kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе. Понятие о моделировании слова, морфемном принципе письма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: "Понятие о моделировании слова, морфемном принципе письма, морфемном разборе слова" даётся в 5 классе в разделе "Морфемика".

            Цель урока -  формировать представления о морфемной модели слова, морфемном принципе письма; выработать умение определять на основе морфемной модели лексические и грамматические особенности слова.

            Урок направлен на развитие УУД учащихся и представляет собой часть единой системы уроков русского языка в средней школе. Языковой материал и разнообразные формы работы (индивидуальная, работа в парах, фронтальная, коллективная) помогают реализовать личностные, предметные и метапредметные результаты.

            Учащиеся имеют возможность не только получить необходимый минимум знаний о морфемном разборе, морфемной модели слова, приёме поморфемного письма, но и осознанно воспринять этот материал, понимая важность и необходимость новых знаний. Кроме того, в сознании пятиклассников закрепляется мысль о связи языка с жизнью: моделирование слова, предложения, текста, своего поведения...

            Практические упражнения помогают детям учиться анализировать, сопоставлять, находить и самостоятельно проверять свои знания. Особое внимание на уроке уделяется развитию коммуникативных учебных действий: работа в парах, анализ ответа (пересказа) одноклассника, чёткая монологическая речь ученика у доски. Задания обязательного характера и олимпиадного плана (по желанию) помогают учесть и развить разные возможности учащихся. На уроке не предполагается критериальное оценивание знаний учащихся, так как этот вид деятельности на этапе введения новых понятий считается преждевременным.

            Урок ориентирован на самообразование как на процесс осмысливания информации, её переработки и самоконтроля. Обобщая и систематизируя изученный материал, ученики чётко осознают русский язык как систему.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе. Понятие о моделировании слова, морфемном принципе письма »

Материалы для проведения зачётных работ по русскому языку в 5 классе

Вопросы к зачёту по теме «Фонетика, орфоэпия, культура  речи, текст»

  1. Фонетика как раздел лингвистики. Соотношение звуков и букв в русском языке. Транскрипция.

  2. Гласные звуки. Особенности образования и позиционные изменения гласных звуков.

  3. Согласные звуки. Особенности образования и позиционные изменения согласных звуков.

  4. Слог. Ударение.

  5. Звукопись как средство художественной выразительности текста.

  6. Орфоэпия как раздел лингвистики. Произношение гласных и согласных звуков. Орфоэпический словарь.

  7. Графика как раздел лингвистики. Алфавит и его использование. Соотношение звуков и букв в русском языке.

«Фонетика, орфоэпия, культура  речи, текст»


Практическая часть


ВАРИАНТ 1

 

А1.  Укажите правильное определение понятия фонетика.

1)      Раздел языкознания, который занимается изучением нормативного литературного произношения.

2)      Раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка.

3)      Это словарный состав языка

4)      Раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов.

А2. В  каком  слове  букв  больше, чем  звуков?

1) самолет; 2) устье; 3) пишешь; 4) яхта.

А3. В  каком  слове  все  согласные  звуки  твердые?

1) машина; 2) сначала; 3) объезд; 4) отряд.

А4. В  каком  слове  верно  выделена  буква, обозначающая  ударный  гласный  звук?

1) красивЕе; 2) алфавИт; 3) пОртфель; 4) располОжить.

А5. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) звонИт                                                  3) на доскУ

2) стОляр                                                  4) щАвель

А6. Выберите  группу  слов, в  каждом  из  которых  есть  мягкие  согласные  звуки:

1) чаща, шина, яма, точка, дело, тень;

2) яма, точка, дело, тень, чаща, грач;

3) дело  тень, точка, шина;

4) дело, тень, чаща, шина.

А7. Укажите  группу  слов, в  каждом  из  которых  буквы  я, ю, е, ё  обозначают  два  звука:

1) яма, еж, день, юла, семья;

2) яма, еж, юла, баян, жюри;

3) день, семья, баян, жюри, юла;

4) юла, семья, яма, еж, баян.

А8. Определите, сколько  букв и  звуков  в  слове  съемка:

1) 5б., 5зв.;  2) 5б., 6зв.; 3) 6б., 5 зв., 4) 6б, 6 зв.

А9.   В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

1) сзади                                                         3) стричь

2) сопротивляться                                        4) подгадать

А10.  В каком из иноязычных слов согласный перед Е произносится мягко?

1) кафе                                                           3) кашне

2) академия                                                   4) ателье

А11. В каком ряду во всех словах на месте сочетания ЧН произносится [ШН]?

1) античный, порочный                              3) скворечник, нарочно

2) вечный, подвенечный                            4) отлично, скучно

А12. Выберите  группу  слов, которые  правильно  разделены  для  переноса:

1) вес-ти-бюль, под-смот-ре-ть;

2) вес-ти-бю-ль, подсм-от-реть;

3) вес-ти-бюль, под-смот-реть.

А13. Укажите  правильную  фонетическую  транскрипцию  слов  просьба, съезд:

1) [прос,ба], [с,й,ст];                     3) [проз,ба], [с,ест];

2) [проз,ба], [сй,эст];                    4) [прос,ба], [сй,езд].

А14. В  каком  порядке  должны  следовать  предложения, чтобы  получился  текст?

1) Любимыми  его  игрушками  были  пистолеты, барабаны  знамена, сабли. 2) Так  появились  первые  потешные  солдаты. 3) С  детских  лет  обнаружилась  в  Петре  тяга  к  военным  играм. 4) Вероятно, тогда  возникла  у  него  мысль  создать  из  сверстников  настоящее  ребячье  воинство, снарядив  его  настоящим  оружием, и  играть  в  настоящие  военные  игры.

1) 1, 3, 2, 4.               2) 4, 3, 2, 1.                3) 3, 1, 4, 2.                4) 3, 4, 1, 2.

В1. Из  данных  предложений  выпишите  слова, в  которых  букв  больше, чем  звуков.

В2. Напишите, какую роль играет звукопись в художественном тексте. Дайте определение аллитерации и ассонанса.



ВАРИАНТ 2

 

А1   Укажите правильное определение понятия орфоэпия.

1)      Раздел языкознания, который занимается изучением нормативного литературного

произношения.

2)      Раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка.

3)      Это словарный состав языка

4)      Раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов.

А2. В  каком  слове  букв  меньше, чем  звуков?

1) чудо; 2) мощный; 3) съемка; 4) яблоко.

А3. В  каком  слове  все  согласные  звуки  мягкие?

1) рожь; 2) лесть; 3) врач; 4) роща.

А4. В  каком  слове  верно  выделена  буква, обозначающая  ударный  гласный  звук?

1) киломЕтр; 2) облЕгчить; 3) дОсуг; 4) квАртал.

А5. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) свеклА                                                      3) случАй

2) тУфля                                                     4) зАвидно

А6. Выберите  группу  слов, в  каждом  из  которых  есть  только  твердые  согласные  звуки:

1) жир, весь, каша, цирк, щель;

2) жир, каша, цирк, шар;

3) жир, каша, шар, щель;

4) каша, шар, щель, весь, жир.

А7. Укажите  группу  слов, в  каждом  из  которых  буквы  я, ю, е, ё  обозначают  два  звука:

1) юг, боец, съемка, парашют, яд;

2) юг, съемка, парашют, яд, полет;

3) боец, съемка, парашют, полет;

4) съемка, юг, яд, боец.

А8. Определите, сколько  букв и  звуков  в  слове  съесть:

1) 4б., 4зв.;  2) 6б., 4зв.; 3) 6б., 5 зв., 4) 6б, 6 зв.

А9.  В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?

1) заводной                                                   3) веточка

2) любезный                                                 4) слегка



А10.  В каком из иноязычных слов согласный перед Е произносится твердо?

1) фанера                                                       3) темп

2) газель                                                        4) термин

А11. В каком ряду во всех словах не месте сочетания ЧН произносится [ШН]?

1) античный, порочный                              3) скворечник, нарочно

2) вечный, подвенечный                            4) отлично, скучно

А12. Выберите  группу  слов, которые  правильно  разделены  для  переноса:

1) мед-веж-ья, объ-яв-лять;

2) мед-ве-жья, объ-яв-ля-ть;

3) мед-ве-жья, объ-яв-лять.

А13.. Укажите  правильную  фонетическую  транскрипцию  слов  косьба, клюв:

1) [коз,ба], [кл,уф];                     3) [кас,ба], [кл,юв];

2) [кос,ба], [кл,й,уф];                    4) [каз,ба], [кл,уф].

А14. В  каком  порядке  должны  следовать  предложения, чтобы  получился  текст?

1) Обучали  солдат  иноземцы, занимавшие  офицерские  должности. 2) В  потешных   войсках   Петра  все  было  как  в  настоящей  армии. 3) Он  записался  сначала  барабанщиком, а  потом  рядовым  солдатом  в  роту. 4) Царь  же  не  имел  никаких  преимуществ  перед  другими

1) 2, 1, 4, 3.               2) 1, 3, 2, 4.                3) 2, 4, 3, 1.                4) 3, 4, 1, 2.

В1. Из  данных  предложений  выпишите  слова, в  которых  букв  меньше, чем  звуков.

В2. Напишите, как связаны между собой фонетика и орфоэпия.





































Вопросы к зачёту по теме "Имя существительное"

  1. Грамматика как раздел лингвистики. Морфология. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.

