МИНУТКИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ.
Содержание
1. Введение.
2. Психологический настрой на урок .
3. Пальчиковые игры.
4. Двигательно-речевые физкультминутки .
5. Упражнения для профилактики нарушений осанки.
6. Игры и упражнения на релаксацию .
7. Подвижные игры на внимание.
8. Подвижные дидактические игры.
9. Ритмическая гимнастика .
10. Профилактика близорукости.
11. Приемы включения валеологического (здоровьесберега-
ющего) компонента в содержание уроков.
12. Заключение.
13. Список используемой литературы.
МИНУТКИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ
На уроке ученик часто находится в состоянии умственного и
физического напряжения, что может привести к ухудшению его са-
мочувствия. Поэтому возникает необходимость на каждом уроке в
начальных классах проводить минутки здоровья.
Задача минуток здоровья – снятие усталости, обретение спокой-
ствия, укрепление позвоночника, стоп, кистей, профилактика бли-
зорукости, формирование красивой осанки, снятие застойных явле-
ний, вызываемых долгим сидением за партой, повышение умствен-
ной работоспособности и т. д.
В зависимости от вида и типа урока в минутки здоровья мож-
но включать массаж пальцев, пальчиковые игры, упражнения для
формирования осанки, двигательно-речевые физкультминутки, уп-
ражнения для глаз, подвижные дидактические игры, упражнения
на релаксацию, элементы ритмической гимнастики, акупрессуру
и т. д. В течение урока можно проводить по 2–3 минутки здоро-
вья. Продолжительность выполнения упражнений от 1,5 до 4 ми-
нут. Во время проведения минутки здоровья дети могут сидеть за
партой, стоять около нее, находиться у классной доски, стоять в
кругу, врассыпную, в парах, в группах, взявшись за руки и т. д.
При этом учителю важно почувствовать, когда необходима минутка
здоровья для детей.
Для того чтобы правильно подобрать упражнения для минутки
здоровья, нужно знать, на что они направлены. Приседания с подъе-
мом рук стимулируют мозговое кровообращение. Потряхивание ки-
стями рук препятствует утомлению мелких мышц кистей. Наклоны и
повороты снимают излишнее напряжение мышц туловища. Сочета-
ние круговых движений головой, глазами и туловищем активизирует
чувство общей координации движений. Бег на месте снимает многие
симптомы утомления. Ходьба и бег в чередовании с упражнениями
на расслабление и дыхательными упражнениями способствуют улуч-
шению функции терморегуляции, внешнего дыхания, осанки.
Важное значение имеют динамические и статические упраж-
нения: ходьба на носках, при которой массируются подушечки паль-
цев ног, стойка на одной ноге до состояния устойчивого равнове-
сия; в положении сидя и стоя – максимальное, последовательное
напряжение ступней, голеней, бедер, ягодиц, живота с последую-
щим медленным расслаблением; в положении сидя – подбирание
подушечек пальцев ног.
Изменение рабочей позы во время урока оказывает полезное
действие на функции организма и активизирует детей. Смена поз
может происходить 2–3 раза в течение урока. Продолжительность
работы стоя может быть от 3 до 7 минут. При этом важно не столько
продолжительность стояния, сколько сам факт смены положения тела.
Для этой позы нужно подобрать соответствующие виды учебной ра-
боты. Например, стоя дети могут задать друг другу вопросы, послу-
шать небольшой рассказ учителя, можно провести беседу, игру.
Закончить минутку здоровья можно такими словами:
Делай зарядку каждый день –
Пройдет усталость, вялость, лень!
Раз, два, три, четыре!
Мы сильнее всех в мире.
Каждый день зарядку делай –
Будешь сильным, будешь смелым!
На зарядку становись!
Руки вверх! Руки вниз!
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней!
Что такое физкультура? Тренировка и игра.
Что такое физкультура? Физ и куль, и ту, и ра.
Руки вверх, руки вниз – это физ.
Крутим шею, словно руль – это куль.
Ловко прыгай в высоту – это ту.
Бегай полчаса с утра – это ра.
Занимаясь этим делом,
Станешь сильным, ловким, смелым.
Плюс хорошая фигура.
Вот что значит физ-куль-ту-ра!
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА УРОК
Важный момент – это настрой на урок, психологическая уста-
новка на работу. Урок можно начать со слов учителя: «Улыбнемся
друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, наклоните головы на
парты». Под тихую музыку дети повторяют за учителем:
– «Я в школе на уроке».
– «Сейчас я начну учиться».
– «Я радуюсь этому».
– «Внимание мое растет».
– «Я как разведчик, все замечу».
– «Память моя крепка».
– «Голова мыслит ясно».
– «Я буду внимателен на уроке».
– «У меня хорошее настроение».
– «Я хочу учиться».
– «Я очень хочу учиться».
– «Я готов к работе».
– «Работаю!»
– «Мы внимательны».
– «Все будет хорошо».
– «Мы успеем все сделать». И т. п.
Фразы произносятся 1–2 раза с улыбкой хором или мысленно.
Каждый раз учитель импровизирует варианты «установочных» слов.
После установки на мобилизацию восприятия, памяти, мышления
работа на уроке происходит в быстром темпе.
Для малышей:
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем .
Пальчиковые игры
Для младших школьников важно развитие мелкой мускулатуры
кистей рук. Перед работой в тетрадях можно проводить небольшой
массаж для пальцев.
Дети поочередно соединяют мизинцы, потом безымянные паль-
цы и т. д. до больших пальцев под счет:
Раз, два, три, четыре, пять!
(Затем хлопают в ладоши)
Вышли пальцы погулять.
(После этого идет поочередный массаж пальцев)
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик хоть и мал –
Очень ловок и удал!
Дети интенсивно растирают кисти рук, а затем встряхивают их.
При этом пальцы хорошо разогреваются, и ребята с удовольстви-
ем приступают к работе.
Пальчиковые игры со словами развивают мелкую моторику, по-
могают через нервные окончания эмоционально воздействовать на
кору головного мозга и положительно влиять на работу внутренних
органов.
Чок, чок, чок, чок,
Разомну я кулачок!
Буду пальчики считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
– Пальчик, пальчик, где ты был?
– С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – бух в кровать.
Этот пальчик уж уснул.
Этот рядом прикорнул.
Этот пальчик спит давно.
Все спят.
Пальчики проснулись!
(Повторить те же действия с другой рукой.)
Каждый пальчик хочет спать.
Этот пальчик лег в кровать.
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот пальчик уж уснул.
Этот ляжет на бочок.
Получился кулачок.
Встали пальчики. Ура!
Всем играть опять пора!
Полезны для развития мелкой мускулатуры и такие пальчико-
вые игры:
«Многоножки»
Руки находятся на краю парты. По сигналу учителя «многонож-
ки» начинают двигаться к противоположному краю парты или в лю-
бом другом, заданном учителем, направлении. В движении прини-
мают участие все пять пальцев.
«Двуножки»
Игра проводится аналогично предыдущей, но в «гонках» уча-
ствуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижа-
ты к ладони. Можно устраивать гонки между «двуножками» левой и
правой руки, между «двуножками» соседей по парте .
«Слоны»
Средний палец правой или левой руки превращается в «хобот»,
остальные – в «ноги слона». «Слону» запрещается подпрыгивать и
касаться «хоботом» земли, при ходьбе он должен опираться на все 4
«лапы». Возможны также гонки «слонов» .
ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Самые популярные физкультминутки – это двигательно-рече-
вые. Они способствуют развитию громкой речи, тренируют па-
мять, снимают утомление, рифма стихов развивает слуховое вос-
приятие детей.
Дети произносят стихотворный текст и в соответствии с ним
выполняют движения.
Топай, мишка, хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так и из речки воду пили.
А потом они плясали,
Выше ноги поднимали.
Вот так, вот так выше ноги поднимали.
Девочки и мальчики, хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики, прыг, прыг, прыг!
Ножками топочут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Мелкие прыжки – раз, два, три.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три .
Утром встал гусак на лапки.
Приготовился к зарядке.
Посмотрел он вправо, влево.
Приседанья сделал смело.
Пощипал немного пух
И с разбегу в воду плюх!
Лошадка по полю бежала, бежала.
Лошадка устала, лошадка упала.
Но вот отдохнула лошадка и встала.
И снова по полю она побежала.
Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок. Стоп!
Сели, травушку покушали, тишину послушали.
Выше, выше, высоко прыгай на носках легко.
Лебеди летят, крыльями шумят.
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.
Это – правая рука, это – левая рука.
Справа – шумная дубрава, слева – быстрая река.
Обернулись мы, и вот – стало все наоборот:
Слева – шумная дубрава, справа – быстрая река…
Неужели стала правой моя левая рука?
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше.
И легко-легко подышим.
Раз, два – выше голова!
Три, четыре – руки шире!
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сядь.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем – и на бочок.
Правой вверх, левой вверх,
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук –
Сделаем большущий круг .
Приплыли тучки дождевые:
– Лей, дождик, лей!
Дождинки пляшут, как живые!
– Пей, земля, пей!
И деревце, склоняясь,
Пьет, пьет, пьет!
А дождь, неугомонный,
Льет, льет, льет .
На поляну, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок.
Закружился снежок,
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки .
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покрутил
И на землю опустил .
Физзарядку целый день
Делать белочке не лень.
С одной ветки, прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево, вправо целый день
Прыгать белочке не лень .
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать .
Ветер дует нам в лицо
И качает деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше .
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу.
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
А потом гулять пойдем .
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело .
Дружно встали, раз, два, три.
Мы теперь – богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще через левое плечо.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем.
А потом, наоборот,
Будет вправо поворот.
Раз – хлопок, два – хлопок.
Повернись еще разок.
Раз, два, три, четыре!
Плечи выше, руки шире!
Опускаем руки вниз.
И за парту вновь садись.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Присядем, отдохнем!
И домой пешком пойдем!
Все выходят по порядку –
Раз-два-три-четыре!
Дружно делают зарядку –
Раз-два-три-четыре!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо поворот,
Наклон назад,
Наклон вперед.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ
НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ
Необходимо научить ребенка следить за осанкой. От нее зависит
не только стройность человека, но и его здоровье. При хорошей осанке
внутренние органы находятся в правильном положении, что являет-
ся одним из важных условий их нормальной работы.
Комплекс упражнений в речитативах для профилактики нару-
шений осанки:
Начинаем подготовку!
Выходи на тренировку!
В путь пойдем мы спозаранку,
Не забудем про осанку.
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Высоко подняв колени,
Все шагают, как олени.
Быстро шагай,
Смотри, не зевай,
Раз, два, три, стой!
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Посмотрели через левое плечо,
Через правое еще.
Дружно все присели,
Пяточки задели.
Руки вверх поднять пора:
Дружно ловим комара
На носочках ходят мыши
Так, чтоб кот их не услышал.
А теперь, ребята,
Дружно шагай,
Смотри, не зевай,
Раз, два, три, стой!
Подравнялись, посмотрели
Через левое плечо,
Через правое еще.
Ровненько стоим,
За осанкою следим.
Хорошо мы занимались.
Наши мышцы напрягались,
Напрягались, расслаблялись.
А теперь мы скажем всем:
«Красота – залог здоровья!
Занимайтесь на здоровье!».
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ
Для снятия мышечного напряжения во время урока можно про-
вести следующие упражнения на релаксацию.
Дети стоят врассыпную и качают руками вперед, назад, слегка
пружиня ноги в коленях.
Все лето качели качались и пели,
И мы на качелях на небо летели!
(Качание усиливается)
Настали осенние дни,
Качели остались одни.
(Спокойная ходьба)
Лежат на качелях два желтых листка,
И ветер качает качели слегка.
(Покачивание туловищем) .
Для расслабления (релаксации) полезны дыхательные упражне-
ния: в течение 1–2-х минут считать выдохи, стараясь вызвать легкое
дыхание. Завершить паузу следует в покое с закрытыми глазами,
вызывая образные представления (лес, реку и т. д.).
Дети с удовольствием выполняют следующие физкультминутки
на релаксацию.
Сидя в удобной позе, они слушают и выполняют то, о чем гово-
рится в тексте.
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем.
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко... ровно... глубоко...
Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, засыпают.
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена
И расслаблена...
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются.
Все чудесно расслабляются.
Дышится легко... ровно... глубоко...
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Напряженье улетело...
И расслаблено все тело.
И расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке...
Греет солнышко сейчас...
Руки теплые у нас...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Губы теплые и вялые
И нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются.
Все чудесно расслабляются.
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Нам понятно, что такое
Состояние покоя...
Снимают напряжение и расслабляют мышцы следующие игры:
«Воздушный шарик», «Винт», «Насос и мяч», «Дудочка», «Танцую-
щие руки» и другие.
«Воздушный шарик»
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструк-
цию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики.
Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая
щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите гла-
зами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как уве-
личиваются, растут узоры на нем. Представили? Дуйте осторожно,
чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу» .
«Винт»
«Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого по-
ставьте пятки и носки вместе. По моей команде будем поворачивать
корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свобод-
но следовать в том же направлении. Начали!... Стоп!» .
«Насос и мяч»
Все разбиваются на пары. Один из них – большой надувной мяч,
другой – насос. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых
ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед,
голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Насос начинает наду-
вать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с».
С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав пер-
вый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя
ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после тре-
тьего – у мяча поднимается голова, после четвертого – надулись щеки
и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачи-
вать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой
выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в ис-
ходное положение. Затем играющие меняются ролями .
Хорошо снимают усталость на уроке такие упражнения:
1. Сделать вдох, пауза, выдох. (Повторять в течение 1–2-х минут.).
2. Написать в воздухе носом и подбородком (ногой, коленом,
плечом, ухом, головой) цифры от 1 до 10 под диктовку: пишем циф-
ру 1, пишем цифру 2, 3 и т. д. Можно писать буквы, имена, добрые
слова, названия рек, городов, рисовать контуры животных и другие
предметы.
3. Растереть ладонь о ладонь. Помассировать пальцы по направ-
лению к ногтю.
4. Растереть ушные раковины, помассировать их, начиная от
мочки уха, вверх и обратно. Вставить в ушные отверстия указатель-
ные пальцы и повибрировать ими.
5. Стряхнуть кистями рук воображаемую воду.
6. С закрытыми глазами разложить на парте кружки, квадраты,
треугольники и т. д.
7. Завершать паузу в покое с закрытыми глазами под музыку,
вызывая образные представления.
Для снятия умственного напряжения, снятия усталости и утом-
ления хорошо использовать фольклорные материалы. Они способ-
ствуют развитию громкой речи, обучают сосредоточению, развива-
ют внимание, память, воспитывают умение считаться с интересами
товарищей.
«Дядя Трифон»
Хоровод движется по кругу под песню. В центре водящий – «Три-
фон».
Как у дяди Трифона
Было семеро детей,
Они не пили, не ели,
Друг на друга все глядели,
Разом делали вот так!
После этих слов «Трифон» показывает движение (или позу) –
все повторяют. Кто не смог повторить, того «Трифон» отправляет на
свое место, а сам становится в хоровод .
«Клубок»
Старинная подвижная игра. Все стоят цепочкой, взявшись за руки.
Один конец цепочки неподвижен. Вокруг него клубком плотно зак-
ручивается под непрерывное пение нить цепочки. Потом, когда все
закрутились, ученик, стоящий в центре клубка, пробирается под нит-
ками, вытягивая за собой нить клубка. Все распутываются, продол-
жая петь.
Я по улку шла,
Переулку шла,
Клубок ниточек нашла.
Клубок катится.
Нитка тянется.
Клубок дале, дале, дале,
Нитка доле, доле, доле.
Я за ниточку бралась,
Тонка нить оборвалась.
«Колпачок»
В центре круга сидит водящий. Все ходят вокруг него, взявшись
за руки, и произносят нараспев речитатив:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили…
Все бегут к центру приподымают вверх водящего, ставят на ноги
и опять образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:
Танцевать заставили,
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с
ним местами .
«Коза»
Хоровод движется по кругу. В центре «коза», она движется по
кругу в другую сторону.
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
Головкой покачаем, покачаем, покачаем,
И снова начинаем, начинаем, начинаем.
«Коза» встает на место того, кому уступает свою роль. Игра по-
вторяется .
С большим увлечением дети исполняют хороводные игры «За-
инька», «Золотые ворота», «Меланья», «А мы просо сеяли» и др.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ
Игра – естественная потребность ребенка, удовлетворение кото-
рой позволяет делать учебный процесс более эффективным. Игры
развивают умение концентрировать, распределять, переключать вни-
мание, воображение и память, способствуют формированию воле-
вой саморегуляции, умению действовать по правилам. В процессе
игры учащиеся сбрасывают накопившуюся энергию, снимают чув-
ство усталости, улучшают эмоциональное состояние. Благодаря игре
дети учатся выражать свои эмоции, преодолевать барьеры в обще-
нии, лучше понимать себя и других.
«Руки-ноги»
Один хлопок – команда рукам: их надо поднять или опустить,
если они подняты; два хлопка - команда ногам: нужно встать или
сесть. Учитель подает сигналы, дети выполняют .
«Встать по пальцам»
Все сидят; педагог, отвернувшись от класса, поднимает над го-
ловой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает
до трех, после чего произносит: «Замри!» Он поворачивается к уче-
никам. В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько было
показано пальцев .
«Карлики – великаны»
Учитель произносит слова: «карлики», «великаны» и опускает
или поднимает руки. Дети приседают или встают. Но движения не
всегда совпадают со словами. Поэтому необходимо особенно внима-
тельно следить за словами.
«След в след»
Задание заключается в подстраивании к партнеру, идущему впе-
реди. Ставить ногу можно только в освободившийся «след». Идущему
сзади нужно не наступать на пятки впереди идущего, а дожидаться,
когда «след» освободится полностью. Так идет вся цепочка .
«Давайте поздороваемся»
Игра дает возможность снять мышечное напряжение, помогает
преодолевать отчужденность. Дети хаотично двигаются по комнате
и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) здороваются со всеми, кто
встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:
– один хлопок – здороваются за руку;
– два хлопка – здороваются плечиками;
– три хлопка – здороваются спинками .
«Кричалки – шепталки – молчалки»
Игра регулирует поведение возбужденных детей, успокаивает их,
развивает наблюдательность, умение действовать по правилам. Из раз-
ноцветного картона сделать три силуэта ладони: красный, желтый,
синий. Когда учитель поднимает красную ладонь – «кричалку» – мож-
но бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь – «шепталку» – можно тихо
передвигаться и шептаться; синюю ладонь – «молчалку» – дети долж-
ны замереть на месте. Заканчивать игру следует «молчалкой» .
Показателем снятия утомления является улучшение самочув-
ствия, ощущение возникшей в классе бодрости, легкости в дыхании.
ПОДВИЖНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Среди дидактических игр есть немало подвижных, которые по-
могают не только усвоению и закреплению изученного материала,
но и активизируют внимание детей, снимают психическое и физи-
ческое напряжение, восполняют потребность в движении.
«Лучший счетчик»
На доске записан пример в 10 или более действий. Все дети счи-
тают устно, стоя у доски или в другом, удобном для них месте в клас-
се. Учитель сидит на стуле у противоположной к доске стены. Уче-
ник, решивший пример, подходит к учителю и шепчет ему ответ или
записывает на листе бумаги. Если ответ правильный, ученик садится
на свое место. Его можно поощрить интересным заданием.
«Вызов номеров»
У всех учеников карточки с примерами. Учитель называет или
показывает число. Выходят и встают перед классом те, у кого на кар-
точке пример с названным ответом.
«Ой!» («Не скажу!»)
Все стоят в круге и быстро произносят числа от 1 до 30 и более.
Тот, кому достанется число, делящееся на 3, не называет его, а гово-
рит: «Ой!» («Не скажу!») или подпрыгивает. Так можно закрепить
знание и других таблиц на деление.
«Пересадки»
Учитель задает вопросы по изученной теме. Первый правильно
ответивший ученик пересаживается на свободное место в классе.
Второй – на место первого, третий – на место второго и т. д.
