kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимосвязь педагога-психолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающем процессе с использованием нетрадиционных методов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученики, обучающиеся и  воспитывающиеся в условиях специальной коррекционной школы- интерната, требуют к себе особого внимания. Чаще всего им требуется помощь логопеда, который работает над общим развитием речи, звуковой стороной, и педагога - психолога, который помогает справиться детям с их внутренними трудностями.

Это требует более тщательного подбора методов психологической и логопедической коррекционной работы с учащимися. Таким образом, становится все более очевидной необходимость тесного взаимодействия в работе педагога-психолога и учителя-логопеда как с учениками младшего школьного, так и среднего школьного возраста. Опыт показывает, что использование традиционных методов в развитии и коррекции различных нарушений не всегда дает желаемый эффект, поэтому многие специалисты, работающие с данным контингентом учащихся, дополнительно используют нетрадиционные методы.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много: игротерапия, сказкотерапия, смехотерапия, арт-терапия, ароматерапия, су-джок терапия и др.

Но нам хочется остановиться на тех методах, которые, на наш взгляд, являются наиболее целесообразными и эффективными в условиях учреждений специального коррекционного типа. Это: куклотерапия, изотерапия, песочная терапия.

На примере использования метода куклотерапии мы бы хотели продемонстрировать взаимосвязь в работе педагога-психолога и учителя-логопеда.

Основными задачами куклотерапии является: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ученик не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др. Для многих учеников куклы становятся настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или другим детям. Кроме того, взрослые от имени куклы могут проводить различные развивающие занятия, игры. Работа учащихся с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать моторные навыки, координировать движения правой и левой рук, вращать кистями и пальцами. С помощью такой куклы можно «проигрывать» различные эмоциональные состояния, развивая эмоционально-волевую и коммуникативную сферу. «Проигрывая» состояния через куклу, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства. Используя метод куклотерапии, мы задействуем различных кукол: это персонажи традиционного кукольного театра, куклы-марионетки, пальчиковые куклы, куклы, изготовленные из бросового материала своими руками и руками детей.

Взаимодействие в нашем учреждении осуществляется следующим образом: учитель - логопед и педагог-психолог. Проведя диагностику, выявив проблемы в развитии ученика,  разрабатывают направления совместной деятельности. Далее взаимосвязь осуществляется по нескольким направлениям:

Через задание. Тема того или иного логопедического занятия, может, в несколько видоизмененном виде, повторяться и на занятии педагога-психолога.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь педагога-психолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающем процессе с использованием нетрадиционных методов»

Взаимосвязь педагога-психолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающем процессе с использованием нетрадиционных методов

 

Ученики, обучающиеся и воспитывающиеся в условиях специальной коррекционной школы- интерната, требуют к себе особого внимания. Чаще всего им требуется помощь логопеда, который работает над общим развитием речи, звуковой стороной, и педагога - психолога, который помогает справиться детям с их внутренними трудностями.

Это требует более тщательного подбора методов психологической и логопедической коррекционной работы с учащимися. Таким образом, становится все более очевидной необходимость тесного взаимодействия в работе педагога-психолога и учителя-логопеда как с учениками младшего школьного, так и среднего школьного возраста. Опыт показывает, что использование традиционных методов в развитии и коррекции различных нарушений не всегда дает желаемый эффект, поэтому многие специалисты, работающие с данным контингентом учащихся, дополнительно используют нетрадиционные методы.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много: игротерапия, сказкотерапия, смехотерапия, арт-терапия, ароматерапия, су-джок терапия и др.

Но нам хочется остановиться на тех методах, которые, на наш взгляд, являются наиболее целесообразными и эффективными в условиях учреждений специального коррекционного типа. Это: куклотерапия, изотерапия, песочная терапия.

На примере использования метода куклотерапии мы бы хотели продемонстрировать взаимосвязь в работе педагога-психолога и учителя-логопеда.

Основными задачами куклотерапии является: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ученик не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др. Для многих учеников куклы становятся настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или другим детям. Кроме того, взрослые от имени куклы могут проводить различные развивающие занятия, игры. Работа учащихся с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать моторные навыки, координировать движения правой и левой рук, вращать кистями и пальцами. С помощью такой куклы можно «проигрывать» различные эмоциональные состояния, развивая эмоционально-волевую и коммуникативную сферу. «Проигрывая» состояния через куклу, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства. Используя метод куклотерапии, мы задействуем различных кукол: это персонажи традиционного кукольного театра, куклы-марионетки, пальчиковые куклы, куклы, изготовленные из бросового материала своими руками и руками детей.

Взаимодействие в нашем учреждении осуществляется следующим образом: учитель - логопед и педагог-психолог. Проведя диагностику, выявив проблемы в развитии ученика, разрабатывают направления совместной деятельности. Далее взаимосвязь осуществляется по нескольким направлениям:

Через задание. Тема того или иного логопедического занятия, может, в несколько видоизмененном виде, повторяться и на занятии педагога-психолога.

Через куклу. Один и тот же кукольный персонаж задействуется в коррекционной работе как логопедом, так и психологом. Ярким примером этому может служить кукла Гоша. Учитель-логопед с помощью куклы Гоши проводит артикуляционную гимнастику с учениками младшего возраста. А педагог-психолог, используя этот же персонаж, проводит занятие по развитию эмоциональной сферы.

Таким образом, нетрадиционные методы в работе логопеда и психолога способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, стабилизируют внимание, сглаживают неврологическую симптоматику, создают функциональную базу для обеспечения сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной и речевой активности и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком. Все эти методы просты в использовании, не требуют использования дорогостоящего оборудования, аппаратуры, практически не имеют противопоказаний. Применение этих методов позволяет значительно повысить эффективность логопедических занятий в условиях учреждения специального коррекционного типа.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ким Татьяна Виссарионовна

Дата: 15.01.2016

Номер свидетельства: 276979


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства