kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Принципы музыкального оформления уроков классического танца в старших классах Детской школы искусств".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка на тему "Принципы музыкального оформления уроков классического танца в старших классах Детской школы искусств".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Принципы музыкального оформления уроков классического танца в старших классах Детской школы искусств".»

Свойкина О.В.

Концертмейстер отделения хореографии

МАОУ ДОД ДШИ

Россия Ноябрьск.









"ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ

УРОКОВ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

В СТАРШИХ КЛАССАХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ"
























ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ

УРОКОВ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

В СТАРШИХ КЛАССАХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ


Программа старших классов насыщена сложнейшими движениями во всех разделах обучения. Если в средних классах новые движения даются часто в "чистом виде", то учащиеся 6-7 классов осваивают большее количество танцевальных комбинаций, в которых академическая строгость сочетается с подлинной художественностью исполнения.

Экзерсис у станка занимает уже меньше времени (это закрепление пройденных движений и разучивание новых, которые затем составляют основу экзерсиса на середине зала).

Музыкальное оформление этих частей урока методически мало, чем отличается от построения музыки в средних классах. Это могут быть произведения разно жанровые, от несложных полек, до "ноктюрнов" Шопена. Конечно, фактура музыкального материала должна быть более сложной, насыщенной.

Не стоит останавливаться на одной теме, так как в комбинации включаются одновременно несколько разучиваемых движений разных по характеру, пластике.

Например, во время проработки rond de jambe pan terre необходима музыкальная иллюстрация, состоящая из 3-х квадратных построений, 2 из которых повторяются. Вторая тема должна быть плавной, лиричной - для выполнения pont de bras с работой корпуса во всех позах.

Сложные движения в старших классах требуют иной координации движений, чем в средних и младших. Большое количество различных переводов рук, поворотов корпуса, требует от концертмейстера максимальной внимательности при разучивании экзерсисов. Лучше всего вести запись во время уроков, с уточнением акцентов, изменений темпа, затакта, коротких или более развернутых вступлений. Музыка для каждого движения подбирается заранее,

Обговаривается с хореографом, протанцовывается. Во время разучивания элементов на уроке, советую прослушать отрывки с учениками ни один раз и поинтересоваться их мнением: понравилась и понятна ли тема, это очень важный момент. Эмоциональное восприятие музыки - залог успеха в разучивании комбинаций любой сложности.

Хочу более подробно остановиться на самых сложных разделах урока: вращения, прыжки, большое адажио.

Вращениям уделяется много времени и внимания, поскольку это вершина виртуозной техники танцовщиц. Диапазон движений, включающих вращение широк и многообразен. В классическом танце используются различные степени вращения, начиная от небольших поворотов тела на 45градусов, 90 градусов и кончая многократными вращениями на одной ноге.

Важную роль при исполнении туров имеет подготовительная поза - preparation (препарасьон) - подготовка. Она позволяет усилить вращательный толчок. Хореограф использует полуприседание и подъем на полупальцы, а задача концертмейстера подобрать вступление к движению в нужном размере и количестве тактов, чтобы учащиеся не торопясь, обстоятельно подготовились к вращению.

Важно сыграть в оптимальном темпе, не замедляя, сделав акцент на последние доли такты, как бы давая "форс" движению. Если вращение идет по диагонали класса (т.е. индивидуально), то концертмейстер "ведет" музыкой каждого исполнителя, здесь допускаются и даже поощряется изменения темпа, в зависимости от техники танцовщика.

Начинающему концертмейстеру необходимо поиграть как можно больше балетных классических вариаций на вращательную технику, чтобы научиться слышать и чувствовать ритмическую пульсацию движения, как в сольных номерах, так и в дуэтах.

Великолепные примеры можно найти в балетах П.И. Чайковского, Минкуса, Адана, А. Пуни.

Прыжковая часть урока (allegro) в работе концертмейстера считается наиболее сложной. Исполнение прыжков требует от исполнителя виртуозной техники и большого эмоционального напряжения, от пианиста требуется также не мало:

1. Разбираться в хореографии прыжка;

2. Знать точный перевод данного элемента с французского языка;

3. Чувствовать характер движения, уметь внутренне, не вставая с места "протанцовывать" вместе с учащимся. И только после этого подбирать музыкальный материал.

Все прыжки подразделяются на 2 группы:

1. Мелкие невысокие и быстрые (маленькие);

2. Прыжки полетного характера (большие).

Это самая динамичная часть хореографического языка. Посредством прыжков передаются как воздушность и невесомость романтических героинь, так и мужественность, и напористость, воля и сила их партнеров.

От умения пианиста правильно подобрать и сыграть аккомпанемент, напрямую зависит качество исполняемого прыжка.

Термин "allegro" (в переводе с итальянского означает быстро, радостно) объединяет всю прыжковую часть урока. Пианист должен исполнять аккомпанемент именно в таком характере. нельзя растягивать и замедлять тему, хотя иногда очень хочется это сделать, чтобы помочь ученику. Результат такой помощи обратный - прыжок получается "вялый", пропадает полетность, воздушность, музыка как бы приземляет исполнителя.

Вывод: исполнение должно быть динамичным, в хорошем темпе, акцент - наверх: не музыка за танцовщиком, а наоборот. Получаются такие комбинации не сразу, но после продолжительного разучивания практически все учащиеся справляются с заданием. Амплитуда прыжка может быть разной, это зависит от техники исполнителя, но музыкальное и эмоциональное исполнение обязательно удастся, если концертмейстер справится со своей задачей.

Начинать работу советую с балетного репертуара: вариации как мужские, так и женские, помогают разобраться в характере. Великолепный материал для неопытного концертмейстера.

Adajio (в переводе с итальянского означает медленно, спокойно) - это танцевальная комбинация, которая включает в себя широкие, плавные движения с максимально высоким подъемом ноги в большие позы. Главная особенность этого движения - кантиленность. Переходы из позы в позы происходит слитно в характере музыкального сопровождения. Все элементы, разучиваемые у станка ранее, помогают выстроить адажио на середине зала. Это танец, эмоциональное состояние которого может быть героического, драматического и даже трагического плана.

Артистизм и выразительность исполнителей превращают адажио в центральную часть хореографических спектаклей. Особенно красивыми и пластичными должны быть руки (pont de bras). В кульминационных моментах могут быть применены большие прыжки, вращения, как быстрые, так и замедленные повороты в позах.

От учащихся требуется все их умение (техническое, артистическое), чтобы превратить цепочку комбинаций в красивый, лиричный танец. А задача концертмейстера вдохновить детей на этот нелегкий труд. Музыка должна быть драматургически выверена, с ясной, красивой темой, в зависимости от замысла балетмейстера тема может быть и не квадратной; значит, пианист должен импровизировать, достраивать каденции, сочинять вступление в характере танца, продумать кульминацию каждой части (если это большое адажио). Это тем более сложно, когда в качестве музыкального оформления берется произведение фортепианного классического репертуара (Ф. Шопен, С. Рахманинов, Ф. Лист, В. Моцарт, Л. Бетховен и др.).

Разнообразен репертуар современной инструментальной музыки (М. Легран, Р. Буше, С. Адамо, Р. Пауле и др.).

Итак, адажио как бы подводит итог всесторонней подготовленности учащихся и требует от них стабильной устойчивости, выносливости, музыкальности, артистизма. Во многом успех детей зависит от квалифицированной профессиональной работы концертмейстера, его личной заинтересованности, от его неравнодушия и любви к своему делу.




7 класс основные задачи:

1. Усложнение всех видов вращения:

  • увеличивается количество туров в больших позах;

  • вводятся комбинированные вращения по диагонали и по кругу;

  • увеличивается темп вращений.

2. Пальцевая техника разнообразна. Она включает все сложные движения классического танца;

3. Для слитности исполнения с музыкой необходимо обращать внимание на подготовительное движение,на затакт, помня при этом, что любой затакт определяет темп всего упражнения.

Темп и характер движений спокойные и умеренные. Это дает возможность проверить и закрепить устойчивость и равновесие, точность позиций, правильное положение корпуса, выверить все подготовительные приемы.

Такая тщательная проверка "основ" способствует собранности, а точность выполнения движений приводит мышцы в полную профессиональную готовность.


1. Упражнения у станка:

1.1. Developpe plie releve;

1.2. Battement fondu на 90 градусов;

1.3. Rond de jamb en l air на 90 гадусов;

1.4. Grand tempsreleve;

1.5. Fouette en tournant на 90 градусов;

1.6. Grand rond de jamb jette;

1.7. Flic-flac en tournant на 180градусов.

2. Упражнения на середине зала:

2.1. Grand fouette en tournant en dedans;

2.2. с окончанием в 3-ий arabesque на plié;

2.3. с окончанием в attitude croise;

2.4. Grand fouette en tournant en dehors в позу croise вперед;

2.5. Renverse en dehors;

2.6. Tour tir-bouchonen dehors;

2.7. Tour fouette;

3. Allegro:

3.1. . Sissonne fondu на 90 градусов;

3.2. Grand fouette saute в первый arabesque;

3.3. Grand assemble en tournant;

3.4. Grand sissonne tombee;

3.5. Sissonne ouverte en tournant;

3.6. Jete entrelace;

3.7. Saut de basque;

3.8. Cabriole 45 градусов efface вперед, efface назад;

3.9. Jete en tournant en dehors с окончанием вперед на croise в позе attitude croise;

3.10. Glissad-grand jete pas de chat.

4. Упражнения на пальцах:

4.1. Releve в различные позы классического танца;

4.2. Fouette releve;

4.3. Petit developpe croise, efface, ecartee;

4.4. 4. Grand rond de jambe jete en dedns;

4.5. Tour en dedans en attitude efface;

4.6. Tour en dedans в первой позе arabesque;

4.7. Fouette en tournant en dehors с окончанием в IY позицию на croise;

4.8. Tour tire-bouchon en dh;

4.9. Tour fouette;

4.10. Renverse en dh.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гороховников Г. "Азбука классического танца" – Москва, 1988 г.

2. Головкина С.Н. "Уроки классического танца в старших классах". Москва, 1989 г.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Свойкина Ольга Васильевна

Дата: 19.02.2019

Номер свидетельства: 500440


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства