Новые информационно коммуникационные технологии как фактор совершенствования образовательного процесса
Новые информационно коммуникационные технологии как фактор совершенствования образовательного процесса
Интенсивное проникновение новых технологий в нашу жизнь требует от образовательной системы определенного обновления в соответствии с требованиями современного общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Новые информационно коммуникационные технологии как фактор совершенствования образовательного процесса»
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Интенсивное проникновение новых технологий в нашу жизнь требует от образовательной системы определенного обновления в соответствии с требованиями современного общества. Накопленные в сети познавательные и информационные ресурсы (учебные, научные и художественные книги, справочники, электронные копии произведений изобразительного искусства, музыкальных записей и т. д.) открывают перед учащимися и учителями новые возможности оптимизации образовательного процесса. Ни для кого не секрет, что научные знания удваиваются каждые несколько лет, причем даже скорость этого обновления постоянно возрастает. Подсчитано, например, что за 2–3 года в мире науки создается такой же объем новых знаний, который накапливался за всю предшествующую ис торию. Это явление получило название информа ционного взрыва [1]. Современная система образования в полной мере испытала на себе последствия этого явления: меняется содержание образования, от учителей и учащихся требуются иные умения и навыки. Использование новых технологических средств в педагогической практике освобождает преподавателя от необходимости сооб щать большое количество информации, особенно понятийного содержания. Устное объяснение, доска, конспекты и учебники постепенно уступают место аудиовизуальным средствам, базам данных, электронным библиотекам, гипертекстам и т. д. Виртуальные библиотеки предлагают пользователю доступ, как к общей информации, так и к научным данным. Библиотека третьего тысячелетия предоставляет различные ссылки на электронные источники и другие услуги. Появляется все боль шее количество электронных каталогов и журналов. Преподаватель XXI в. должен учить двум формам организации информации: текстовой последовательности и гипертекстовой организации. Текстовая последовательность связана с печатным текстом и до последнего времени являлась основным способом передачи знаний. Гипертекстовая организация информации связана с дисками и сетью. Она уже активно используется, и в последующие годы будет развиваться дальше. Гипертекст является ассоциативной организацией информации, при этом информация делится на содержательные блоки, называемыми узлами, которые соединены между собой. Наличие гипертекста создает сеть, которую пользователь исследует, собирая необходимую информацию. Причем пользователь, в зависимости от своих нужд и интересов, может добраться до нужной ему информации различными путями. Обычный текст по своей структуре являет ся линейным, для того чтобы найти необходимую информацию он должен быть прочитан с начала и до конца. В отличие от него, гипертекст не являет ся последовательным. Он позволяет пользователю иметь доступ к любой части текста, значимой для него [2]. Информационнокоммуникативные техноло гии существенно повышают воспитательную эф фективность образования, вводя студента в «беско нечный контекст культуры». Именно они являются сегодня носителями информационного поля бес конечности (включая информацию из библиотек, музеев, средств массовой информации, сообщения знакомых и др.). Их информационное простран ство покрывает весь историкокультурный опыт человечества [3]. С помощью Интернета сокровища мировой культуры и науки становятся досту пными не только обитателям больших городов, но и жителям отдаленных селений, которые можно подключить к информационным магистралям по спутниковым радиолиниям типа DirecPS. Таким образом, использование информационных технологий создает благоприятные условия для предо ставления населению новых видов образователь ных услуг. Например, система дистанционного об учения, которая активно развивается в последние годы, дает возможность получить профессиональ ное образования в лучших вузах страны независи мо от места жительства [1]. Стремительное развитие информационноком муникационных технологий позволяет сделать прогноз, что в скором будущем они станут инстру ментом, необходимым для получения любого зна ния. Поэтому, студенту для сознательного усвоения должно предоставляться такое содержание образо вания, чтобы в дальнейшем он мог сам приобретать новые знания. Преподаватель современного вуза должен сформировать у студентов представление о том, что значит учиться «технологиям», учиться «через технологии» и учиться «с помощью техноло гий». Когда появились первые компьютеры, речь шла о том, чтобы как можно больше узнать о новых технологиях, учиться «технологиям», с тем чтобы повысить успеваемость в учебных заведениях. Но вскоре было установлено, что технологическое об учение не способствует решению образовательных задач. Учиться «через технологии» означает такое обучение, при котором компьютер выполняет роль преподавателя. В этом случае используются три разновидности обучающих программ: • практические работы. В этом случае предъявля ются задачи и упражнения, которые ученик должен выполнить и сравнить свои ответы с правильными ответами. • учительское руководство. Обучение приспоса бливается к индивидуальным особенностям учеников, для чего им предоставляется инфор мация и задаются вопросы по ней, а ответы уче ника сопоставляются с ответами, имеющимися в программе. • «умное руководство». В этом случае руковод ство содержит три модели: студент, эксперт и преподаватель. Модель эксперта представляет собой решение задачи экспертом, модель сту дента – решение задачи студентом. Если ответ студента не схож с ответом эксперта, модель преподавателя указывает, в чем и где заключает ся ошибка, а также дает правильное решение. Недостатком этих обучающих программ явля ется то, что студенту дается мало свободы в процессе обучения, навязываются стереотипные образцы решения задач; кроме того, применение этих про грамм невозможно распространить на все виды знаний. Если обучение «через технологии» служит инструментом воспроизводства готовых знаний, то обучение «с помощью технологий» может стать для нас орудием познания. Знания не содержатся в са мих технологиях, а потому нужно учиться не через них, а с их помощью. Инструменты познания спо собствуют расширению познавательной функции. Роль компьютера должна состоять в том, чтобы способствовать развитию умственных способно стей, вести и направлять умственные процессы, подкрепляя конструктивную деятельность студен та. Именно это следует понимать под обучением с «помощью технологий» и познавательных инструментов. На сегодняшний день сложилась определенная классификация познавательных инструментов, на основе познавательной стратегии, кото рую каждый инструмент осуществляет: • поиск и исследование знаний: Интернет; • конструирование знаний: гипертекст, аудиови зуальные гиперсредства; • организация знаний: базы данных; • представление знаний: понятийные карты; • понимание знаний: микромиры, экспертные системы; • социальное конструирование знаний: элек тронная почта, телекоммуникация [2]. Следует отметить, что включение новых инфор мационнокоммуникационных технологий в обра зовательный процесс еще не означает улучшения подготовки студентов, если при этом сам процесс не направляется преподавателем. Задача препода вателей будет попрежнему заключаться в обуче нии, ориентации и совместном строительстве зна ний, но с использованием всех технологических средств, имеющихся в настоящее время в нашем распоряжении. Преподаватели должны рассматри вать компьютер не как объект изучения, а как сред ство совершенствования образовательного процес са. Важнейший ресурс в этом смысле – средства мультимедиа, которые позволяют выстраивать множественные связи между различными явлениями и понятиями, индивидуализировать обучение. Использование возможностей компьютера в моде Известия Томского политехнического университета. 2009. Т. 315. № 6 132 лировании действительности будет способствовать развитию проектных способностей личности [3]. Для успешного внедрения информационно коммуникационных технологий в образователь ный процесс от преподавателя требуется не только положительное отношение к новым технологиям, но и соответствующая подготовка. Практика пока зала, что в большинстве случаев отношение препо давателей к этому вопросу положительное. Но в действительности имеется ряд проблем, затруд няющих более активное применение новых технологий в учебном процессе: отсутствие должного ос нащения вузов технологическими средствами, от сутствие специальной подготовки у преподавате лей или уверенности в том, что новые технологии являются необходимой частью работы и т. д. Преподаватели не считают необходимым использовать новые технологии, если ранее, в про цессе работы, они с ними не сталкивались. Многие полагают, что существует опасность потерять кон троль над процессом обучения, в связи с тем, что студент получает большую автономность и свободу действий. Именно поэтому преподаватели нужда ются в специальной подготовке в сфере новых тех нологий. В процессе подготовки они научаться пользоваться компьютерными и аудиовизуальными средствами, а также овладеют навыками приме нения новых технологий в области методики, орга низации труда, администрирования и т. д. Только в этом случае преподаватель сможет решить поста вленные перед ним задачи. Во‑первых, преподаватель должен донести до студентов, что сообщения информационных средств должны рассматриваться с максимальной объективностью. Для этого ему необходимо распо лагать достаточным количеством достоверных дан ных с тем, чтобы научить студентов критической интерпретации получаемой информации. Препо даватель не должен навязывать свою точку зрения, он должен оставаться беспристрастным и поощ рять развитие независимого мышления студентов. Во‑вторых, преподаватель должен использовать технологические средства как дидактический ресурс, а не превращать их в нечто сверхъестественное. Сту денты в процессе обучения могут оказаться под «гип нотическим воздействием» некоторых технологиче ских средств. И если их эмоциональная структура оказывается слабой или недостаточно интегрирован ной в социальную среду, то они могут оказаться в си туации зависимости. Технологические средства дол жны использоваться либо как дидактическое сред ство, либо как средство выражения. Телевидение, Ин тернет, пресса и другие средства отражают современ ную жизнь, и студенты должны пользоваться ими, чтобы пополнять знания, получаемые на лекциях. Од ним из способов формирования навыков пользова ния технологическими средствами является создание собственных содержаний: например, студенты могут самостоятельно создать электронную страницу, по священную своему факультету, кафедре и т. п. В‑третьих, преподаватель должен научить сту дентов анализировать содержание получаемой информации, сопоставлять данные, находить под тверждение или опровержение полученным дан ным, видеть различие между информацией и мне нием. В Интернете имеется масса недостоверной, некорректной информации, поэтому студенты должны уметь ориентироваться в этом общем по токе. Включение новых технологических средств в образовательный процесс, с одной стороны, осво бождает преподавателя от необходимости сооб щать большое количество информации, особенно понятийного содержания, с другой стороны, вме няет в его обязанности предварительную разработ ку учебных заданий и ситуаций, а также необходи мость индивидуальной работы с учеником и на блюдения за процессом обучения [2]. Как это всегда происходит в сфере образования, результаты любой работы становятся заметны только тогда, когда она реально осуществляется группой преподавателей. Поэтому, заинтересован ность администрации и оснащение учебных заве дений технологическими средствами не даст ника ких результатов, если педагогический коллектив не заинтересован и не подготовлен к использовании новых технологий в учебном процессе. Образовательные задачи XXI в. могут быть ре шены только в случае изменения сознания препо давателей и студентов, что позволило бы перейти от передачи знаний к управлению ими. Управление знаниями – это умение найти информацию, ото брать ее, структурировать и применять в определенных целях. Образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы каждый человек мог участвовать в организации своего соб ственного обучения. Однако, задача «строитель ства знания» не решается раз и навсегда. Необхо димо ставить и более долгосрочные задачи, напри мер: «обучение учению» или «контроль обучения». По мере приобретения знаний, обучающийся становится все более способным контролировать этот процесс, то есть переходит к самоконтролю и автономии. А преподаватель должен уметь вести студента, развивать его способности и представле ния о ценностях. Новые технологии должны стать инструментами преподавателя, несмотря на то, что их включение в образовательный процесс требует определенных усилий. Те, кто обучают в XXI веке, должны готовить студентов к большим социальным изменениям, одновременно формируя представле ния и понимание универсальных ценностей. Рос сийские вузы способны обеспечить высокое каче ство образования путем применения в области пре подавания новых информационных технологий, подготовки научных кадров и исследований, обес печения доступности знаний, планирования новых форм учебной среды, создания средств дистан ционного образования [3]. Использование новых технологий в системе образования – это своевре менный шаг на пути построения общества ХХI в. Философия, социология и культурология 133 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гладких Б.А. Информатика от абака до Интернета. Введение в специальность. – Томск: Издво НТЛ, 2005. – 484 с. 2. Человек и новые информационные технологии: завтра начи нается сегодня. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с. 3. Запесоцкий А.С. Образование: Философия, культурология, политика. – М.: Наука, 2003. – 456 с. Поступила 30.09.2009