kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль индивидуализации в современном процессе обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль индивидуализации в современном процессе обучения.

                Школа является образовательным учреждением, поэтому ведущей и системообразующей деятельностью школы является образовательная деятельность. Одной из основных задач обучения является воспитание образовательного человека гуманными методами, в гуманных формах. Ключевыми проблемами, на мой взгляд, являются:

- как обеспечить успешность каждого ученика в обучении;

- как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым обучающимся?

Наверное, одно из основных противоречий в современной школе заключается в том, что, с одной  стороны, процесс знаний носит индивидуальный характер, с другой – обучение организуется в массовом масштабе. В этой связи одна из задач заключается в гармоничном сочетании форм массового обучения и индивидуального усвоения знаний.

Возможные пути разрешения данного противоречия – дифференциация и индивидуализация обучения, которые следует рассматривать как одно из направлений гуманизации современного процесса обучения.

Индивидуализация обучения определяется в современной дидактике как учет в учебном процессе индивидуальных особенностей обучающихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитывается. Индивидуализация на практике всегда относительна: как правило,  принимаются во внимание индивидуальные особенности не каждого обучающегося, а группы обучающихся, обладающих сходными характеристиками; реализуется данный принцип не во всем объеме учебной деятельности, а лишь эпизодически, в отдельных ее видах.

         Индивидуализацию обучения следует отличать от индивидуального, личностного и дифференцированного подходов, относящихся, прежде всего,  к воспитанию.

К индивидуализации обучения относятся такие разнообразные и не похожие друг на друга формы обучения, как семейное и домашнее обучение, обучение в классах, сформированных по уровню подготовленности учеников и с учетом состояния их здоровья. Это также экстернат, самообразование и дистанционное обучение, индивидуальные учебные планы (программы), метод проектов, индивидуальный подход на уроке (занятии).

Индивидуальное обучение всегда предполагает дифференциацию учебного материала. Следует знать, что эти два термина различаются по содержанию.

Дифференциация – это учет индивидуальных особенностей обучающихся, требующий  группировки обучающихся на выделенных основаниях для отдельного обучения. Процесс дифференциации обучения должен учитывать особенности индивида, его психологические и личностные характеристики.

В процессе дифференциации и индивидуализации роль учителя является определяющей: от личности учителя, его мотивации, профессионализма зависит, насколько эффективными окажутся эти подходы в конкретной педагогической практике.

                   Внутриклассная индивидуализация учебной работы.

                    Внутриклассная индивидуализация учебной работы имеет следующие формы:

- фронтальная работа – применение при  опросе различных уровней рассказа в устном изложении учителя (вначале упрощение, затем усложнение); учет индивидуальных различий в ролевой игре, в дискуссии;

- групповая работа – работа  в малой группе при решении задач: она активирует обучающихся.

При самостоятельной  работе обучающихся на уроке могут использоваться две разновидности сотрудничества детей:

а) работа партнеров (соседи по парте, помощь более сильного слабому) – при повторении, при упражнении;

б) индивидуальная самостоятельная работа (задания варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого)

В работе могут практиковаться различные комбинации всех указанных выше форм.

Для сильных обучающихся целесообразно при индивидуальном подходе вводить два вида обогащения знаниями:

1)    горизонтальный вид – знания обучающихся обогащаются, дается дополнительная литература, включаются новые темы;

2)    вертикальный вид – знания углубляются, то есть даются более трудные задания, изучаются более глубокие закономерные связи между явлениями и т. д.

Предлагаются следующие подходы к выбору заданий для обучающихся:

- задания, учитывающие уровень имеющихся знаний;

-задания, учитывающие общие и специальные способности;

- задания, учитывающие уровень учебных умений;

- задания, учитывающие познавательные интересы.

Цель первого вида заданий избежать такого положения, когда ученик должен выполнять новые задания, находящиеся ниже уровня его развития.

Рекомендуется три типа заданий:

1)    позволяющие ученику интегрировать свои предварительные знания и жизненный  опыт с новым материалом;

2)    побуждение ученика кратко повторить новый учебный материал, а затем ознакомиться с материалами для обогащения знаний;

3)    заставляющие ученика сразу выполнять обогащающие задание и тем самым освобождающие его от проработки нового материала.

В данном случае учитываются не показатели успеваемости (отметки) обучающихся, а общее его развитие, осведомленность, жизненный опыт, связанный с изученным материалом.

При индивидуализации учебной работы, подборе конкретных заданий учитывается уровень умственного развития: способность достигать в более короткий срок высокого уровня усвоения; гибкость процесса мышления; быстрота мысли, самостоятельность и творческий характер мышления, умение выделять существенное, самостоятельно приходить к новым обобщениям.

Более способным обучающимся можно давать меньше общих заданий: задания должны соответствовать уровню возможностей обучающегося, имеющего специальные способности по данному предмету.

Кроме того, способные обучающиеся могут получать задания более  высокого уровня сложности: учебная работа для способных обучающихся усложняется качественно: они получают учебных заданий не больше, чем остальные обучающиеся, но более высокого уровня сложности и трудности.

С учетом наличия познавательного интереса обучающихся и помогая найти пути его удовлетворения, учителя могут предлагать обучающимся использовать материалы, знакомящие с новой, соответствующей возрасту и психологическим особенностям ученика точкой зрения на изучаемую проблему:

- чтение дополнительной научно-популярной литературы;

- чтение дополнительной художественной литературы;

- работа со справочной литературой;

- составление докладов, сочинений;

- сбор краеведческого, фольклорного материала;

- выполнение заданий на основе программ радио и телевидения;

- выполнение заданий на основе анализа статей (материалов) из газет и журналов;

- подготовка материалов для школьных стенгазет и журналов и другие творческие  задания.

Для слабых обучающихся индивидуализация может достигаться с помощью следующих приемов:

- возможность выбора посильного задания из довольно большого количества различных заданий;

- более частое использование аудиовизуальных средств;

- возможность постоянных консультаций с сильными обучающимися;

- эпизодические  предложения слабым учащимся особо легких заданий.

В целях реализации индивидуального подхода в обучении  предлагаются следующие виды заданий для обучающихся:

а) обязательные, предлагаемые учителем;

б)альтернативные, которые ученик выбирает из предложенных учителем;

в) рекомендуемые учителем для добровольного, необязательного выполнения;

г) добровольные, содержание которых определяет и находит сам ученик.

Эти  индивидуальные задания могут успешно применять во внеклассной и в домашней работе. Однако учитель (должен) может использовать принцип свободно выбора учащимися отдельных видов индивидуальных заданий и на этапах урока (закрепление, самостоятельная работа, проверочная работа) с целью повышения оценки.

Приемы индивидуализированной работы    с учащимися на уроках.

На первом этапе урока, когда идет подготовка к восприятию нового материала,  возможны дифференцированные или индивидуальные задания, которые помогают учащимся вспомнить, что они знают по теме, а также усиливают мотивацию к её изучению.

1.     Учащимся предлагается заполнить две первые графы таблицы

        (третья  графа заполняется после изучения темы)

Что вы знаете по теме?

Что бы вы хотели узнать по теме?

Что вы узнали по теме?

2.     Составьте вопросы для изучения темы

3.     Выполните задания на карточках (индивидуально).

          На этапе изучения нового материала возможны как индивидуальная организация процесса обучения, так и различные формы её сочетания с фронтальной и групповой работой.

1.     Индивидуальный проект. Частично задание может быть выполнено дома, а материалом служат копии иллюстраций из детских энциклопедий, учебников. 

2.     Сочетание индивидуальной и групповой (классной) форм работы. Каждый ученик получает индивидуальное задание и рассказывает о ее результатах группе обучающихся или всему классу.

3.     Сочетание фронтальной и индивидуальной (дифференцированной) работы.

Учитель излагает основной материал, а затем предлагает систему либо индивидуальных, либо групповых заданий.

Работа в группах позволяет не только обеспечить оптимальный уровень сложности для каждого ученика, но и избежать дискомфорта, возникающего у «средних» и «слабых» обучающихся.

На этапе закрепления изученного материала возможности индивидуализации и дифференциации обучения особенно значительны. Важно помнить о необходимости закреплять знания эмпирического и теоретического материала и вместе с тем развивать умения и приемы учебной работы (внимательно слушать, наблюдать, отвечать на вопросы и формулировать вопросы, работать с учебником и т.д.).

Организуя учебную деятельность, нужно ясно представлять себе:

- закреплению каких навыков и приемов учебной работы служит то или иное задание;

- какие умения и приемы деятельности нуждаются в закреплении и как разнообразить задания с этой точки зрения;

- какие ученики нуждаются в помощи учителя и в какой форме уместно предложить эту помощь;

- какие ученики и в каком объёме могут выполнить задания творческого характера?

    Домашнее задание. Дифференциация и индивидуализация домашних заданий способствуют устранению перегрузки обучающихся, позволяют восполнить пробелы в знаниях того или  иного ученика, подготовить обучающихся к изучению нового материала (подготовка сообщения).

1.     Подготовьте рассказ, намеренно сделав в нем ошибку (-и).

2.     Подготовьте рассказ об историческом деятеле или мифологическом персонаже, не упоминая его имени, и предложите обучающимся назвать его.

3.     Поработайте со словарем и выпишите в тетрадь определения понятий.

4.     Сделайте рисунок и подготовьте рассказ по нему.

Контроль знаний.  Проблема дифференцированного контроля знаний в условиях индивидуализации обучения относится к числу наиболее сложных. Важно, чтобы оценка отражала, с одной стороны, уровень знаний и умений каждого ученика, но с другой – их динамику, прогресс или регресс.

                    Интерес к творчеству, естественно, не ограничивается рамками урока. Познавательная потребность побуждает учащихся охотно выполнять творческие задания. Результаты поиска толкают ребенка к новым знаниям, рождают новые идеи, вызывают желания их проверить и обсудить.

ЛИТЕРАТУРА

1.   Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения:   Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. 96 с.

2.   Боярчук В.Ф.  Межпредметные связи  в  процессе  обучения. Вологда.: 1988. 56 с.

3.   Бутузов И.Г. Дифференцированное обучение - важное дидактическое   средство  эффективного  обучения  школьников. М.: Педагогика, 1968. 140 с.

4.   Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Педагогика, 1956. 95 с.

5.   Дифференциация обучения  в   средней школе / Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. // Советская педагогика. 1990. №8. с. 42-47.

6.   Калмыкова  З.И.  Психологические  принципы  развивающего обучения. М.: Знание, 1979. 48 с.

7.   Кирсанов А. А. Индивидуализация  учебной  деятельности школьников.  Казань: Тат. кн. изд-во, 1980. 207 с.

8.   Педагогическая энциклопедия: В 2-х т. /Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т.1. С. 832

9.      Педагогическая энциклопедия: В 2-х т. /Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т.2. С. 912

10.      Рабунский Е.С. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении:  Дис.. д-ра пед. наук / МГУ. М., 1989. 464 с.

11.      Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. 125 с.

12.      Унт  И.Э.  Индивидуализация  и  дифференциация обучения. М.:     Педагогика, 1990. 192 с.

13.  Щербаков Ю.И. Педагогическое руководство  познавательной   деятельностью младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей. М., 1980. 203 с.

14.      Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 256 с.

15.      Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Педагогика, 1996. 96 с.Конец формы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль индивидуализации в современном процессе обучения.»

Роль индивидуализации

в современном процессе обучения.

Школа является образовательным учреждением, поэтому ведущей и системообразующей деятельностью школы является образовательная деятельность. Одной из основных задач обучения является воспитание образовательного человека гуманными методами, в гуманных формах. Ключевыми проблемами, на мой взгляд, являются:

- как обеспечить успешность каждого ученика в обучении;

- как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым обучающимся?

Наверное, одно из основных противоречий в современной школе заключается в том, что, с одной стороны, процесс знаний носит индивидуальный характер, с другой – обучение организуется в массовом масштабе. В этой связи одна из задач заключается в гармоничном сочетании форм массового обучения и индивидуального усвоения знаний.

Возможные пути разрешения данного противоречия – дифференциация и индивидуализация обучения, которые следует рассматривать как одно из направлений гуманизации современного процесса обучения.

Индивидуализация обучения определяется в современной дидактике как учет в учебном процессе индивидуальных особенностей обучающихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитывается. Индивидуализация на практике всегда относительна: как правило, принимаются во внимание индивидуальные особенности не каждого обучающегося, а группы обучающихся, обладающих сходными характеристиками; реализуется данный принцип не во всем объеме учебной деятельности, а лишь эпизодически, в отдельных ее видах.

Индивидуализацию обучения следует отличать от индивидуального, личностного и дифференцированного подходов, относящихся, прежде всего, к воспитанию.

К индивидуализации обучения относятся такие разнообразные и не похожие друг на друга формы обучения, как семейное и домашнее обучение, обучение в классах, сформированных по уровню подготовленности учеников и с учетом состояния их здоровья. Это также экстернат, самообразование и дистанционное обучение, индивидуальные учебные планы (программы), метод проектов, индивидуальный подход на уроке (занятии).

Индивидуальное обучение всегда предполагает дифференциацию учебного материала. Следует знать, что эти два термина различаются по содержанию.

Дифференциация – это учет индивидуальных особенностей обучающихся, требующий группировки обучающихся на выделенных основаниях для отдельного обучения. Процесс дифференциации обучения должен учитывать особенности индивида, его психологические и личностные характеристики.

В процессе дифференциации и индивидуализации роль учителя является определяющей: от личности учителя, его мотивации, профессионализма зависит, насколько эффективными окажутся эти подходы в конкретной педагогической практике.


Внутриклассная индивидуализация учебной работы.

Внутриклассная индивидуализация учебной работы имеет следующие формы:

- фронтальная работа – применение при опросе различных уровней рассказа в устном изложении учителя (вначале упрощение, затем усложнение); учет индивидуальных различий в ролевой игре, в дискуссии;

- групповая работа – работа в малой группе при решении задач: она активирует обучающихся.

При самостоятельной работе обучающихся на уроке могут использоваться две разновидности сотрудничества детей:

а) работа партнеров (соседи по парте, помощь более сильного слабому) – при повторении, при упражнении;

б) индивидуальная самостоятельная работа (задания варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого)

В работе могут практиковаться различные комбинации всех указанных выше форм.

Для сильных обучающихся целесообразно при индивидуальном подходе вводить два вида обогащения знаниями:

1)    горизонтальный вид – знания обучающихся обогащаются, дается дополнительная литература, включаются новые темы;

2)    вертикальный вид – знания углубляются, то есть даются более трудные задания, изучаются более глубокие закономерные связи между явлениями и т. д.

Предлагаются следующие подходы к выбору заданий для обучающихся:

- задания, учитывающие уровень имеющихся знаний;

-задания, учитывающие общие и специальные способности;

- задания, учитывающие уровень учебных умений;

- задания, учитывающие познавательные интересы.

Цель первого вида заданий избежать такого положения, когда ученик должен выполнять новые задания, находящиеся ниже уровня его развития.

Рекомендуется три типа заданий:

1)    позволяющие ученику интегрировать свои предварительные знания и жизненный опыт с новым материалом;

2)    побуждение ученика кратко повторить новый учебный материал, а затем ознакомиться с материалами для обогащения знаний;

3)    заставляющие ученика сразу выполнять обогащающие задание и тем самым освобождающие его от проработки нового материала.

В данном случае учитываются не показатели успеваемости (отметки) обучающихся, а общее его развитие, осведомленность, жизненный опыт, связанный с изученным материалом.

При индивидуализации учебной работы, подборе конкретных заданий учитывается уровень умственного развития: способность достигать в более короткий срок высокого уровня усвоения; гибкость процесса мышления; быстрота мысли, самостоятельность и творческий характер мышления, умение выделять существенное, самостоятельно приходить к новым обобщениям.

