kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нетрадиционные методы логопедии

Нажмите, чтобы узнать подробности

нетрадиционные методы логопедии для младших школьников общеобразовательных школ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные методы логопедии»

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе.

ГУ «Средняя школа №33» Целиноградского района


В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Тяжелая структура речевых нарушений требует системный комплексный подход – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

 развитие связной речи

 накопление и совершенствование словаря

 развитие физического и речевого слуха

 развитие грамматической стороны речи

 обучение навыкам словообразования и словоизменения

 коррекция произношения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

  • профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, быть понимаемым для воспитателей, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей логопатов. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно - развивающего процесса, создавая психо-физиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много(игро-,сказко-,смехо-, изо, глина, воско-, кристаллотерапия - и др). Но мне хочется остановиться на тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными и эффективными, которые направлены на нормализацию мышечного тонуса ( который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшения психоэмоционального

состояния детей.

Логопедический массаж

Цели:

  • нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

  • -уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

  • -снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезия, гиперкинезы, судороги и т.п.);

  • -стимуляция проприорецептивных ощущений;

  • -увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

  • -активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

  • -формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Это один из методов коррекционного-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Это нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, т.к. логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, страдающего речевыми нарушениями. Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностируются такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, нарушения голоса, а также заикание. 
В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
Нередко, массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
Практический опыт коррекционно-педагогической работы с лицами, страдающими речевыми расстройствами показывает, что применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. 
Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект. 
Существуют различные методики проведения логопедического массажа. Наиболее популярные – массаж Дьяковой Е.А.

Нетрадиционные артикуляционные упражнения

Цель:

  • Развитие артикуляционного аппарата

Эти упражнения носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей: артикуляционные упражнения с шариком, упражнения с ложками, с бинтом и упражнения с водой.

Упражнения с шариком:

1. Язык – «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

Артикуляционные упражнения с шариком усиливают воздействие на мышцы языка.

Упражнения с ложкой:

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык – «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки. 7. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

8. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

9. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Дети с удовольствием помогают ложками своему язычку «подняться на лифте на верхний этаж», отрабатывая верхний подъём языка; делают массаж языка, губ, поколачивая, похлопывая и поглаживая их ложками.

Упражнения для языка с водой "Не расплескай воду"

1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз. Упражнения с водой, способствуют усилению кинестезий. Поскольку вода является более плотным веществом, чем воздух, она активнее раздражает чувствительные зоны в полости рта, стимулируя иннервацию. Упражнения с водой дети проводят как на логопедическом занятии, так и в режимные моменты, когда полощут водой полость рта после приёма пищи.



Дыхательная гимнастика

Цели:

  • прислушиваться к своему дыханию;

  • расслаблять и востанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения

  • закреплять навыки диафрогмального – речевого дыхания

Перед выполнением общего комплекса артикуляционной

гимнастики важно выполнить 1-2 упражнения для развития речевого 

дыхания 


Дыхание — важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху. Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат. Оно называется смешанным, или гармонично полным. На вдохе воздух последовательно заполняет нижние, средние и верхние отделы легких, при этом выпячивается живот, затем грудная клетка расширяется и поднимается вверх. На выдохе воздух последовательно выходит из нижних, средних и верхних отделов легких, при этом втягивается живот, затем грудная клетка сужается и опускается.

Гармоничное дыхание состоит из нижнего, среднего и верхнего дыхания. Нижнее — успокаивающее дыхание. В нем участвуют нижние отделы легких. На вдохе живот выпячивается, на выдохе опускается. Грудная клетка остается неподвижной. Среднее — укрепляющее дыхание. В нем участвуют средние отделы легких. На вдохе грудная клетка расширяется, на выдохе сужается. Живот неподвижен. Верхнее — радостное дыхание. В нем участвуют верхние отделы легких. На вдохе грудная клетка поднимается вверх, на выдохе опускается. Живот остается неподвижным, грудная клетка не расширяется. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой Стрельникова Александра Николаевна рекомендует делать ритмичные шумные вдохи через нос. Эти вдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы и психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет, жизненный тонус. Данная гимнастика полезна людям любого возраста, особенно детям.

Правила выполнения дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой:

1. Думайте о вдохе носом, тренируйте его. Вдох резкий, короткий (как хлопок в ладоши).

2. Выдох уходит после вдоха самостоятельно через рот. Не задерживайте и выталкивайте выдох. Вдох — предельно активный (носом), выдох абсолютно пассивный (через рот).

3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения, а движения без вдоха.

4. Все вдохи делаются в темпоритме строевого шага (все видели, как маршируют солдаты).

5. Счет в стрельниковской дыхательной гимнастике идет не по 5 и 10, как в традиционной, а только по 8. Считать мысленно, не вслух.

Первое упражнение — «Ладошки». И. п.: встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителю» — «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательные движения). Следите за тем, чтобы в момент вдоха плечи не поднимались. Сделайте 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем руки опустите, отдохните 3—4 секунды — пауза. Сделайте 4 коротких и шумных вдоха, снова — пауза. Помните! Активный вдох носом — пассивный выдох через рот. Норма: «прошмыгайте» носом 24 раза по 4.

Второе упражнение — «Погончики». И. п.: встаньте прямо. Кисти рук сожмите в кулачки и прижмите к поясу. В момент вдоха толкайте кулачки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвратите в исходное положение на уровень пояса. Плечи расслаблены — выдох ушел. Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов-движений. Норма: «прошмыгайте» носом 12 раз по 8.

Третье упражнение — «Насос» (накачивание шины). И. п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем ширина плеч. Сделайте легкий наклон вперед (руками тянитесь к полу, но не касайтесь его) и одновременно резкий и короткий вдох носом во второй половине наклона. Вдох должен кончиться вместе с наклоном. Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь и снова наклонитесь с коротким шумным вдохом. Возьмите в руки свернутую газету (палочку), имитируйте накачивание шины автомобиля. Наклоны делайте ритмично и легко, низко не кланяйтесь, вполне достаточно наклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена. Помните! «Накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага. Делать подряд уже не 8 вдохов-движений, а 16. Затем отдых 3-4 секунды и снова 16 вдохов-движений. Выдох уходит после каждого вдоха самостоятельно (пассивно) через рот. Упражнение «Насос» очень результативное, часто останавливает приступ бронхиальной астмы, приступ сердца и печени. Норма: «прошмыгайте» носом 6 раз по 16.

Четвертое упражнение — «Кошка» (приседание с поворотом). И. п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч (ступни ног в этом упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте легкое танцующее приседание и одновременно с приседанием — поворот туловища вправо — резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево, и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо-влево, вдох справа — вдох слева. Выдохи уходят между вдохами сами. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот только в талии. Сделайте подряд не 16 вдохов-движений, а 32. Затем отдых 3-4 секунды и снова 32 вдоха-движения. Норма: сделайте 3 раза по 32 вдоха-движения (32 + 32 + 32 = 96 — стрельниковская «сотня»). Пятое упражнение — «Обними плечи» (вдох при сжатии грудной клетки). И. п.: руки согните в локтях и поднимите на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест- накрест), ни в коем случае не меняйте их (все равно, какая рука сверху — правая или левая), широко в стороны не разводите и не напрягайте. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка). Норма: сделайте 3 раза по 32 вдоха-движения. Отдых после каждой «тридцатки» (32 вдоха-движения) — 3—4 секунды


Игровые дыхательные упражнения:


1. Футбол: скатать из кусочка ваты шарик и дуть на него, загоняя в 

ворота из двух кубиков; потом попытаться подуть на шарик через 

распластанный язык, находящийся между губами. 

2. Снегопад: из ваты сделать снежинки, положить их на ладошку и 

подуть; потом усложнить задание — дуть на снежинки через распластанный 

между губами широкий язык. 

3. Листопад: то же самое, только дуть на вырезанные из цветной бумаги 

листья. 

4. Кораблик: дуть на бумажный кораблик, плавающий в тазу с водой. 

5. Буря в стакане: взять соломинку для коктейля и стакан с водой 

6. Снежная буря: в бутылку из под воды накрошить пенопластовых 

шариков, в крышке проделать отверстие и вставить туда трубочку, дуть через 

трубочку, вызывая «снежную бурю». 

7. Задуй свечу: задуть горящую свечу, усложнить задание, задувая через 

распластанный между губами язык. 


Музыкотерапия.

Цели:

·  Создавать положительный эмоциональный фон.

·  Стимулировать двигательные функции.

·  Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.

·  Растормаживать речевую функцию.

Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

Главными выразительными средствами музыки являются звуки.

Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.

Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей тонкой и артикуляционной моторики.

У детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения, внимание неустойчивое, они с трудом задерживается на одном предмете длительное время. Их особенно затрудняет раздвоенность внимания. Часто ребенок забывает правильно дышать или останавливает дыхание на некоторое время при выполнении двигательных заданий. Поддержание правильного дыхания можно осуществить через организованное участие его в подражании звукам в речитативе или песне, которые должны так сочетаться, чтобы соответствовать совершаемым движениям и физическим упражнениям.

Музыкальное сопровождение игр ведёт к еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, темпа, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.

Игра на детских инструментах также эффективна для развития чувства музыкального темпа и ритма, а, следовательно, и слоговой структуры слова. Использование методов музыкотерапии органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия педагога с другими участниками образовательного процесса.


Можно использовать следующие приемы музыкотерапии:

  Прослушивание музыкальных произведений,

  Ритмические движения под музыку,

  Сочетание музыки с работой по развитию ручногопраксиса.,

  Пропеваниечистоговорок под музыкальное сопровождение,

  Наибольшим возбуждающим воздействием обладает

    музыка Вагнера

    оперетты Оффенбаха

    «Болеро» Равеля

    «Весна священная» Стравинского

    «Каприз № 24» Никколо Паганини

Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.

Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:

    музыка Франсиса Гойи

    «Времена года» Чайковского

    «Лунная соната» Бетховена

    фонограмма пения птиц

Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

  Цель логопедических и логоритмических  занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального  фона реабилитации: 

  -  снятие фактора тревожности

-  стимуляция двигательных функций

-  развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей

  -  растормаживание речевой функции

  -  развитие чувства ритма, темпа, времени

  -  развитие мыслительных способностей и фантазии

  -  развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков 

Музыкальная ритмика используется при лечении

    тиков

    заикания

    нарушений координации

    расторможенности

    моторных стереотипов

    дыхательных нарушений (в т. ч. и речевого выдоха)

    брадилалии и тахилалии

Во время музыкального сеанса следует соблюдать такие принципы.

  Продолжительность прослушивания должна составлять не более 5 минут в течение всего занятия.

  Использовать только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям,

  На занятии лучше использовать одно музыкальное произведение.

Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.

Су – джок терапия.

Цели:

  • Нормализовать мышечный тонус,

  • Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.


Су – Джок терапия, последнее достижение восточной медицины. Этим может овладеть каждый человек, и не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на стопах и кистях, это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.

Су – джок терапия это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому су - джок терапия активизирует развитие речи ребенка.



Японская методика пальцевого массажа.

Цели:

Развитие моторики .

         Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа. Японский ученый НАМИКОШИ ТОКУХИРО считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

  • массаж большого пальца – повышает активность мозга,

  • массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу,

  • массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника,

  • массаж безымянного пальца – стимулирует печень,

  • массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

  • Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом

  • работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах)

  • предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи)

  • способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов)

Японский ученый ЙОСИРО ЦУЦУМИ разработал систему упражнений для самомассажа:

1.     Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками

2.     Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно вертеть в руках,  щелкать по ним пальцами,  «стрелять»,  направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания

3.     Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами,  удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук

4.     Массаж шестигранными карандашами: пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать в определенном положении в правой и левой руке

5.     Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

 Мелкая моторика

Цели:

  • формировать координацию движении пальцев и кистей рук

  • способствоавть работе речевых и мыслительных центров головного мозга.

Актуальной становится проблема использования разнообразных развивающих упражнений, игр по совершенствованию мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Помимо традиционной пальчиковой гимнастики в логопедической работе используются новые упражнения, игры с пальчиками.

Все чаще предлагаются в современной литературе игры и упражнения с использованием нетрадиционного материала (бытовых предметов): пипетки, пинцеты, зубочистки, прищепки. ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

1. Упражнение с пипеткой. Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе сподручные средства: части от конструктора, различные мелкие формочки.

2. Упражнение с пинцетом В те же самые формочки пинцетом можно накладывать бусинки, пуговицы. Сюда же можно отнести сортировку по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

3. Шарики и пинцет. Требуется разложить при помощи пинцета шарики в формочки или в бутылки.

4.Наматывание ниток. Используются мелкие игрушечные насекомые и нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.

5.Сортировка семян (разноцветных макарон). Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета или вручную.

6.Коробочка с прищепками. Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, я вырезала из картона разноцветных ежей, а прищепки это иголки . Нужно прицепить прищепки соответствующие цвету ежа..

7. Нанизывание бусинок на леску.

И это только некоторые примеры игр на развитие мелкой моторики.



Сказкатерапия

Цели:

1. Развитие самоконтроля.

2. Развитие коммуникативных навыков.

3. Развитие эмоциональной сферы.

4. Развитие речи.

Сказкотерапия– это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логопеды используют в своей практике логосказки, которые могут выступать как целостное занятие, часть занятия или как дидактическая игра. Виды логосказок:

 Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики)

Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков

 Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизации, дифференциации)

 Лексико – грамматические (обогащение словаря, закрепление знаний грамматических категорий) Сказки, способствующие развитию связной речи

 Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах) и т.д.

Логопед ставит цель (взрослая задача) и решает ее через сказку. В сказке всегда есть герои. Оживают они и появляются куклы.

Куклотерапия

Цели:

1. Развитие креативности.

2. Развитие грубой и мелкой моторики.

3. Снятие эмоционального напряжения.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Укрепление внутрисемейных отношений (при совместной деятельности детей и родителей).

6. Развитие речи.

7. Развитие пространственной ориентации.

8. Активизация личностных ресурсов.

9. Повышение самооценки и способности преодолевать трудности.


Данный раздел частной психотерапии (терапии творческим самовыражением),использующий, в качестве основного приема, психокоррекционного воздействия куклы как промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, педагога). Использование кукол для коррекции психического состояния детей. Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Использование куклотерапии – является прекрасным инструментом в коррекции психического развития, нарушения речи детей в условиях детского сада. Куклы доставляют радость детям. А кто смеется – здоров. Значит, куклы лечат!




Пескотерапия.


Цели:

  • Развить тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику.

  • Снять мышечную напряженность.

  • Помочь ребенку чувствовать себя защищенным, в комфортной для него среде.

  • Развить активность, расширить жизненный опыт.

  • Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.

  • Уметь находить способы решения проблемных ситуаций.

  • Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.

  • Совершенствовать зрительно- пространственную ориентировку и речевые возможности.

  • Расширить словарный запас

  • Освоить навыки звукового анализа и синтеза.

  • Развивать фонематический слух и восприятие.

  • Развивать связную речь и лексико – грамматические представления.

  • Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Работа с мокрым песком.

При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, как при письме в тетради или на доске, то есть работают сразу два полушария. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, углубления, нарисовать целые картины, налить в песочные ямы воду. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной логопедической работе с детьми имеющими нарушения речи очень эффективно.

Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное напряжение ребенка и развивает моторику рук.

Обычно из ряда предложенных для деятельности предметов и материалов – цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, пазлы, конструктор и др, большая часть детей постоянно выбирает игры с теплой водой и песком.

Движение рук ребенка в песке и воде снимают судороги, тормозят фиксацию на своей речи, так как он увлечен действием и игрой, а песок и теплая вода обладают релаксационным действием. Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в воде или песке, они либо играют, либо говорят, необходимо обучать их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке специальных артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривание слогов и слов. Если звуко - произносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке или воде. Часто от логопеда требуется брать руки ребенка в свои и действовать совместно. Принципом работы стала установка: « Играй и твори одновременно».

Общие условия организации песочной терапии.

Опираясь на приемы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитание и обучением имеется обширный практический материал, и нетрадиционные методы, применение которых способствует эффективному речевому развитию ребенка, все остальное зависит только от нас.



Вот несколько примеров логопедических игр с песком

Развитие диафрагмального дыхания.

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

- «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

- «Выровняй дорогу»- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

- «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;

- «Ямка»- ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;

- «Помоги зайцу»- в песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;

- «Дорога к другу»- на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;

- «Секрет»- в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;

- «Добрый великан»- из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;

- «Путешествие»- на песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;

- «Буря»- во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю»;

- «Морская прогулка»- воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.

- положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.

- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.

- погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».

- погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»).

-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

Артикуляционные упражнения.

-«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

- «Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

- «Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

- «Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

- «Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

Автоматизация звуков.

- «Сильный мотор»- произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

- «Слабый моторчик»- произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.

- «Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

- «Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

- «Совпадение»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха.

- «Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук.

- «Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

- «Водолаз» - со дна таза с пеком, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.

- «Два моря» - коробка с песком делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).

- «Два города» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

Формирование слоговой структуры слова.

-«Полоски»- ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

-«Исправь ошибку»- логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

-«Раздели слово на слоги»- ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

-«Художник»- логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.

Словарная работа.

-«Сложные слова»- ребенок выполняет по просьбе логопеда определенные действия: льет сверху воду - анализируется слово «водопад»; разбирает в воде модель кораблика – происходит аналогичная работа со словом «кораблекрушение»; сливает воду через разрезанную наполовину широкую пластмассовую трубочку – образуется слово «водослив».

- «Родные слова»- в играх с водой и при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова: вода, водичка, наводнение, водяная (мельница), приводнился (гидросамолет); в играх с песком – песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.

-«Я делал- я сделал»- глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: закапываю в песок – закапывал, лью – лил и т.д.

Совершенствование грамматического строя речи.

-«Лодочка» - в этом игровом упражнении с водой или с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

- «Чего не стало»- игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

- «Подбери слово»- ребенок обнаруживает спрятанные в песке или плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).

Звуковой анализ слова и предложения.

На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.

Обучение грамоте.

- «Напиши на песке» – ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает.

- «Буква потерялась» Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

Связная речь.

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

- «Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

- «Начни предложение» - ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.

- «Друзья» - при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

- «Что случилось?» - при создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).

Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.

- «Две игрушки» - на песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар).

Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар. Я круглый.

Мяч. Я тоже

Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч. А если по мне ударят – я высоко подскачу.

Шар. На мне нарисован красивый цветок.

Мяч. А я украшен разноцветными полосками

Шар. Меня надувают воздухом.

Мяч. И у меня внутри воздух.

- «Рыбка» - выполняя действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказ-описание. Описывая внешний вид рыбки, он проводит в воде пальцем по частям ее тела. «Мне нравится эта рыбка. У нее хвостик ярко- красный, головка желтая, а спинка зеленая. У этой рыбки круглые черные глазки. Она любит плавать в теплой водичке. Рыбка умеет даже выпрыгивать из воды и нырять глубоко-глубоко. Иногда она достает до самого дна и ищет там корм».

Особенно любят дети сочинять небылицы, сказки.

В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, пуговки, счетные палочки, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками.



Нетрадиционные методы воздействия в работе лого­педов  становятся перспектив­ным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные мето­ды терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровле­нию всего организма ребенка. Кроме того, это помогает организовывать занятия ин­тереснее и разнообразнее.

 

Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приёмы и методы, традиционные и нетрадиционные формы обучения, создаются благоприятные условия для коррекции недостков в речевом развитии, в личностной, познавательной, эмоционально- волевой сферах.


Конспект логопедического занятия с использованием куклотерапии.


Занятие №_____ Дата «____» _______________2017г

Класс ____ Группа ________________________

Тема: Развитие фонематического слуха . Автоматизация звука Р

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

· автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях;

· формирование навыков фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;

· закрепление умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам;

· закрепление навыка словообразования существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

· развитие общей, пальчиковой, артикуляционной моторики;

· развитие фонематического слуха;

· развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления.

· воспитание самоконтроля за речью;

· воспитание активности, самостоятельности, инициативности;

· воспитание эмоциональной отзывчивости.

Оборудование и материалы: ИКТ, индивидуальное зеркало, изображения буквы Р, пальчиковые куклы ,счетные палочки, д/игра «Трын-трава», мнемотаблицы.

1.Оргмомент. Сообщение темы.

— Сегодня к нам в гости пришел сказочный герой. Угадайте, кто это?

Это что за очень странный

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный…

Кто же это? … (Буратино)

Появляется изображение героя на слайде.

— Посмотрите, Буратино чем-то расстроен. Он гулял в лесу, уронил и рассыпал свою азбуку в трын-траву, все буквы нашел, кроме буквы Р. Давайте отправимся в лес и попробуем найти для Буратино потерянную букву Р, а также повторим правильное произношение звука [р].

2. Артикуляционная гимнастика.

— Сначала нам нужно подготовить наш язычок к правильному произношению звука [р] и сделать гимнастику.

Выполнение артикуляционных упражнений «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Маляр», «Дятел», «Заведи мотор», «Комарик». 

3.Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Последовательное появление схемы артикуляции на слайде:

-В каком положении находятся губы, зубы? (Губы приоткрыты, зубы слегка разомкнуты.)

-В каком положении находится кончик языка? (Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и дрожит)

-Где проходит воздушная струя? (Сильная воздушная струя идет посередине языка.)

-Работает ли голос? (Да)

— Какой звук [р] — гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий? Каким цветом его обозначаем?

4.Связь звука с буквой. Развитие пальчиковой моторики.

Выбор правильного изображения буквы Р из двух предложенных.

5. Развитие фонематических представлений

Нам пора отправляться в лес, искать поляну с трын-травой. Хотите узнать на чем мы поедим ? Мы с вами напишем графический диктант , и если вы напишите без ошибок то узнаете название нашего транспорта.

Получился грузовик.

6.Динамическая пауза. Произношение изолированного звука.

Выполнение имитационных действий по тексу стихотворения, произношение изолированного звука.

Заводил шофёр мотор — р-р-р-…,

Нажимал он на стартёр — р—… р-… р-…,

Крепко руль в руках держал —р-р-р…,

Грузовик и побежал — р-р-р… .

Автоматизация звука в слогах.

Показ слайда с изображением реки.

— Мы подъехали прямо к реке, за которой начинается лес. Как же нам перебраться через реку? (Ребенок предлагает варианты решения данной проблемной ситуации).

— Действительно, давай попробуем построить мост через реку и пройти по нему (Последовательное выкладывание на слайде моста из «брёвен» с написанными на них прямыми и обратными слогами, чтение слогов и «прохождение» по мосту.)

7.Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

— Мы перебрались через реку. В лесу нас встречает какой-то зверёк. Кто это? Правильно, рысёнок. Как же его зовут? Давай попробуем составить его имя из первых звуков названий картинок.

Картинки: рыба, обруч, магазин, арбуз.-РОМА

8.Автоматизация звука в словах. Словообразование существительных.

-Рысёнку Роме в лесной школе дали задание научиться называть слова ласково, но он не умеет этого делать. А у нас есть куколки которые научились говорить звук Р красиво. Сейчас мы покажем Рысенку как они умеют говорить. Выбирайте себе кукол. Одевайте на пальчик.И так я называю слово , а куколки говорят это слово ласково, четко произнося звук Р в словах .

Игра с пальчиковыми куклами «Назови ласково»

Дорога- дорожка

Перо-

Пирог-

Воробей-

Коробка-

Подарок-

Река-

Рука-

Зоря-

-Молодцы!

9. Работа с мнемотаблицами.

Ребята, Рысенку Роме в школе еще дали вот такие тексты, он очень хочет их прочесть, но вот беда, он еще не может читать. Поэтому он хочет чтоб вы прочитали, а он послушает



Каждый ребенок читает свой текст.



10.Автоматизация звука в предложениях.

— Рысёнок поблагодарил нас за помощь и показал поляну с трын-травой. Эта трава не простая, а волшебная, она показывает изображения совсем не тех предметов, которые в ней спрятаны. Давай постараемся найти в траве букву Р. которую потерял Буратино.

Игра «Трын-трава»: ребенок произносит фразу «Раз, два —расступись трава» и в такт этим словам делает четыре «шага» пальчиками по картинкам травы в любом направлении. Логопед приподнимает «травку» там, где остановилась фишка и ребенок произносит фразу «В траве — рубашка». Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет букву Р, которая затем «возвращается» Буратино (показ заключительного слайда).



11.Итог деятельности.

— Давайте вспомним, какой звук мы сегодня учились произносить? Какой это звук? (Повторение характеристики звука)

— Какие задания тебе понравились? А какие показались трудными?

— Молодцы, вы были очень внимательными, прекрасно справлялись со всеми заданиями и правильно произносили звук [р].




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Нетрадиционные методы логопедии

Автор: Тасбулатова Заира Руслановна

Дата: 05.11.2018

Номер свидетельства: 483639

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Взаимосвязь педагога-психолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающем процессе с использованием нетрадиционных методов"
    ["seo_title"] => string(136) "vzaimosviazpiedaghoghapsikhologhaiuchitielialoghopiedavkorriektsionnorazvivaiushchiemprotsiessiesispolzovaniiemnietraditsionnykhmietodov"
    ["file_id"] => string(6) "276979"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452820325"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Взаимосвязь педагога-психолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающем процессе с использованием нетрадиционных методов"
    ["seo_title"] => string(137) "vzaimosviazpiedaghoghapsikhologhaiuchitielialoghopiedavkorriektsionnorazvivaiushchiemprotsiessiesispolzovaniiemnietraditsionnykhmietodov1"
    ["file_id"] => string(6) "276980"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452820332"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Нетрадиционные методы коррекции связной речи в работе логопеда."
    ["seo_title"] => string(74) "nietraditsionnyie_mietody_korriektsii_sviaznoi_riechi_v_rabotie_loghopieda"
    ["file_id"] => string(6) "344832"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474396298"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Анализ работы РМО  школьных и дошкольных учителей – логопедов  за  учебный год"
    ["seo_title"] => string(85) "analiz-raboty-rmo-shkol-nykh-i-doshkol-nykh-uchitieliei-loghopiedov-za-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "305129"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457876166"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Отчет  учителя-логопеда  по итогам коррекционно-логопедической работы за учебный год"
    ["seo_title"] => string(99) "otchiet-uchitielia-loghopieda-po-itogham-korriektsionno-loghopiedichieskoi-raboty-za-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "312966"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459421216"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства