kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наставничество как метод обучения и развития молодого педагога.

Нажмите, чтобы узнать подробности

в статье описываются методы работы с молодыми педагогами

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наставничество как метод обучения и развития молодого педагога.»

Парамонова Л. А.,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ № 22 им. воина-афганца

Сергея Бережного» г. Симферополя



Наставничество как метод обучения и развития молодого педагога.

Аннотация

В статье описывается предоставление помощи в развитии молодого учителя педагогом-наставником. Даны методические рекомендации для совершенствования профессионального уровня и педагогического мастерства педагогических работников.

Ключевые слова:

Начальная школа, педагогический коллектив, молодой учитель, педагог-наставник, школа молодого учителя.

Primary school, teaching staff, young teacher, teacher-mentor, young teacher's school.



«Молодой специалист становится хорошим учителем,

прежде всего, благодаря обстановке творческой работы

педагогического и ученического коллективов»

В. А.Сухомлинский

Одним из ведущих заданий научно – методической деятельности школы становится обеспечение необходимых условий для творческой деятельности молодых педагогов, предоставление им помощи в прохождении ступеней становления и развития системы работы.

Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты отмечают:

- необходимость постоянного совершенствования профессионального уровня и педагогического мастерства педагогических работников;

- необходимость создания профессионально – педагогической адаптации молодых специалистов;

- определение содержания и форм работы органов управления образованием и учебных заведений для обеспечения профессионального становления и роста молодых специалистов [1].

Цель статьи - предоставление помощи в развитии молодого учителя педагогом-наставником для совершенствования профессионального уровня и мастерства педагогических работников.

Для того, чтобы учитель смог внедрить свои профессиональные мечты, необходимы специальные знания. Очевидно, что некоторый круг знаний молодой учитель получает, еще обучаясь в высшем учебном заведении. А дополнять и углублять знания он должен непосредственно в работе в школе. Также путь к самосовершенствованию лежит через ознакомление с ведущими педагогическими идеями, получение информации через научные издания. Однако молодой учитель не всегда готов принять и практически реализовать все нововведения в современной школе.

Успешная педагогическая деятельность молодого специалиста зависит не только от его профессиональной подготовки и личных качеств, но и от того, в какой коллектив он попадет, какие условия будут ему созданы. Какую методическую помощь дадут молодому учителю для того, чтобы он смог развивать инициативность, творческое начало.

«Я убедился, — писал Антон Семенович Макаренко, — что как бы человек успешно ни кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом» [2].

Самым главным показателем становления молодого педагога есть период адаптации. Работая уже не с одним молодым специалистом, можно подтвердить, что процесс адаптации к учебной деятельности значительной мерой обусловлен ступенью и характером помощи, которую молодые специалисты получают от администрации школы, от опытного учителя-наставника, от отношения к нему коллег по работе.

Целью школы адаптации молодого учителя является предоставление помощи в развитии первоочередных проблем касающихся методики преподавания, планирования практической деятельности, организацией работы со школьной документацией, содействие профессиональному становлению молодого педагога, формирование потребности в беспрерывном обучении.

Основным заданием школы молодого учителя является усовершенствование процесса формирования основных профессиональных качеств, выработка собственного стиля работы, развитие профессионального мастерства.

Школа молодого учителя решает такие задачи:

- накопление знаний и умений по методике учебно-воспитательной работы, предупреждение наиболее серьезных недостатков в профессиональной деятельности;

- подготовка методических материалов (различные варианты поурочного планирования, планы – конспекты, дидактические материалы и др.);

- изучение, углубление и применение знаний для усовершенствования форм, методов и приемов организации учебно-воспитательной деятельности учителя и ученика;

- изучение и апробирование активных, интерактивных методов обучения и воспитания;

- закрепление полученных научно – теоретических, методических знаний, умений и навыков;

- формирование профессионального мастерства и создание индивидуальной лаборатории [3].

С 1 сентября 2018 года я являлась учителем-наставником начинающего учителя Акиме Рефатовны, которая окончила Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова. С самого начала я познакомила молодого специалиста с Уставом школы, своим рабочим местом, правами и обязанностями педагога, правилами внутреннего распорядка, условиями труда.

Нужно было помочь молодому учителю в составлении рабочих программ, проектировании урока в соответствии с требованиями ФГОС, разработке технологической карты урока.

Педагогом – наставником был составлен план работы с начинающим учителем, методические рекомендации.

ПЛАН РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ – НАСТАВНИКА

п/п

Мероприятия, направленные на повышение педагогического мастерства молодого учителя



Дата

ФИО учителя, проводившего занятия

Отметка о выполнении

1.

Ознакомление с нормативными документами Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и науки Республики Крым

Сентябрь, по мере поступления


.


2.

Правила составления рабочей учебной программы по предметам и по внеурочной деятельности

Сентябрь


3.

Методика составления поурочно - тематического планирования по предметам и по внеурочной деятельности

Сентябрь


4.

Изучение требований по ведению электронного журнала.


Октябрь



5.

Изучение нормативных документов по оцениванию учебных достижений учащихся

Октябрь




6.

Ознакомление с методическими рекомендациями проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам для начальных классов


Октябрь







7.

Психологические особенности учащихся при адаптации к обучению в начальных классах

Ноябрь



8.

Посещение уроков наставника

Ноябрь



9.

Методические рекомендации подготовки учащихся к участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по предметам для начальных классов

Октябрь Ноябрь



10.

Изучение критериев оценивания и методики выставления оценок за четверть, полугодие и год.


Декабрь


11.

Использование инновационных технологий, ИКТ, нестандартного оборудования на уроках в начальных классах

Декабрь Январь




12.

Работа со слабоуспевающими учащимися. Работа с одаренными детьми для участия их в различных творческих конкурсах и олимпиадах.

в течении учебного года



13.

Работа с родителями слабых учащихся (контроль с их стороны за выполнением домашних заданий)

в течении учебного года




14.

Дифференцированный подход к учащимся на уроках.

Ноябрь Февраль

.


15.

Проведение открытых уроков малоопытным учителем

Апрель

.


16.

Требования к выполнению практической части программы по предметам.

Май


17.

Творческий отчет молодого учителя о работе

Май

.






Учитель Акиме Рефатовна три года посещала мероприятия городской школы молодого педагога, показала хорошие результаты в профессиональной деятельности как на школьном, так и на муниципальном уровнях. Приняла активное участие в конкурсе «Самый классный руководитель» и заняла 3 место. Выступала на школьном педсовете с докладом «Методы и форма работы в начальных классах». За активное участие награждена грамотами администрации школы. Ученики Акиме Рефатовны принимают участие в олимпиадах и творческих конкурсах, занимают призовые места.

На уроках применяет элементы современных образовательных технологий: проблемного обучения, критического мышления, развивающего обучения, проектной технологии, игровых технологий, а также информационно-коммуникационных, личностно-ориентированных технологий, разнообразные виды здоровьесберегающей деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

В новом учебном году у меня уже другой молодой учитель – Ольга Ярославовна. Я также стараюсь обеспечить поддержку молодому педагогу в области образования.

Конечно, хочется быть примером для своих подопечных, поэтому ежегодно принимаю участие в Международных научно – практических конференциях. Обобщала опыт профессиональной деятельности на уровне школы и города, выступая на педагогических советах и заседаниях методического объединения. Печатаю статьи и разработки уроков в научных журналах, газетах, интернет ресурсах. Ежегодно обучающиеся активно принимают участие и являются победителями и призерами в интеллектуальных и творческих конкурсах городского, всероссийского и международного уровня.

«Единство педагогического коллектива,— указывал Макаренко,— совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет в разрез с педагогическим коллективом» [4].

Литература

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации». М.; Изд-во «Омега-Л», 2013.

  2. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. Сост. М. Д. Виноградова, Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов: Ред. кол.: М. И. Кондаков / гл. ред. В. М. Коротов и др. М.: Педагогика, 1983–1986. Т. 4. С. 438.

  3. Точилина Ю. В. Программа адаптации молодого педагога. Электронный ресурс.infourok.ru/programma-adaptacii-molodogo-pedagoga-...aktikum-4557013.html

  4. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. Сост. М. Д. Виноградова, Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов: Ред. кол.: М. И. Кондаков / гл. ред. В. М. Коротов и др. М.: Педагогика, 1983–1986. Т. 5, С. 288.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Наставничество как метод обучения и развития молодого педагога.

Автор: Лада Анатольевна Парамонова

Дата: 14.11.2024

Номер свидетельства: 659503

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(289) "Развитие творческого потенциала учителя математики в инновационном пространстве специализированной школы для одарённых детей (обобщение передового опыта)"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_uchitelia_matematiki_v_innovatsionnom_prostran"
    ["file_id"] => string(6) "625784"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1676482584"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "аналитическая справка "
    ["seo_title"] => string(24) "analitichieskaia-spravka"
    ["file_id"] => string(6) "130471"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415901664"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Анализ работы школы за 2013-2014 учебный год "
    ["seo_title"] => string(48) "analiz-raboty-shkoly-za-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "218855"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433935086"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Моделирование уроков татарского языка "
    ["seo_title"] => string(41) "modielirovaniie-urokov-tatarskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "150656"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420540436"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА   В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ "
    ["seo_title"] => string(80) "upravlieniie-profiessionalizatsiiei-piersonala-v-obrazovatiel-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "194656"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427800532"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства