Программа объединения дополнительного образования детей с ОВЗ "Умелые ручки"
Программа объединения дополнительного образования детей с ОВЗ "Умелые ручки"
Особенностью данной программы является то, что занятия с детьми с ОВЗ выполняются в нетрадиционной технике рисования. Обучение ступенчатое: от простого к сложному. Занятия построены в соответствии с возрастными особенностями детей. Первые занятия каждой темы являются обучающими, они знакомят детей с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают выполнению этой работы. На последующих занятиях умения и навыки формируем и закрепляем. Методика этих занятий такова: дети выбирают тот или иной вариант изображения, вносят свои дополнения, обогащающие содержание рисунка. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа объединения дополнительного образования детей с ОВЗ "Умелые ручки" »
Администрация Смоленского района Алтайского края
МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №2»
Смоленского района Алтайского края.
Программа
объединения дополнительного образования
детей с ограниченными возможностями здоровья 7-9 лет
«Умелые ручки».
Составитель
Суксина Елена Павловна
Педагог-психолог
с. Смоленское
2014г.
Содержание программы
Паспорт программы………………………………………………….…...…3
Пояснительная записка:
Актуальность программы…………………………………….....….…5
Особенность программы………………………………….…...…..…..8
Структура курса………………………………………………..…….…9
Техники……………………………………………...………………...10
Примерный календарно-тематический план занятий……………....15
Ожидаемые результаты……………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………………..18
Паспорт программы
Наименование программы
Программа объединения дополнительного образования детей «Умелые ручки».
Основание для разработки
- Конституция РФ.
- Федеральный закон «Об образовании».
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»,
- Конвенция о правах ребенка.
- Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
- Указ Президента российской федерации о национальной стратегии Действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы от 01.06.2012 №761.
- Краевая программа «Доступная среда» на 2012 - 2015 годы (утверждена постановлением Администрации Алтайского края от 20.12.2011
№ 753 «Об утверждении краевой программы «Доступная среда» на 2012 - 2015 годы).
- Приказ № 6072 от 26.12.2013 Главного управления образования и молодежной политики «Об утверждении Концепции развития образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 - 2017ском крае на годы».
- Приказ комитета по образованию и делам молодежи Смоленского района о создании ресурсной базовой школы совместного обучения детей-инвалидов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих нарушений развития на базе МБОУ «Смоленская СОШ №2».
Разработчик программы
Суксина Е.П.
Цели и задачи
Цель: создать условия для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, способствовать формированию позитивного отношения к жизни.
Задачи:
Развитие способностей к изобразительной деятельности, посредством цвета, формы, композиции;
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Сроки реализации
1 год. Количество часов в неделю - 1
Направление
Художественное
Форма работы
Групповая;
Индивидуальная;
Целевые группы
Дети с ограниченными возможностями здоровья 7- 9 лет.
Взаимодействие
а) межведомственные
б) с педагогами
в) с родителями
а) МУЧ МОУ ДОД "СМОЛЕНСКАЯ ДШИ", МОУ ДОД «СМОЛЕНСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА», другие ОУ.
б) Педагоги школы.
в) Родители.
Новизна программы
1) В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества.
2) Используются изготовленные самостоятельно инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования.
3) Разработан новый вид нетрадиционного рисования, путем совмещения двух разных техник (кляксография и граттажа).
Отличительные особенности программы
Во-первых, педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен в современных образовательных программах.
Во-вторых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.
В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет.
В-четвертых, необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.
Условия реализации программы, материально техническое обеспечение
Аудитория для проведения занятий;
Наборы разнофактурной бумаги;
Дополнительный материал (природный, бытовой, бросовый);
Художественно-изобразительный материал;
Нетрадиционные инструменты для художественного творчества;
Образцы рисунков по различным нетрадиционным техникам;
Демонстрационный наглядный материал.
Пояснительная записка.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский.
Актуальность программы.
В современном обществе мы все чаще слышим термин «инклюзивное образование». Но какой смысл и трудности скрыты в этом понятии знают, к сожалению, немногие.
Инклюзивное (включенное) образование - это процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. О детях с ограниченными возможностями здоровья мы часто говорим «особые дети», «дети с особенностями», а иногда и применяем по отношению к таким ребятам определение «специальный».
Инклюзивное образование в России является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребенка на образование, что закреплено в положениях Конвенции о правах ребенка (1989) и другой Конвенции ООН, направленной на защиту и поощрение прав и достоинства лиц с инвалидностью, – Конвенции о правах инвалидов (2006), подписанной Российской Федерацией в 2008 году. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), представленной президентом Д.А. Медведевым, инклюзивному подходу в образовании отводится особая роль: «Новая школа – это школа для всех. В любом образовательном учреждении будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени».
Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) школьники с ограниченными возможностями здоровья выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре.
Ребенок и изобразительное искусство связаны друг с другом едиными гармоничными взаимоотношениями, и, в известном смысле, все дети являются художниками. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Кроме того, рисование действительно связано с радостью, поэтому заниматься рисованием особенно рекомендуется детям, испытывающим эмоциональное неблагополучие, душевные раны или неразрешенные внутренние конфликты. В результате повышается уверенность в своих силах и формируется позитивное отношение к жизни.
В последнее время все чаще используются нетрадиционные техники рисования потому, как рисование нетрадиционными способами увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают тем, что здесь можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.
Кроме того, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, детям предоставляется возможность экспериментировать.
Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.
Но у детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая сфера у таких детей искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти рук, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы. В процессе занятий рисованием указанные недостатки снижаются.
Большую роль в этом, на наш взгляд играют нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Все необычное привлекает, заставляет удивляться. Развивается познавательный интерес, происходит обогащение и активизация словарного запаса. Все выше сказанное очень важно для гармоничного развития ребенка с особыми потребностями в общеобразовательных школах.
Особенность программы.
Так как в 2014-2015 году наша школа получила статус ресурсной базовой школы совместного обучения детей-инвалидов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих нарушений развития, я считаю, что моя программа поможет в реализации образовательных задач, в нашей школе.
Особенностью данной программы является то, что занятия изобразительным искусством выполняются в нетрадиционной технике рисования. Обучение ступенчатое: от простого к сложному. Занятия построены в соответствии с возрастными особенностями детей. Первые занятия каждой темы являются обучающими, они знакомят детей с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают выполнению этой работы. На последующих занятиях умения и навыки формируем и закрепляем. Методика этих занятий такова. Дети выбирают тот или иной вариант изображения, вносят свои дополнения, обогащающие содержание рисунка. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей.
Кроме того, в структуру занятий входят знакомство детей с изобразительным искусством, экскурсии, дидактические игры, упражнения, тесно связанные с содержанием и поставленными задачами. Они развивают глаза и пальцы, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор, развивают пространственное воображение. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения.
Структура курса
№
Тема
Кол-во часов
1.
Введение. Что такое нетрадиционные техники рисования.
1
2.
Пальчиковая живопись.
2
3.
Рисование макаронами, пшеном, рисом и т.д
4
4.
Граттаж черно-белый.
2
5.
Отпечатывание листьев, и др.
Смешивание красок.
3
6.
Печать-клише.
2
7.
Рисование по сырому. Рисование по мятому листу.
3
8.
Рисование воском.
Рисование клеем.
2
9.
Искусство набрызга.
2
10.
Монотипия. Ниткография.
3
11.
Кляксография.
2
12.
Рисование мыльной пеной, пузырями.
2
13.
Рисование способом – «Тычка».
2
14.
Разработка и освоение новой техники рисования (кляксография и граттаж).
3
15.
Оформительские, творческие и выставочные работы.
1
Итого:
34
Техники используемые в учебном процессе
Техника
Описание
Образец
Монотипия.
Слово «монотипия» состоит из двух греческих. «Monos» — один, «typos» — отпечаток.Мыпытаемся найти образ вслучайном отпечатке. Так же техника используется для зеркального отражения объектов. С ее помощью можно нарисовать симметричные предметы или отражение на водной глади.
Рисование мыльной пеной.
Краска смешивается с жидким мылом и выдувается при помощи трубочки для коктейля на лист.
Рисование мыльными пузырями.
Для этого в растворы мыльной воды добавляются краски или пищевой краситель. Берем соломинку для коктейлей и начинаем пенить раствор, чтобы пузыри поднялись в стаканчике. Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене. Таким образом, можно одним листом бумаги пройтись по всем цветам. Для творчества лучше брать плотную бумагу, а еще лучше бумагу для акварели.
Отпечатывание листьев, и др.
Покрываем лист дерева красками одного цвета или разными цветами со стороны выпуклых прожилок, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Затем лист дерева прикладываем окрашенной стороной к бумаге, стараясь не сдвигать его с места, иначе отпечаток будет нечётким, смазанным. Для получения отпечатка плотно прижимаем лист к бумаге. Затем берём листочек за черенок и осторожно снимаем его с поверхности бумажного листа.
Печать-клише.
Для ее исполнения, кроме красок, понадобится заранее подготовленный деревянный брусок, который удобно будет держать в руке. На гладкий конец бруска наклеивается картон, а уже на него мастерятся и прикрепляются узоры. Материалом для их изготовления может послужить веревка или же бумага. Кроме того, можно превратить в печати различные подручные средства, например, баночки из-под маминого крема с рельефным узором на крышке, старые чайные ложечки с рельефным узором, плоские ракушки и многое другое.
Рисование по сырому.
Техника, где краска наносится на увлажнённую поверхность. В основном применяется для создания эффекта мягкого размытого фона на картинке.
Рисование по мятому листу.
Дети сами аккуратно сминаютлист бумаги, расправляют и рисуют на нем.
Рисование по воску.
Для рисования по воску потребуется акварель и воск (восковые карандаши или обыкновенные свечи). Изображается какой-нибудь несложный узор на листке бумаги, а затем закрашивается акварелью. Там, где был нанесен воск, краска не ляжет - и на цветном фоне останется прозрачный рисунок.
Рисование набрызгом.
Рисунок в этой технике выполняется жесткой кистью или зубной щеткой. Обмакиваем кисть в гуашь и разбрызгиваем по листу.
Искусство граттажа.
Граттаж – в переводе с французского (скрести, царапать), техника процарапывания рисунка по навощенной бумаге. Лист грунтуется воском, затем мелом (чтобы обезжирить лист). Грунтовка гуашью. Работа по этой основе будет проводиться палочкой, ручкой, зубочисткой.
Пальчиковая живопись.
Делая отпечатки пальцев, ладоней на бумаге, можно создавать яркие образы животных, сказочных птиц, цветов и т.д.
Кляксография.
Лист смачивается водой. Дозируем количество клякс. Их должно быть меньше, иначе они сольются в одну большущую кляксу. Форму кляксы можно доработать, добавив деталей: точки, линии, кружки.
Рисование клеем и акварелью.
Клеем ПВА (носиком тюбика) или белым акрилом (кистью) на листе бумаги рисуется любое понравившееся изображение. После высыхания клея всю поверхность картины покрывают акварельными красками, хорошо разведенными водой. Акварель будет обтекать клеевой контур, и рисунок начнет проявляться.
Рисование макаронами, пшеном и т.д.
Приклеивая макароны, различные крупы на картон, получаются оригинальные и очень интересные работы. Кроме того, все это можно окрасить в подходящий для вашей композиции цвет.
Граттаж + кляксография
Картон или плотный лист бумаги грунтуется воском, затем мелом (чтобы обезжирить лист), и не грунтуется гуашью, а используется техника кляксографии, где берутся различные цвета и накапываются кляксы нужного размера, подправляются в нужные формы. После высыхания работа проводиться палочкой, ручкой, зубочисткой. Выцарапывается нужная картинка.
Примерный календарно-тематический план занятий
№
Дата
Тема занятия
Количество часов
1.
04.09.
Введение. Что такое нетрадиционные техники рисования.
1
2.
11.09.
Пальчиковая живопись. «Маки»
1
3.
18.09.
Пальчиковая живопись. «Солнце»
1
4.
25.09.
Рисование макаронами. «Мои любимые цветы»
1
5.
02.10.
Рисование пшеном «Цыпленок Цыпа»
1
6.
09.10.
Рисование рисом «Летний букет»
1
7.
16.10.
Рисование гречкой «Медвежонок Миша»
1
8.
23.10.
Что такое граттаж . Техника черно-белого граттажа.
1
9.
30.10.
Граттаж . «Любимое животное»
1
10.
13.11.
Отпечатывание листьев. «Осенний букет»
1
11.
20.11.
Как смешивать краски в технике «отпечатывание листьев». «В мире животных»
Искусство набрызга. «Снег ,снег кружится,белая вся улица»
1
21.
12.02.
Искусство набрызга. «Зимний лес»
1
22.
19.02.
Что такое монотипия. «Зимние сны»
1
23.
26.02.
Что такое ниткография. «Домашнее животное»
1
24.
05.03.
Ниткография. «Первые цветы»
1
25.
12.03.
Как рисовать кляксами.Этапы выполнения кляксографии.
1
26.
19.03.
Кляксография. «Весеннее дерево»
1
27.
02.04.
Рисование мыльной пеной. Рисуем облака.
1
28.
09.04.
Рисование пузырями. «Волшебный цветок»
1
29.
16.04.
Как рисовать способом – «Тычка».
1
30.
23.04.
Способ тычка. «Русская народная игрушка- матрёшка»
1
31.
30.04.
Освоение новой техники рисования (кляксография и граттаж).
1
32.
07.05.
Кляксография и граттаж. «Замок принцессы»
1
33.
14.05.
Кляксография и граттаж. «Замок принцессы»
1
34.
21.05
Оформительские, творческие и выставочные работы.
1
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня способности к изобразительной деятельности, посредством изучения цвета, формы и композиции;
Сформированность художественного восприятия, образного мышления, навыков работы с разными видами рисования;
Повышение интереса к изобразительной деятельности;
Расширение и обогащение художественного опыта, развитие культуры деятельности, формирование навыков сотрудничества, развитие самооценки, взаимооценки у воспитанников;
Эмоциональная стабильность.
Список литературы.
1.Алексеева В.В. Что такое искусство: Советский художник. Просвещение; 2009 - 319с.
2.Белобрыкина Н.А. Маленький художник, или на пути к творчеству. Новосибирск: Гос. Пед. Институт. 2007 - 593с.
3.Гаврина С.Г. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 2008 - 381с.
4. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности.Просвещение, 2006 - 254с.
5. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. 2006 - 98с.
6. Комарова С.Т. Как научить ребенка рисовать. - Москва, 2010 - 271с.
7.Мелик - Пашаев А., Новлянская З.Д. Ступени творчества. - М., 2008 -342с.