Работа предназначена для концертмейстеров класса хореографии детской школы исксусств. Описано построение урока классического танца и особенности подбора музыкального материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкальное оформление уроков классического танца»
Методическая разработка на тему:
«Специфика музыкального оформления урока
классического танца»
Автор: Глухова Анжелика Владимировна
Урок классического танца начинается с экзерсиса, в котором развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг, постановка корпуса, рук и головы, координация движений.
Экзерсис начинается у палки, потом повторяется на середине зала, затем следует adagio и allegro. На allegro построен весь классический танец - и вариации, и массовые, и сольные танцы, все коды и вальсы. Экзерсис складывается из одних и тех же движений, следующих в определённом порядке.
Эта система, разработанная А.Я. Вагановой, способствует гармоничному развитию всех групп мышц тела. Их строгая продуманность направлена на выработку виртуозной техники, чёткости формы, эмоциональной выразительности, сознательного подхода танцовщиков к каждому движению.
Упражнения у станка, а затем на середине зала выполняются поочерёдно с правой и с левой ноги:
1. Plie.
2. Battements tendus,
3. Battements tendus jetes.
4. Ronds de jambe par terre.
5. Battements fondu.
6. Frappe.
7. Ronds de jambe en l’air.
8. Battements developpes.
9. Grands battements jetes.
Начинается и заканчивается урок поклоном, который всегда предваряют три ноты из-за такта (восьмые или шестнадцатые).
Экзерсис у палки.
Первое движение в экзерсисе – это Pliе. Характер движения слитный, непрерывный.
Темп медленный (moderato или adagio). Музыкальный размер может быть как 3/4, так и 4/4 , реже 6/8,это зависит от того какую комбинацию задаст преподаватель и смотря как он ее захочет ставить — медленнее или быстрее. Музыка должна быть плавной, спокойной. Подойдет, например: Вальс As dur А. Грибоедова, «Песня без слов» Ф. Листа.
Battement tendu. Исполняется всегда на 2/4 или реже 4/4 . Музыка должна быть четкой как сами движения. Начало движения может приходиться как на сильную долю, так и на затакт. Это стоит учитывать когда создается комбинация. Примером музыкального сопровождения может быть любая маршеобразная мелодия.
Battement tendu jete. Натянутые движения с броском ноги на 25˚ или 45˚ с акцентом в сторону, вперед или назад и возвращение ее обратно. Бросковому характеру этого движения в музыке соответствует прием исполнения staccato . Музыкальное сопровождение должно быть резким, энергичным и иметь четкий ритмический рисунок. Музыкальный размер – 2/4. Пример музыкального оформления по принципу battement tendu.
Rond de jambe par terre.Характер движения плавный и непрерывный. Музыкальное сопровождение должно быть в медленном и спокойном темпе в размере 3/4, реже 2/4 и 4/4.
Пример музыкального оформления может быть «Вальс цветов» из балета «Спящая коасавица» (3/4), на размер 2/4 или 4/4 Э. Григ «Мелодия», К. Нецкен «Размышление».
Battementfondu. Темп медленный. Музыкальный размер – 2/4 или 4/4 . Характер музыки певучий, плавный. Пример музыкального оформления: Ф. Синатра «Мой путь», Р. Монсон «Домик у реки».
Battement frappe – ударный батман. Очень активное, четкое, ударное движение. Нога ударяет о другую и возвращается в исходное положение. Аккомпанемент должен подчеркивать активность движения. Это упражнение отрабатывает быстрое и точное сгибание и разгибание раскрытой ноги в положение sur le cou – de – pied. Характер движения резкий, отрывистый, четкий . Для музыкального сопровождения следует подбирать пьесы в характере польки с ритмическим рисунком из мелких длительностей и желательно с приемом исполнения на staccato, в размере 2/4. Темп allegro или allegretto. Большое значение имеет затакт.
Rond de jambe en l’air. Это упражнение представляет собой круговые движения ногой в воздухе. Музыкальное сопровождение следует выбирать плавного и в тоже время четкого характера, в умеренном темпе не маршеобразная и в размере 2/4 или 4/4 .
Adagio. Это плавное поднимание ноги на 90˚. Характер музыки плавный, спокойный. Постепенный подъем работающей ноги должен сопровождаться в музыкальном оформлении усилением динамики (crescendo), а опускание ноги – ослаблением звучности (diminuendo). Исполняется в размере 2/4 или 4/4 , в медленном темпе.
Музыкальное сопровождение может быть С. Рахманинов «Прелюдия»
Grand battement jete. Большой энергичный бросок свободной ноги на 90˚. Бросок исполняется как на сильную долю, так и из-за такта. Характер движения – волевой , четкий, отрывистый . Музыкальное сопровождение энергичное, целеустремленное с яркой динамикой и пунктирным ритмом . Музыкальный размер – 2/4 или 4/4 .
Экзерсис на середине зала состоит в основном из тех же движений, что и экзерсис у станка, но исполнять его гораздо сложнее, так как нужно сохранять равновесие тела и выворотность ног без помощи палки. Рекомендации по музыкальному оформлению те же, что и у экзерсиса у станка.
Прыжки (Allegro)
Профессиональные задачи концертмейстера в этой части урока можно свести к трем основным: выбор музыкального метра, отображение характера движений и создание изобразительных эффектов полетности, воздушности, трамплина.
Allegro — в переводе с итальянского означает «весело». Прыжки являются технически наиболее трудными движениями в классическом танце. Каждый прыжок начинается и заканчивается в demi – plie, с помощью которого осуществляется толчок, взлет и его завершение.
Музыкальное оформление раздела Allegro имеет свои особенности. Характеру прыжков соответствует живой и энергичный характер музыки в размере 2/4, реже — 4/4. Поскольку в большинстве случаев используется размер 2/4 , музыкально — жанровая сторона маленьких прыжков весьма ограничена. Наиболее подходящим музыкальным сопровождением для них являются польки, которые имеют соответствующий размер (2/4), подвижный темп и энергичный характер. Большое значение в музыкальном оформлении прыжков имеет четкий, «удобно» и понятно сыгранный затакт, на который приходится demi plie, предшествующее прыжку.
Разновидностей прыжков очень много: маленькие – petit allegro, средние – demi allegro и большие – grand allegro .
Все прыжки классического танца подразделяются на несколько групп:
1. Прыжки с двух ног на две (temps sauté , changement de pied , pas echappe) ,
2. Прыжки с двух ног на одну (различные виды sissonne : sissonne ouverte , sissonne fermee др.) ,-прыжки с одной ноги на две (pas assemble) ,
3. Прыжки с одной ноги на другую (pas glissade , pas jete , pas de chat и др .)
4. Прыжки на одной ноге (temps leve , rond de jamde en lʼair saute и др .)
Темп прыжков, который должен соответствовать требованиям программы данной группы устанавливает педагог – хореограф. Во время разучивания все новые прыжки исполняются в медленном темпе, затем, по мере усвоения движения темп ускоряется.
В конце урока снова исполняется поклон.
Урок хореографии требует постоянного внимания, поиска хорошей интересной музыки, музыкальной литературы. Профессия концертмейстера хореографии представляет собой особенный, уникальный и ни с чем несравнимый комплекс. Комплекс умений и навыков, комплекс необычайно развитых слуховых и зрительных ощущений и представлений, основанный на глубоких знаниях музыкально-хореографической природы предмета. Музыка в руках концертмейстера - это тот фундамент, на котором держится сегодня искусство хореографии. Это профессия, необходимая хореографической сцене, профессия, требующая от пианиста творческой самоотдачи и даже актёрского перевоплощения.
К большому сожалению, труд концертмейстера хореографии очень часто остаётся незамеченным и справедливости ради хочется, исходя из собственного опыта, отметить то, что зачастую, быть концертмейстером хореографии сложнее, нежели концертмейстером у исполнителя или хора, когда есть уже написанное произведение и задача концертмейстера заключается в том, чтобы выучить уже предложенное педагогом произведение. У концертмейстера исполнителя, хора, ансамбля нет задачи и потребности в импровизационности, а потому, хочется обратить внимание на то, что далеко не любой музыкант способен стать настоящим профессионалом в искусстве концертмейстера хореографии.
Чтобы работать в отрасли хореографического искусства, необходимо хорошо знать основы хореографической школы, физиологию человека, для того, чтобы хорошо чувствовать любое движение, связанное с мышечной работой танцора и правильно распределять музыкальный материал.
Тесное сотрудничество педагога классического танца и пианиста, создающего его музыкальное оформление на уроке, должно привести к наиболее эффективному воспитанию художественного мышления детей и сознательному постижению ими связи музыки и танца, к привитию им навыков согласованности движения с музыкой.
Примерный перечень произведений, используемых в оформлении урока классического танца
Название танцевального движения
Автор и название музыкального произведения
Вход в зал
М. Иорданский Марш; Е. Тиличеева Марш; Н. Леви Праздничный марш; Ф. Шуберт Экоссез.
Plie
П. Чайковский «Дуэт Одетты и принца» из балета «Лебединое озеро»; Д. Шостакович Романс из к/ф «Овод»; А.Козловский Вальс из спектакля «Принцесса Турандот»; И. Брамс Вальс; Г. Струве Вальс «Айседора»; С.Алексеева Вальс; Ф. Шопен Забытый вальс; Л. Делиб Вальс из балета «Коппелия»; Р. Дриго Вальс «Искорка»; А.Грибоедов Вальс e-moll
Battement tendu
В.Комаров. Полька «Давайте танцевать»; Спадавеккия «Добрый жук»; Д.Шостакович «Шарманка»; С.Рахманинов Итальянская полька; С. Майкапар Полька A-dur; П. Чайковский Полька из «Детского альбома»; З.Роот «Дружная полька»; Е. Тиличеева Полька; Л. Делиб Галоп из балета «Коппелия»; В. Беллини-М.Глинка «Блестящее рондо»; Л. Бетховен Экосез G-dur; Л. Бетховен Рондо F-dur; Л. Бетховен Контрданс Es-dur; Ц.Кюи Полька Es-dur; Р. Дриго Характерная полька «Арлекинада»; И.Козловский Контрданс; Ц.Пуни Марш из балета «Конёк-Горбунок»
Л. Бетховен Менуэт; В. Гаврилин Каприччио; Ф.Шуберт Экоссез;П.Ча
П.Чайковский Фрагмент из б. «Лебединое озеро»; Ф.Шуберт Музыкальный момент f-moll; А. Нарышкина Контрданс; А.Жилин Экосез;
Battement Fondu
С. Баневич Вальс из муз.к сказке Х.К.Андерсена «Русалочка»; А. Грибоедов Вальс As-dur; А. Грибоедов Вальс e-moll; М. Титов Вальс f-moll.
Battement
Frappe
Б.Сметана Полька; М.Глинка Галоп; Л. Делиб Праздничный танец (из б. «Копеллия»); А. Даргомыжский Славянский танец (из оп. «Русалка»); Л. Бетховен Турецкий марш; Э Григ Листок из альбома e-moll; А.Даргомыжский Танец; П.Чайковский Вариация Феи Серебра из балета «Спящая красавица»;
П.де Сенневиль Баллада для Аделины; П.де Сенневиль Любовь; Ф.Шопен Вальс op.34 №2; В Калинников Элегия; Ф.Мендельсон Песня без слов op.19№6; Г.Свиридов Романс из муз иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»; Ф. Шопен Ноктюрны Es-dur, в- moll,cis-moll; Д. Фильд Ноктюрн; З. Фибих Поэма; Ф.Мендельсон Песни без слов :№22,37,46; И. Брамс Интермеццо A-dur; П. Чайковский Сентиментальный вальс,Романс; В. Коровицын Ноктюрн
Rond de jambe
en l`air
А.Варламов Вальс d-moll; Л. Минкус Па-де-де из балета «Дон-Кихот»;
Grand Battement jete
Ц. Кюи Галоп; С. Прокофьев Марш; Б. Чайковский Марш;
И. Штраус Полька-мазурка; А. Гурилёв Полька-мазурка a-moll;
А.Гурилёв Полька-мазурка D-dur
Прыжки
Ф. Флотов Фрагмент из оперы «Марта»; Ж. Бизе Фрагмент из оперы «Кармен»; О. Козловский Экоссез; Ц.Пуни «Фрески» из балета «Конёк – Горбунок»; Л. Минкус Вариация Базиля из балета «Дон Кихот»; П.Чайковский Танец феи Драже из балета «Щелкунчик»