Модель образовательного пространства как механизм реализации ФГОС НОО
Модель образовательного пространства как механизм реализации ФГОС НОО
Слово ФГОС постепенно входит в нашу жизнь и становится привычным. Наша школа с 01.09.10г является "пилотной" площадкой по введению ФГОС НОО. Проделана огромная работа по подготовке к введению новых образовательных стандартов.Закончен четвёртый год обучения ребят по новым стандартам. Как прошли эти четыре года? Подведём первые итоги.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модель образовательного пространства как механизм реализации ФГОС НОО »
Модель образовательного пространства как механизм реализации ФГОС НОО
Слово ФГОС постепенно входит в нашу жизнь и становится привычным. Наша школа с 01.09.10.г. является пилотной площадкой по введению ФГОСНОО. Проделана огромная работа по подготовке к введению новых образовательных стандартов, разработано и написано много нормативных документов, сопровождающих ФГОС, улучшилось материально-техническое оснащение образовательных учреждений.
И вот, наконец, закончен четвёртый год обучения ребят по новым стандартам. Как прошли эти четыре года? Можно ли говорить о каких-либо результатах? Об окончательных, конечно, нет. Но первые итоги подвести можно уже сейчас.
Новый стандарт ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности и общества. Делается акцент не на предметный, а на личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящее с ней в процессе обучения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Изменился сам подход к обучению и воспитанию, в корне поменялись уроки, их структура. Уже в 1-м классе мы учим детей самостоятельно ставить цель, составлять план достижения этой цели, осуществлять поиск решения и даже самостоятельно давать оценку своей деятельности.
Оказывается, семилетний ребенок способен сформулировать и тему, и проблему; главное – грамотно подвести его к этому. И в этом состоит функция нового учителя, который теперь не транслятор знаний, а направляющая сила ребенка.
Целью своей работы считаю сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка. Основной задачей для достижения этой цели считаю оказание педагогической поддержки развитию интересов, индивидуальных склонностей и способностей учащихся, в чём мне помогает система заданий, разработанных авторами комплекта по программе «Начальная школа 21 века». Для реализации цели на уроках использую проблемно-поисковый подход, дидактическую игру, формирую навыки контроля и самоконтроля, оценки и самооценки через взаимопроверку, проверку по образцу. На уроках обеспечиваю дифференцированное обучение через учебное сотрудничество, учебный диалог и нравственные позиции детей, которые формирую в процессе их совместной деятельности, когда проявляется уважение друг к другу, умение отстоять свою позицию и принять позицию другого, стремление помочь однокласснику, умение радоваться успехам других детей. Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
В течение последних четырёх лет я активно применяю на уроках и во внеурочной деятельности технологии проектной и исследовательской деятельности. Данные технологии готовят учащихся к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире.
Для меня, как учителя, особое место занимает проектная деятельность. Это создание с детьми индивидуальных, групповых проектов, краткосрочных и долгосрочных проектов. На своём опыте я убедилась, что проектная деятельность способствует развитию познавательного интереса учащихся, умению ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения видеть, формулировать и решить проблему.
Начиная с первого полугодия 1-ого класса, вовлекла учащихся в проектную деятельность. Первым проектом, над которым работали ребята, стал проект «Овощи, фрукты – полезные продукты».Данный учебный проект проводился во время изучения раздела «Родная природа» в рамках изучения предмета «Окружающий мир». С результатом своей работы ребята выступили перед ребятами начальной школы.
Первый опыт работы ребятам очень понравился и мы опять попробовали свои силы в новом проекте. Параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению, мы начали создавать «свою» азбуку. Мы ее делали «живой», искали слова на эту букву, загадки, стихи. И родители помогали, находили загадки, картинки. Чтобы познакомить ребят из параллельных классов с проделанной работой, мы сделали выставку своих работ. Во втором классе на уроке изобразительного искусства работали над мини - проектом «Здравствуй, зимушка – зима!». Ребята работали белой гуашью на чёрном фоне. Работы были выполнены в виде рисунков и аппликаций. В нашей школе стало традицией ежегодно проводить Научно-практическую конференцию, где
ребята защищают свои проекты перед многочисленной аудиторией, и надо сказать весьма небезуспешно.
При работе над проектами в 3 – 4 классах, мои ребята проявляли уже больше самостоятельности, находили источники информации, извлекали необходимые сведения, планировали свою работу, сотрудничали друг с другом. И результатом нашей работы было участие не только в школьной конференции, но и в муниципальном конкурсе «Дебют в науке», где мы становились победителями все три года.
Таким образом, в ходе выполнения проекта у детей развиваются следующие умения и навыки:
а) исследовательские (нахождение решения);
б) социальные (сотрудничество с одноклассниками и окружающими, оказание и принятие помощи товарищей);
в) оценочные (оценивание результата своей деятельности и деятельности друзей);
г) информационные (поиск нужной информации);
д) презентационные (выступление перед аудиторией, использование наглядных пособий);
е) рефлексивные (выделение затруднений, успехов, выбор своей роли в коллективных делах);
ж) менеджерские (проектирование процесса, планирование деятельности, распределение обязанностей).
В рамках введения ФГОС усилилась роль внеурочной деятельности. Она позволяет развивать творческие способности детей, формировать у них активную жизненную позицию. Дети учатся быть самостоятельными, успешными, уверенными в своих силах людьми, умеющими общаться.. В нашей школе она организуется по следующим направлениям(таблица у А.Б.)
Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Хочу отметить, что выбрав внеурочку в 1 классе , ребята продолжали посещать те же кружки до 4 класса. Педагоги и родители переживали за здоровье своих детей. Но во второй половине дня дети не проявляли признаков переутомления, были активны, с удовольствием занимались творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. На родительских собраниях обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности через выставки творческих работ учеников.
Сейчас в школе широко используются компьютерные технологии. У каждого учителя есть оборудованное компьютерное место. Работать на компьютерах учатся и первоклашки. И теперь на уроках наряду с традиционным письмом дети осваивают и клавиатурный набор текста. Мои ребята хорошо владеют компьютером, благодаря внеурочной деятельности «Мои первые проекты», под руководством опытного педагога Е.Е.Вдовиной. С результатом своей работы ребята делятся не только с одноклассниками, но и с ребятами других начальных классов. Безусловно, детям стало интереснее в школе, они стали свободнее себя чувствовать. Новые программы дают возможность более глубоко изучать материал. Ребята знакомятся с разными источниками информации и умеют с ними работать.
В результате использования инновационных технологий, в частности метода проектов, ученики показывают глубокие и прочные знания, добиваются значительных результатов.
В моих классах нет неуспевающих учащихся.Качество знаний составляет
3 класс - 64%
4 класс – 68%
Качество знаний – высокое и имеет положительную динамику.
Качественное усвоение знаний подтверждено победами на школьных и районных, а также Всероссийских дистанционных олимпиадах, предметных конкурсах.
1. Кибиткина Анна – победитель (Конкурс детского литературного творчества «Серебряное пёрышко»)
2013 – 2014
(4 класс)
1. Коршиков Игорь (русский)- победитель
2. Хайрулина Диана (русский язык)-призёр
3. Бирш Динара(русский язык) - призёр
4. Зудин Егор (чтение) – призёр
5. Власенко Кирилл(окружающий мир) – призёр
1.Коршиков Игорь(русский язык) – призёр
2. Зудин Егор (чтение) - призёр
1. Бирш Динара (математика)- призёр
2. Рассейкина Полина (русский язык) – победитель
3. Зудин Егор (русский язык) – победитель)
4. Хайрулина Диана (русский язык) - призёр
1. Кибиткина Анна – победитель (Конкурс детского литературного творчества «Серебряное пёрышко»)
2. Рассейкина Полина – призёр((Конкурс детского литературного творчества «Серебряное пёрышко»)
В конце учебного года была проведена итоговая комплексная работа.
Итоговая комплексная контрольная работа - это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту, носит
интегрированный характер и дает возможность проверить все три группы результатов: предметные, метапредметные и личностные.
Цель итоговой комплексной работы - определить уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Итоги проверки показали достаточно высокую мотивацию учеников к выполнению работы в полном объеме.
Обучающиеся успешно справились с предложенной комплексной работой, показав усвоение образовательной программы на базовом уровне – 58% человек, на повышенном – 38% человек, проявив способность решать учебно - познавательные и учебно - практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий, что свидетельствует о соответствии качества подготовки требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Не освоили базовый уровень 4 % человек. . По результатам работы базовый и повышенный уровень сформированности УУД составляет 96%, что является положительной динамикой на 4% по сравнению с результатами прошлого учебного рода.
Высокую степень самостоятельности в выполнении комплексной работы показали 54% обучающиеся, что свидетельствует о том, что учитель знакомит обучающихся с обязательным для преподавания материалом, который позволяет формировать планируемые результаты из раздела «Выпускник получит возможность научиться».
Особую роль в формировании личностных УУД играют внеклассные мероприятия. Мои ребята очень активно участвовали во всех проводимых школьных мероприятиях, в которых также имели не только положительный опыт, но и успехи. Это традиционные в нашей школе спортивные праздники, дни здоровья, конкурсы танцев, где ребята неоднократно становились победителями и призёрами. На такие мероприятия мы часто приглашаем родителей, некоторые принимают активное участие. От этого и дети, и родители получают много положительных эмоций. А когда все довольны, то и мы учителя получаем удовлетворение - наши старания прошли не зря.
Таким образом, анализ общих данных результатов сформированности универсальных учебных действий обучающихся позволяет сделать вывод, что внедрение ФГОС проходит оптимально и эффективно. Приобретённые в период обучения в начальном звене такие качества, как: элементарная культура деятельности, целеполагание, умение определять учебные операции, понимание учебной задачи, навыки самоконтроля, оценки и самооценки, готовность к самообразованию - позволят им успешно продолжить дальнейшее обучение в среднем и старшем звене.