«Летает – не летает»
Учитель называет существительные, а ученики выполняют за-
ранее установленные движения. Например, на летающий предмет –
хлопают в ладоши (или встают, или машут руками), а на нелетаю-
щий – не хлопают или прижимают руки к сиденью стула или вдоль
тела. Кто ошибся, тот выходит из игры.
Менять в игре можно не только набор движений. Само условие.
«Живые буквы»
У каждого ученика по одной или несколько букв. Учитель назы-
вает слово, к доске выходят те ученики, буква которых входит в сло-
во, и выстраиваются в соответствии с порядком букв в слове .
«Угадай букву»
Ученик стоит перед классом и «пишет» рукой в воздухе букву
или цифру, а остальные дети ее отгадывают. Буквы можно «писать»
лбом, носом, ухом, коленом, ступней и т. д.
«Угадай слово»
Ученик стоит перед классом спиной к ученикам и «пишет» ру-
кой в воздухе слово, а остальные дети отгадывают, что он написал.
РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
Детям нравятся танцевальные физкультминутки, которые выпол-
няются под веселую музыку популярных детских песен. Танцеваль-
ные движения показывает учитель, ученик или каждый придумывает
свои движения.
Удачный подбор музыкального произведения содействует раз-
витию двигательных качеств (координации) и музыкально-эстетиче-
скому воспитанию учащихся. Танцевальные движения создают бод-
рое настроение. Продолжительность танцевальных упражнений 2–
4 минуты. Можно выполнять комплексы ритмической гимнастики
или части ее, но не акцентировать внимание на точное воспроизве-
дение движений, а выполнять их легко и свободно.
«Белые кораблики» (В. Шаинский)
Вступление
Исходное положение – основная стойка.
На счет:
«Раз–и» – левую руку вперед, посмотреть на левую кисть;
«2–и» – правую руку вперед, посмотреть на правую кисть;
«3–и» – левую руку вверх, посмотреть на левую кисть;
«4–и» – правую руку вверх, посмотреть на правую кисть;
«5–и» – левую руку в сторону, посмотреть на левую кисть;
«6–и» – правую руку в сторону, посмотреть на правую кисть;
«7–и» – левую руку вниз, посмотреть на левую кисть;
«8–и» – правую руку вниз, принять исходное положение.
На счет:
«Раз–и» – руки вперед, посмотреть на кисти;
«2–и» – руки вверх, посмотреть на кисти;
«3–и» – руки в стороны, смотреть прямо перед собой;
«4–и» – руки вниз, принять исходное положение;
«5–8–и» – четыре поворота налево.
На счет:
«1–4–и» – повторить движения на счет 1–4;
«5–8–и» – четыре поворота направо.
Первый куплет
Исходное положение – основная стойка.
На счет:
«Раз–и» – шаг левой ногой вперед, руки вперед, посмотреть на
кисти;
«2–и» – приставить правую ногу, принять исходное положение;
«3–и» – шаг левой ногой в сторону, руки в стороны, посмотреть
на левую кисть;
«4–и» – приставить правую ногу, принять исходное положение;
«5–и» – шаг левой ногой назад, руки вперед, посмотреть на кисти;
«6–и» – приставить правую ногу, принять исходное положение;
«7–и» – шаг правой ногой в сторону, руки в стороны, посмот-
реть на правую кисть;
«8–и» – приставить левую ногу, принять исходное положение.
На счет:
«Раз–и» – шаг правой ногой вперед, руки вперед, посмотреть
на кисти;
«2–и» – приставить левую ногу, принять исходное положение;
«3–и» – шаг правой ногой в сторону, руки в стороны, посмот-
реть на правую кисть;
«4–и» – приставить левую ногу, принять исходное положение;
«5–и» – шаг правой ногой назад, руки вперед, посмотреть на
кисти;
«6–и» – приставить левую ногу, принять исходное положение;
«7–и» – шаг левой ногой в сторону, руки в стороны, посмотреть
на левую кисть;
«8–и» – приставить правую ногу, принять исходное положение.
Исходное положение – основная стойка.
На счет:
«Раз–и» – руки вперед, посмотреть на кисти;
«2–и» – руки вверх, посмотреть на кисти;
«3–и» – руки в стороны, смотреть прямо перед собой;
«4–и» – руки вниз, принять исходное положение;
«5–8–и» – повторить то же самое.
Второй куплет
Исходное положение – основная стойка.
На счет:
«Раз–и» – выпад левой ногой вперед, руки вперед, посмотреть
на кисти;
«2–и» – руки вверх, посмотреть на кисти;
«3–и» – руки вперед, посмотреть на кисти;
«4–и» – принять исходное положение;
«5–и» – выпад правой ногой вперед, руки вперед, посмотреть
на кисти;
«6–и» – руки вверх, посмотреть на кисти;
«7–и» – руки вперед, посмотреть на кисти;
«8–и» – принять исходное положение.
На счет:
«Раз–и» – выпад влево, руки вперед, руки в стороны, посмот-
реть на левую кисть;
«2–и» – руки вверх, посмотреть на кисти;
«3–и» – руки вперед, смотреть прямо перед собой;
«4–и» – принять исходное положение;
«5–и» – выпад вправо, руки в стороны, посмотреть на правую
кисть;
«6–и» – руки вверх, посмотреть на кисти;
«7–и» – руки в стороны, смотреть прямо перед собой;
«8–и» – приставить правую ногу, принять исходное положение.
Исходное положение – основная стойка.
На счет:
«Раз–и» – шаг левой ногой вперед;
«2–и» – приставить правую ногу;
«3–4–и» – поворот кругом;
«5–и» – шаг левой ногой вперед;
«6–и» – приставить правую ногу;
«7–8–и» – поворот кругом.
Третий куплет
Исходное положение – основная стойка.
На счет:
«Раз–и» – левую ногу назад на носок, руки вперед, посмотреть
на кисти;
«2–и» – руки вверх, посмотреть на кисти;
«3–и» – руки в стороны, смотреть прямо перед собой;
«4–и» – принять исходное положение;
«5–и» – правую ногу назад на носок, руки вперед, посмотреть на
кисти;
«6–и» – руки вверх, посмотреть на кисти;
«7–и» – руки в стороны, смотреть прямо перед собой;
«8–и» – принять исходное положение.
На счет:
«Раз–и» – левую ногу назад на носок, правую руку вперед, ле-
вую– в сторону, посмотреть на правую кисть;26 27
«2–и» – принять исходное положение;
«3–и» – правую ногу назад на носок, левую руку вперед, правую –
в сторону, посмотреть на левую кисть;
«4–и» – принять исходное положение;
«5–и» – левую ногу назад на носок, правую руку вверх, левую –
в сторону, посмотреть на правую кисть;
«6–и» – принять исходное положение;
«7–и» – правую ногу назад на носок, левую руку вверх, правую –
в сторону, посмотреть на левую кисть;
«8–и» – принять исходное положение.
Исходное положение – основная стойка.
На счет:
«1–и, 2–и» – руки через стороны вверх, посмотреть на кисти;
«3–и, 4–и» – поворот кругом, руки вниз в исходное положение;
«5–и, 6–и» – руки через стороны вверх, посмотреть на кисти;
«7–и, 8–и» – поворот кругом, руки вниз в исходное положение.
Концовка выполняется как вступление.
ПРОФИЛАКТИКА БЛИЗОРУКОСТИ
Глаз как орган заканчивает свое структурно-функциональное
формирование к 11–12 годам. У учеников начальной школы органы
зрения находятся в стадии интенсивного развития. Поэтому учитель
должен помочь ребенку сохранить хорошее зрение. Для достижения
этой цели необходимо проводить упражнения для глаз, особенно на
уроках чтения, письма, математики.
1. «Веселые человечки». На карточках, которые показывает учи-
тель, схематично изображены человечки, выполняющие разные гим-
настические упражнения. Размер изображения равен 2 см. Учитель
показывает карточки, дети стоят у противоположной стены и повто-
ряют движения человечков.
2. Дети «бегают» глазами по разного рода траекториям. Напри-
мер, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры
(овалы, восьмерки, зигзаги, спирали и т. п.), толщина линии 1 см. Или учитель описывает эти движения указкой, а дети следят гла-
зами за ней.
3. К концу указки прикрепляется снежинка (листочек, бабочка,
цветочек). Дети следят глазами, как эта снежинка кружится под по-
рывом ветра по заданной траектории.
Упражнения для глаз выполняются через 10–15 минут напря-
женного зрительного труда.
Для укрепления и тренировки мышц глаз, для улучшения зрения
полезны следующие упражнения.
1. Посмотреть вверх, вниз (7 раз). Закрыть глаза.
2. Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо (7 раз). Закрыть
глаза.
3. Посмотреть поочередно налево, направо (7 раз). Закрыть глаза.
4. Посмотреть прямо, направо, прямо (7 раз). Закрыть глаза.
5. Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол (7 раз).
Сменить направления.
6. Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза,
влево (10 раз), закрыть глаза.
7. Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на пред-
мет вдали (10 раз).
8. Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, располо-
женного на расстоянии 30–35 см, затем на предмет вдали (10 раз).
9. Описать глазами горизонтальную восьмерку (7 раз). То же са-
мое в другую сторону.
10. Описать глазами вертикальную восьмерку (7 раз). То же са-
мое в другую сторону.
11. Те же движения повторить 6–7 раз при закрытых глазах.
12. Закрыть глаза, осторожно, без нажима в течение 10–20 се-
кунд массировать средними пальцами кожу нижних век.
13. Моргание. Быстро сжимать и разжимать веки, не напрягая
их. Моргать так от 30 до 60 секунд. Закрыть глаза и расслабить их.
14. Смотреть на предмет, находящийся прямо перед вами, и пово-
рачивать голову влево и вправо, не отрывая взгляда от этого предмета.
15. То же самое, но теперь, вместо того чтобы поворачивать го-
лову, нужно поднимать и опускать подбородок вверх, вниз.
16. Смотреть на предмет, описывая подбородком круги по часо-
вой стрелке и против нее.
17. Попеременно сосредоточить взгляд на каком-нибудь предмете.
18. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро по-
моргать .
19. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался тре-
угольник, закрыть этим треугольником глаза и выполнить движения
глазами слева направо, справа налево, вверх-вниз и наоборот, каж-
дое по 3 раза, вращение глаз по кругу вправо и влево 3 раза. Глаза
под ладонями должны быть открытыми, но ладони неплотно лежа-
щие на глазницах, не должны пропускать свет.
20. Слегка погладить себя пальцами по векам, по бровям, по лбу,
вокруг глаз. В этих местах находятся рождающие успокоение нервные
окончания.
21. Согнуться в поясе и наклониться так близко к полу, как толь-
ко сможете. Когда голова окажется внизу, закрыть глаза, сожмурить.
Затем широко открыть. Повторить 10–15 раз. Спокойно выпрямить-
ся.
22. Описывать глазами полукруги, всевозможные геометрические
фигуры или просто вращать ими самым беспорядочным образом.
Моргнуть несколько раз, закрыть глаза и минуту отдохнуть. Те же
упражнения выполнить с закрытыми глазами.
Массаж глаз также дает прекрасный отдых утомленному зрению,
вызывает в них усиление циркуляции крови, укрепляет нервные окон-
чания. Этот массаж следует выполнять так:
1. Сесть за стол и установить на нем локти.
2. Соединить мизинцы и ударные стороны ладоней. Опустить
голову так, чтобы ладони легли на закрытые глаза нижней своей ча-
стью, а лоб упирался в верхнюю часть ладоней и пальцы.
3. Расслабить мышцы шеи. Точкой опоры становится лоб, а ниж-
няя часть ладоней лишь прикасается к глазам.
4. Легко массировать глаза нижней частью ладоней. Чередовать
поглаживание, вращение, надавливание и вибрацию. Выполнять это
от 1 до 2 минут. Если массаж выполняется правильно, в глазах воз-
никнет ощущение тепла.
5. Расслабить глаза.
6. Прикоснуться к глазам кончиками указательных пальцев и,
ощутив в пальцах тепло, почувствуйте, как на глубоком выдохе это
тепло из пальцев передается в глаза .
ПРИЕМЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО
(ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО) КОМПОНЕНТА
В СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
Ведущим фактором здоровья является здоровый образ жизни,
формировать который призвана и школа. Учитель начальных клас-
сов может обогащать содержание предметного материала задачами,
примерами, упражнениями на валеологическую тематику.
Русский язык.
Прием 1. Списывание текста о здоровье.
Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски текст:
Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье дает уме-
нье. Терпенье и труд все перетрут!
Или такой текст: Чистота – залог здоровья. Здоровье разум да-
рит. Кто долго жует, тот долго живет. С курами ложись, с петухами
вставай.
Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они
отражают национальные традиции. Хорошо, если дети с раннего воз-
раста «впитывают» их и следуют им.
После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает по-
вторить ее вслух всем вместе.
Прием 2. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о пра-
вильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать
обобщенные выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
«Колобок»
Дети легко и охотно приходят к заключению:
– Если мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выхо-
дить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.
«С е ст ри ца А ленушка и бр атец Ива нушка ».
– Для питья можно использовать только чистую воду. В откры-
том водоеме вода не может быть чистой, ее надо кипятить.
– Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
– Нет. В ней могут быть невидимые глазу живые организмы, мик-
робы, которые вызывают кишечные заболевания.
Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному слу-
чаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:
– Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Мойте руки
перед туалетом. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После
еды прополощите рот .
Математика.
Прием 1. Математический разбор пословицы (сложение и вычи-
тание).
Учитель приводит как условие задачи русскую народную послови-
цу: «Вставай в 5, завтракай в 9, обедай в 5, ложись в 9 – проживешь 99».
Воп рос 1. Через сколько часов после подъема рекомендуется
завтракать?
Отв ет: 9 – 5 = 4. Завтракать полезно не ранее, чем через 4 часа
после подъема.
Вопрос 2. За сколько часов до сна пословица рекомендует
ужинать?
Отв ет: 9 – 5 = 4. Последний раз нужно есть за 4 часа до сна.
Вопрос 3. Сколько часов составляет нормальная продолжитель-
ность сна?
Отв ет: 9 часов вечера равняется 21 часу; 24 – 21 = 3; 3 + 5 = 8.
Учитель напоминает детям, что продолжительность сна в возра-
сте до 10 лет должна быть 10 часов, т. е. ложиться надо в 9, а вставать
можно с 5 до 7.
Если выспался, не надо залеживаться в постели. Еще раз повто-
рим пословицу: «С курами ложись – с петухами вставай».
Данный прием напоминает о нормальном режиме дня и правиль-
ном ритме питания как необходимых условиях здоровья, к соблюде-
нию которых нужно стремиться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическое здоровье и психическое состояние неразрывны и взаи-
мосвязаны. Народная мудрость выразила это в пословице «В здоро-
вом теле – здоровый дух». Физическая активность благотворно влияет
на психическую деятельность человека, способствует повышению то-
нуса, появлению бодрости и жизнерадостности, улучшению умствен-
ной деятельности и творческих возможностей. Л. Толстой писал: «Надо
непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравст-
венно».
Для того чтобы работа учителя была успешной, недостаточно
безупречной методики, необходимо уметь понимать и беречь каж-
дого ребенка. Надо создать в классе обстановку покоя, терпимости,
ценить откровение детей. Спокойный тон обращения к ученику, по-
ощрение, одобрение за удачный ответ, красиво написанную строч-
ку дают большой результат и способствуют сохранению душевного
здоровья ребенка. Ученик должен быть уверен в том, что учитель
заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое про-
движение, радуется вместе с ним. Это укрепляет уверенность уче-
ника в своих силах, помогает ему обрести веру в своих способнос-
тях, в достижение успеха в учении.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения,
здоровье – это состояние полного физического, душевного и соци-
ального благополучия, а не только отсутствие болезней и физиче-
ских недостатков. Но в наше время люди, по большей части, живут
не по духу, а по плоти. Служащий своим страстям и похотям, бега-
ющий за призраками удовольствий, оторванный от православной
веры, среди суеты и рассеянности современный человек оказывает-
ся не в состоянии ориентироваться в духовном мире, совершает ошиб-
ки, которые оказываются роковыми. Многие телевизионные переда-
чи изобилуют сценами насилия, ужасов, крови, пропагандируют праз-
дный образ жизни. Поэтому учителю необходимо постоянно
ненавязчиво разъяснять детям то, что происходит в окружающем
мире, учить отличать добро от зла, истинную красоту от ложной,
полезное от вредного, воспитывать у них ответственное отношение
к своему здоровью, учить радоваться существованию в этом мире.
Если ежедневно на уроках проводить работу по сохранению и ук-
реплению здоровья детей, включающую упражнения для глаз, мас-
саж пальцев рук, подвижные дидактические игры, игры на релак-
сацию и другие здоровьесберегающие упражнения, то результатом
будет уменьшение у учащихся количества уроков, пропущенных по
болезни, повышение умственной активности, улучшение самочув-
ствия.
Использование минуток здоровья принесло свои результаты. Ко-
личество уроков, пропущенных учениками по болезни, уменьшалось.
Важно научить детей самих заботиться о своем здоровье, вос-
принимать жизнь и здоровье как величайшую ценность, развивать
личностные качества, способствующие познанию себя, управлению
своим эмоциональным и физическим состояние.
ЛИТЕРАТУРА
1. Березин И. П. Терапевтическая йога // Твое здоровье. – 1993. – № 2.
2. Брюхова Е. В. Коррекционное занятие, направленное на развитие мел-
кой моторики и других психических функции // Начальная школа. – 1998. –
№ 5.
3. Букатов В. М., Ершова А. П. Хрестоматия игровых приемов обуче-
ния. – М.: Первое сентября, 2000.
4. Гнездилова Л. И. Класс здоровья // Начальная школа. – 1999. – № 3.
5. Кондратенко Г. М. Гимнастика для рук // Начальная школа. – 2001. –
№ 3. – С. 87.
6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. – М.: Генезис,
2000.
7. Макурочкина М. Л. Массаж для пальцев// Начальная школа. – 1991. –
№ 3.
8. Минеджян Г. З. Сборник по народной медицине и о нетрадицион-
ном способе лечения. – Вологда: ЛиС, 1992.
9. Новиков В. С., Дмуховский Р. А. Не забывайте о ваших мышцах //
Факультет здоровья. –1987. – № 1.
10. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Уроки здоровья // Начальная шко-
ла. –2002. – № 6.
11. Ряховская К. В. Игровые упражнения на релаксацию // Начальная
школа. – 1991. – № 6.
12. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки,
скороговорки. – Ярославль.: Академия Холдинг, 2002.
13. Тверская С. С. Вставки о здоровье на уроках в начальной школе //
Начальная школа. –1996. – № 11. – С. 73.
14.Усманов И. Г. Ритмическая гимнастика // Начальная школа. – 2002. –
№ 7.
15. Швейкина Ю. Ю. Работа по предупреждению утомляемости глаз
на уроках // Начальная школа. – 2003. – № 1.
16. Уфимцева Л. П. Для профилактики близорукости // Начальная шко-
ла. – 1993. – № 2.
17. Чаркова Ф. В. Азбука здоровья // Начальная школа. – 2001. – № 7.
18. Хватова Н. В. Урок здоровья // Начальная школа. – 1998. – № 10.
19. Шемелева Н. В. Для профилактики нарушения осанки // Начальная
школа. – 2001. – № 7.
20. Шешелко О. Б. Веселые физкультминутки // Начальная школа. –
2001. – № 7.
21. Юранева Л. Г. Если волнует здоровье детей // Начальная школа. –
1996. – № 11.Минутки здоровья
на уроках в начальной школе
Подписано в печать 31. 05. 2006. Формат 60х84/16.
Печать офсетная. Гарнитура Таймс.
Усл. печ. л. 2,56. Тираж 300 экз. Заказ 1149
Издательский центр Вологодского института развития образования
160012, г. Вологда, ул. Козленская, 99а
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ
(КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ VIII ВИДА» г. БАЛАКОВО
Из опыта работы учителя начальных классов Бусыгиной Ж.М.
«МИНУТКИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Г. Балаково 2014 г .