Анализ работы РМО
школьных и дошкольных учителей – логопедов
за учебный год
Павлова Е.Н. учитель-логопед,
Гончарова Т.В. старший методист отдела ОКО
Работа РМО в учебном году была направлена на выполнение следующих целей:
- Предупреждение речевых нарушений и разработка научно обоснованных средств и методов обучения и воспитания лиц с речевыми нарушениями.
- Оказание помощи учащимся начальных классов, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ.
3. Направления и пути совершенствования работы по повышению качества образования.
Из которых вытекают следующие задачи:
1. Формирование единой методической базы к практической деятельности учителей-логопедов и создание условий для их профессионального роста.
- Обеспечение четкой преемственности между коррекционными программами и программами начальной школы.
- Активизация инициативы учителей – логопедов в обобщении и распространении опыта работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.
- Повышать профессиональный уровень педагогов через различные формы методической работы. Продолжать работу над совершенствованием качества проводимых занятий.
- Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
- Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.
В течение учебного года проводились РМО учителей-логопедов, где рассматривались следующие темы: «Нетрадиционные методы воздействия в логопедической работе», развитие мелкой моторики рук».
Логопедическая работа ведется по нескольким направлениям. Первое направление – коррекционно-развивающая работа в школах и ДОУ района по выявлению, преодолению и своевременному предупреждению различных нарушений устной и письменной речи у школьников и воспитанников ДОУ.
Работая в этом направлении, учителя-логопеды проводят в начале учебного года обследование речевого развития детей, зачисляя их в логопункты, что позволяет решать вопросы коррекционно-педагогической работы с детьми школ и ДОУ.
Обследовано -420 учеников
Выявлено с нарушениями устной и письменной речи – 84 учеников, что составляет 20% от обследованных учеников.
Зачислено - 50 учеников, что составляет 59,5 % от выявленных.
Выпущено с исправленной речью –42 учеников, что составляет 84 % от зачисленных учеников.
В ДОУ обследовано – 563 детей
Выявлено с нарушениями речи 310 детей, что составляет 55,1 % от обследованных детей.
Зачислено – 126 чел., что составляет 40,6 % от выявленных детей.
Выпущено – 110 чел., что составляет 87,3% от зачисленных детей.
На основании материалов обследования детей-логопатов учителями-логопедами составляется общий план работы на учебный год, в котором предусматривается следующие разделы работы:
- Обследование учащихся школ и воспитанников ДОУ района;
- Распределение по группам детей, зачисленных на логопедический пункт;
- Составление расписания занятий и сообщение его учащимся-логопатам, учителям, воспитателям, родителям;
- Консультирование воспитателей, учителей по коррекции речевых нарушений;
- Мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди учителей, воспитателей и родителей;
- Мероприятия по улучшению оснащенности логопедического пункта учебно-методическими пособиями, дидактическим наглядным материалом;
- Мероприятия по повышению собственной квалификации.
Весь год организовалась коррекционно-логопедическая работа по коррекции звукопроизношения, развитию фонематических представлений фонематического слуха, анализа и синтеза слов, расширению и обогащению активного словаря, формированию связной речи, совершенствованию пространственно – временных ориентировок совместно с психологом подбирались упражнения на развитие познавательных процессов – ассоциативного и конструктивного мышления, образной оперативной памяти, слухового и зрительного внимания. Успешное осуществление коррекционной работы во многом зависело от контакта учителя-логопеда с учителями начальных классов. Программа начальных классов насыщена, ее отработка с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, трудоемка, и логопед не может давать задания сверх программного материала. Поэтому, зная хорошо программный материал по родному языку и чтению и сроки изучения отдельных тем учитель - логопед учитывает уровень программных требований. Для этого все темы занятий, в зависимости от этапа коррекции, согласовывались с учителями начальных классов.
Одним из важнейших условий совместной работы учителя и логопеда, логопеда и воспитателя является выработка единства требований к ребенку-логопату. Для достижения цели каждое занятие с логопатом было подчинено следующим требованиям:
- всесторонне развивалась личность ребенка-логопата;
- обучение носило воспитывающий характер;
- учитывались возрастные особенности детей;
- учитывалась структура речевого дефекта и в соответствии с этим подбирался доступный материал;
- добивались прочности приобретенных знаний и навыков;
- предъявлялись программные требования с учетом возможных специфических (речевых) ошибок;
- широко использовалась наглядность, игровые методы и приемы.
Весь учебный год проводилась консультативно-просветительская работа:
участие в родительских собраниях в ДОУ, 1-4 классов, с целью разъяснения целей и задач логопедической работы в школе и ДОУ. Доведение до сведения родителей способов организации и методов коррекционно-логопедической работы на логопедическом пункте;
проведение индивидуальных консультаций с родителями учащихся и воспитанников.
В целом, считаю, что поставленные на учебный год задачи выполнены, проведены все РМО согласно планам работы. Мною осуществлялась деятельность по непрерывному повышению квалификации кадров, диагностика состояния логопедического процесса.
Однако, на мой взгляд, существуют и объективные причины низкого уровня коррекционно-педагогической работы в районе:
- слабая материальная база для диагностической и коррекционной работы специалистов (отсутствие специальных помещений, компьютерной техники);
- недостаточное число в районе кабинетов лопедической помощи (логопунктов);
- из-за нехватки специалистов в ДОУ существует проблема раннего оказания логопедической помощи.
Считаю, что наметилась положительная динамика в решении отдельных проблем, выявленных и начальном этапе проведения диагностики. Результаты собеседования показали, что увеличился процент учителей-логопедов, которые успешно решают многие вопросы, а также могут поделиться опытом по следующим вопросам:
- работа с детьми-логопатами по преодолению нарушений звукопроизношения и письменной речи;
- программно-методическое обеспечение коррекционной работы на логопедических занятиях;
- преодоление школьных трудностей.
Однако, у учителей-логопедов есть ряд проблем, которые требуют решения:
- разработка методов психолого-педагогической диагностики речевого развития;
- разработка научно обоснованных методов устранения и предупреждения каких-либо форм речевой недостаточности.
Тема, над которой будет работать РМО учителей-логопедов в следующем учебном году: «Современные подходы к оказанию коррекционно-логопедической помощи детям с нарушением речи»
Цель:
- Повышать уровень компетентности учителей-логопедов в организации деятельности, направленной на оказание эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития в условиях логопедического пункта.
Задачи:
Ø своевременное выявление нарушений речи и предупреждение возможных вторичных дефектов, вызванных уже имеющимися речевыми нарушениями;
Ø совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи учащихся;
Ø единство коррекции речи с коррекцией всей познавательной деятельности;
Ø пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей;
- осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и начальным звеном школы