Урок русского языка в 5 классе. Понятие о моделировании слова, морфемном принципе письма
Урок русского языка в 5 классе. Понятие о моделировании слова, морфемном принципе письма
Урок по теме: "Понятие о моделировании слова, морфемном принципе письма, морфемном разборе слова" даётся в 5 классе в разделе "Морфемика".
Цель урока - формировать представления о морфемной модели слова, морфемном принципе письма; выработать умение определять на основе морфемной модели лексические и грамматические особенности слова.
Урок направлен на развитие УУД учащихся и представляет собой часть единой системы уроков русского языка в средней школе. Языковой материал и разнообразные формы работы (индивидуальная, работа в парах, фронтальная, коллективная) помогают реализовать личностные, предметные и метапредметные результаты.
Учащиеся имеют возможность не только получить необходимый минимум знаний о морфемном разборе, морфемной модели слова, приёме поморфемного письма, но и осознанно воспринять этот материал, понимая важность и необходимость новых знаний. Кроме того, в сознании пятиклассников закрепляется мысль о связи языка с жизнью: моделирование слова, предложения, текста, своего поведения...
Практические упражнения помогают детям учиться анализировать, сопоставлять, находить и самостоятельно проверять свои знания. Особое внимание на уроке уделяется развитию коммуникативных учебных действий: работа в парах, анализ ответа (пересказа) одноклассника, чёткая монологическая речь ученика у доски. Задания обязательного характера и олимпиадного плана (по желанию) помогают учесть и развить разные возможности учащихся. На уроке не предполагается критериальное оценивание знаний учащихся, так как этот вид деятельности на этапе введения новых понятий считается преждевременным.
Урок ориентирован на самообразование как на процесс осмысливания информации, её переработки и самоконтроля. Обобщая и систематизируя изученный материал, ученики чётко осознают русский язык как систему.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
А9. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?
1) сзади 3) стричь
2) сопротивляться 4) подгадать
А10. В каком из иноязычных слов согласный перед Е произносится мягко?
1) кафе 3) кашне
2) академия 4) ателье
А11. В каком ряду во всех словах на месте сочетания ЧН произносится [ШН]?
1) античный, порочный 3) скворечник, нарочно
2) вечный, подвенечный 4) отлично, скучно
А12. Выберите группу слов, которые правильно разделены для переноса:
1) вес-ти-бюль, под-смот-ре-ть;
2) вес-ти-бю-ль, подсм-от-реть;
3) вес-ти-бюль, под-смот-реть.
А13. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слов просьба, съезд:
1) [прос,ба], [с,й,ст]; 3) [проз,ба], [с,ест];
2) [проз,ба], [сй,эст]; 4) [прос,ба], [сй,езд].
А14. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) Любимыми его игрушками были пистолеты, барабаны знамена, сабли. 2) Так появились первые потешные солдаты. 3) С детских лет обнаружилась в Петре тяга к военным играм. 4) Вероятно, тогда возникла у него мысль создать из сверстников настоящее ребячье воинство, снарядив его настоящим оружием, и играть в настоящие военные игры.
А9. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?
1) заводной 3) веточка
2) любезный 4) слегка
А10. В каком из иноязычных слов согласный перед Е произносится твердо?
1) фанера 3) темп
2) газель 4) термин
А11. В каком ряду во всех словах не месте сочетания ЧН произносится [ШН]?
1) античный, порочный 3) скворечник, нарочно
2) вечный, подвенечный 4) отлично, скучно
А12. Выберите группу слов, которые правильно разделены для переноса:
1) мед-веж-ья, объ-яв-лять;
2) мед-ве-жья, объ-яв-ля-ть;
3) мед-ве-жья, объ-яв-лять.
А13.. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слов косьба, клюв:
1) [коз,ба], [кл,уф]; 3) [кас,ба], [кл,юв];
2) [кос,ба], [кл,й,уф]; 4) [каз,ба], [кл,уф].
А14. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) Обучали солдат иноземцы, занимавшие офицерские должности. 2) В потешных войсках Петра все было как в настоящей армии. 3) Он записался сначала барабанщиком, а потом рядовым солдатом в роту. 4) Царь же не имел никаких преимуществ перед другими
7. Безударные окончания -е, -и в именах существительных.
8. Правописание суффиксов -чик-, -щик-.
9. Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-).
10. Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными.
"Имя существительное"
Практическая часть
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы в имена существительные. Объясните орфограммы.
Жить в д...лине, ранняя ко(с, з)ьба трав, яркие блё(с,ст)ки на кристально белом снегу, густая р...стительность, старинный Р...стов, соч...тание красок, лёгкое прик...сновение, точный ра(с, сс)чёт, бе(з, с)вкусица, и(с,сс)ку(с,сс)тво, пр...жители страны, седой пр..вратник, пр..вратности судьбы, пре(д, дд)верие изобильных дождей, пред...стория, р...списание, ад...ютант, под...ячий, безоговорочное пред...явление, в прохлад... алле..., письма шли к Лиди... и Наталь..., перевоз(ч,щ)ик, обман(ч, щ)ик, овраж...к, кирпич...к; (не)приятель подошёл к городу вплотную; дедушка мне (не)приятель; продолжительное (не)настье, вспыхнули словно плам..нем.
Задание 2. Прочитайте фрагмент текста, выполните следующие разборы имени существительного:
1 - фонетический, 2 - морфемный (по составу) и словообразовательный, 3 - морфологический.
Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой ёлкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках.
Вопросы к зачёту по теме "Имя прилагательное"
1. Имя прилагательное как самостоятельная часть речи. Разряды имён прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой.
подстилка, парч(о,ё)вая ткань, к больш(о,ё)му празднику, ландыш паху(ч,чь), шиповник колю(ч,чь).
Задание 2.Образуйте степени сравнения от прилагательного интересный.
Задание 3.Определите части речи у выделенных слов. Объясните своё решение.
Эта река глубже той. - Этот человек мыслит глубже того. Новый ручей быстрее старого. - Новый ручей бежит быстрее старого. Яблоня выше беседки. - Яблоня выросла выше беседки.
Задание 4.Выберите из текста качественное, относительное и притяжательное прилагательное (по одному). Выполните их морфемный (по составу) и морфологический разбор.
В австралийских просторах живёт зверь с птичьим клювом. Это утконос. Вместо морды у него клюв, похожий на утиный.
Утконос, как птица, несёт яйца. Чтобы отложить их, утконосиха роет в песчаном обрыве у воды глубокую нору. Потом приносит сырые листья, собирает их в кучу.
Когда гнездо построено, утконосиха делает в норе прочную стенку от пола до потолка. Гнездо получается и тёплое, и безопасное.
(И. Акимушкин)
Вопросы к зачёту по теме "Глагол"
1. Глагол как самостоятельная часть речи.
Постоянные морфологические признаки глагола.
2. Инфинитив.
3. Спряжение глагола. Разноспрягаемые и особо спрягаемые глаголы.
травы колыш..тся, разжеч(?) костёр, приготов(?)тесь к уроку, ляг(?)те поудобнее, спешиш(?) на
помощь.
Задание 2. Определите наклонение выделенных глаголов и разберите их по составу.
Проведите опыт. Возьмите два одинаковых комнатных растения, поливайте их на протяжении всего опыта. Одно растение поставьте на подоконник, а другое - тёмное место. Через несколько дней вы увидите, что у второго растения листья пожелтели. Сделайте вывод из опыта.
Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Предмет изучения. Словосочетание. Виды словосочетаний по главному слову. Виды подчинительной связи в словосочетаниях.
Предложение как единица синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания, по интонации, по количеству грамматических основ. Классификация сложных предложений.
Простое предложение. Виды простых предложений по наличию главных и второстепенных членов. Тире в основе предложения.
Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Вводные слова, обращения, сравнительные обороты.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
«Синтаксис и пунктуация»
Практическая часть
Задание №1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте выбор орфограмм и пунктограмм.
Тигрёнок
1. Мы играли в саду за домом когда вернулись охотники. 2. С те(р,рр)асы закричали ребята бегите скорей посмотрите, кого пр…везли.
3. По двору перед крыльцом проезжали одна за другой нагруженные телеги. 4. На них были звериные шкуры рога диких козлов и кабаньи туши. 5. Отец шагал у последней телеги, а на ней сидел тигренок. 6. Он (с,з)горбился и оз…рался по сторонам. 7. Действительно это был самый настоящий тигренок, покрытый пылью. 8. Когда лошадь ост…новилась перед крыльцом он и…пугался попятился и огл…нулся на отца.
9. Пока отец отпрягал уставших лошадей разб…рал вещи и умывался после дальней дороги мы взяли тигрёнка на руки понесли его в гостиную пол…жили на самое почётное место и стали вокруг.
10. Мы старались заметить в нём что-нибудь особенное и внимательно к нему пригляд…вались.
11. Тигрёнка накормили из чашки теплым кипячёным молоком. 12. Он налакался, раст…нулся на д…ване и пр…щурился на свет большой лампы. (110 слов)
Задание №2. Укажите номер простого односоставного предложения.
Задание №3. Укажите номер сложносочинённого предложения.
Задание №4. Постройте схему предложения №1.
Задание №5. Выпишите все словосочетания из предложения №11. Выполните разбор одного из них. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №6. Преобразуйте предложение №4 в предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения.