kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Нравственное воспитание на традициях русской культуры во внеурочной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о  нравственном воспитании воспитании младших школьников на традициях русской культуры через кружок "Я - патриот".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Нравственное воспитание на традициях русской культуры во внеурочной деятельности»»

«Нравственное воспитание на традициях русской культуры во внеурочной деятельности»


Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей, отчуждение подрастающего поколения от народной культуры. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Не случайно методологической основой перехода образования на новый Федеральный государственный образовательный стандарт является Концепция духовно-нравственного образования, в которой говорится о необходимости приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознание ценности человеческой. Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков с младшего возраста.  Поэтому считаю своей задачей, донести до сознания учащихся, что они являются носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, знакомлю, убеждаю в ценности этих традиций, вырабатываю привычку следовать им. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности. В практике изучение русской народной культуры реализую средствами учебных предметов и через программу внеурочной деятельности. Я веду кружок «Юный патриот». Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма. Использую активные формы работы: игры, импровизации, праздники, посиделки, концерты, творческие конкурсы, беседы, ярмарки, виртуальные экскурсии в музеи, презентации, выставки работ.

Одной из содержательных линий данной программы является направление «Традиции и праздники в русской культуре», целью которого является приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с народными праздниками. На занятиях кружка учащиеся знакомятся с бытом русского народа, традициями, обычаями, обрядами, народными праздниками, играми и забавами, народными промыслами.

Большое значение придаю изучению фольклора. Фольклор – это пласт культуры, являющийся хранилищем народной мудрости, традиций, эталонов духовности и нравственности. Все, что нам передавалось из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком, дает возмож­ность окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове.Изучая его, дети с удовольствием собирают народные пословицы и поговорки, разучивают потешки, заклички, небылицы, скороговорки. Весь собранный материал классифицируем и изготавливаем небольшие книжки – самоделки и дарим их ребятам детского сада. Итогом данной работы является проведение весёлых Деревенских посиделок «Преданья старины глубокой», на которых происходит подлинное общение детей с искусством своего народа. Дети соревнуются в отгадывании загадок, играют в скороговорки, инсценируют небылицы, играют в русские народные игры, считалки, поют русские народные песни, частушки. Дети получают новые яркие впечатления, на их лицах можно прочитать удовлетворение и радость от встречи с ярким народным творчеством, виден их живой интерес к тому, что происходит, повышается познавательная активность. Все они становятся активными участниками празднества, пробуют себя в разных ролях и видах деятельности, что способствует всестороннему развитию личности ребенка. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются. В репертуаре каждого ребенка множество частушек, пословиц и поговорок, игр и песен. Пусть не все останется в памяти, но что-то осядет, запомнится, а значит рано или поздно обязательно прорас­тет и даст свои всходы.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники, как средство выражения национального характера. Праздники с определенными обрядами, песнями, играми и драматизациями наиболее интересная форма изучения народных художественных традиций. Они способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, культуру своего народа. На занятиях мы знакомимся с историей, обычаями и традициями таких праздников как «Масленица», «Рождество», «Пасха», «Крещение» и другие. Для встречи с праздником Рождества Христова дети  разучивают колядки,  делают рождественские звезды, готовят подарки, изготавливают маски, костюмы для колядования. Они ходят, друг к другу в гости, поют колядки, поздравляют с праздником, желают всем счастья и здоровья и дарят подарки-самоделки. В ответ их щедро угощают гостинцами. Святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это всегда было традицией на Руси. Мы стараемся тоже не отходить от данной традиции. В канун Рождества с детьми ездим в Дом – интернат для престарелых с концертом, поздравляем бабушек и дедушек, дарим им сувениры, открытки, сделанные своими руками. Дети видят, как на лицах этих одиноких стариков появляются улыбки, а в глубоких морщинках застывает слеза, и нет лучшего подарка для ребят, чем их слова благодарности. Через эти встречи, в детях формируются такие нравственные качества, как доброта, отзывчивость, милосердие, способность к сопереживанию, уважение к старшим.

Одним из любимых праздников детей является «Масленица». На него мы приглашаем гостей, учащихся начальных классов. Они тоже становятся участниками праздника, вместе устраиваем весёлые гуляния с блинами, русскими народными играми, хороводами, частушками, конкурсами. Все это происходит в игровой форме, непринужденно, весело, никто не остаётся в стороне, никого «Масленица» не оставляет равнодушной.

А на праздник «Пасхи» ребята рассказывают о традициях празднования этого дня в семье, узнают о различных способах украшения пасхальных яиц, это и писанки и крашенки, разучивают игры с катанием и битьём пасхальных яиц, украшают пасхальное дерево, делают яркие, красочные подарочные подставки для яиц, которые дарили своим родными и близким. Соприкосновение с народным искусством и участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Таким образом, работая в данном направлении, пришла к выводу: учащиеся с интересом изучают материал, связанный с традициями народной культуры, особенно когда сами являются участниками коллективного творческого процесса. Возникает потребность в получении новых знаний о народных традициях, формируются добрые, нравственные человеческие качества.

Я надеюсь, что обязательно наши дети станут духовными наследниками людей, заложивших основу великой культуры и будут её сохранять, развивать и передавать своим детям. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и младший школьный возраст является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
«Нравственное воспитание на традициях русской культуры во внеурочной деятельности»

Автор: Ольга Владимировна Мартюшова

Дата: 04.02.2023

Номер свидетельства: 624813

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Экспериментальный проект «Сказка ложь, да в ней намек…» как инструмент внедрения ФГОС во внеурочную деятельность средних общеобразовательных школ "
    ["seo_title"] => string(164) "ekspierimiental-nyi-proiekt-skazka-lozh-da-v-niei-namiek-kak-instrumient-vniedrieniia-fgos-vo-vnieurochnuiu-dieiatiel-nost-sriednikh-obshchieobrazovatiel-nykh-shkol"
    ["file_id"] => string(6) "197535"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428254198"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Формирование УУД во внеурочной деятельности.Творческая мастерская. "
    ["seo_title"] => string(76) "formirovaniie-uud-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tvorchieskaia-mastierskaia"
    ["file_id"] => string(6) "127615"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415350041"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Программа внеурочной деятельности "Я Гражданин""
    ["seo_title"] => string(48) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostiiagrazhdanin"
    ["file_id"] => string(6) "275757"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452616013"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Авторская программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию (духовно-нравственной направленности)  «Юные патриоты»"
    ["seo_title"] => string(126) "avtorskaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostipopatriotichieskomuvospitaniiudukhovnonravstviennoinapravliennostiiunyiepatrioty"
    ["file_id"] => string(6) "307534"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458365412"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1- 2 класса «Подвижные игры народов мира.» Спортивно – оздоровительное направление "
    ["seo_title"] => string(156) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dlia-uchashchikhsia-1-2-klassa-podvizhnyie-ighry-narodov-mira-sportivno-ozdorovitiel-noie-napravlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "113449"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410252570"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства