Просмотр содержимого документа
«Наставничество как метод обучения и развития молодого педагога.»
Парамонова Л. А.,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 22 им. воина-афганца
Сергея Бережного» г. Симферополя
Наставничество как метод обучения и развития молодого педагога.
Аннотация
В статье описывается предоставление помощи в развитии молодого учителя педагогом-наставником. Даны методические рекомендации для совершенствования профессионального уровня и педагогического мастерства педагогических работников.
Ключевые слова:
Начальная школа, педагогический коллектив, молодой учитель, педагог-наставник, школа молодого учителя.
Primary school, teaching staff, young teacher, teacher-mentor, young teacher's school.
«Молодой специалист становится хорошим учителем,
прежде всего, благодаря обстановке творческой работы
педагогического и ученического коллективов»
В. А.Сухомлинский
Одним из ведущих заданий научно – методической деятельности школы становится обеспечение необходимых условий для творческой деятельности молодых педагогов, предоставление им помощи в прохождении ступеней становления и развития системы работы.
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты отмечают:
- необходимость постоянного совершенствования профессионального уровня и педагогического мастерства педагогических работников;
- необходимость создания профессионально – педагогической адаптации молодых специалистов;
- определение содержания и форм работы органов управления образованием и учебных заведений для обеспечения профессионального становления и роста молодых специалистов [1].
Цель статьи - предоставление помощи в развитии молодого учителя педагогом-наставником для совершенствования профессионального уровня и мастерства педагогических работников.
Для того, чтобы учитель смог внедрить свои профессиональные мечты, необходимы специальные знания. Очевидно, что некоторый круг знаний молодой учитель получает, еще обучаясь в высшем учебном заведении. А дополнять и углублять знания он должен непосредственно в работе в школе. Также путь к самосовершенствованию лежит через ознакомление с ведущими педагогическими идеями, получение информации через научные издания. Однако молодой учитель не всегда готов принять и практически реализовать все нововведения в современной школе.
Успешная педагогическая деятельность молодого специалиста зависит не только от его профессиональной подготовки и личных качеств, но и от того, в какой коллектив он попадет, какие условия будут ему созданы. Какую методическую помощь дадут молодому учителю для того, чтобы он смог развивать инициативность, творческое начало.
«Я убедился, — писал Антон Семенович Макаренко, — что как бы человек успешно ни кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом» [2].
Самым главным показателем становления молодого педагога есть период адаптации. Работая уже не с одним молодым специалистом, можно подтвердить, что процесс адаптации к учебной деятельности значительной мерой обусловлен ступенью и характером помощи, которую молодые специалисты получают от администрации школы, от опытного учителя-наставника, от отношения к нему коллег по работе.
Целью школы адаптации молодого учителя является предоставление помощи в развитии первоочередных проблем касающихся методики преподавания, планирования практической деятельности, организацией работы со школьной документацией, содействие профессиональному становлению молодого педагога, формирование потребности в беспрерывном обучении.
Основным заданием школы молодого учителя является усовершенствование процесса формирования основных профессиональных качеств, выработка собственного стиля работы, развитие профессионального мастерства.
Школа молодого учителя решает такие задачи:
- накопление знаний и умений по методике учебно-воспитательной работы, предупреждение наиболее серьезных недостатков в профессиональной деятельности;
- подготовка методических материалов (различные варианты поурочного планирования, планы – конспекты, дидактические материалы и др.);
- изучение, углубление и применение знаний для усовершенствования форм, методов и приемов организации учебно-воспитательной деятельности учителя и ученика;
- изучение и апробирование активных, интерактивных методов обучения и воспитания;
- формирование профессионального мастерства и создание индивидуальной лаборатории [3].
С 1 сентября 2018 года я являлась учителем-наставником начинающего учителя Акиме Рефатовны, которая окончила Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова. С самого начала я познакомила молодого специалиста с Уставом школы, своим рабочим местом, правами и обязанностями педагога, правилами внутреннего распорядка, условиями труда.
Нужно было помочь молодому учителю в составлении рабочих программ, проектировании урока в соответствии с требованиями ФГОС, разработке технологической карты урока.
Педагогом – наставником был составлен план работы с начинающим учителем, методические рекомендации.
ПЛАН РАБОТЫ
УЧИТЕЛЯ – НАСТАВНИКА
№
п/п
Мероприятия, направленные на повышение педагогического мастерства молодого учителя
Дата
ФИО учителя, проводившего занятия
Отметка о выполнении
1.
Ознакомление с нормативными документами Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и науки Республики Крым
Сентябрь, по мере поступления
.
2.
Правила составления рабочей учебной программы по предметам и по внеурочной деятельности
Сентябрь
3.
Методика составления поурочно - тематического планирования по предметам и по внеурочной деятельности
Сентябрь
4.
Изучение требований по ведению электронного журнала.
Октябрь
5.
Изучение нормативных документов по оцениванию учебных достижений учащихся
Октябрь
6.
Ознакомление с методическими рекомендациями проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам для начальных классов
Октябрь
7.
Психологические особенности учащихся при адаптации к обучению в начальных классах
Ноябрь
8.
Посещение уроков наставника
Ноябрь
9.
Методические рекомендации подготовки учащихся к участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по предметам для начальных классов
Октябрь Ноябрь
10.
Изучение критериев оценивания и методики выставления оценок за четверть, полугодие и год.
Декабрь
11.
Использование инновационных технологий, ИКТ, нестандартного оборудования на уроках в начальных классах
Декабрь Январь
12.
Работа со слабоуспевающими учащимися. Работа с одаренными детьми для участия их в различных творческих конкурсах и олимпиадах.
в течении учебного года
13.
Работа с родителями слабых учащихся (контроль с их стороны за выполнением домашних заданий)
в течении учебного года
14.
Дифференцированный подход к учащимся на уроках.
Ноябрь Февраль
.
15.
Проведение открытых уроков малоопытным учителем
Апрель
.
16.
Требования к выполнению практической части программы по предметам.
Май
17.
Творческий отчет молодого учителя о работе
Май
.
Учитель Акиме Рефатовна три года посещала мероприятия городской школы молодого педагога, показала хорошие результаты в профессиональной деятельности как на школьном, так и на муниципальном уровнях. Приняла активное участие в конкурсе «Самый классный руководитель» и заняла 3 место. Выступала на школьном педсовете с докладом «Методы и форма работы в начальных классах». За активное участие награждена грамотами администрации школы. Ученики Акиме Рефатовны принимают участие в олимпиадах и творческих конкурсах, занимают призовые места.
На уроках применяет элементы современных образовательных технологий: проблемного обучения, критического мышления, развивающего обучения, проектной технологии, игровых технологий, а также информационно-коммуникационных, личностно-ориентированных технологий, разнообразные виды здоровьесберегающей деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
В новом учебном году у меня уже другой молодой учитель – Ольга Ярославовна. Я также стараюсь обеспечить поддержку молодому педагогу в области образования.
Конечно, хочется быть примером для своих подопечных, поэтому ежегодно принимаю участие в Международных научно – практических конференциях. Обобщала опыт профессиональной деятельности на уровне школы и города, выступая на педагогических советах и заседаниях методического объединения. Печатаю статьи и разработки уроков в научных журналах, газетах, интернет ресурсах. Ежегодно обучающиеся активно принимают участие и являются победителями и призерами в интеллектуальных и творческих конкурсах городского, всероссийского и международного уровня.
«Единство педагогического коллектива,— указывал Макаренко,— совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет в разрез с педагогическим коллективом» [4].
Литература
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации». М.; Изд-во «Омега-Л», 2013.
Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. Сост. М. Д. Виноградова, Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов: Ред. кол.: М. И. Кондаков / гл. ред. В. М. Коротов и др. М.: Педагогика, 1983–1986. Т. 4. С. 438.
Точилина Ю. В. Программа адаптации молодого педагога. Электронный ресурс.infourok.ru/programma-adaptacii-molodogo-pedagoga-...aktikum-4557013.html
Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. Сост. М. Д. Виноградова, Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов: Ред. кол.: М. И. Кондаков / гл. ред. В. М. Коротов и др. М.: Педагогика, 1983–1986. Т. 5, С. 288.