Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модель работы с одаренными детьми»
МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Концепция программы.
Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности школы.
В своей работе я опираюсь на следующие определения одаренных детей:
Имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
Имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
Испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками умственной одаренности в определенной области науки.
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психологического склада, незаурядными умственными резервами.
Цели и задачи программы:
выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
развитие творческого и логического мышления учащихся;
развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
знакомство педагога с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
участие в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО;
проведение открытых занятий;
накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
знакомство педагога с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности;
создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Работа с родителями..
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.
Организация и проведение родительских собраний определенной тематики:
1). «Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы».
2). «Воображение и его роль в жизни ребенка».
3). «Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности».
4). "Способности и прилежание – звенья одной цепи".
Психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей.
Третий этап – рефлексивно – обобщающий ( 1 год).
Анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;
Анализ мониторинга достижений каждого учащегося;
Анализ деятельности педагога по работе с одарёнными детьми;
Определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОУ.
Формы работы с одаренными учащимися:
индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
участие в школьных и районных олимпиадах;
проектная деятельность учащихся;
посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
создание детских портфолио.
Ожидаемые результаты:
реализация творческого потенциала детей:
занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика результатов учебной деятельности учащихся.
Методические результаты:
создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости;
разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся;
использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми;
обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути