Просмотр содержимого документа
«Моя педагогическая философия.»
Эссе
«Моя педагогическая философия»
«Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит»
Саади
Когда слышишь часто повторяемый в педагогической науке афоризм «ребенок не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который надо зажечь», то в повседневной работе он кажется слишком напыщенным, далеким от реальной практики.
Многолетний же опыт общения с детьми, когда уже будто знаешь, чему и как учить, быстро меняющиеся социальные особенности жизни нашей страны, размывание граней традиционных «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно» заставляют подвергать сомнению свои знания и умения, требуют произвести некую ревизию своего опыта. Отбросив сначала одно, потом другое, видишь, что остаться должно только то в образовании и воспитании, без чего не может быть Человека с его любовью к живому окружающему миру.
Путь от незнании к знанию – совместная дорога учителя и ученика, дорога, таящая в себе много нового, неожиданного. Сначала – непонятного, но потом, оказывается одолимого в напряженной совместной работе, в сотворчестве на уроке.
Как обычно, дети входят в класс со словами приветствия, с нескончаемыми вопросами, нехитрыми просьбами, с безграничной доверчивостью, искренней радостью. Всматриваюсь в детские лица, внимательно выслушиваю каждого, отвечаю на вопросы, а самой хочется сказать вслух: «Милые мои ребята! Вы самые хорошие люди на свете, Ваша доброжелательность ни с чем не сравнима».
Дети необычайно деятельны, верят в добро, справедливость, счастье. Только где оно, счастье? Смогу ли я указать к нему дорогу? Смогу ли оградить их от всего дурного, что есть еще в нашей жизни? Как закалить?
Огонек доверия, светящийся в их глазах, так легко погасить неосторожным прикосновением, резким словом, равнодушным жестом. Как важно помнить о том, что в детской жизни нет мелочей.
Урок я начинаю с улыбки. Улыбка – это мое приветствие, мое первое обращение к детям, пришедшим ко мне за знаниями. Она, как говорит Экзюпери, объединяет. Она сближает нас, вселяет уверенность.
Детская душа желает приобщиться к чуду. Моя же роль – помогать ученикам обнаруживать чудеса на каждом уроке. И мы их находим – в стихах на уроке чтения, в тончайших оттенках словак на уроках русского языка, в играх, в занимательных упражнениях, конкурсных заданиях на уроках математики, в богатстве природы на уроках окружающего мира.
Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую я бы назвала душевным равновесием. Это ощущение детьми полноты жизни, уверенности в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. А что бы это душевное равновесие стало возможным, нам, учителям нужно помнить о том, что каждое наше слово и дело оставляет след в душе ребенка. Потом они обязательно вернуться к ним и, к сожалению, не всегда в образе синей птицы. И кто будет в этом виноват? Ответ на этот вопрос дает стихотворение Н. Матвеевой «Девочка и пластилин». В нем говорится о маленькой девочке, которая трудясь над клоуном и куклой повторяет:
Если кукла выйдет плохо,
Назову ее Дуреха,
Если клоун выйдет плохо,
Назову его Дурак.
А в конце стихотворения есть слова, которые заставляют заново осмыслить прописные истины, что дети похожи на мягкий воск, на чистые листы бумаги:
Ты их любишь маловато,
Ты их лепишь грубовато,
Ты сама же виновата,
А никто не виноват.
Значит, детей нужно просто любить. Просто, да не очень… Учительской любви необходимо учится: любовь к детям и умение строить работу с ними согласно современным педагогическим концепциям нельзя разложить на разные чаши и выяснить, что весомее в деле образования, что окажет большее влияние на желаемый результат. Идти надо от реальных индивидуальных особенностей ребенка, принимая и любя его таким, какой он есть.
Энергия детства неисчерпаема, надо лишь уметь направлять ее в нужное русло.
Дети понимают и ощущают больше, чем кажется нам на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружного отношения; перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают проложить тропинку к их душам.
Я сторонник принципа единства воспитания и изучения личности ребенка. Именно изучение – педагогическое и психологическое – исходная точка моей педагогической деятельности. Я тесно связываю умственное развитие с развитием чувств. Поэтому обращаю внимание детей на положительные примеры поведения. Постоянно учу каждого ребенка искусству распоряжаться своими мыслями: направлять их, сдерживать, корректировать.
А каким должно быть при этом слово учителя? Конечно задушевным, утверждающим атмосферу доверия, чистосердечности, иначе ничего не состоится. Как учитель, я понимаю: нельзя сделать прекрасней нашу жизнь, не сделав прекрасным человека. Для меня прекрасный человек тот, кто видит красоту и неповторимость окружающего мира, восхищается ею, кто умеет сострадать больным и немощным, кто проявляет милосердие к старому и малому, кто пожалеет крошечного котенка и посадит в гнездо выпавшего птенца. И пусть через наши слова входят в детские сердца красота и доброта. Значит, учитель должен играть роль честного, искреннего, умного человека, а быть им.
Быть для своих учеников примером порядочности, честности и доброты – мое педагогическое кредо.
«Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет – соглашусь с этим – не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего человеком…»
Какими завтра войдут в класс мои ученики? Увижу ли вновь пытливость в их глазах? Не пропадет ли желание удивляться? Ведь, удивление рождает любопытство, любопытство – тропинка в любознательность, любознательность – дорога к знаниям. Никогда не забываю об этом. И «пусть ребенок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно…» Какие прекрасные слова Януша Корчака!
Нам в помощь воспитания детей дано великое наследие – произведения педагогов – писателей: Н. Ушинского, Л. Толстого, В. Сухомлинского и др. Так из встреч с произведениями Л. Толстого мы с детьми выносим самое главное – призыв к человечности. «Всю жизнь, не зная отдыха, ходил великий сеятель по засоренной, вспаханной войнами, потом и кровью политой земле. Истреблял сорняки и щедрыми пригоршнями бросал полновесные зерна в души человеческие. Это были семена добра, истины, любви и мира на земле. Пусть они попадут в души наших детей, наших учеников, а мы постараемся по возможности их взрастить и взлелеять.
В памяти всплывают слова В. Сухомлинского: «Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души. » Сколько таких кусочков души уже отдано за 23 года? И сколько ещё предстоит отдать? Любовь же к детям, к своей профессии не иссякает, а день ото дня становится более мудрой, глубокой.
Найти свое призвание, утвердиться в нем – источник счастья. Поэтому у меня великое желание учить детей и учится самой, творить и побуждать к творчеству.
Писатель-педагог С. Л. Соловейчик говорит об учителе так: «Он – артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела.»