Просмотр содержимого документа
«Народная культура в дополнительном образовании»
Народная культура в дополнительном образовании.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.
Реализация Стратегии обеспечит:
укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;
повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;
создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;
утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;
снижение уровня негативных социальных явлений;
развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений
и другие.
А значит, возрастают воспитательные функции дополнительного образования, призванного создать условия для достижения главной цели воспитания. Ключевая роль в решении задач личностного воспитания принадлежит педагогу, работающему в дополнительном образовании.
Для обеспечения достижения заявленных результатов воспитания личности педагог должен быть психологом, исследователем, обладать обширным диагностическим инструментарием, активно заниматься поисковой, научно-методической деятельностью, искать (или изобретать!) новые, инновационные формы работы с тем коллективом, который ему доверен.
Основными функциями, выполняемыми педагогом дополнительного образования, являются организация учебного и воспитательного процесса в объединении, внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО, руководство и контроль за развитием этого процесса; содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся в группе.
Как педагог дополнительного образования, третий год обучающегося и развивающегося в соответствии с ФГОС ООО, в основе моей работы лежат следующие принципы:
- ориентация на результат (не только знания, но опыт личностного развития, социального, познавательного, коммуникативного развития);
- системно – деятельностный подход (акцент на организацию системной деятельности, обеспечивающую опыт взаимодействия и отношений)
- самостоятельность (не просто дать готовые знания обучающимся, а организовать их деятельность по самостоятельному поиску информации и творческого его предъявления).
Воспитательную работу планирую, руководствуясь следующими ожидаемыми результатами:
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- активное отношение (активность) к деятельности,
- уважительное отношение к другому человеку,
- позитивный опыт участия в школьном самоуправлении,
- школьная мотивация,
- ответственное отношение к Родине, к ее наследию и будущему,
- осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам,
- умение решать проблемы на основе личностного нравственного выбора,
- опыт здорового и безопасного образа жизни.
- умение выполнять правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дороге.
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является духовно-нравственное воспитание ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Главная цель моей воспитательной программы – воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией
Программа воспитательной работы основана на 5 основных «ветвях», влияющих на развитие личности ребенка:
Россия – моя страна
Культура других стран и народов (толерантность)
Образование (основное, дополнительное, самообразование)
Культура общения (психологический климат, бесконфликтность, толерантность, самоуправление)
Культура досуга (нравственность, ЗОЖ)
При этом каждая «ветвь» реализуется в одном или нескольких направлениях.
Представлю вам некоторые из них.
«Моя Родина». (Россия – моя страна, культура других стран и народов)
Направление соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению народной культуры, национальных традиций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.
Воспитание на героических примерах прошлого, на традициях предков является довольно эффективным. Поэтому одним из важнейших направлений считаю изучение традиций наших народов , историю России, так как, только зная прошлое, можно создавать будущее.
В течение учебного года был реализован проект «Города-герои», для которого ребята не только собирали материал о выбранных ими городах, но и искали факты участия членов своей семьи в героической истории нашей страны. Так, интересную историю рассказала девочка о своей бабушке, жительнице блокадного Ленинграда. Удивительными историями о жизни своих родных в годы Великой Отечественной войны на занятиях делятся и родители.
«Здоровый образ жизни» (культура общения, культура досуга)
Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает организацию деятельности по формированию у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, по сохранению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья. Это воспитание способности осознанно вести здоровый образ жизни, организация туристической (через экскурсии и походы), спортивной работы с ребятами и родителями.
«Ученическое самоуправление» (культура досуга, культура общения)
Данное направление включает участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления детского объединения. Ребята путем «мозгового штурма» разрабатывают план мероприятий, определяют состав рабочих групп по подготовке данным мероприятиям. Затем группа вместе со мной прорабатывает этапы своей задумки и представляет результаты. Акцент всегда делаю на принятии самостоятельных решений, самоорганизации в любой деятельности. Самостоятельность и любимое дело часто помогают найти выход из непростых ситуаций, когда ребенка не всегда принимают таким, какой он есть. В таких детях ищу умение делать что-то с интересом и профессионально. Так, если ребенок умеет работать с компьютерной программой, где, кроме него, никто не работает, он получает задание: представить жизнь группы в данной программе.
«Я – Человек» (образование, культура общения, культура досуга)
Данное направление в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.
Так, в рамках этого направлении осуществляется проект «Доброе сердце», конечной целью которого является вовлечение детей в добровольческую деятельность, а значит, духовно-нравственное воспитание обучающихся. Ребята принимают участие в делах волонтерского отряда, готовят концертные программы для воспитанников приюта, для пожилых людей Дома престарелых. На занятиях мы беседуем о милосердии, сострадании, о людях с ограниченными возможностями здоровья, о способах общения между людьми. Большую пользу приносят занятия с просмотром различных видеофрагментов, кинофильмов. Пользуясь возможностями педагога дополнительного образования, провожу читательские конференции, беседы.А самое главное, стремлюсь к тому, чтобы ребята научились сопереживать, понимать и чувствовать друг друга, оказывать поддержку, не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Такая деятельность позволяет мне помочь ребятам не только адаптироваться в разных ситуациях, но и создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития каждого обучающегося.