Просмотр содержимого документа
«Мое педагогическое открытие: взаимодействие семьи и школы»
Педагогический проект
На тему: «Мое педагогическое открытие: взаимодействие семьи и школы»
Выполнил: учитель начальных классов
МБОУ «Школа №32 имени «Молодой гвардии»
Бабенко Ангелина Андреевна
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...…...4
Глава 1. Теоретически основы взаимодействия школы и семьи…..………….........5
1.1. Школа – координатор взаимодействия семьи и школы. ……………………....5
1.2. Формы взаимодействия школы с родителями.………………………………...9
Глава 2. Пути и способы сотрудничества семьи и школы……………...…..…….22
2.1.Взаимодействие школы с семьей в педагогической практике ………………22
Заключение………………………………………………….……………………......26
Библиография
Приложение
Введение
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
В последнее время, почему то сложилось так, что семья отвернулась от школы, переложив большой груз ответственности на ее плечи. Но многие аспекты в воспитании ребенка не возможны без непосредственного влияния и участия родителей.
Необходимость оптимизировать взаимодействие с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого ребенка. Привлечение родителей к школьному воспитанию и создание единой воспитательной среды семьи и школы, необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого школьника.
Актуальность темы заключается в невозможности успешного воспитания детей в школе без сотрудничества с семьей. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Главное чтобы две эти важнейшие части одного целого: семья и школа, работали в одном направлении.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Объект исследования: педагогическое взаимодействие
Предмет исследования: поиск и оптимизация эффективных форм взаимодействия школы с родителями.
Гипотеза: если создать определенные условия участия и взаимодействия школы с семьей, то воспитание детей будет успешным;
Цель исследования: выявить пути и средства оптимизации взаимодействия в системе «Семья и школа».
Задачи исследования:
1.Определить теоретические основы проблемы взаимодействия школы с родителями;
2.Дать представление о формах взаимодействия школы с родителями;
3.Рассмотреть возможность новых подходов к активному вовлечению родителей в процесс воспитания детей.
База исследования: МБОУ «Школа №32 имени «Молодой гвардии»
Глава 1.Теоретически основы взаимодействия школы и семьи.
1.1.Школа – координатор взаимодействия семьи и школы.
Взаимодействие в словаре Ожегова растолковывается как взаимная поддержка. Но в подавляющем большинстве случаев для многих родителей взаимодействие со школой это вовремя ставить свою роспись в дневнике и хотя бы раз в году посещать родительские собрания. Из-за непонимания того, какую роль и функцию выполняет школа в воспитание детей во многих семьях можно услышать подобные высказывания: «Да чему тебя в школе только учат!», «Не правильно тебе учитель объяснил!».
Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности.
Так как же снова привлечь семью в этот важнейший процесс – воспитание?
Успешное осуществление теоретических и методических основ обучения и воспитания происходит только при условии объединения воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Организующим центром совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности должна выступать школа. Это связано с рядом факторов [4, с. 118].
Во-первых, в настоящее время только школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся, который обусловливается требованиями современного производства и все ускоряющимся научно-техническим прогрессом.
Во-вторых, школа располагает специально подготовленными кадрами квалифицированных педагогов, большинство же родителей не имеет надлежащей педагогической подготовки.
В-третьих, значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе, ее влияние сказывается также на их деятельности в семье, поскольку они продолжают свою учебную работу дома, выполняя учебные задания. В то же время нельзя не учитывать, что большинство родителей занято в сферах производственной деятельности, занимается самообразованием, повышением своей квалификации, что ослабляет традиционные контакты родителей и детей.
Учитывая эти факторы, школа должна стать организующим центром, объединяющим воспитательную деятельность семьи и общественности. Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организует через классный родительский комитет, родительские собрания, а также через учителей, работающих в данном классе. Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей является регулярное личное посещение учащихся дома, изучение условий их жизни на месте, согласование и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия, предотвращению нежелательных результатов. Традиционной функцией классного руководителя остается просветительская: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке.
К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей.
Темы взаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Л. Кассиль: «Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа — это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега — ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу».
Изучение научной литературы по вопросам взаимодействия школы и семьи позволило выявить степень проработанности отдельных аспектов исследуемой проблемы.
Семейному воспитанию посвящены труды К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, П.Ф. Лесгафта, Дж. Локка, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогова, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. В педагогических трудах Н.К. Крупской нашла отражение идея педагогического просвещения родителей в процессе взаимодействия со школой. С.Т. Шацкий сформулировал методологические подходы к организации взаимодействия школы со средой, частью которой является семья школьника.
Основы организации взаимодействия школы и семьи отражены в трудах Н.И. Болдырева, И.В. Гребенникова, В.Н. Гурова, В.А. Караковского, И.С. Марьенко, М.М. Поташника, Н.Е. Щурковой.
Современные проблемы семейного воспитания освещены Ю.П.Азаровым, И.В. Бестужевым-Лада, Э.К. Васильевой, В.А. Кан-Каликом, О.В. Морозовой, А.В. Петровским, А.С. Спиваковской.
Вопросы взаимодействия школы со средой, в том числе с семьей школьника исследованы В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфовым, В.В. Дружининым, А.В. Мудриком, Л.И. Новиковой, М.М. Плоткиным, В.Д.Семеновым.
Изучив литературу, я пришла к выводу, что воспитание, процесс поступательный и непрерывный, имеет свои стадии, и на каждой из них могут возникать определенные проблемы.
Важнейшие из этих проблем можно объединить в три основные группы.
К первой группе следует отнести проблемы, которые связаны с осмыслением целей и содержания образовательно-воспитательной работы школы и семьи. Необходимо, чтобы родители осознавали, что современное воспитание имеет своей целью всестороннее и гармоническое развитие личности.
Ко второй группе проблем совместной работы школы и семьи относится умелое стимулирование активности учащихся, направленной на свое личностное развитие и формирование.
К третьей группе проблем совместной воспитательной работы школы и семьи относится учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Становясь старше, дети стремятся к самостоятельности, тяготятся излишней опекой со стороны родителей, но их потребности и запросы в этом отношении не всегда находят понимание в семье.
Во избежание возникновения подобных проблем, необходимо организовать правильное взаимодействие родителей и учителей, основанное на принципах гуманизма и партнерства.
Но дело в том, что в одностороннем порядке для школы трудно наладить диалог, если вторая – семья – к нему, либо не готова, либо не желает приступать. Однако, систематическая, последовательная работа ведет к возникновению связи между школой и семьей, которая выливается в партнерские отношения при условии, что семья видит заинтересованность школы в развитии детей и будет стремиться к контакту.
В «Методических рекомендациях о взаимодействии образовательного учреждения с семьей» Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2001 г. отмечено, что его осуществлением занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями:
- заместитель директора по воспитательной работе,
- заместитель директора по социальной защите детей,
- учителя,
- социальный педагог,
- педагог-психолог,
- классные руководители,
- классные воспитатели.[3, с. 24-33].
1.2.Формы взаимодействия школы с родителями.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) обусловил появление предпосылок для сотрудничества семьи и школы на основе равноправия, общего интереса субъектов взаимодействия.[5].
Это направление продолжено и закреплено в национальной образовательной стратегии «Наша новая школа»: «Современная школа должна тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества».[1].
Выбор содержания, форм и методов для осуществления взаимодействия принадлежит школе. Они зависят от общественных установок и устремления родителей, а также от конкретных задач, стоящих перед школой и семьей на данном этапе.
Формы взаимодействия педагогов и родителей - это способы организации их совместной деятельности и общения.
В научной педагогической литературе (Т. П. Елисеева, Н. К. Степаненков) выделяются две основные группы форм взаимодействия школы с родителями: традиционные и нетрадиционные формы
По мнению специалистов (Н. Е. Щуркова, Ф.П. Черноусова, Т.А. Стефановская), на сегодняшний день целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия школы с родителями. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы и класса. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия:
Формы взаимодействия педагогов и родителей
коллективные
групповые
индивидуальные
1.Родительское собрание
2.Родительский лекторий
3.Конференция по обмену опытом
4.Вечер вопросов и ответов
5.Диспут-размышление по проблемам воспитания
6.Встреча родителей с администрацией школы, учителями класса
7.«Дни открытых дверей»
1.Взаимодействие с родительским комитетом
2.Взаимодействие с творческими группами
3.Групповые консультации
4.Практические занятия для родителей с привлечением специалистов
5.Клуб
1.Беседа
2.Посещение на дому
3.Консультация-размышление
4.Выполнение индивидуальных поручений
5.Переписка
6.Телефонный разговор
Таковы формы взаимодействия школы и семьи, в которых осуществляется процесс социализации подрастающего поколения.
Важным составным элементом осуществления этого взаимодействия является метод (от греч. methodos - путь, способ достижения цели).
Метод воспитания - это общественно обусловленное, педагогически целесообразное взаимодействие воспитателя и воспитуемого, способствующее организации жизнедеятельности, отношений, общения, а также совокупность средств и приемов воспитательного воздействия, стимулирующих активность и регулирующих поведение воспитуемых, направленных на определенные цели воспитания.[2, с. 188].
Выбор методов воспитания должен быть обусловлен целью, задачами и содержанием деятельности школьников, а генезис методов отражать требования, предъявляемыми к воспитанию обществом.
Для осуществления взаимодействия школы и семьи на современном этапе развития общества востребованы такие методы, которые побуждают его участников к выработке умения ориентироваться в динамичных условиях социума, адаптироваться к различным видам индивидуальной и социальной деятельности, к выработке самостоятельного мышления и общения с другими людьми в различных группах и коллективах.
В исследованиях Сидоркина А.М., Керкис С.С. была отмечена эффективность следующих групп методов:
1) методы, направленные на изменение видов деятельности и общения;
2) методы, направленные на изменение отношений в классе, семье.
Методы, направленные на изменение видов деятельности и общения:
- метод введения новых видов деятельности и общения с учетом возрастных особенностей;
- усложненные формы диспута;
- метод самоанализа;
- метод рефлексии;
- ролевые игры;
- социальное проектирование и др.
Методы, направленные на изменение отношений в классе, в семье:
- упражнение, поручение, личный пример;
- убеждение, критика;
- метод воспитывающих ситуаций;
- деловые игры;
- методы поощрения и наказания;
- метод перспективы;
- метод общественного мнения;
- метод создания новых традиций и т.д.
Другие исследователи (Генварева Ю.А. и др.) классифицируют методы взаимодействия школы и семьи по следующим разделам:
1) организационные методы взаимодействия (индивидуальные и коллективные перспективы,
задачи, проблемы, правила и нормы);
2) методы самодеятельности (индивидуальные и коллективные самоуправление, соревнование, самообслуживание);
3) методы общения (уважение, понимание, доверие, самоанализ, рефлексия, самопознание, убеждение, критика, самоконтроль и т.д.);
4) методы воздействия и коррекции (пример, разъяснение, ожидание радости, любви и красоты, обоюдная ответственность, обращение к чувству достоинства и чести, актуализация мечты, внушение, упражнение, поощрение и наказание).
Торохтий В.С. рассматривает в своих работах сущность социально-педагогического подхода в деятельности образовательного учреждения, который отражает содержание его взаимодействия с социумом, другими социальными институтами. К важнейшим методам социально-педагогического подхода он относит: метод посредничества, метод партнерства (партнерские отношения), метод консультирования, метод доверительного взаимодействия, метод совета, метод рекомендации, метод эмпатии, метод толерантности, метод социальной адаптации, метод коррекции, метод социальной поддержки, метод взаимного информирования, метод согласования, метод совместной деятельности, методы социального воспитания, методы социального обучения.[6, с. 84-85].
Рассмотренные формы и методы педагогического взаимодействия школы и семьи содействуют активному включению родителей в процесс воспитания, способствуют эффективности процесса социализации школьников.
2.1.Из опыта работы учителей
Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Расширить диапазон методов взаимодействия педагогов и родителей позволяет использование интерактивных методов. Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.
Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы учителя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.
В своей практике я поставила во главу угла проблему воспитания. И так как я не могу похвастаться огромным многолетним опытом в этом вопросе я стала активно привлекать к этому родителей. Свое педагогическое исследование я начала проводить в 2013 году в 1 Б классе, где я являюсь классным руководителем.
Ни для одного учителя не секрет, что родители первоклассников самые заинтересованные, регулярно посещают родительские собрания. С годами число присутствующих редеет. Поэтому свое исследование я начала с 1 сентября.
Первое же школьное мероприятие в своей жизни на тему: «Здоровому все здорово» дети посетили совместно с родителями, которые не просто присутствовали, стоя около стенки и украдкой делая фото на память. Родители стали участниками. Для них были подготовлены вопросы, а так же игры, в которых малыши участвовали с мамами и папами. Такие мероприятия и по сей день, мы проводим регулярно. Но на этом я решила не останавливаться.
Кто как не родители видят и подмечают проблемы и проблемы в воспитании своих детей. Поэтому, регулярно советуясь в каком направлении проводить воспитательную работу, мы с родителями решили, что подготовку и проведение некоторых мероприятий они возьмут на себя, как непосредственные участники воспитательного процесса. Так усилиями родителей были проводины классные часы: «День пожилого человека», «Мой режим дня», «Знать правила движения большое достижение» и многие другие. Родители всегда обращаются ко мне за помощью в подготовке, и совместными усилиями мы готовим интересные праздники для детей.
«День открытых дверей» мы проводим раз в месяц. Родители с удовольствием присутствуют на уроках. После такого дня мы всегда проводим групповые и индивидуальные консультации.
Присутствие родителей на уроках дает им возможность понаблюдать за своими детьми в естественной для них образовательной среде. Но чтобы увидеть какие они в естественной домашней обстановке я регулярно посещаю семьи. Это уже стало привычным для родителей и для детей, что можно просто побеседовать и обсудить с учителем какие-либо проблемы в уютной обстановке.
Родительские собрания в форме лекции, по моему мнению, слишком устарели. Более эффективно использование диспутов, деловых игр, конференции, вечера вопросов и ответов совместно с детьми. И это доказало свою эффективность. 90% родителей регулярно присутствуют на подобных мероприятиях, выражают интерес и участвуют в обсуждениях, а не просто выслушивают предложенную для обсуждения тему.
На тему воспитания детей было проведено родительское собрание «Педагогика понимания» Беседу с родителями проводила не я – классный руководитель, а директор школы, ученые, доктора наук и учителя, в которых перевоплотились дети. Они сами давали советы своим мамам и папам, как они должны их воспитывать. Данное собрание оказалось довольно продуктивным, и родители обещали воспользоваться полученной информацией. (Приложение 1)
Заключение.
Мое педагогическое исследование продолжается уже больше года и показывает высокие результаты.
Воспитательная работа, теперь уже во 2Б классе, очень успешна. Дети с удовольствием принимают участие в мероприятиях, подготовленных родителями или с их участием. Самое главное, что они ждут их, а цели и задачи всегда остаются достигнутыми. То, что их мамы и папы регулярно присутствуют на уроках, подстегивает детей к учебе. Они стремятся учиться как можно лучше и узнать как можно больше, стали более внимательными на уроках.
У учащихся на очень высоком уровне развиты моральные и этические качества, а родители с удовольствием посещают школу. С каждым из родителей я всегда могу связаться, попросить о помощи, а они в свою очередь еще ни разу не отказывали.
Это педагогическое исследование ценно тем, что реально работает на практике. Оно является отражением выработанных форм и методов работы школы с учениками и их родителями. Воспитание детей станет гораздо успешнее, если семья станет его частью. Эти несложные правила помогут родителям построить свою тактику воспитания детей.
Ну и самое главное – любить ребенка. Именно любовь, забота и внимание к детям являются основой и фундаментом семейного и школьного воспитания.
Библиография
1.Кондаков А.М. Новые стандарты общего образования. /Психолого-педагогическое обеспечение образовательной инициативы «Наша новая школа». Материалы научной сессии ПИ РАО от 08.04.2011 г. - М., 2011.
2.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. А-О, П-Я. - М., 2011.
3.Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.//Вестник образования. - 2001. - №8. - с.24-33.
4.Образование родителей и школа: Учеб.- метод. пособие/Под ред. С.И. Петреевской. М., 1999.
5.«Об образовании» - Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 21.07.2007). –М., 2007.
6.Торохтий В.С. Социально-педагогический подход к деятельности в социокультурном пространстве. /Пространство и общение: взаимосвязи и взаимозависимости. - Екатеринбург, 2010
Приложение 1
Родительское собрание «Педагогика понимания»
Ведущий: Уважаемые родители! Мы знаем, что воспитание детей дело очень трудное, поэтому на встречу с вами пришли ученые, директор школы, учителя. Сегодня мы дадим вам советы, как правильно, без ошибок, воспитывать детей. Первое слово я предоставляю директору ООШ №2______________________________________
Директор: Ваши дети учатся в 2-м классе. Всегда ли вы находите время поговорить с ними о школьных делах? Никогда! Повторяю, никогда не спрашивайте своего ребенка : !Тебя вызывали к доске? Что ты получил?» Лучше спросите ребенка: «Что было интересного на уроке?»
Ведущий: Слово имеет доктор медицинских наук ____________________________________
Доктор: Чтобы ваши дети хорошо учились, они должны быть здоровыми. Уделяйте больше внимания закаливанью, прогулкам на свежем воздухе. Моют ли ваши дети ноги каждый день прохладной водой? Проветривают ли перед сном комнату? Ходят ли босиком по полу, а летом по земле?
Уважаемые родители, объясните смысл пословиц: «Здоровому всё здорово», «Береги платье снову, а здоровье с молоду», «Здоровому и горе не горе, и беда не беда».
Ведущий: К нам на родительское собрание пришел врач из санэпидемстанции.
Врач: Дорогие родители! Ваши дети не всегда дружат с мылом и водицей. Поэтому увидеть можно грязные уши, лица, руки. Послушайте сказку о грязнулях:
Жил был один козленок,
И рядом – поросенок.
Они почти с пеленок дружили меж собой.
И был один чистюлей,
И был другой грязнулей.
Кто был из них грязнулей-
Сообразит любой.
И вот однажды летом,
Вдали от дома, где-то,
Козленок с поросенком
Гуляли у реки.
Вдруг выскочил волчище….
Волк:
А ну, который чище? Иди ко мне дружище!
Врач:
И обнажил клыки.
И съеден был козленок,
А грязный поросенок бежал,
Дрожа от страха, и думал
Поросенок:
Хорошо, что этот злой волчище съедает тех, кто чище,
Кто слишком любит мыло и мятный порошок.
Врач:
Живет девчонка Юля – неряха и грязнуля.
Не чистилась с июля,
Не мылась с декабря.
В чернилах вся девчонка,
И в красках вся девчонка.
Не чище поросенка, короче говоря.
Ругает папа Юлю, ругает мама Юлю,
Но ей ходить грязнулей
Никак не надоест.
Как видно папе с мамой
Одно лишь утешенье,
Одно лишь утешенье,
Что волк ее не съест.
Доктор медицинских наук: Надеюсь, вас не утешит это известие… Помните, родители и дети! Где больше грязи, там раздолье заразе.
Ведущий: Еще один совет дает заслуженная учительница_____________________________
Учительница: Когда ребенок совершит дурной поступок, его мучает совесть. Но вы наказываете его – и совесть замолкает. Великий педагог Януш Корчак виноватого оправдывал и прощал. А как в ваших семьях относятся к дурным поступкам?
Ведущий: Вот ведь как порой бывает….
Ученик:
Папа вазу опрокинул,
Кто его накажет?
Это к счастью, это к счастью-
Все семейство скажет.
Ну, а если бы, к несчастью,
Это сделал я?
«Ты разиня, ты растяпа»,-
Скажут про меня.
Ведущий: Продолжит наш разговор доктор педагогических наук_________________________
Доктор пед-их наук: Бить или не бить? – Вот в чем вопрос. Парламент в Англии решил: бить. Для этого даже специальные ремни выпускают. В Европе не модно даже ставить в угол. А как в наших семьях?
Ученик:
Я в соей родной квартире,
Как на службе строевой.
Командир на командире!
Я один здесь рядовой!
Всем я должен подчиняться.
По приказу одеваться,
По приказу умываться,
Ровно заправлять кровать,
По команде есть садиться
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему
Я начал огрызаться?
Конец терпенью моему!
Демо-били-зация!
Ведущий: Следующий вопрос о труде. Выступает педагог – новатор __________________________
Педагог – новатор: У каждого ребенка в семье должна быть работа. Трудолюбие – одно из важнейших условий и предпосылок здоровья. Трудовая деятельность школьника включает, в первую очередь, полное самообслуживание. Учащиеся должны убирать утром и готовить ко сну постель, поддерживать порядок на рабочем столе, мыть посуду, ухаживать за младшими членами семьи, комнатными цветами, живущими в квартире животными. Маленький ребенок – маленькое дело, растет ребенок – растет и его дело. Если вы хотите, чтобы ребенок выполнил ваше поручение, подкрепите просьбу славами: пожалуйста, если тебя не затруднит.
Ведущий: Уважаемые родители! А знаете ли вы вежливые слова? Сейчас проверим.
Ученик1
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…………..
Ученик2
Зазеленеет снова старый пень,
Когда услышит………………
Ученик3
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы……………..
Ученик4
Когда бранят за шалости,
Говорим «Прости……………»
Ученик5
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят………………….
Педагог – новатор: Приобщая школьников к труду, не следует забывать, что у детей должно оставаться достаточно времени для отдыха, сна и других видов деятельности. Только при таких условиях труд станет важнейшей предпосылкой здоровья, будет способствовать гармоничному развитию растущего организма.
Ведущий: Переходим к следующему вопросу. Слово имеет ректор института ________________________________
Ректор института: Увлечение телепередачами создает некоторые проблемы для родителей. Первая трудность – это впечатлительность некоторых детей, которые бывают настолько напуганы страшной передачей, что не могут уснуть или снятся кошмары. Я бы не рекомендовала детям смотреть такие передачи.
Другая трудность – с ребенком, который «прилипает» к телевизору с той минуты, когда начинаются передачи, и до той минуты, когда его заставляют, наконец, лечь спать. Он не хочет ни на минуту оторваться от телевизора, чтобы поспать или сделать домашние уроки.
Родители и ребенок должны прийти к соглашению относительно распорядка дня, чтобы определенные часы были отведены для прогулок, еды, сна, домашних уроков и телепередач. И ребенок, и родители должны твердо соблюдать установленный режим.
Если ваши дети слишком увлечены телевизором, не хотят гулять, потеряли друзей, то телевизор должен сломаться хотя бы на месяц. Вы спросите «А как же взрослые?». Отвечу, воспитание требует жертв.
Ведущий: А сейчас, уважаемые родители, мы предложим вам решить одну воспитательную задачу.
Сценка:МАТЬ И ДОЧЬ
Автор: Мать посмотрела однажды в тетрадь дочери и начала ее ругать.
Мать: Ты что, дурная совсем, не знаешь как пишется это слово, у тебя что, мозгов нет? Думать надо, когда пишешь. Будешь все каникулы писать.
Ведущий: А как вы поступаете в такой ситуации? Мы не требуем от вас ответа.
Сценка:ПАПА и СЫН
Папа: Ну, шалопай, давай показывай дневник
Сын: Не могу…
Папа: Почему?
Сын: Аптека была закрыта.
Папа: А при чем тут аптека?
Сын: Как это при чем? Танька сказала, что сегодня мой дневникможно показывать родителям только вместе свалерьянкой.
Папа: Давай посмотрю, что там у тебя
(Берет дневник, раскрывает и хватается за голову)
Папа: Батюшки!!!
Сын: Пап, ты как думаешь, что тут виною – дурная наследственность или плохое влияние среды?
Папа: Я тебе дам наследственность!
Сын: Погоди, сначала я должен нанять адвоката!
Папа: Я тебе дам адвоката!
(Сын убегает, папа за ним)
Сценка«Недотепа!»
Мама:
Талантливые дети
Надежды подают:
Участвуют в концертах,
Танцуют и поют.
У многих есть возможности
Объездить целый мир.
Проводят в разных странах
Где конкурс, где турнир.
Лисичкина Наташа имеет 5 наград,
А Гарик, твой приятель, -
Уже лауреат!
Сын:
И только недотепам
К успеху путь закрыт.
Моя родная мама
Мне это говорит.
Но я не возражаю,
Я губы сжав, молчу.
И я на эту тему
С ней спорить не хочу.
Пускай другие дети
Надежды подают.
Картиночки рисуют,
Танцуют и поют.
На скрипочках играют,
Снимаются в кино –
Что одному дается,
Другому не дано.
Я знаю, кем я буду
И кем я стать могу:
Когда-нибудь из дома
Уеду я в тайгу…
И с теми, с кем сегодня
Я во дворе дружу,
Железную дорогу
В тайге я проложу.
Меня сегодня мама стыдила сгоряча.
Строитель тоже важен, не меньше скрипача.
Ведущий: Очень хотелось бы, чтобы среди вас не было таких родителей.
Милые наши родители! Котенок вырастает кошкой, такой же, как все кошки на свете. Птенец превратится в птицу, такую же, как все птицы на свете. А дети читают, а дети мечтают, и даже их мамы и папы не знают, кем станут, кем вырастут дети.
Учитель: А пока ваши дети учатся с желанием и изучают различные науки, давайте сделаем так, чтобы это желание у них никогда не пропадало!