьесберегающих технологий и бессистемно складывающейся практикой их применения, а также отсутствием научно-обоснованной методики их использования на различных этапах урока и ступенях обучения в школе.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта – создание на уроке условий, способствующих сохранению психического и физического здоровья обучающегося, уменьшению утомляемости, улучшению настроения и повышению активности обучающихся на уроке и, как результат, развитию интеллектуальных способностей, повышению качества знаний.
Длительность работы над опытом.
Работа по данной теме велась в течение 3 лет. Поэтапное внедрение в процесс обучения элементов здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, можно разделить на три основных этапа.
1 этап– начальный (констатирующий)– 2009-2010г.г. - производился отбор данных о состоянии здоровья учащихся, выявлялись проблемы, определялись цели, ставились задачи и выбирались методы их решения, изучалась литература по проблеме исследования, определены критерии оценки самочувствия (утомляемости), активности и настроения обучающихся.
2 этап – основной (формирующий) – 2010-2011 г.г. - продолжалось изучение литературы, опыта передовых педагогов. Началось использование элементов здоровьесберегающих технологий, их анализ и систематизация.
3 этап – заключительный (контрольный) – 2011-2012г. - проводилось обобщение и систематизация результатов исследования, формулировались выводы и систематизировался педагогический опыт. Диагностика на данном этапе показала пазитивные результаты применения в системе выбранных здоровьесберегающих технологий.
Диапазон опыта
Диапазон данного педагогического опыта представлен авторской системой работы по сохранению здоровья, снижению утомляемости при организации уроков в начальной школе через использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Данные наработки могут быть использованы учителями не только при организации урока, но и также в системе дополнительного образования: при организации кружковой работы, организации работы в группах продленного дня.
Теоретическая база опыта
Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность всех испольуемых методов и приемов обучения и воспитания, которые, дополняя традиционные технологии, наделяют их признаками здоровьесбережения. Возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования здоровьесберегающей ответственности учащихся, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей школьников в укреплении и сохранении собственного здоровья, здоровьесберегающей деятельности, способствующей полноценной жизнедеятельности, возможности реализовать свой личностный и творческий потенциал, достижению успеха в жизни, так как современный социум предъявляет подрастающему поколению требования осознанного саморазвития, самосовершенствования, здоровьесбережения цель которого – не только оберегать здоровье учащегося и учителя от неблагоприятных факторов образовательной среды, но способствовать воспитанию у учащихся культуры здоровья.
В основе педагогического опыта лежат идеи А.Г.Бусыгина, Л.П.Вашлаевой, М.Я.Виленского, Т.К.Виноградовой, А.М.Амосова, В.Ф.Базарного, Н.К. Смирнова, А.Н.Стрельниковой.
В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского. Особо следует отметить вклад в решение проблемы здоровья А.Г.Бусыгина. Им разработаны фундаментальные философские основы теории и практики сохранения здоровья здорового человека, дано новое представление о соотношении Жизни - Здоровья — Знания - Интеллекта - Мудрости на основе философско-математической формулы здоровья и «двойной спирали Жизни, Здоровья и базовых потребностей».Значимость определения стратегических задач в аспекте своевременного осмысления проблемы укрепления и сохранения здоровья молодежи для будущей жизнедеятельности в условиях образовательных учреждений раскрыта в работах Л.П.Вашлаевой, М.Я.Виленского, Т.К.Виноградовой. Вопросами организации здоровьесберегающего образовательного процесса в настоящее время занимаются ведущие отечественные педагоги А.М.Амосов, В.Ф.Базарный, Н.К. Смирнов.Проблема применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе глубоко изучается ведущими учеными Белгородского государственного университета: доктором педагогических наук, профессором В.Н.Ирхиным (кафедра теории и методики физической культуры) и кандидатом педагогических наук, доцентом И.В. Ирхиной. Трактовка понятия «здоровьесберегающих технологий» разными авторами неоднозначна. Многими педагогами это воспринимается как необходимость появления в школах чего-то яркого, красивого и необычного, например, фитобаров, кабинета физиотерапии. Некоторые педагоги считают, что это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим. В современных условиях ранее существующие педагогические технологии неспособны эффективно содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Таким образом, возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования здоровьесберегающей ответственности учащихся, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей школьников в укреплении и сохранении собственного здоровья.
Новизна опыта
Отрицательная динамика состояния здоровья современных детей обостряет потребность внедрения в образовательную среду здоровьесберегающих технологий.
Новизна опыта заключается в комбинировании элементов здоровьесберегательных технологий на различных этапах урока, с целью повышения мотивации к обучению у учащихся начальных классов.
Автором опыта разработана и обоснована система работы учителя на уроках с использованием здоровьесберегающих технологий, суть которых состоит в
создании у учащихся мотивации здоровья, формирование у них потребности в здоровом образе жизни и выработке индивидуального способа жизнедеятельности.
Характеристика условий,
в которых возможно применение данного опыта
Данный опыт может быть реализован на уроках и во внеурочной деятельности. Для использования здоровьесберегающих технологий не имеет значения выбранный учебно-методический комплекс, уровень обучения и обученности учащихся. Педагоги с различным опытом работы смогут использовать этот опыт в своей деятельности.
Раздел II
Технология опыта
Местом формирования здоровья ребёнка сегодня является не семья, где
опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Министерство здравоохранения считает виновником ухудшения здоровья детей - систему образования, а именно учителей первой ступени, так как считают, что именно на этой ступени происходит главный срыв детского здоровья.
Что характерно для современного урока? Информационная перегрузка учащихся; высокая интенсивность урока; чрезмерное нервно-психическое напряжение; стрессирующая среда; недостаточная двигательная активность школьников; нерациональная организация образовательного процесса; игнорирование учителем психофизиологических особенностей учащихся.
Автор опыта считает, что целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога– это рациональнаяорганизация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
Количество видов учебной деятельности, средняя продолжительность различных видов учебной деятельности, частота чередований различных видов учебной деятельности,
Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Поэтому автор опыта поставила перед собой цель: показать значимость использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе для предотвращения учебных перегрузок и улучшении состояния здоровья и качества жизни обучающихся, повышения мотивации к обучению учащихся.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
• разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;
• Пропаганда здорового образа жизни;
• Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;
• Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Организация учебно-воспитательного процесса
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представленного опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, направленной на
сохранение здоровья обучающихся, активизацией все психические процессы (восприятие, память, мышление, внимание, наблюдательность, воображение, речевые способности):
- индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся;- применение физкультминуток на каждом уроке;
- рациональная организация учебно-воспитательного процесса на основе
личностно-ориентированного подхода, сохраняя и укрепляя здоровье детей, повышая мотивацию учения;
- создание условий для разработки комплекса средств, способствующих повышению качества образования, сохраняя и укрепляя здоровье обучающихся.
Содержание обучения
Для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же учебный материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио – видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Поэтому здоровьесберегающие средства необходимо подбирать так, чтобы дети смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями, при этом «визуалы» смогли увидеть, «кинестеты» – ощутить, «аудиалы» – услышать. Средства обучения должны снимать физическое напряжение и усталость; включать учащихся в деятельность по освоению предметного содержания своей внешней привлекательностью.
Важна правильная здоровьесберегающая организация учебного процесса, а именно:
1) Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.
2) Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушного, теплового режимов и др.
3) Построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
4) Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и др.).
5) Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс.
6) Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся.
7) Обеспечение на уроке оптимального темпо-ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся.
9) Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.
10) Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения и др.
11) Соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами.
12) Благоприятный эмоциональный настрой.
13) разнообразие форм учебной деятельности.
Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Автор опыта выстроилаконцепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой. Здоровьесберегающее обучениенаправлено наобеспечение психического здоровья учащихся, опирается наприродосообразность, преемственность, вариативность, прагматичность (практическую ориентацию) достигается черезучет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Очевидно, что применение здоровьесберегающих технологий на занятиях приводит кпредотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений. И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, автором опыта были выбраны и освоены основные технологии, отвечающие требованиям здоровьесбережения:
игровая технология;
информационные технологии.
Игровая технология на уроках в начальных классах способствует формированию устойчивого интереса к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребенок приобретает определенные учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. На каждом уроке, может только за исключением контрольных работ, всегда найдется место для игры.
Дети с большим интересом и вниманием воспринимают материал в виде игры. Так, знакомясь с задачами на увеличение (уменьшение) на несколько единиц, мы «получили» письмо от медвежат с просьбой о помощи: «Какую корзину с грушами нужно выбрать старшему медвежонку, если ему должна достаться корзина , где груш больше?»
Соревнуясь в игровой форме, дети быстро вспоминают все, чего не могут вспомнить при обычных ответах, т.е. происходит отработка материала. Например, игра «Ягодки для Маши». В игровой форме ребята вспоминают состав чисел до 10, при этом чувствуют себя действующими героями сказки.
Игра объединяет класс: открывается умение выслушать каждое мнение. Можно выделить того ребенка, которому необходима помощь. В ходе занятия есть возможность специально подстроить игру так, чтобы отличился тот учащийся, который больше всего нуждается в поддержке.
Во время игры ребенок максимально мобилизован: он сам вычерпывает из себя все свои имеющиеся знания. Например, при изучении новой темы игры на сообразительность, на нестандартное мышление, логику, когда приветствуется каждый ответ, и не беда, что он неверный.
На уроках, во время которых используются игровые моменты, вопрос дисциплины исчезает как бы сам собой: дети погружены в игру так, что отвлечены от всего остального.
Регулярно на уроках используются информационные технологии, для рациональной организации учебной деятельности учащихся. В начальной школе они особенно актуальны. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Особое место на уроках учитель отводит мультимедийным презентациям.
С помощью слайдов на уроках математики осуществляется демонстрация примеров, задач, цепочки для устного счета, математические разминки и тесты. А на этапе знакомства с цифрами и числами просто необходима анимация для формирования у детей умения правильно писать цифры. Уроки окружающего мира и ОБЖ просто не могут проходить без презентаций. Это картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания, правила поведения в лесу, в общественных местах – используются слайды, нужно проверить знания, ввести новые понятия, тему - используются тесты, кроссворды, ребусы, шарады – все делает урок увлекательным, запоминающимся.
На уроках обучения грамоте и письма огромная роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова. Детям нравятся яркие образы, они с интересом смотрят на экран и лучше запоминают. Для облегчения процесса восприятия и запоминания информации на уроках используется пособие «Азбука в загадках», «Прописные буквы», «Подбери слово к схеме», «Подбери схему к слову» и т.д.
Для развития творчества у детей, даже у самых инфантильных или расторможенных, компьютер является и мощнейшим стимулом. При использовании презентаций, дети, которые обычно не отличаются высокой активностью на уроках, начинают активно высказывать свое мнение, рассуждать. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. Повышается познавательная активность учащихся. Неоценимую помощь оказывает компьютер и проектор для организации физкультминуток.
Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. динамическую нагрузку.
Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, я открываю форточки, останавливаю текущую работу и предлагаю детям подготовиться к физкультминутке. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Поэтому много физкультминуток – стихотворений. (Приложение1)
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укрепление мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
релаксационные упражнения для мимики лица,
потягивание,
психогимнастика ,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. Которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.
Использование элементов технологии В.Ф. Базарного
Для увеличения двигательной активности на уроках используются элементы технологии В.Ф. Базарного, которые способствуют увеличению двигательной активности за счет моделирования познавательной деятельности ученика с использованием упражнений с сигнальными метками, упражнений с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий.
Применяются методы простейших зрительно–координаторных упражнений «Четыре угла». В углах кабинета прикрепляются яркие объекты – зрительные метки. Ими обычно служат красочные иллюстрации из сказок. Картинки подобраны с таким расчетом, что вместе они составляют единый зрительный сюжет. Один раз в две недели сюжет меняется. Упражнения с данными метками выполняются стоя. Все поднимаются, и под счет 1, 2, 3, 4 быстро фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая движения головы, глаз и туловища. Продолжительность - 1-2минут.
На уроках также используется схема-тренажер, которая проецируется с помощью мультимедийного проектора на экран.Одновременно учащиеся делая непроизвольные движения головой, шеей, туловищем, разминают затекшие от напряжения мышцы.
Выполнение упражнений для глаз с помощью плана-схемы зрительно-двигательных траекторий. С помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд, в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз; влево - вправо; по и против часовой стрелки; по «восьмерке». Каждая траектория отличается от остальных цветом. Упражнение выполняется стоя. Повторяются 10-15 раз.
Использование элементов оздоровительной методики А.Н. Стрельниковой
В минутах отдыха на уроках используется элементы оздоровительной методики А.Н. Стрельниковой.
Особенностью дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы — диафрагмы. Этот оздоровительный метод помогает в лечении органов дыхания, сколиозов, болезней сердечно-сосудистой системы.
Во время выполнения дыхательного упражнения активно включаются в работу все части тела, в результате возрастает потребление кислорода и улучшается умственная деятельность учащихся на уроке. Использование упражнений дыхательной гимнастики способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, что позволяет контролировать поведение учащихся разных поведенческих групп.Выполняются дыхательные упражнения.
Упражнения дыхательной гимнастики активно включают в работу все части тела, в результате возрастает потребление кислорода и улучшается умственная деятельность учащихся на уроке. Использование упражнений дыхательной гимнастики способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, что позволяет контролировать поведение учащихся разных поведенческих групп.
« Ладошки». Стали прямо, руки согнули в локтях,ладони повернули от себя. Держите руки так, чтобы локти были направлены вниз, а не «гуляли» свободно из стороны в сторону. Начинайте делать шумные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки. (Словно схватили воздух и зажали, схватили и зажали). Можно во время упражнений включить маршевую музыку. После выполнения 1 цикла отдохнуть 3-4 секунды. Затем повторить.
Упражнение «Погончики» Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются. Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопыриваются. На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки - выдох ушел. Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение - выдох уходит самостоятельно через нос или через рот. Если при выдохе вы выпускаете (именно выпускаете, а не выталкиваете!) воздух через рот, то рот широко не открывайте. При выдохе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты) - воздух уходит абсолютно пассивно. Подряд нужно сделать 8 вдохов-движений без остановки. Затем отдых (пауза) - 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений.
На уроках необходимо использовать элементы светотерапии.
Помогают сохранить здоровье ребёнка цветовые круги, выставленные на классной доске (диаметр - 30 см). Каково же их назначение?
* Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.
* Синий круг - тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике.
* Красный круг - активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.
* Зелёный круг - для успокоения, если дети расшумелись.
* Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.
Таким образом, для того, чтобы в ходе занятий у обучающихся повышалась мотивация к обучению, необходимо соблюдать организационно-педагогические условия проведения урока. Для этого рациональность урока должна быть не менее 60%, не более 80%.Количество видов учебной деятельности на уроке должно быть от 4 до 7,а продолжительность видов деятельности в первой ступени – 5 минут. Учителю необходимо использовать на уроках не менее 3 видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный). На каждом уроке должны быть физическая или эмоциональная разрядки (минимум 2).
Результативность опыта
С начала изучения данной темы прошло 3 года и можно уже подвести некоторые итоги. Улучшение качества знаний учащихся стало возможным потому, что дети стали гораздо меньше болеть. На уроках постепенно увеличивается объём работы. У детей хорошая работоспособность, повышается внимание, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: дети не боятся ошибок, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Очень важно, что на уроке каждый ученик работает в меру своих сил. Процесс обучения протекает в атмосфере доброжелательности, уважения, доверия. Текущий мониторинг результативности опыта проводился ежегодно в течение трёх лет с 1 по 3 классы. Успеваемость и качество знаний учащихся
Исходный, текущий и итоговый мониторинг результативности опыта проводился 1 раз в год в течение трех лет обучения учащихся 1Б, 2Б, 3Б классов.
Обучающийся соотносил свое состояние с рядом признаков.
( таблицы 1, 2).(Приложение 3)
Результаты обработки теста оказались следующими (Таблицы 3, 4, 5, рисунки 1, 2, 3).
Таблица 3.
Результаты обработки теста дифференцированной самооценки
функционального состояния учащихся 1Б класса, февраль 2009 года
Высокая
Средняя
Низкая
Утомляемость
44,78
38,32
21,77
Активность
20,32
40,66
38,31
Настроение
32,42
36,25
25,37
Рисунок 1. Результаты обработки теста дифференцированной самооценки функционального состояния учащихся 1Б класса
Таблица 4.
Результаты обработки теста дифференцированной самооценки
функционального состояния учащихся 2Б класса, февраль 2010 года
Высокая
Средняя
Низкая
Утомляемость
12,3
58,1
21,67
Активность
32,44
49,27
12,3
Настроение
45,33
24,34
21,67
Рисунок 2. Результаты обработки теста дифференцированной самооценки
функционального состояния учащихся 2Б класса
Таблица 5.
Результаты обработки теста дифференцированной самооценки
функционального состояния учащихся 3Б класса, февраль 2011 года
Высокая
Средняя
Низкая
Утомляемость
10,45
49,36
39,74
Активность
57,14
32,44
10,45
Настроение
13,11
35,2
13,11
Рисунок 3. Результаты обработки теста дифференцированной самооценки
функционального состояния учащихся 3Б класса
Таким образом, у учащихся 1-3 классов выявлена положительная динамика их функционального состояния по отслеживаемым показателям.
Рисунок 4. Динамика результатов обработки теста дифференцированной самооценки
функционального состояния учащихся 1-3 классов (критерий «Утомляемость»)
Учащихся с высоким уровнем утомляемости стало меньше примерно на 34% (с 44,78 до 21,77%) , со средним – больше на 11% ( с 38,32 до 49,36%). Детей, у которых оказался низкий уровень утомляемости, стало больше на 18% ( с 21,77 до 39,74%) ( Рисунок 4).
Рисунок 5. Динамика результатов обработки теста дифференцированной самооценки
функционального состояния учащихся 1-3 классов (критерий «Утомляемость»)
Средние значения высокого уровня активности учащихся увеличились на 37% ( с 20,32 до 57,14%), среднего – уменьшился на 8% ( с 40,66 до 32,44%). Учащихся, у которых оказался низкий уровень активности, стало меньше на 28% ( с 38,31 до 10,45%) (Рисунок 5).
Рисунок 6. Динамика результатов обработки теста дифференцированной самооценки
функционального состояния учащихся 1-3 классов (критерий «Утомляемость»)
Уменьшилось количество детей с отличным настроением на 19% ( с 32.42 до 13,11%), со средним – уменьшилось на 1% ( с 36,25 до 35,2%). Детей, у кото-рых низкий уровень настроения, стало меньше на 12% ( с 25,37 до 13,11%) (Рисунок 6).
Результаты учебной деятельности подтверждают эффективность использования элементов здоровьесберегающих технологий. Качество знаний учащихся остается стабильно высоким, что подтверждают данные школьного мониторинга (таблица 6, приложение 2).
Таблица 6.
Результаты учебной деятельности
учащихся 2Б, 3Б класса (по учебным четвертям)
Предмет
I четв.,
2 Б класс
IIчетв.
2 Б класс
IIIчетв.
2 Б класс
IVчетв.
2 Бкласс
I четв.
3Б класс
IIчетв.
3 Б класс
В среднем
Русский язык
67%
67%
71%
70%
70%
76%
70%
Литературное чтение
76%
81%
78%
81%
86%
86%
81%
Математика
61%
76%
71%
71%
75%
75%
72%
Данные выводы подтверждают результативность представляемого педагогического опыта и показывают, что использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе является средством повышения эффективности здоровьесберегающего образовательного процесса.
Библиографический список
Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей.-2005.-С.32-38
Киселева Г.Г., Ковалев В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2. – с. 58 – 61.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2005. – С. 272.
5.Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательно процессе. – М, Ст.: 2008.
6. Базарный В.Ф. Нервно – психологическое утомление учащихся в
традиционной школьной среде – Сергиев Посад, 1995г.
7.Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа».– 2006, № 8. С. 98.
8.Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
Приложение
1.Приложение № 1 – Физкультминутки.
2.Приложение № 2- Разработка урока
3.Приложение № 3- Тест дифференцированной самооценки
функционального состояния учащегося
Приложение 1
Физкультминутки
1.Буратино Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.(дети повторяют за учителем все движения) 2. Лягушки На болоте две подружки, Две зелёные лягушки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет! Всем друзьям физкультпривет! 3. Самолёт Руки ставим мы вразлёт: появился самолёт. Мах крылом туда-сюда, делай раз и делай два! Раз и два, раз и два! Руки в стороны держите, Друг на друга посмотрите! Раз и два, раз и два! Опустили руки вниз, и на место все садись! 4. Клён Ветер тихо клён качает, влево, вправо наклоняет. Раз – наклон, и два – наклон, зашумел листвою клён. (наклоны туловища вправо и влево) 5. Зайцы Зайцы скачут: скок, скок, скок, - Да на беленький снежок. Приседают, слушают: не идёт ли волк? Раз – согнуться, разогнуться! Два – нагнуться, потянуться! Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка! Раз, два, три, раз, два, три! Ноги поднимайте! Раз, два, три, раз, два, три! Веселей шагайте!
Приложение 2
Методическая разработка урока обучения грамоте
по теме « Звук [г] и буква Г,г»
Цель: создать условия для знакомства с буквой Г и звуками, которые она обозначает; учить слышать и различать эти звуки в словах, читать слоги-слияния, слова с буквой Г; развивать фонематический слух, речь, внимание и память учащихся; воспитывать интерес к чтению, любовь к родному языку, внимательное и заботливое отношение к природе.
Задачи:
Личностные УУД:создать условия для формирования интереса к учебной деятельности, формировать умение выражать готовность к преодолению трудностей в освоении практических навыков чтения.
Метапредметные задачи:
Регулятивные:содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
Познавательные :содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез;
Коммуникативные:учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника.
Предметные:
- создать условия для формирования у учащихся умения выделять звук [г] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, распознавать его, характеризовать, обозначать буквой;
- содействовать активизации словаря учащихся, развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения, развитию познавательного интереса к чтению;
- содействовать воспитанию навыков культуры учебного труда на уроках обучения грамоте.
Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс, предметные картинки с изображением грибов, домики (синий и зеленый),конверты с текстами на каждой парте.
Ход урока
1. Орг. момент.
Громко прозвенел звонок- Глазки широко открыты. Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Наши ушки на макушке, Ни минуты не теряем. 2. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы отправимся на сказочную полянку. А к кому мы пойдём в гости, вы узнаете, отгадав загадку.
И на горке, и под горкой
Под берёзой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.(грибы)
- Ребята, чтобы выйти на сказочную полянку, нужно найти одинаковый звук в словах:
а)гусь, грач, гном ([г]); б) гитара, герой, гимн ([г']).
-Учитывая тему урока, постарайтесь определить цели нашей работы.
-познакомиться с новым звуком и новой буквой;
-учиться находить новую букву в тексте;
-учиться читать слоги, слова с новой буквой;
-Звук [г] гласный или согласный? Почему?
-Чем отличаются звуки [г] и [г']?
Звуки [г] и [г'] обозначаются буквами Гг.
3. Ознакомление с новым материалом.
а) Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
- Давайте произнесем слово-отгадку.Какой новый звук вы услышали в слове? Давайте дадим этому звуку характеристику. (Звук [г] – согласный, звонкий, твёрдый, живёт в домике синего цвета. Но у него есть брат-близнец [г'], который живет в зелёном домике. У него добрый, мягкий характер.)
- Вспомните и назовите слова, в которых слышится звук [г].
- А какие слова можно образовать от слова гриб?(грибной, грибник,грибница)
б) Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах (чистоговорки).
Га-га-га- вот дремучая тайга! (Восхищённо.) Гу-гу-гу- мы прибыли в тайгу! (Восторженно.) Ге-ге-ге- заблудились мы в тайге. (Печально.) Ги-ги-ги- наконец мы вышли из тайги.
в ) Беседа по картинке.(«Грибная полянка»)
- А теперь, ребята, мы с вами оправимся в путешествие. И поведёт нас на грибную полянку героиня сказки, о которой говорится в загадке:
В гости к бабушке пошла, Серый Волк за ней следил,
Пироги ей понесла. Обманул и проглотил.
- Кто это такой? (Красная Шапочка) На магнитную доску прикрепляется фигурка Красной Шапочки.
-Жила-была Красная Шапочка.Умная, способная и любознательная. Бабушка очень любила свою внучку и подарила ей чудесный зонтик. Раз решила Красная Шапочка навестить свою бабушку. Взяла корзинку, зонтик и пошла. Идет по дорожке, мечтает и не заметила, как споткнулась и упала.Сама в одну сторону, а зонтик и корзинка в другую укатились. Вскочила Красная Шапочка,смотрит, а на тропинке что-то круглое, коричневое. Присела она на этот пенек, задумалась. И вдруг почувствовала, будто кто-то её поднимает.
- Кто это тут?
- Я гриб Боровик. Тяжело мне тебя поднимать. Но мы, грибы, народ сильный!
Глянула Красная Шапочка по сторонам и увидела кругом столько разноцветных зонтиков. «Возьму-ка я любой», - думает она. А грибы оказались хитрыми, решили они её испытать. Побежала она к рыжим сестричкам, золотистым!... (Лисичкам.)»
А лисички говорят: «Мы не зонтики, но если выполнишь наше задание, то поможем тебе отыскать твой зонтик».
- Ребята, поможем Красной Шапочке?(Да.)
г ) Чтение текста в «Азбуке» на стр. 123. Эмоционально-оценочная беседа.
-А теперь давайте прочитаем текст и узнаем о том, как дети собирали грибы.
а) чтение вполголоса;
б) чтение по цепочке;
в) беседа по прочитанному:
-Что собирали Гена и Галя?
-Как их можно назвать?
-Какие грибы нашли Галя и Гена?
-Как можно назвать Гену? (Горе-грибник, грибник-неудачник)
- Молодцы, ребята! Справились с заданием!
-А какие правила поведения в лесу и сбора грибов вы знаете?
4.Физкультминутка Мы в сказку к Красной Шапочке Нам в этой сказке встретятся Собрались в дальний путь. Сорока, заяц, еж... Летели, плыли, ехали - Дорогу к милой бабушке Пора и отдохнуть! Для внучки ты найдешь. д)Загадки.
- Красная Шапочка хотела продолжить свой путь да не знает в какую сторону. Попросила помощи у лисичек.
-«Отгадай загадки про грибы, и мы тебе поможем».
1) Вот в траве приметные шляпки разноцветные. Вспомни ты их имя, но не ешь сырыми! (Сыроежки.)
2) Очень дружные ребята, 3) Где хвоинок многовато, У пенька живут... (опята). поджидают нас... (маслята).
4) Под осиной гриб тот, дети, В ярком красненьком берете. (Подосиновик.)
- И лисички показали Красной Шапочке тропинку: «Дойдёшь вон до тех зонтиков, которые под берёзками и осинками стоят. Они тебе помогут». Обрадовалась Красная Шапочка и поспешила дальше. А пока она идёт, я вам немного расскажу о грибах. (показ иллюстраций)
5. Работа в группах. ( Учебник с. 122-123)
-Ребята, давайте откроем учебники. Здесь тоже чудо-полянка и на ней живут грибы-боровики. Рассмотрите внимательно их городок.
-Сколько грибочков здесь живёт? Чем они занимаются?
-Какие слова со звуком г можете назвать? (Один ученик из каждой группы озвучивает выполненное задание)
6. Работа в парах.
- Ребята, на столах у вас лежат конверты, достаньте тексты. Прочитайте текст в паре – сначала один из вас, затем второй. Затем составьте и задайте всему классу вопросы по данному тексту.
Текст «Грибы». Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. Под берёзами и осинами свои грибы. Они называются подберёзовиками и подосиновиками. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные .
(Проверка чтения, понимание смысла прочитанного. Ребята составляют и задают вопросы по тексту)
-Какие несъедобные грибы вы знаете?
Этот гриб нам всем знаком: С кружевным воротником, Он стоит на белой ножке, Среди травки у дорожки.
Ярко-красная панама В белый модненький горох...(мухомор)
Белая панамка, бледная... (поганка).
- Молодцы, ребята! Грибы очень довольны вашими ответами и показывают дорогу Красной Шапочке к хвойному лесу. А какие деревья растут там? (Сосны и ели.) А они просят прочитать текст на доске и расшифровать слова.
Физкультминутка для глаз (использование офтальмологического тренажёра на экране)
Текст «Бор» (1 минута).
Дети вошли в есл. Они увидели высокие сосны и иле. На веткахкапли сыро. Под соснами и елями было много бовгри.
6. Работа по учебнику. (с.122)
Чтение пословиц и выяснение понимания их смысла детьми.
7. Итог урока.
-Все ли задачи, поставленные в начале урока, мы смогли выполнить?
-С каким новым звуком познакомились?
-Какие выводы для себя вы сделаете, собираясь с родителями идти за грибами?
8. Рефлексия.
-Молодцы, ребята! Наш урок подошёл к концу.
-Какие задания вам больше всего понравились на уроке?