Сочинение в начальных классах — это самостоятельная письменная работа учащихся, состоящая в изложении ими собственных мыслей, суждений, переживаний, намерений. Она направлена на развитие связной речи младших школьников, на формирование их умений в построении текста и является важным средством формирования личности ученика, его жизненной позиции и общественной активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«О новых видах сочинений в начальной школе »
Балейский филиал ГПОУ «Читинский педагогический колледж»
Доклад
О новых видах сочинений в начальной школе
Выполнила: Дружинина Е.,
студентка 413 группы
Руководитель: Глядяева Т.М
преподаватель русского языка и культуры речи
2015 год
Сочинение в начальных классах — это самостоятельная письменная работа учащихся, состоящая в изложении ими собственных мыслей, суждений, переживаний, намерений. Она направлена на развитие связной речи младших школьников, на формирование их умений в построении текста и является важным средством формирования личности ученика, его жизненной позиции и общественной активности.
В начальной школе практикуются различные виды сочинений. Они классифицируются по разным основаниям:
По характеру используемого языкового материала пишутся сочинения на литературные темы, по сюжетным картинкам, демонстрационным картинам, на основе жизненного опыта и др.
По типу текста: сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения, сочинения-смешанного типа.
По жанру: сочинения-рассказы, очерки, объявления, письма, заметки в газету, рецензии, отзывы и т.д.
По стилю: художественные, публицистические, деловые.
По месту написания: классные и домашние.
По специфике подготовительной работы: с длительной подготовкой, с небольшой подготовкой и без подготовки.
Эти виды сочинений в силу их длительного применения в процессе обучения русскому языку хорошо известны и часто используются в начальной школе.
В то же время ресурсы сочинений в начальных классах продолжают активно пополняться за счет введения в процесс обучения новых видов самостоятельных творческих письменных работ. Нередко они пишутся на необычные темы, имеют специфическую структуру, в них практикуются своеобразные приемы подготовительной работы.
В данной статье мной рассмотрены новые виды сочинений, которые предназначены для I и II классов.
В I классе детям можно предложить сочинение-загадку и сочинение-записку.
При написании сочинения-загадки на уроке создается прекрасная творческая атмосфера, поскольку загадка — один из самых любимых детьми литературных жанров. Но если она создается усилиями ребенка, то процесс ее составления и получившаяся загадка становятся незабываемыми. Важно отметить, что работа по составлению загадки стимулирует развитие творческого воображения, неординарность, гибкость мышления учащихся и воздействует на совершенствование их речевого потенциала.
Во время подготовительной работы учитель может предложить учащимся для отгадывания две-три загадки. Загадки подбираются на одну и ту же тему и близкой структуры. Ученики составляют загадку на ту же тему и такой же структуры. При составлении загадки необходимо, чтобы учащиеся имели достаточно полное представление о загадываемом предмете и чтобы он (или его изображение) был (было) перед глазами школьников.
Разнообразие сочинений в I классе может обеспечить такой вид творческой работы, как сочинение-записка. Этот вид письменного высказывания важен для первоначального ознакомления школьников с деловым стилем. Он доступен первоклассникам по тематике, объему, оформлению и имеет высокую степень востребованности.
Работая над запиской, первоклассники учатся коротко, точно, с соблюдением правил этикета формулировать речевые высказывания (что в современном обществе весьма актуально), адресованные людям различного возраста, статуса, личных отношений; учатся понимать, что выбор лексики во многом зависит от того, кому адресовано письменное сообщение. Высокая степень доступности этого вида сочинения позволяет осуществить работу над ними с большой долей самостоятельности учащихся при его составлении и записи.
Во II классе школьники могут познакомиться с сочинением-тестом и сочинением-советом. Работая над сочинением-тестом, школьники осваивают понятие «тест».
Они узнают, с какой целью и как проводится тест. Сочинение-тест может выполняться по следам прочитанных литературных произведений и на темы, касающиеся личности ученика. Отвечая на вопросы теста, составленные к прочитанному произведению, учащиеся могут раскрыть сюжет произведения, рассказать о каком-либо действующем лице, выявить характерные особенности конкретного художественного произведения и т.д.
Если сочинение-тест пишется на тему, касающуюся личностиребенка, то у ученика есть возможность остановить внимание на своем внутреннем мире, задуматься об анализе собственных действий, мыслей, состояния. Этот вид сочинения учит школьников «слушать» и понимать самого себя, честно отвечать на вопросы: «Кто я?», «Каков я?».
Сочинение-совет также можно писать по следам прочитанных литературных произведений и на основе личного опыта второклассников. Если сочинение пишется по прочитанному произведению, то накануне письменной творческой работы оно должно быть перечитано детьми.
На уроке второклассники знакомятся с лексическим значением слова совет; узнают, кто имеет право давать советы и в какой форме это осуществляется. Устный текст совета составляется учащимися коллективно. Письменный вариант сочинения-совета каждый ученик пишет самостоятельно.
Таким образом, в введение в процесс обучения русскому языку новых видов сочинений и правильное их проведение значительно повышает интерес школьников к письменной творческой деятельности, что расширяет возможности учителя в решении важнейшей задачи: развитие устной и письменной речи младших школьников, их интеллектуальное развитие, совершенствование творческих способностей.