Скачкова Т.М., учитель начальных классов
Научно – методическая статья «Моделирование на уроках русского языка в первом классе».
Каждый раз, начиная работать с первоклассниками, задаю себе вопрос: как нужно организовать работу с детьми, чтобы период адаптации к учёбе, к школе проходил без ущерба для их здоровья, без давления на психику. Ведь, чтобы сформировать учебно – познавательную компетенцию у учащихся, необходимо создать условия для быстрого и безболезненного вхождения ребёнка в школьную жизнь, для его дальнейшего развития и обучения. Мой опыт подсказывает, чтобы обеспечить переход первоклассников в условия учебной деятельности, в процессе которой ребёнок будет успешно учиться, необходима чёткая система работы. Ведь именно в младшем возрасте у детей формируется потребность в учении, и важно создать для этого все условия. Есть одно важное средство, которое помогает мне ввести детей в учебную деятельность, сформировать познавательный мотив – это моделирование.
В системе развивающего обучения моделирование содержания – важнейший способ предоставления учебного содержания в обобщённом виде. Использование моделирования имеет два аспекта. Во-первых, моделирование является тем содержанием, которое должно быть усвоено учащимися в результате обучения, тем методом познания, которым они должны владеть, во- вторых, моделирование является тем учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение.
Моделирование на уроках русского языка в первом классе помогает учителю:
Ввести детей в учебную деятельность, формируя познавательный мотив.
Модели слов помогают зафиксировать то, что дети узнали о словах-названиях, помогают изучать язык, на котором мы говорим.
Модели представляют содержание в обобщённом виде, что помогает уяснить в главное в новой теме.
Под моделью понимается мысленно или мысленно или специально созданная структура, которая отражает в упрощённой форме и наглядной форме все основные связи и соотношения между элементами задачи, т.е. отражает содержание конкретной задачи.
Моделирование я ввожу на самом раннем этапе обучения и использую в течении всего букварного периода; на уроках введения нового знания, освоения нового способа действия, закрепления способа решения учебной задачи.
Основные формы моделирования:
1.Схема – модель (при изучении частей речи, предложения).
2.Звуковая модель
3. Схема – опора
4. Блок – схема
5. Алгоритм действий
Рассматриваем особенности работы с каждой из перечисленных форм.
Схемы – модели – это условное обозначение определённого содержания. Чаще всего схемы-модели используются для обозначения частей речи, предложений. На уроках русского языка в первом классе по теме: «Предмет и слово», «Слова, называющие действия предметов и их признаки» преодолевается тот подход к слову, который формируется у ребёнка ещё в дошкольные годы и заключается в отождествлении слова с обозначаемой вещью. Учитель задаёт вопрос на выяснение первоначального представления детей о слове.
Показываю цветок.
-У.: Что это?
Д.: Цветок.
У.: А что можно сделать с цветком?
Д.: Цветок можно подарить, понюхать, сорвать.
Затем прячу цветок и называю слово «цветок»
У.: Что я сказала?
Д.: Вы сказали слово «цветок».
У.: А можно ли слово «цветок» сорвать, подарить?
Д.: Нет. Слово можно написать, прочитать.
Далее обращаю внимание на способы действия с вещью и словом. Приводим с детьми ряд других примеров. Даю слова «мяч», « кукла», «телефон». В результате делаем вывод: слова и предметы – это не одно и тоже, слова можно говорить, писать, слушать, а вещи дарить, покупать и т.д.
У.: Ребята! А кто может записать слово «цветок» не пользуясь буквами?
Слушаем предложения учеников (в обозначении использовали и
договариваемся обозначать любое слово-название -
Так появляется первая модель слова.
У.: А знаете ли вы, что такое модель? Какие вы видели модели в жизни? Для чего нужны модели?
Слушая ответы детей, выделяю в них то, что связано с моделированием, как средством лучше изучить предмет, представленный в модели. Делаем вывод, что если придумать модели для слов названий, то они помогут нам изучать язык, на котором мы говорим.
Изучая далее программный материал, дети узнают, что слова обозначают и действия предметов, и их признаки. Значит, в моделях должно быть различие. Договариваемся обозначать слова, называющие предметы слова, называющие действия
;слова, называющие признак и .Учебная задача решена и зафиксирована в виде моделей.
В связи с задачей формирования у детей представления о предложении, происходит дальнейшее развитие представлений о слове. Дети конструируют предложение из отдельных слов, показывая на модели, как связаны слова. Вместе с детьми составляем различные модели предложений:
(Кошка лакала тёплое молоко).
Следующий шаг заключается в выделении звуковой формы слова и формировании способов звукового анализа, позволяющих представить слово как последовательность звуков. Анализ отношений между звуковой структурой слова и его значением позволяет определить фонематические качества звуков речи. Естественным завершением этого анализа является выделение слога как минимальной произносительной единицы и установление слогообразующей функции гласных звуков.
Усвоение этих сведений и овладение моделью как средством организации действий со словом позволяет поставить перед учащимися учебно - практическую задачу, направленную на выделение и освоение способов построения буквенной записи слова. Выделение букв в звуковую модель слова даёт возможность осознать их звуковую природу, а главное уяснить принцип русской графики.
Звуковая модель – это условное обозначение, предназначенная для замещения звука на письме в тот период, когда дети ещё не знакомы с буквенной формой записи слов.
Звуковая модель позволяет:
- зафиксировать внешне текучую и неуловимую звуковую оболочку слова;
- ориентирует действия ребёнка и является средством контроля за правильностью осуществления звукового анализа.
Основными звуковыми моделями являются:
- гласный;
- согласный.
В букваре Репкина В.В., составленного в соответствии с принципиальными возможностями развивающего обучения, для обозначения гласных используются круги, для согласных – квадраты. Эти квадраты поделены диагональю для того, чтобы отметить качество изучаемого согласного звука: звонкие согласные обозначены точкой, у глухих такая точка отсутствует. Мягкие согласные подаются с заштрихованным нижним треугольником в составе данного квадрата. Слогоделение на схемах в букваре не предусмотрено, а о слиянии речи вообще нет: оно не признаётся как явление.
Разделение согласных звуков на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие требуют конкретизации звуковой модели, т.е. указание на качество согласного звука: в модели появляется «звоночек» (символ звонкости) и «подушечка» (символ мягкости согласного звука). Отсутствие «звоночка» - знак глухости, а отсутствие «подушечки» сообщает о твёрдости согласного звука.
Приведём пример конкретизации звуковой модели слова: белка
-
- на этой модели зафиксирована последовательность гласных и согласных звуков.
2. - та же модель с указанием на звонкость или глухость согласных звуков.
· 3. - каждый из согласных звуков охарактеризован не только по звонкости – глухости, но и по твёрдости – мягкости.
Все эти модели могут служить отправной точкой анализа, т.е. задаваться в готовом виде, как опора для выполнения действия. В первом классе требование внешней фиксации является обязательной. Применение звуковых моделей создаёт благоприятные условия для проведения различных фонетических упражнений. Составление схемы – модели звучащего слова при обучении грамоте помогают первоклассникам зрительно представить себе последовательность звуков в слове, затем выделить из этой последовательности отдельный звук, изучить его и обозначить соответствующей буквой. Звуковой анализ нужен с одновременным составлением схем – моделей слов. Ученик произносит слово, один за другим «ловит» «летучие звуки» и фиксирует их на модели. Составив схему – модель, «прочитывает» слово по схеме. Затем ученику предлагается выделить какой - то один звук, проводится его изучение: артикулирование, характеристика, узнавание в потоке речи. Составление схемы – модели звучащего слова чаще всего происходит под руководством учителя – учитель задает классу вопросы. Отвечая на них ,ученики строят схему: один ученик у доски, а остальные в специальных тетрадях. Но основную задачу звукового анализа составление схемы – модели звучащего слова нельзя сводить только к выделению изучения нового звука и буквы. Она значительно шире – это формирование речевого слуха первоклассников, развитие их умений устанавливать последовательность звуков в слове и характер их взаимосвязей. Развитый речевой слух ведёт к развитию речевой интуиции, того, о чём в обиходе говорят: «Правил не знает, а пишет грамотно». От уровня речевого слуха во многом зависит усвоение орфоэпии и орфографии. Следовательно, обучение звуковому анализу может рассматриваться как предпосылка формирования языковой грамотности.
Алгоритм действий – это определённый порядок действий, который необходимо выполнить, чтобы решить поставленную задачу.
Основные алгоритмы:
- алгоритм списывания;
- звуковой анализ;
-анализ предложений.
В программе развивающего обучения русскому языку обучение списыванию занимает особое место, так как ему отводится решающая роль в формировании навыков правописания. Алгоритм списывания должен быть детально развёрнут. Важное требование к организации обучения списыванию на начальном этапе – это проведение списывания в классе коллективно, под строгим контролем учителя. Начинают упражняться в списывании дома учащиеся только после того, как овладели всеми операциями. В классе коллективно составляется памятка, которая вывешивается рядом с доской, а кроме того, каждый ученик получает карточку, на которой записан алгоритм действия при списывании.
Содержание карточки.
Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
(Эта операция нужна для того, чтобы исключить возможность механического, побуквенного копирования текста).
Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
( Повторяя предложение, ученик развивает память, учится запоминать осмысленно).
Выдели орфограммы в тексте.
( Этот этап выступает, как орфографический анализ текста).
Прочитай предложение так, как оно записано.
(Прочитывая предложение орфографически, ученик запоминает его написание).
Повтори предложение так, как будешь его писать.
(Подготовка к правильному диктованию себе во время письма).
Пиши диктуя себе орфографически.
Проверь себя: читай то, что написал в тетради, подчёркивая орфограммы и сверяя с текстом.
Такая организация работы по формированию навыка безошибочного списывания делает его таким самостоятельным и действенным орфографическим упражнением.
Пример алгоритма звукового анализа.
Скажи слово и послушай себя.
Найти ударный слог и произнеси слово по слогам.
Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
Обозначь выделенный звук условным значком.
Протяни (выдели голосом) второй звук в полном слове, назови его . охарактеризуй и обозначь условным значком. Выдели третий звук… ( и т.д.)
Проверь, получилось ли слово.
Для лучшего усвоения материала и активности учащихся на уроках русского языка используется схема – опора.
Схема – опора - это карточка, на которой обозначены основного содержания предмета с их условными обозначениями и минимумом словесной информации. Опорные таблицы направляют мысль учеников в нужное русло. Приучают к полному и точному выражению мысли. Составляются опорные таблицы исходя из учебных задач.
Схему опору мы составляем вместе с учащимися в процессе изучения грамматического и орфографического материала. В ней концентрируется внимание на самых главных, существенных признаках понятия с целью обобщения материала по теме. После составления схемы- опоры даю тренировочные упражнения для закрепления умения правильно рассуждать, доказывать, обосновывать усвоенное. В случае затруднения ученики обращаются к схеме. Особую роль играет выяснение способов обозначения но письме звука [й ]. Если у всех остальных звуков есть свой постоянный значок, то звук [й ] в зависимости от своей позиции обозначается то буквой Й, то буквами Я, Ё, Ю, Е. Осознание этого позволяет детям систематизировать свои знания о гласных буквах. Появляется схема-опора:
[ Й ] = [ Й ]
ЬЯ ЬЁ ЬЮ ЬЕ ЬИ ? ЪЯ, ЪЁ, ЪЮ, ЪЕ
В конце изучения темы «Как проверить орфограмму в слове» составляем схему - опору самостоятельно, а затем сверяем с вариантом учебника.
Блок – схема – включает в себя опорный конспект с различными алгоритмами и упражнения на печатной основе. Блок – схема придаёт урокам стройность, чёткость, даёт возможность вести учащихся от одного блока к другому, углубляя темы и активизируя умственную деятельность.
В блок – схему вносится текстовый материал, который является исходным для работы, а также даются иллюстрации, графики, разнообразные задания. Работая по блок - схеме, учащиеся выполняют задания следующего вида:
-подчёркивают, выписывают, соединяют стрелками слова, предложения, обозначаемые понятия;
-находят общие и отличительные признаки в описаниях, в грамматических понятиях;
-фиксируют выводы.
Блок – схемы использую на уроках разного типа, но наиболее целесообразны на уроках закрепления и обобщения изучаемого материала. На таких уроках блок – схема даю как специальный тренажёр, включающий в себя информацию, которая помогает решать практические задачи. Блок – схемы составляю и строю так, чтобы направить детскую мысль в нужное русло. Разрабатывая блок – схемы думаю о том, что детям нужно думать о том, что детям нужно читать, анализировать художественный или научно – популярный текст, изучать грамматический и орфографический материал, работать над словом. Работа с блок – схемой обеспечивает чёткий алгоритм действий и возможность самопроверки. Благодаря алгоритмам, заложенным в неё, активизируется умственная деятельность, развивается творческая и познавательная активность, логическое мышление, речь. На уроке с применением блок – схем работают все ученики; анализируют, группируют, классифицируют, обобщают. Работа с блок- схемой обеспечивает чёткий алгоритм действий и возможность самопроверки. Дети учатся переносить в новую ситуацию умения, операции, действия. Они заполняют блок- схему и в конце каждый получают отметку.
Систематическая работа над формированием у детей умения моделировать учебный материал по русскому языку позволяет мне добиваться хороших результатов в обучении.
Использованная литература
Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе.-М.:Глобус;Волгоград:Панорама,2009.
Русский язык в начальных классах :Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчик. М.,1994.
Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. М.,1987.
ШелгинаО.Б. Дифференцированное обучение учащихся начальной школы решению задач посредством модульной технологии//Начальная школа,2007.№7.С.42-4