В данной работе представлена модель классного самоуправления, которым я пользуюсь.Детское самоуправление выступает как форма реализации прав и интересов ребенка, принципов добровольности, самодеятельности, самостоятельности. Главная функция детских организаций и объединений в том, чтобы оказать своим членам помощь в социальной адаптации к новым социально-экономическим условиям, чтобы дети участвовали в национально-культурном возрождении, в организации свободного времени и досуга, в сохранении и развитии духовных ценностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Человек познается, воспитывается и формируется в обстановке успеха
Спиноза
Успех – это зеркало, в котором показывает свой истинный облик
Гете
Вся радость жизни в творческом успехе
Р.Роллан
Согласно Конвенции ООН о правах ребенка и Конституции РФ, дети имеют право на создание своих органов самоуправления, организаций и объединений. Детское самоуправление – реальная разновидность социальных движений современности, это начальная ступень демократии, воспитания гражданственности, формирования творческого потенциала общества.
Детское самоуправление выступает как форма реализации прав и интересов ребенка, принципов добровольности, самодеятельности, самостоятельности. Главная функция детских организаций и объединений в том, чтобы оказать своим членам помощь в социальной адаптации к новым социально-экономическим условиям, чтобы дети участвовали в национально-культурном возрождении, в организации свободного времени и досуга, в сохранении и развитии духовных ценностей.
Действующее в классе самоуправление говорит о сложившемся коллективе. Нет коллектива – нет самоуправления. А значит, самоуправление – это не цель, а средство воспитания. Это высшая форма управления детским коллективом. В самоуправлении главное деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.
Модель самоуправления, выстроенная на основе идей «педагогики успеха», позволяет проектировать работу школы по созданию условий для гармонического развития достойной личности, удовлетворения ее потребностей в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение. Успех – это наиболее полное достижение поставленной цели, а достижение в свою очередь – это опредмеченный результат.
ФОРМУЛА УСПЕХА
СОВЕТ ИНИЦИАТИВЫ И ТВОРЧЕСТВА (СИТ)
В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ
ВЫХОД НА РЕЗУЛЬТАТ
УСПЕХ
Иначе говоря, деятельность, направленная на успех.
Выстраивая и развивая ученическое самоуправление в классе, я опираюсь на следующие принципы:
педагогическое руководство;
предметность деятельности, то есть органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива;
единое планирование, то есть создание единого плана воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутриклассной и внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса;
выборность и составленность органов самоуправления, то есть в одни органы его члены будут избираться, в другие будут входить согласно Положению о структуре и функциях органов самоуправления;
сменяемость функций руководства и подчинения, а также видов деятельности;
построение самоуправления снизу вверх;
участие всех обучающихся в системе самоуправления;
согласие, то есть после принятия решения действует правило обязательного его выполнения всеми участниками процесса.
Органы самоуправления избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все обучающиеся входили в тот или иной орган. Каждый совет выбирает из своего состава председателя и заместителя. Из председателей советов и старосты класса составляется совет творчества и инициативы класса. Роль председателя исполняет староста класса, который так же выбирается из состава класса.
У каждого члена классного органа самоуправления есть свои обязанности. Староста отвечает за работу совета, его заместители – за выполнение плана на каждую тематическую фазу, один отвечает за дела внутри класса, другой - за участие в общешкольных делах, в которых принимает участие класс, третий – за связь класса с внешкольной образовательной средой, четвертый – за выставки, экскурсии и т.п.
Совет инициативы и творчества класса готовит и проводит классные собрания, анализирует деятельность своих членов, готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления.
Самоуправление школьников я рассматриваю как необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному росту каждого школьника.
В процессе развития ученического самоуправления в нашем классе проявились следующие тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста; степень участия в самоуправлении определяется уровнем личностных достижений школьников, которые обусловлены разным уровнем их доминирующих потребностей.
Школьники разных уровней личностных достижений включаются в самоуправление разных уровней.
Задача органа самоуправления – это организаторская деятельность среди обучающихся и защита интересов, прав и обязанностей школьников.
В органы ученического самоуправления избираются обучающиеся, способные «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, т.е. способные к сопереживанию и сорадованию. Воспитание чувства милосердия, возвращение к нему – настоятельная необходимость и первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у ребенка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия. Милосердие должно быть воплощено в образе жизни, и предполагает благотворительные марафоны, помощь ветеранам и престарелым, отправку гуманитарных посылок, участие в акциях социальной направленности т.д.
Одной из функций членов ученического самоуправления являются регулирование и корректировка отношений в воспитательном коллективе. Соответственно, содержанием деятельности актива должны стать оказание помощи обучающимся, которые находятся в затруднительных ситуациях, некомфортно чувствуют себя в коллективе, испытывают комплекс неполноценности, имеют отклонения в поведении.
Постепенно в сферу деятельности ученического самоуправления включаются функции изучения индивидуальных интересов ребят, удовлетворенности их жизнедеятельностью в школе, социуме. С этой целью в структуре нашего органа самоуправления были сформированы подразделения, которые выполняют социологические функции. Школьники уже со 2 класса способны к самоанализу, аналитической деятельности, рефлексии.
Данная атмосфера помогает ребенку делать самостоятельный нравственный выбор. В выборе он руководствуется нравственными ценностями, которые утвердились в воспитательном коллективе.
Совет инициативы и творчества (СИТ):
Участие в обсуждении и составлении плана работы класса.
Подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса.
Заслушивает отчеты о проделанной работе ответственных за направления.
Организует участие класса в КТД.
Выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов.
Обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях.
Организует и проводит встречи с советами других классов.
Поддерживает связь с советом школы.
Председатель СИТ:
Подготовка и проведение заседаний Совета класса, круглых столов, конференций, встреч с активами других классов.
Составление графика дежурства учащихся класса по кабинету.
Организация работы по выполнению решений СИТ.
Контроль за работой класса.
Распределение обязанностей при проведении КТД.
Участие в собраниях СИТ.
Контроль внешнего вида.
Организация питания класса в столовой.
Коллегия образования:
Контроль за успеваемостью и посещаемостью уроков.
Работа по устранению пробелов в знаниях по различным предметам.
Выпуск «Образовательного листа» по результатам проверки успеваемости и посещаемости учащихся класса.
Участие в организации и проведении школьных олимпиад, предметных недель.
Участие в проведении тематических вечеров, выставок, конкурсов по предметам.
Коллегия печати и информации:
Сбор, обработка, оформление информационных материалов о жизни школы, города, области, страны, мира.
Организация работы «Пресс-центра».
Выпуск рукописных газет, журналов, оформление раздела «Информация» в уголке класса.
Подбор материалов (фото-, видео-, аудио праздников, поездок, выступлений) для летописи класса.
Подбор материалов для проведения тематических классных часов.
Ежедневные объявления.
Коллегия спорта и здоровья:
Пропаганда здорового образа жизни.
Организация внеурочной спортивной работы.
Участие в спортивных мероприятиях школы, города.
Анализ работы обучающихся на уроках физического воспитания (посещаемость, форма, нагрузка, группа здоровья, успеваемость).
Санитарно-гигиеническое просвещение.
Подготовка и организация походов, слетов, соревнований как внутри класса, так и с другими классами.
Определение лучших спортсменов и их награждение.
Коллегия культуры:
Эстетика внешнего вида обучающихся и их культурное просвещение.
Организация тематических, нравственных вечеров, классных часов, праздников, концертов.
Организация экскурсий в музеи, театры, выставки (совместно с классным руководителем).
Подготовка класса к участию в общешкольных КТД.
Коллегия благоустройства:
Контроль и оценка уборки кабинета.
Организация дежурства в классе.
Организация и контроль генеральной уборки.
Организация уборки территории, закрепленной за классом.