Более способным обучающимся можно давать меньше общих заданий: задания должны соответствовать уровню возможностей обучающегося, имеющего специальные способности по данному предмету.

Кроме того, способные обучающиеся могут получать задания более высокого уровня сложности: учебная работа для способных обучающихся усложняется качественно: они получают учебных заданий не больше, чем остальные обучающиеся, но более высокого уровня сложности и трудности.

С учетом наличия познавательного интереса обучающихся и помогая найти пути его удовлетворения, учителя могут предлагать обучающимся использовать материалы, знакомящие с новой, соответствующей возрасту и психологическим особенностям ученика точкой зрения на изучаемую проблему:

- чтение дополнительной научно-популярной литературы;

- чтение дополнительной художественной литературы;

- работа со справочной литературой;

- составление докладов, сочинений;

- сбор краеведческого, фольклорного материала;

- выполнение заданий на основе программ радио и телевидения;

- выполнение заданий на основе анализа статей (материалов) из газет и журналов;

- подготовка материалов для школьных стенгазет и журналов и другие творческие задания.

Для слабых обучающихся индивидуализация может достигаться с помощью следующих приемов:

- возможность выбора посильного задания из довольно большого количества различных заданий;

- более частое использование аудиовизуальных средств;

- возможность постоянных консультаций с сильными обучающимися;

- эпизодические предложения слабым учащимся особо легких заданий.

В целях реализации индивидуального подхода в обучении предлагаются следующие виды заданий для обучающихся:

а) обязательные, предлагаемые учителем;

б)альтернативные, которые ученик выбирает из предложенных учителем;

в) рекомендуемые учителем для добровольного, необязательного выполнения;

г) добровольные, содержание которых определяет и находит сам ученик.

Эти индивидуальные задания могут успешно применять во внеклассной и в домашней работе. Однако учитель (должен) может использовать принцип свободно выбора учащимися отдельных видов индивидуальных заданий и на этапах урока (закрепление, самостоятельная работа, проверочная работа) с целью повышения оценки.


Приемы индивидуализированной работы

с учащимися на уроках.


На первом этапе урока, когда идет подготовка к восприятию нового материала, возможны дифференцированные или индивидуальные задания, которые помогают учащимся вспомнить, что они знают по теме, а также усиливают мотивацию к её изучению.

1.     Учащимся предлагается заполнить две первые графы таблицы

(третья графа заполняется после изучения темы)


Что вы знаете по теме?

Что бы вы хотели узнать по теме?

Что вы узнали по теме?




2.     Составьте вопросы для изучения темы

3.     Выполните задания на карточках (индивидуально).


На этапе изучения нового материала возможны как индивидуальная организация процесса обучения, так и различные формы её сочетания с фронтальной и групповой работой.

1.     Индивидуальный проект. Частично задание может быть выполнено дома, а материалом служат копии иллюстраций из детских энциклопедий, учебников.

2.     Сочетание индивидуальной и групповой (классной) форм работы. Каждый ученик получает индивидуальное задание и рассказывает о ее результатах группе обучающихся или всему классу.

3.     Сочетание фронтальной и индивидуальной (дифференцированной) работы.

Учитель излагает основной материал, а затем предлагает систему либо индивидуальных, либо групповых заданий.

Работа в группах позволяет не только обеспечить оптимальный уровень сложности для каждого ученика, но и избежать дискомфорта, возникающего у «средних» и «слабых» обучающихся.

На этапе закрепления изученного материала возможности индивидуализации и дифференциации обучения особенно значительны. Важно помнить о необходимости закреплять знания эмпирического и теоретического материала и вместе с тем развивать умения и приемы учебной работы (внимательно слушать, наблюдать, отвечать на вопросы и формулировать вопросы, работать с учебником и т.д.).

Организуя учебную деятельность, нужно ясно представлять себе:

- закреплению каких навыков и приемов учебной работы служит то или иное задание;

- какие умения и приемы деятельности нуждаются в закреплении и как разнообразить задания с этой точки зрения;

- какие ученики нуждаются в помощи учителя и в какой форме уместно предложить эту помощь;

- какие ученики и в каком объёме могут выполнить задания творческого характера?


Домашнее задание. Дифференциация и индивидуализация домашних заданий способствуют устранению перегрузки обучающихся, позволяют восполнить пробелы в знаниях того или иного ученика, подготовить обучающихся к изучению нового материала (подготовка сообщения).

1.     Подготовьте рассказ, намеренно сделав в нем ошибку (-и).

2.     Подготовьте рассказ об историческом деятеле или мифологическом персонаже, не упоминая его имени, и предложите обучающимся назвать его.

3.     Поработайте со словарем и выпишите в тетрадь определения понятий.

4.     Сделайте рисунок и подготовьте рассказ по нему.


Контроль знаний. Проблема дифференцированного контроля знаний в условиях индивидуализации обучения относится к числу наиболее сложных. Важно, чтобы оценка отражала, с одной стороны, уровень знаний и умений каждого ученика, но с другой – их динамику, прогресс или регресс.


Интерес к творчеству, естественно, не ограничивается рамками урока. Познавательная потребность побуждает учащихся охотно выполнять творческие задания. Результаты поиска толкают ребенка к новым знаниям, рождают новые идеи, вызывают желания их проверить и обсудить.



ЛИТЕРАТУРА

1.   Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения:   Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. 96 с.

2.   Боярчук В.Ф.  Межпредметные связи  в  процессе  обучения. Вологда.: 1988. 56 с.

3.   Бутузов И.Г. Дифференцированное обучение - важное дидактическое   средство  эффективного  обучения  школьников. М.: Педагогика, 1968. 140 с.

4.   Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Педагогика, 1956. 95 с.

5.   Дифференциация обучения  в   средней школе / Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. // Советская педагогика. 1990. №8. с. 42-47.

6.   Калмыкова  З.И.  Психологические  принципы  развивающего обучения. М.: Знание, 1979. 48 с.

7.   Кирсанов А. А. Индивидуализация  учебной  деятельности школьников.  Казань: Тат. кн. изд-во, 1980. 207 с.

8.   Педагогическая энциклопедия: В 2-х т. /Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т.1. С. 832

9.      Педагогическая энциклопедия: В 2-х т. /Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т.2. С. 912

10.      Рабунский Е.С. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении:  Дис. ... д-ра пед. наук / МГУ. М., 1989. 464 с.

11.      Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. 125 с.

12.      Унт  И.Э.  Индивидуализация  и  дифференциация обучения. М.:     Педагогика, 1990. 192 с.

13.  Щербаков Ю.И. Педагогическое руководство  познавательной   деятельностью младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей. М., 1980. 203 с.

14.      Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 256 с.

15.      Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Педагогика, 1996. 96 с.Конец формы






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Роль индивидуализации в современном процессе обучения.

Автор: Александрова Тамара Васильевна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 287158

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Обобщение опыта «Формирование самостоятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения столярному делу»"
    ["seo_title"] => string(144) "obobshchieniieopytaformirovaniiesamostoiatielnostiuuchashchikhsiasoghranichiennymivozmozhnostiamizdoroviavprotsiessieobuchieniiastoliarnomudielu"
    ["file_id"] => string(6) "284855"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454055557"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Применение современных образовательных технологий на уроке английского языка"
    ["seo_title"] => string(79) "primenenie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologii_na_uroke_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "520431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1569096780"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) ""Технология проектной деятельности при обучении дошкольников с нарушениями интеллекта""
    ["seo_title"] => string(100) "tiekhnologhiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-pri-obuchienii-doshkol-nikov-s-narushieniiami-intielliekta"
    ["file_id"] => string(6) "284002"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453909456"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Инновационные технологии в обучении младших школьников "
    ["seo_title"] => string(64) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-v-obuchienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "124296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414676979"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Методическая разработка : «Использование современных педагогических технологий  на уроках английского языка»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaispolzovaniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiinaurokakhanghliiskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "314184"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459625144"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства