Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме: "Здоровьесберегающие технологии на уроках".»
Обобщение опыта работы
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Концепции Федеральной целевой программы развития образования до 2020 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены приоритетные направления реформирования школы, деятельности образовательных организаций.
Среди них одним из наиболее важных указан переход на федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС). Речь идет о повышении качества образования, которые должна предоставить школа в целом и каждый педагог на разных уровнях, в том числе – на уровне начального общего образования. На первое место выходит развитие личности ребёнка, создание максимально комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития, реализацию его природных потенциалов.
Достижение результатов, указанных в данных документах, я, как учитель начальных классов, планировала в своей профессиональной деятельности.
В своей педагогической практике использую современную нормативно-правовую базу. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1896 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19643) является основным ориентиром моей работы.
Другими важными нормативными и информационно-методическими документами и материалами федерального и регионального уровня для уровня начального общего образования (далее - НОО) являются:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273-ФЗ;
- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24.07.1998 года №124-ФЗ;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
Уроки планирую в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В практической деятельности качественную методическую помощь оказывает современная методическая литература1.
Структура урока в соотвтетствии с требованиями ФГОС включает такие этапы, как: мотивация, актуализация знаний, первичное усвоение новых знаний, первичная проверка понимания, первичное закрепление, домашнее задание, рефлексия (в зависимости от типа урока).
Большое внимание уделяю формулированию планируемых результатов.
Так, например, на уроке обучение русскому языку стараюсь построить в проблемном ключе: не излагаю готовые формулировки и сведения, а побуждаю учеников самим сделать самостоятельные выводы и обобщения. Одним из приемов, которым я пользуюсь, является «гипотеза».
Ученикам задается проблемный вопрос. Они выдвигают гипотезу и стараются обосновать свою точку зрения.
- Где, в какой комнате должна жить буква «Я»? (В «домике» (система), где живут гласные звуки, есть свободные комнаты).
- Почему –ча/ща пишутся с а?
- Все имена собственные пишутся с большой буквы?
- Как можно разбить данные слова на группы и почему?
- В конце побудительного предложения всегда ставится ! ?
- В тексте обязательно должно быть что?
УМК по русскому языку нового поколения построен так, чтобы учащиеся постоянно осуществляли поиск нужной информации. Это - анализ структуры текста, составление его плана, выявление его главной мысли, нахождение в тексте явной и скрытой информации, нахождение дополнительной информации, запись сжатых изложений, составление собственных текстов, наличие статей из различных источников. Это закладывает основу для дальнейшей работы по достижению метапредметных результатов.
Для формирования ориентироваться в знаках и символах создаю знаковые модели правил:
1. 1ББ (первое слово предложения пишется с большой буквы);
2. ББ (имена пишутся с большой буквы);
Большую значимость для успешного формирования познавательных УУД имеет организация процесса познания: от частного к общему или от общего к частному. Использование метода дедукции и индукции на разных этапах обучения позволяет достичь требуемых результатов: умения обобщать, делать выводы, принимать решение, применять теорию на практике.
Например, наблюдая за языковыми явлениями, учащиеся делают вывод, что все слова делятся на части. Эти части – части речи, которые обозначают предмет, признак предмета, действие предмета (индуктивный метод познания – от частного к общему).
Сочинения на такие темы как «Всё, что я знаю о …» способствует достижению высокого уровня сформированности познавательных УУД. Слово «всё» в теме этого сочинения подразумевает, что ученик должен найти всю информацию, систематизировать её, а затем изложить её в той форме, которую считает наиболее приемлемой.
Планируя коммуникативные речевые задания на уроках русского языка, стараюсь найти актуальные темы для класса, руководителем группы назначаю не только сильного ученика, но и слабого, тем самым давая слабым ученикам возможность развития.
При формировании метапредметных умений не теряют своей актуальности развивающие игры (фонетические, лексические, орфографические и др.). Не только использую готовые игры, но часто даю задание детям придумать свое содержание полюбившихся игр.
Многоаспектность системы изучения русского языка создает условия для реализации системно-деятельностного подхода, индивидуализации обучения, тем самым расширяются коммуникативные, познавательные и регулятивные умения учащихся, что способствует достижению метапредметных результатов обучения.
Трудно переоценить роль проектной деятельности учащихся в достижении метапредметных результатов, которая направлена не на интеграцию знаний, а на их применение и приобретение новых в результате творческого сотрудничества учеников и учителя, а также путем самообразования.
Коллективное редактирование текста (речевые, стилистические, орфографические, пунктуационные ошибки).
Как и на других уроках, на уроках математики стремлюсь сформировать у детей основы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, знаково-символических и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приёмов мыслительной деятельности.
В вычислительном плане особое внимание уделяю рациональным способам и технике вычислений.
Для формирования умения решать задачи учащиеся в первую очередь учатся работать с текстом и иллюстрациями: учатся определять, является ли предложенный текст задачей, устанавливать связь между данными и искомым и последовательность шагов по установлению значения искомого. Решению задач отвожу на уроках особое место, в третьем классе продолжила учить детей умению моделировать задачи, указываю на уроках на различные способы решения задач, поощряю детей, которые находят нестандартные, рациональные способы решения задач. По предыдущему опыту знаю, какую важную роль при решении задач имеет правильно составленная модель. Дети моего класса любят уроки математики, на уроках стараюсь использовать разнообразные виды работ: индивидуальные (повышенной сложности), в парах («учитель» - ученик).
При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника. Т.О. использование ИКТ повышает качество знаний, способствует продвижению ребенка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, повышает мотивацию к обучению, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Для формирования навыков сотрудничества, умений работать в команде, слушать и слышать партнеров использую такой режим работы как в парах. Для создания максимальной плотности общения на уроке организую одновременное выполнение задания всеми учащимися с последующим контролем. Подавляющее количество заданий проходит в таком режиме.
При работе в паре каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов
- Внимательно ли ты слушал товарища?
- Смог ли объяснить товарищу свой выбор?
- Верно ли сделал выбор?
- Что получилось, что не получилось? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?
Работа в паре позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Дети в школе станут учится с интересом лишь тогда, когда они будут не просто узнавать от учителя или из учебников о сделанных кем-то ранее открытиях, но сами могут переоткрывать их или совершать свои собственные.
1 Тимофеева Л.Л., Бутримова И.В. Урок в начальной школе как пространство реализации ФГОС. – м., Педагогическое общество России. 2016.