2. Имя существительное как самостоятельная часть речи. Грамматическое значение.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Нарицательные и собственные имена существительные.

3. Род имён существительных. Существительные общего рода.

4. Склонение имён существительных. Разносклоняемые существительные.

5. Непостоянные признаки имени существительного.

6. Синтаксическая роль имени существительного.

7. Безударные окончания -е, -и в именах существительных.

8. Правописание суффиксов -чик-, -щик-.

9. Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-).

10. Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными.



"Имя существительное"

Практическая часть

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы в имена существительные. Объясните орфограммы.

Жить в д...лине, ранняя ко(с, з)ьба трав, яркие блё(с,ст)ки на кристально белом снегу, густая р...стительность, старинный Р...стов, соч...тание красок, лёгкое прик...сновение, точный ра(с, сс)чёт, бе(з, с)вкусица, и(с,сс)ку(с,сс)тво, пр...жители страны, седой пр..вратник, пр..вратности судьбы, пре(д, дд)верие изобильных дождей, пред...стория, р...списание, ад...ютант, под...ячий, безоговорочное пред...явление, в прохлад... алле..., письма шли к Лиди... и Наталь..., перевоз(ч,щ)ик, обман(ч, щ)ик, овраж...к, кирпич...к; (не)приятель подошёл к городу вплотную; дедушка мне (не)приятель; продолжительное (не)настье, вспыхнули словно плам..нем.

Задание 2. Прочитайте фрагмент текста, выполните следующие разборы имени существительного:

1 - фонетический, 2 - морфемный (по составу) и словообразовательный, 3 - морфологический.

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой ёлкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках.





Вопросы к зачёту по теме "Имя прилагательное"

1. Имя прилагательное как самостоятельная часть речи. Разряды имён прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой.

2. Степени сравнения имён прилагательных.

3. Полные и краткие имена прилагательные.

4. Непостоянные морфологические признаки имён прилагательных. Синтаксическая роль.

5. Правописание НЕ с именами прилагательными.

"Имя прилагательное"

Практическая часть

Задание 1. Раскройте скобки. Объясните орфограммы.

Добле(с,ст)ный воин, запа(с,ст)ной игрок, зави(с,ст)л...вый взгляд, режи(с,сс)ёрский комментарий,

гра(м,мм)отная реклама, пофе(с,сс)иональный коллектив, сколь(с,з)кий взгляд, ро(б,п)кий луч,

ко(с,ст)ные взгляды, об(а,о)ятельный юноша, т(а,о)лантливый человек, непром(о,а)каемый плащ,

пл(а,о)вучий остров, р(о,а)вносторонний треугольник, к(а,о)сательная линия, заж(и,е)гательный

снаряд, м(о,а)лчаливый старец, возр(а,о)стные ограничения, отр(а,о)слевые тайны, лу(ч,чь)шая

работа, и(с, сс)ку(с,сс)ный мастер, н(а,о)именьший ответ, бе(з, с)жалостный поступок,

пр(и,е)вредный сплетник, пр(е,и)чудливая решётка, пр(е,и)вратный вопрос, пр(е,и)ступная

организация, пр(и,е)вередливый ребёнок, не(с,з)гибаемые борцы, бе(с,сс)трашный воин,

с(ъ,ь)ёмочный павильон, ра(с,сс)чётл...вый сотрудник, суб(ъ,ь)ективное мнение, в(ь,ъ)южный

вечер, без(и,ы)нициативный адъютант, без(и,ы)звестный герой, меж(и,ы)здательские переговоры;

(не)глубокий, а рыбный пруд; (не)правильный ответ, (не)настный день, совершенно

(не)интересный фильм, вовсе (не)эмоциональный человек, ц(и,ы)ганская песня, ж(ё,о)лтый

оттенок, ч(ё,о)рствый хлеб, бледнолиц(и,ы)й мальчик, ц(о,ё)кольный этаж, камыш(о,ё)вая

подстилка, парч(о,ё)вая ткань, к больш(о,ё)му празднику, ландыш паху(ч,чь), шиповник колю(ч,чь).

Задание 2. Образуйте степени сравнения от прилагательного интересный.



Задание 3. Определите части речи у выделенных слов. Объясните своё решение.

Эта река глубже той. - Этот человек мыслит глубже того. Новый ручей быстрее старого. - Новый ручей бежит быстрее старого. Яблоня выше беседки. - Яблоня выросла выше беседки.

Задание 4. Выберите из текста качественное, относительное и притяжательное прилагательное (по одному). Выполните их морфемный (по составу) и морфологический разбор.

В австралийских просторах живёт зверь с птичьим клювом. Это утконос. Вместо морды у него клюв, похожий на утиный.

Утконос, как птица, несёт яйца. Чтобы отложить их, утконосиха роет в песчаном обрыве у воды глубокую нору. Потом приносит сырые листья, собирает их в кучу.

Когда гнездо построено, утконосиха делает в норе прочную стенку от пола до потолка. Гнездо получается и тёплое, и безопасное.

(И. Акимушкин)











































Вопросы к зачёту по теме "Глагол"

1. Глагол как самостоятельная часть речи.

Постоянные морфологические признаки глагола.

2. Инфинитив.

3. Спряжение глагола. Разноспрягаемые и особо спрягаемые глаголы.

4. Непостоянные морфологические признаки глагола. Повелительное наклонение глагола.

5. Непостоянные морфологические признаки глагола. Условное наклонение глагола.

6. Непостоянные морфологические признаки глагола. Изъявительное наклонение глагола.

7. Безличные глаголы.

8. Синтаксическая роль глагола.



"Глагол"

Практическая часть

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы в глаголы. Объясните орфограммы.

Просл...влять героя, ум...лять заслуги, раздр...жаться по пустякам, прик...саться к растению,

выр...щивать овощи, предпол...жить результаты, оз...рять пламенем, (не) уча(?)ствовал в

экспедиции, (не) пр..сутствовал на собрании, ребёнку (не) здоровилось, пр...ступить к делу,

пр...вращается в шар, волосы ни...падают, ра...читывать на успех, под...тожить сказанное,

ра(з,зз)орить гнездо, вз...мать штраф, от...грать роль, раз...яснять ошибки, пред...являть пропуск,

посе...ли семена, увид...л ошибку, проб...вать конфеты, разбрас...вать вещи, туман стел...тся,

травы колыш..тся, разжеч(?) костёр, приготов(?)тесь к уроку, ляг(?)те поудобнее, спешиш(?) на

помощь.

Задание 2. Определите наклонение выделенных глаголов и разберите их по составу.

Проведите опыт. Возьмите два одинаковых комнатных растения, поливайте их на протяжении всего опыта. Одно растение поставьте на подоконник, а другое - тёмное место. Через несколько дней вы увидите, что у второго растения листья пожелтели. Сделайте вывод из опыта.



Задание 3. Выполните морфологический разбор подчёркнутого глагола.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 4. Выполните словообразовательный разбор подчёркнутого глагола.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Расставьте ударение в глаголах.

Баловаться, откупорить, исчерпать, облегчить, заплесневеть, углубить, пломбировать, брала, гнала, звонит.











































Вопросы к зачёту по теме «Синтаксис и пунктуация»

  1. Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Предмет изучения. Словосочетание. Виды словосочетаний по главному слову. Виды подчинительной связи в словосочетаниях.

  2. Предложение как единица синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания, по интонации, по количеству грамматических основ. Классификация сложных предложений.

  3. Простое предложение. Виды простых предложений по наличию главных и второстепенных членов. Тире в основе предложения.

  4. Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

  5. Вводные слова, обращения, сравнительные обороты.

  6. Главные члены предложения.

  7. Второстепенные члены предложения.



«Синтаксис и пунктуация»

Практическая часть

Задание №1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте выбор орфограмм и пунктограмм.

Тигрёнок

1. Мы играли в саду за домом когда вернулись охотники. 2. С те(р,рр)асы закричали ребята бегите скорей посмотрите, кого пр…везли.

3. По двору перед крыльцом проезжали одна за другой нагруженные телеги. 4. На них были звериные шкуры рога диких козлов и кабаньи туши. 5. Отец шагал у последней телеги, а на ней сидел тигренок. 6. Он (с,з)горбился и оз…рался по сторонам. 7. Действительно это был самый настоящий тигренок, покрытый пылью. 8. Когда лошадь ост…новилась перед крыльцом он и…пугался попятился и огл…нулся на отца.

9. Пока отец отпрягал уставших лошадей разб…рал вещи и умывался после дальней дороги мы взяли тигрёнка на руки понесли его в гостиную пол…жили на самое почётное место и стали вокруг.

10. Мы старались заметить в нём что-нибудь особенное и внимательно к нему пригляд…вались.

11. Тигрёнка накормили из чашки теплым кипячёным молоком. 12. Он налакался, раст…нулся на д…ване и пр…щурился на свет большой лампы.  (110 слов)


Задание №2.
Укажите номер простого односоставного предложения.

Задание №3. Укажите номер сложносочинённого предложения.

Задание №4. Постройте схему предложения №1.

Задание №5. Выпишите все словосочетания из предложения №11. Выполните разбор одного из них. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №6. Преобразуйте предложение №4 в предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №7.Выполните синтаксический разбор предложения № 6

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №8*. Сформулируйте основную мысль теста и запишите её по модели [ ].

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Богданова Ольга Викторовна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171305


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства