Методы и приемы обогащения словаря младших школьников.
Методы и приемы обогащения словаря младших школьников.
Методы и приемы обогащения словаря младших школьников.
(из опыта работы)
Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Поэтому задача учителя - помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащихся. Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной тематической группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы обогащения словаря младших школьников. »
Методы и приемы обогащения словаря младших школьников.
(из опыта работы)
Шовкань Татьяна Анатольевна учитель начальных классов Аккольской средней школы №2 Акмолинской области
О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова»; подчеркивал его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения.
Развивать речь детей – значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения, поскольку по данным М. Р. Львова до 4 класса половина новых слов входит в словарь младших школьников через эти уроки. «Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематически, хорошо организованная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка»,- писал известный ученый методист А.В. Текучев.
Этапы словарной работы можно представить так:
семантизация слова
актуализация слова
использование слова в речи.
Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Поэтому задача учителя - помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащихся. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления.
В.А. Добромыслов отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрывать «смысл слова»; правильно понимать его значение, а для этого нужны знания приемов толкования. М.Р. Львов выделил следующие способы толкования слова: наглядный, контекстуальный, способ перестановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словообразования.
Объяснение слова – это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того чтобы слово стало для ученика своим; то есть вошло в активный словарь, нужна большая работа. Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая работа над словами, которая планируется на каждый урок.
Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.
Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной тематической группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Эта тема не случайно выбрана мной как образец работы по обогащению речи младших школьников. Известно, что для учащихся начальной школы характерна возрастная потребность стремиться к хорошему; доброму, они хотят выразить познанное в словах. Этому, однако, подчас препятствует отсутствие в лексиконе детей таких слов , как доброта, чуткость, отзывчивость, преданный и т.д. Анализ учебников русского языка для начальной школы показал, что лексика в них разнообразна по тематике: в книгах много текстов о Родине, труде, дружбе. Между тем нет таких слов, как гостеприимство, верность, милосердие, тактичный и т. д. А ведь работа с данной лексикой необходима практически на любом уроке грамматики и правописания, и учебник открывает для этого большие возможности.
С целью активизации словаря работу можно представить в виде следующих основных этапов.
Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:
а) контекста;
б) подбора синонима или антонима;
в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;
г) описательного оборота.
2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией)
3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями) Учитель знакомит детей с готовыми словосочетаниями и предложениями, включающими в себя изучаемые слова. Некоторые из них могут быть записаны под диктовку.
Работа над семантическими связями слова.
Упражнения, которые учат детей выделять и усваивать парадигматические связи слов, способствуют обогащению их словаря. Такие упражнения вырабатывают умения выбирать нужное слово, точно передавать смысл высказывания, понимать оттенки значения, а также развивают речь на основе объективно существующих в лексике связей между словами. В работе над избранной тематической группой возможны два пути, ведущие к обогащению словаря младших школьников необходимой лексикой: во первых, введение слов указанной тематической группы в упражнения учебника, во-вторых, введение дополнительных заданий с отобранной лексикой в процессе урока.
Приведу примеру некоторых заданий.
В каждой строке найди однокоренные слова.
добрый, чуткий, доброта;
нежный, ласковый, нежность;
отзывчивый, душевный, сердечный;
равнодушие, равнодушный, безразличный
Выпиши однокоренные слова, выдели корень. С любым из этих слов устно составь предложение.
Подбери однокоренные слова к словам уважение, вера, отзывчивый.
В толковом словаре найди значения этих слов и запомни.
За что можно уважать человека?
Каждый ли человек достоин уважения?
Определи, какой частью речи является каждое слово.
Напиши слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Назови положительные качества человека. Как понимать значение слов равнодушный и добродушный.
Подбери прилагательные, противоположные по смыслу. Напиши. Подчеркни орфограммы.
Добрый человек – злой; честный поступок…/гуманное отношение - …; тактичный ученик; свирепый взгляд - … Слова для справок: равнодушный, лживый, невежливый, добрый.
Что общего между данными прилагательными? Чем они различаются по смыслу?
Напиши слова с противоположным значением и объясни их.
Жестокий - ….;
Ласковый - …;
Равнодушный - ….;
Внимательный - …;
Вежливый - ….;
Послушайте рассказ.
Милосердие.
Что не увидишь в школьных коридорах?
Вот спускается по лестнице девочка с больными ногами. Сзади идут еще две девочки и торопят ее: «Ну, коряга, иди скорее!»
Вот сжался в угол черноволосый первоклассник , глаза которого, сильно увеличенные очками, полны отчаяния. А трое его одноклассников показывают на него пальцами и орут: "Косой чучмек! Чурка! Косой!»
Что вы, ребята, подумали о девочках на лестнице? О трех первоклассниках? Какие они люди? А как бы вы поступили на их месте? Какое чувство вы испытываете по отношению к больной девочке? К печальному первокласснику? Какое желание по отношению к обиженным ребятам у вас возникло? Не появилось ли у вас желание помочь им, оградить их от беды?
Это значит, что вы способны проявить милосердие, качество человека, который, жалея обиженных судьбой людей, приходит к ним на помощь сочувствием или делом, не ожидая в ответ никакой благодарности.
Выпиши слова, которые характеризуют человеческие отношения. Как ты понимаешь их значение?
Понимание слова зависит от многих причин, и прежде всего – от степени «нужности» этого слова ребенку. У ребенка должен быть мотив, по которому он стремится познать смысл слова: чтобы Когда у школьника есть соответствующая мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово, использовать его в своей речи. Этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме. Занимательный материал дает возможность ученику без особого напряжения усвоить новые для него факты языка. Игры могут служить и средством повторения изученного.
Игра «Кто больше напишет слов?»
Учитель называет слова, а дети записывают к ним синонимы. Кто больше подберет синонимов, тот и выиграл.
Например: Верный – преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный (в значении не подведет), испытанный;
Учитель называет слово, а дети к нему подбирают антонимы. За каждое правильно подобранное слово дается жетон. У кого больше жетонов, тот и победитель.
Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь».
Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов, вырабатывает привычку к точному словоупотреблению.
С е можно делать с обувью, одеждой, а с и можно восстанавливать дружбу. (Примерять - примирять)
С о всегда будешь чистым и опрятным, а с а - нежным и добрым. (Полоскать – поласкать)
С е нужно старость уважать, а с и можно просто отдохнуть. (Поседел – посидел)
Игра «Магнит»
На магнитной доске помещен рисунок магнита, на красной половине которого нарисована лесная поляна, над цветами летают бабочки; на синей - небо с черными тучами, та же поляна, но идет дождь.
Левая часть магнита «притягивает» добрые слова, правая – слова с противоположным значением. Дети прикрепляют к магнитной доске карточки со словами.
Добрый – злой,
Деликатный – грубый
Дружба – вражда
Жестокий – добрый, гуманный
Отзывчивый – равнодушный
Таким образом, предлагаемая система работы создает возможность обогащения речи детей лексикой человеческих отношений, а следовательно, обусловливает усвоение понятий, активизирует словарь младших школьников.