ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Новая система образования, современные требования к преподаванию русского языка ставят перед школой задачу формирования духовно богатой, нравственно ориентированной личности, человека, любящего свой народ, свою культуру.
Родной язык, родная речь являются носителями национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей языка. Поэтому в современных условиях в области образования особое внимание уделяется проблеме этнокультурной направленности обучения русскому языку, которая является важнейшим средством развития духовно – ориентационной культуры, языковой личности.
Овладение этнической культурой в начальной школе способствует развитию у детей чувств национальной гордости и национального достоинства, патриотизма, что, в конечном счёте, ведёт к становлению этнокультурной идентификации младшего школьника.
Этнокультурная идентификация – это процесс отождествления индивидом себя с этнической общностью, позволяющий ему усвоить необходимые стереотипы поведения, требования к основным культурным ролям.
Такие учёные, как Е.А. Быстрова, Н.М. Шанский, С.А. Кошарная, Т.Ф. Новикова, Т.В. Яковлева говорят о необходимости обращения к этнокультуре, о рассмотрении языка в контексте культуры, предлагают свои приемы изучения языка на этнокультуроведческом материале. В частности, Е.А.Быстрова среди важнейших целей обучения родному языку отмечает «…формирование чувства общегражданского самосознания, приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного слова, постижение языка через всю систему нравственных и духовных ценностей» [1, с. 26].
Использование этнокультурологического материала на уроках русского языка в начальной школе даёт возможность учителю значительно расширить кругозор ребёнка, обогатить их словарь, сформировать лексикон характерный для русского народа.
Этнокультурные знания на начальном этапе становления языковой личности школьника создают представления об истории этноса, традициях русского народа, способствуют формированию духовной культуры учащихся.
Пословицы, загадки, тексты о народных праздниках, русском доме и его традициях, художественных ремеслах, народных игрушках способствуют не только развитию речи учащихся, но и активизирует их мыслительную деятельность, формирует потребность в самосовершенствовании, самосознании, саморазвитии, повышает культуру речи, знакомит учащихся с народной мудростью, способствует расширению их лексического запаса.
Новый стандарт начального общего школьного образования по русскому языку предусматривает в разделе «Лексика» изучение однозначности и многозначности слова, синонимии и антонимии слов, прямого и переносного значения и употребления слов, а также умение школьников пользоваться различными словарями русского языка.
Детям предлагаются различные лексические упражнения на уроках русского языка, а именно обнаруживание в тексте новых слов или новых значений ранее встречавшихся слов, новых их сочетаний, объяснение значений и целесообразности употребления, использование различных учебных словарей, анализ состава слов и способов их образования, подбор родственных слов, подбор синонимов, антонимов, разграничение омонимов, составление собственных словариков и работа с учебными словарями; объяснение правописание трудных слов в соответствии с их образованием; активизация усвоенных слов – включение их в предложения и пр. [7, с. 189].
Изучение этнокультуроведческой лексики позволяет повышать речевую культуру школьников, создавать условия для выработки навыков самостоятельной работы, отбора и употребления языковых средств в письменной и устной речи, формирует интерес к русскому языку и его носителю – русскому народу.
Для выявления возможностей современных учебников по русскому языку в использовании этнокультурологического материала лексического содержания мы обратились к анализу учебников В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России») и учебников С.В.Иванова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. («Начальная школа XXI века»).
В данных учебниках представлены различные упражнения лексического содержания на основе этнокультурологического материала, а именно задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, русскими умельцами, руками которых созданы Царь-пушка и Царь-колокол, церковь Покрова на Нерли и др., узнают о великом достоянии нашего народа - русском языке. Тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н.Толстого, Д.С.Лихачёва, М.М. Пришвина, И. С. Соколова-Микитова, К.Г. Паустовского и др., поэтические строки А.С.Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, Н.М. Рубцова, Н.И. Сладкова, С.Я.Маршака и других авторов, убеждают учащихся в красоте, образности, богатстве русского языка, показывают выразительность и эмоциональность русского слова.
При анализе современных учебников «Русский язык» выяснилось, что в каждом из них имеются орфографические словарики, к которым дети могут обратиться в том случае, если они испытывают затруднение в написании того или иного слова. Кроме этого учебники содержат словари, в которых даётся толкование слов, пришедших в наш язык из других языков, а также устаревших и многозначных. Пример таких слов: пуд- русская старинная мера веса (1 пуд=16 кг 300 г.) Рядом с толкованием данного слова записано предложение, в котором употреблено это же слово. Силач с лёгкостью подкинул двухпудовую гирю [4, с. 173].
Отметим, что в учебниках по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого в отличие от учебников С.В. Иванова представлены словари синонимов и антонимов.
Словарь синонимов включает такие слова этнокультурологического содержания. Например, невежда, неуч; отец, папа, батя; работа, труд [4, с. 140].
Словарь антонимов также содержит большое количество таких слов. Например, быль – сказка, враг – друг, героизм – трусость, добро – зло, лень – труд, ложь – правда, ссора – мир [6, с.155].
В учебниках «Русский язык» В.П. Канакиной и П.Г. Горецкого, представлена «Картинная галерея» включающая репродукции картин великих русских художников, таких как В.М. Васнецов, И.С. Остроухов, И.Я. Билибин, М.А. Врубель, И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, Ф.П. Толстой и др.
Приведем пример задания, предлагаемого в упражнений 93 к одной из картин:
- Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Кого из богатырей вы узнали? Как их звали, величали? Кого народ воспевал и прославлял в образах богатырей? Где стоят русские витязи? Опишите внешний вид богатырей [6, c. 54].
Сюжетная картина в силу своей статичности дает возможность лучше, внимательнее рассмотреть предмет, не отвлекаясь на мелочи, а также увидеть предмет не только в различных обстоятельствах, но и в разнообразных видах (изменение цвета, формы, величины, положения). Это позволяет ребенку лучше закрепить полученные представления, а вместе с тем усвоить и слово. Благодаря этому методу прежде всего растет пассивный словарь детей, они учатся видеть и понимать картину [2, с.43].
Анализируя современные учебные книги по русскому языку для начальных классов, мы обнаружили, что учебники В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого содержат большое количество фольклорного материала (потешек, сказок, пословиц, поговорок, загадок и т.д.).
Примером таких заданий является упражнение 77 (3 кл., ч.1) по теме: «Омонимы» учащиеся должны доказать, что выделенные слова в каждой паре предложений – это омонимы. Иван-царевич натянул тугой лук. На грядке вырос зеленый лук.
При анализе учебников С.В. Иванова «Русский язык», мы заметили, что фольклорный материал, встречается не часто эпизодически. Предлагается он в самых различных целях: познакомить с русским народным творчеством и его особенностями, с историей его возникновения, а также и в целях обогащения лексического запаса младших школьников.
Во 2 классе при изучении темы «Устаревшие слова» дети выполняют следующие задания:
Упр. 1. Прочитай толкование устаревших слов. Подумай, почему эти слова устарели. Запиши толкование любых двух слов.
Даны следующие слова: кольчуга, кафтан, боярин, терем [3, c. 82].
При изучении темы: «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» дети выполняют упражнение 3, где используется отрывок из сказки П. Ершова «Конёк-Горбунок». Ученики должны в толковом словаре найти значение слов вершок, аршин [3, c. 87].
Таким образом, учителя начальных классов все больше сосредотачивают свое внимание на нетрадиционных формах проведения лексической работы, в частности, в целях повышения качества усвоения словарных слов привлекают этнокультурологический материал, который повышает умственную активность учащихся и в то же время дает возможность воспитывать внимательное отношение к слову, развивать интерес к русской народной культуре.
Литература:
1. Быстрова, Е.А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник [Текст] / Е.А. Быстрова // Русская словесность. – 1996. - № 4 . – c. 26 - 40
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - Спб.: Союз, 1997. – 96 c.
3. Иванов С.В. «Русский язык» 2 класс [Текст] / C.В. Иванова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2002. – 159 с.
4. Иванов С.В. «Русский язык» 4 класс, часть 2 [Текст] / C.В. Иванова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2002. – 176 с.
5. Канакина В.П. «Русский язык» 2 класс, часть 1 [Текст] / В.П. Канакина и В.Г. Горецкий – М.: Издательский центр «Просвещение», 2012. – 143 с.
6. Канакина В.П. «Русский язык» 3 класс, часть 1 [Текст] / В.П. Канакина и В.Г. Горецкий – М.: Издательский центр «Просвещение», 2012. – 160 с.
7. Львов М.Р. Словарь- справочник по методике преподавания русского языка [Текст] / М.Р. Львов // Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит. ». – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ »
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Новая система образования, современные требования к преподаванию русского языка ставят перед школой задачу формирования духовно богатой, нравственно ориентированной личности, человека, любящего свой народ, свою культуру.
Родной язык, родная речь являются носителями национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей языка. Поэтому в современных условиях в области образования особое внимание уделяется проблеме этнокультурной направленности обучения русскому языку, которая является важнейшим средством развития духовно – ориентационной культуры, языковой личности.
Овладение этнической культурой в начальной школе способствует развитию у детей чувств национальной гордости и национального достоинства, патриотизма, что, в конечном счёте, ведёт к становлению этнокультурной идентификации младшего школьника.
Этнокультурная идентификация – это процесс отождествления индивидом себя с этнической общностью, позволяющий ему усвоить необходимые стереотипы поведения, требования к основным культурным ролям.
Такие учёные, как Е.А. Быстрова, Н.М. Шанский, С.А. Кошарная, Т.Ф. Новикова, Т.В. Яковлева говорят о необходимости обращения к этнокультуре, о рассмотрении языка в контексте культуры, предлагают свои приемы изучения языка на этнокультуроведческом материале. В частности, Е.А.Быстрова среди важнейших целей обучения родному языку отмечает «…формирование чувства общегражданского самосознания, приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного слова, постижение языка через всю систему нравственных и духовных ценностей» [1, с. 26].
Использование этнокультурологического материала на уроках русского языка в начальной школе даёт возможность учителю значительно расширить кругозор ребёнка, обогатить их словарь, сформировать лексикон характерный для русского народа.
Этнокультурные знания на начальном этапе становления языковой личности школьника создают представления об истории этноса, традициях русского народа, способствуют формированию духовной культуры учащихся.
Пословицы, загадки, тексты о народных праздниках, русском доме и его традициях, художественных ремеслах, народных игрушках способствуют не только развитию речи учащихся, но и активизирует их мыслительную деятельность, формирует потребность в самосовершенствовании, самосознании, саморазвитии, повышает культуру речи, знакомит учащихся с народной мудростью, способствует расширению их лексического запаса.
Новый стандарт начального общего школьного образования по русскому языку предусматривает в разделе «Лексика» изучение однозначности и многозначности слова, синонимии и антонимии слов, прямого и переносного значения и употребления слов, а также умение школьников пользоваться различными словарями русского языка.
Детям предлагаются различные лексические упражнения на уроках русского языка, а именно обнаруживание в тексте новых слов или новых значений ранее встречавшихся слов, новых их сочетаний, объяснение значений и целесообразности употребления, использование различных учебных словарей, анализ состава слов и способов их образования, подбор родственных слов, подбор синонимов, антонимов, разграничение омонимов, составление собственных словариков и работа с учебными словарями; объяснение правописание трудных слов в соответствии с их образованием; активизация усвоенных слов – включение их в предложения и пр. [7, с. 189].
Изучение этнокультуроведческой лексики позволяет повышать речевую культуру школьников, создавать условия для выработки навыков самостоятельной работы, отбора и употребления языковых средств в письменной и устной речи, формирует интерес к русскому языку и его носителю – русскому народу.
Для выявления возможностей современных учебников по русскому языку в использовании этнокультурологического материала лексического содержания мы обратились к анализу учебников В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России») и учебников С.В.Иванова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. («Начальная школа XXI века»).
В данных учебниках представлены различные упражнения лексического содержания на основе этнокультурологического материала, а именно задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, русскими умельцами, руками которых созданы Царь-пушка и Царь-колокол, церковь Покрова на Нерли и др., узнают о великом достоянии нашего народа - русском языке. Тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н.Толстого, Д.С.Лихачёва, М.М. Пришвина, И. С. Соколова-Микитова, К.Г. Паустовского и др., поэтические строки А.С.Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, Н.М. Рубцова, Н.И. Сладкова, С.Я.Маршака и других авторов, убеждают учащихся в красоте, образности, богатстве русского языка, показывают выразительность и эмоциональность русского слова.
При анализе современных учебников «Русский язык» выяснилось, что в каждом из них имеются орфографические словарики, к которым дети могут обратиться в том случае, если они испытывают затруднение в написании того или иного слова. Кроме этого учебники содержат словари, в которых даётся толкование слов, пришедших в наш язык из других языков, а также устаревших и многозначных. Пример таких слов: пуд- русская старинная мера веса (1 пуд=16 кг 300 г.) Рядом с толкованием данного слова записано предложение, в котором употреблено это же слово. Силач с лёгкостью подкинул двухпудовую гирю [4, с. 173].
Отметим, что в учебниках по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого в отличие от учебников С.В. Иванова представлены словари синонимов и антонимов.
Словарь синонимов включает такие слова этнокультурологического содержания. Например, невежда, неуч; отец, папа, батя; работа, труд [4, с. 140].
Словарь антонимов также содержит большое количество таких слов. Например, быль – сказка, враг – друг, героизм – трусость, добро – зло, лень – труд, ложь – правда, ссора – мир [6, с.155].
В учебниках «Русский язык» В.П. Канакиной и П.Г. Горецкого, представлена «Картинная галерея» включающая репродукции картин великих русских художников, таких как В.М. Васнецов, И.С. Остроухов, И.Я. Билибин, М.А. Врубель, И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, Ф.П. Толстой и др.
Приведем пример задания, предлагаемого в упражнений 93 к одной из картин:
- Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Кого из богатырей вы узнали? Как их звали, величали? Кого народ воспевал и прославлял в образах богатырей? Где стоят русские витязи? Опишите внешний вид богатырей [6, c. 54].
Сюжетная картина в силу своей статичности дает возможность лучше, внимательнее рассмотреть предмет, не отвлекаясь на мелочи, а также увидеть предмет не только в различных обстоятельствах, но и в разнообразных видах (изменение цвета, формы, величины, положения). Это позволяет ребенку лучше закрепить полученные представления, а вместе с тем усвоить и слово. Благодаря этому методу прежде всего растет пассивный словарь детей, они учатся видеть и понимать картину [2, с.43].
Анализируя современные учебные книги по русскому языку для начальных классов, мы обнаружили, что учебники В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого содержат большое количество фольклорного материала (потешек, сказок, пословиц, поговорок, загадок и т.д.).
Примером таких заданий является упражнение 77 (3 кл., ч.1) по теме: «Омонимы» учащиеся должны доказать, что выделенные слова в каждой паре предложений – это омонимы. Иван-царевич натянул тугой лук. На грядке вырос зеленый лук.
При анализе учебников С.В. Иванова «Русский язык», мы заметили, что фольклорный материал, встречается не часто эпизодически. Предлагается он в самых различных целях: познакомить с русским народным творчеством и его особенностями, с историей его возникновения, а также и в целях обогащения лексического запаса младших школьников.
Во 2 классе при изучении темы «Устаревшие слова» дети выполняют следующие задания:
Упр. 1. Прочитай толкование устаревших слов. Подумай, почему эти слова устарели. Запиши толкование любых двух слов.
Даны следующие слова: кольчуга, кафтан, боярин, терем [3, c. 82].
При изучении темы: «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» дети выполняют упражнение 3, где используется отрывок из сказки П. Ершова «Конёк-Горбунок». Ученики должны в толковом словаре найти значение слов вершок, аршин [3, c. 87].
Таким образом, учителя начальных классов все больше сосредотачивают свое внимание на нетрадиционных формах проведения лексической работы, в частности, в целях повышения качества усвоения словарных слов привлекают этнокультурологический материал, который повышает умственную активность учащихся и в то же время дает возможность воспитывать внимательное отношение к слову, развивать интерес к русской народной культуре.
Литература:
Быстрова, Е.А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник [Текст] / Е.А. Быстрова // Русская словесность. – 1996. - № 4 . – c. 26 - 40
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - Спб.: Союз, 1997. – 96 c.
Иванов С.В. «Русский язык» 2 класс [Текст] / C.В. Иванова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2002. – 159 с.
Иванов С.В. «Русский язык» 4 класс, часть 2 [Текст] / C.В. Иванова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2002. – 176 с.
Канакина В.П. «Русский язык» 2 класс, часть 1 [Текст] / В.П. Канакина и В.Г. Горецкий – М.: Издательский центр «Просвещение», 2012. – 143 с.
Канакина В.П. «Русский язык» 3 класс, часть 1 [Текст] / В.П. Канакина и В.Г. Горецкий – М.: Издательский центр «Просвещение», 2012. – 160 с.
Львов М.Р. Словарь- справочник по методике преподавания русского языка [Текст] / М.Р. Львов // Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит. ». – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.