Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные методики работы с детьми с ОВЗ»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Нетрадиционные методики с детьми с ОВЗ
Выполнила:
студентка Ш-41 группы
Ефименко Наталья
г. Ейск, 2022 г.
В настоящее время всё чаще стали внедрять в образовательный процесс разнообразные нетрадиционные формы работы с детьми или по-другому здоровьесберегающие технологии. Эти формы работы принадлежат к числу эффективных средств работы, применяемых в коррекционной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только познавательных и речевых трудностей, но и общему оздоровлению детей младшего школьного возраста. Работа учителя-дефектолога творческая, она требует постоянно поддерживать интерес у детей, особенно если у них, как и у наших детей, внимание неустойчивое, рассеянное. Дети очень быстро утомляются, им трудно усидеть на месте, страдают также память, мышление, а речевые нарушения носят системный характер. Помимо этого у детей часто наблюдаются негативные эмоциональные переживания (замкнутость, агрессия, тревожность, неуверенность, возбуждение).
Чтобы создать положительный эмоциональный фон, применяются такие нетрадиционные формы как музыкотерапия и хромотерапия. Эти формы работы помогают детям не только в психоэмоциональной разгрузке, они также решают и коррекционные задачи.
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека. Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе. Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы и процессы в организме. Изучив, что несёт людям каждый из цветов, можно использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.
Примеры использования хромотерапии в коррекционной работе с детьми.
Игра «Назови правильно и найди свой цвет» В этой игре мы используем дидактическое пособие «Волшебная лужайка» (игровое поле, разделённое на четыре цветовые части: синюю, красную, жёлтую и зелёную). Педагог предлагает ребёнку или подгруппе детей взять какую-либо фигурку, назвать что это, какого цвета, и положить на соответствующую по цвету часть лужайки. Например: ребёнок берёт фигурку и, если может, произносит: «это красное яблоко, я кладу его на красную часть лужайки» или – «это синие брюки и кладу их на синюю часть лужайки». Этот вариант игры помогает обогащению словаря, совершенствованию грамматического строя детей и развитию сенсорных способностей.
Музыкотерапия – воздействие музыки на человека. Музыка, также как и цвет, может по-разному оказывать влияние на человека. Она может успокоить, или наоборот взбодрить, поднять настроение, вызвать желание действовать, творить. Во многих странах мира исцеление мелодией, или музыкотерапия, считается одним из самых эффективных средств, способствующих улучшению физического и психического состояния человека – и особенно ребёнка. В дефектологии музыкотерапия применяется для развития у детей слухового внимания, чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков, тренировки общей и артикуляционной моторики. Музыкальная ритмика – отлично помогает в устранении тиков, заикания, расторможенности, чувства ритма, развитии речевого дыхания. Исцеление мелодией улучшает общее эмоциональное состояние ребёнка, а значит, повышает мотивацию к учебе и приносит удовлетворение от неё; а также стимулирует речевую функцию. В работе мы используем как классическую и современную музыку, так и детские песни. В работе над развитием фонематического слуха эффективно использование звучания детских музыкальных инструментов. Для снятия психо-эмоционального напряжения используем музыку при проведении релаксации. При проведении релаксационных упражнений используется спокойная музыка, которая помогает детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться. Для релаксации используются фрагменты симфонической, инструментальной музыки, можно с элементами звуков природы: шума моря, крика чаек и т.д.
В условиях школы также с успехом используется такая форма работы, как пескотерапия. Пескотерапия– игры с песком как способ развития ребенка. Играя, он развивается, познаёт мир. В игре можно выразить свои переживания, почувствовать себя уверенней и самое главное эффективно решаются коррекционно-развивающие задачи. Взаимодействие с песком также стабилизирует психо-эмоциональное состояние детей, развивает тактильно-кинестетические способности, мелкую моторику, учит прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, памяти, произвольному вниманию.
Вот некоторые из игр, которые мы используем в работе с детьми: «Придумай и нарисуй фигуру ладошками» (дети рисуют, скользя ладонями по поверхности песка, различные фигуры, по своему желанию), «Оставь отпечатки на песке» (дети создают отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка), «Пройди по следам» ("пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы), «Пальчики гуляют» ("пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большими и наконец, мизинчиками), «Поиграем на пианино»или «Поиграем на клавишах компьютера» (В этом игровом упражнении двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз.
Игры с песком на развитие фонематического слуха: - выбрать фигурки, в названиях которых есть заданный звук; - достать из песка только те картинки, где звук слышится в начале, середине, конце слова; - подобрать слова, которые начинаются на звук «А»; - построить горку и на нее поместить фигурки со звуком «О», под горкой поставить фигурки со звуком «У»; - игра «Ветер – волна» ребенку предлагается быстро скользить ладонями по поверхности песка, выполняя круговые движения, если услышишь слово «ветер», если услышишь слово «волна», то вести руку под песком, «поднимая волну». Игры с песком на развитие ориентировки в пространстве - «скользить» корабликом слева – направо, сверху – вниз.
Игры с песком для дифференциации сенсорных эталонов: - построить из мокрого песка две башни разной величины, на одну башню помещать синие флажки, на другую зеленые; - построить из мокрого песка с помощью фигурок круги и овалы, треугольники, на круги положить картинки со звуком «0», на треугольник со звуком «А».
Игры с песком для развития навыков связной речи: - рисовать пальцами картинку на заданную тему, составить рассказ. Игры с песком для обучения навыкам грамоты: - дописать буквы на песке пальцем, палочкой; - лепить буквы, сгребая песок ребрами ладоней; - писать буквы, слоги ребрами ладоней; - отгадать букву на ощупь.
Таким образом, опыт работы показал, что использование нетрадиционных форм работы в дефектологической практике дает хорошие результаты: дети чувствуют себя более уверенными и успешными, значительно возрастает интерес к познавательной деятельности, материал становится интересным, а значит, образовательная деятельность проходит более эффективно.