Просмотр содержимого документа
«Методическое сопровождение в школе в условиях введения ФГОС»
Методическая работа школы в условиях введения ФГОС ООО.
Ефимова Т.В.
"Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость.
Однако может, стоит поспорить с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Федеральные государственные стандарты приняты. Сейчас стоит задача по реализации ФГОС нового поколения, в основе которого лежит
СЛАЙД 2 Формирование личности школьников ;
Овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
Старт введению ФГОС в нашей школе дал педсовет по теме «Концепция образовательных стандартов второго поколения». Методическое сопровождение ФГОС ООО предполагало то, что педагоги нашей школы объединились в творческие группы для работы. На заседаниях групп были определены изменения и дополнения в образовательной системе школы: изменения в программах по предметам; изменения в образовательных технологиях, введение новых технологий, изменение форм контроля образовательного процесса и оценки его результатов; изменения для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения. Была разработана и утверждена Основная образовательная программа основного общего образования и программа внеурочной деятельности.
СЛАЙД 3. Для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны: высококвалифицированные кадры, организация систематического методического сопровождения внедрения ФГОС, широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности. При подготовке к ФГОС ООО была организована широкая разъяснительная работа среди педагогов и родителей о целях и задачах федерального государственного образовательного стандарта, его актуальности. Проведено родительское собрание «Проблемы и риски внедрения ФГОС основного общего образования»
- Эффективно взаимодействующий с семьями учащихся;
- Открытый новшествам;
- Мотивированный на работу с детьми;
- Способный к личностному и профессиональному развитию.
Для того, чтобы спланировать работу с педагогами, необходимо было знать уровень их готовности к работе по новым стандартам. Поэтому в школе была проведена диагностика учителей с точки зрения их профессиональных компетентностей.
Анализ результатов диагностики позволил условно выделить профессиональные компетентности педагогических работников. Уровень профессиональной компетентности педагогических кадров можно определить как высокий. Об этом говорят и результаты профессиональной аттестации педагогов:
из 12 учителей
- учителей с высшей категорией - 3 (25%)
- первой категории - 5 (41%)
- соответствие занимаемой должности – 4 (33%)
100% педагогов владеют ИКТ и применяют на уроках, почти все владеют ИКТ на достаточно высоком уровне.
Слайд 5 Задачи повышения профессионального мастерства педагогов для эффективного управления качеством образовательного процесса решает методическая служба школы. Методическая служба и в условиях внедрения и реализации ФГОС является связующим звеном между управлением и образовательным процессом, реализующим основную образовательную программу школы и обеспечивающим результаты образовательной деятельности.
Слайд 6 Тема, над которой работает наша школа «Школа в условиях внедрения новых стандартов в основной школе»
Слайд 7
Методическая тема «Формирование творческого потенциала ученика и учителя в условиях модернизации, реализации и внедрения ФГОС ООО». Вместе с тем, введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат. Новым для нас, учителей, стало понятие «универсальные учебные действия». Как развивать ученика нам знакомо, а вот как перестроить сформировавшиеся убеждения и поступки учителя – взрослого человека – стало самой серьёзной проблемой для администрации и педагогов школы
Методическим советом школы были подготовлены обучающие семинары:
«Обеспечение кадровыми, информационными, материально-техническими ресурсами по введению ФГОС второго поколения» (проанализированы были условия, выработан план действий по подготовке учителя, учебного кабинета и документации по введению ФГОС), «Реализация ФГОС: современные подходы к организации внеурочной деятельности и содержанию воспитательной работы», «Анализ УМК по реализации ФГОС», «Внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса», «Системнодеятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования». «Планируемые результаты в условиях реализации новых образовательных стандартов».
Слайд 8Цель методической работы: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя для реализации ФГОС второго поколения; удовлетворение образовательных запросов обучающихся и их родителей.
Слайд 9 ЗАДАЧИ методической работы:
1.Продолжить работу по обеспечению нового качества образования, соответствующее ФГОС (НОО, ООО, ОВЗ).
2.Повышать профессиональный уровень учителей, их методическое развитие и совершенствование.
3.Продолжать работу по внедрению в педагогическую практику современных методик и технологий, обеспечивающихдеятельностный и компетентностный подход к успешному обучению.
4.Обеспечить условия для профессионального совершенствования педагогов и реализации их педагогического потенциала и мастерства.
5.Создать условия для самореализации всех участников образовательного процесса через раскрытие их творческого потенциала.
ОСНОВНАЯ Работа с образовательными стандартами:
-согласование рабочих программ учебных предметов и курсов;
-преемственность в работе начальных классов и основного звена;
-методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
-методы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
-формы и методы промежуточного и итогового контроля -мониторинг УУД;
-региональные мониторинговые работы и ВПР.
СЛАЙД 10 Формы методической работы Все формы работы методической службы нашей школы можно условно разделить на организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные. Традиционными формами работы в школе являются:
тематические методические и педагогические советы;
диагностика, педагогический мониторинг;
индивидуальная работа; аттестация;
самообразование педагогов;
семинары - практикумы;
открытые уроки;
взаимопосещение уроков;
предметные недели;
творческие отчеты;
групповые и индивидуальные консультации;
практикумы по конструированию уроков;
информирование и обсуждение методических новинок;
презентация методических наработок.
СЛАЙД 11 Самообразование педагогов
У каждого учителя определена индивидуальная методическая тема по самообразованию, которая анализируется через участие педагогов в работе МО, педсоветов, семинаров, практикумов. Результатом самообразования будут являться открытые уроки, доклады, выступления перед коллегами, на педсоветах, совещаниях при директоре.
СЛАЙД 12
Тема ВШК «Совершенствование образовательной программы в условиях ФГОС НОО, ООО».
Цель:
Совершенствование учебно-воспитательного процесса, отслеживание динамики развития обучающихся, реализация их образовательного потенциала, учитывая индивидуальные особенности, интересы, образовательные возможности, состояние здоровья каждого ученика.
Задачи:
Обеспечение тесного взаимодействия администрации и учителей школы.
Обеспечение сочетания административного контроля внутри школы с самоанализом и самоконтролем всех участников образовательного процесса.
Отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся.
СЛАЙД 13 Тематика заседаний педагогических советов на 2017-2018 учебный год
Темы педсоветов
Педагогический совет № 1
Тема: «Успехи и проблемы, цели и задачи на 2017-2018учебный год».
Педагогический совет № 2
Тема:«Профессиональный стандарт педагога».
Педагогический совет № 3
Тема: «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса»
Педагогический совет № 4
Тема: «Ценностные аспекты образовательного процесса как факторы развития школы»
СЛАЙД 14
СЛАЙД 15
СЛАЙД 16
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности.
СЛАЙД 17 Обратная связь по вопросам внедрения ФГОС ООО
Родительские собрания, анкетирования, мониторинг
Таким образом, целенаправленная система методической работы на этапе введения ФГОС обеспечит создание необходимых условий для внедрения и реализации ФГОС, повысит уровень профессиональной компетентности педагогов.
Параллельно ведётся индивидуальная методическая работа: для повышения эффективности методической работы педагоги постоянно совершенствуют свое профессиональное мастерство через курсы повышения квалификации, семинары, самообразование, им предоставляется возможность каждому выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, в том числе и дистанционно. Проведение открытых уроков по использованию технологии личностно - ориентированного и деятельностного подходов в обучении. Творческие отчеты по самообразованию педагогов ( в рамках проведения предметных недель)
По мере реализации нового стандарта в школе проводится мониторинг и оценивание результатов. Для этого предусмотрена целая система оценки, которая предполагает аттестацию педагогических кадров, итоговую аттестацию обучащихся.
Оценить работу методического сопровождения и обеспечения профессионального роста педагогических кадров образовательного учреждения можно только при разработанной мониторинговой системе, где определены основные критерии оценки.
Для мониторинга методического сопровождения в нашей школе были обозначены следующие критерии:
субъективная оценка педагогами методической работы в школе,
качество освоения новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся,
качество овладения учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС,
повышение уровня знаний, мастерства, квалификации,
степень интереса к проводимым мероприятиям по ФГОС.
Методы оценки качества методической работы:
дискуссии,
опросы (анкетирование, тестирование),
аттестация,
представление передового педагогического опыта.
На сайте школы есть раздел ФГОС ООО, где размещены все локальные акты, информация для родителей, расписание уроков и занятий внеурочной деятельности.
Заключая договор со школой, родители знакомятся с программой, чтобы понимать, на какой результат нацелена школа. Родителям также был представлен портрет выпускника, который должен сформироваться при условии реализации новых стандартов на каждой ступени обучения.
Таким образом целенаправленная система методической работы на этапе подготовки к введению ФГОС обеспечит создание необходимых условий для реализации ФГОС, повысит уровень профессиональной компетентности педагогов.
Включение каждого учителя в методическую работу через выстраивание для него индивидуальной программы профессионального роста способствует его самореализации и коррекции практической деятельности по снятию лично у него имеющихся затруднений.
Есть заметные изменения профессиональной компетенции учителей нашей школы:
заметно растет положительная мотивация;
все учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения;
повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий;
создана действующая информационно-методическая база по внедрению ФГОС.
АНКЕТА
Уровень профессиональной и личностной готовности педагогических кадров к работе
в условиях введения ФГОС
Цель - определить готовность педагогов к введению федеральных государственных
образовательных стандартов в системе основного общего образования.
Уважаемый коллега! С целью выявления уровня готовности к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) просим Вас принять участие в анкетировании. Выберите один или несколько из предложенных вариантов ответа на вопрос или запишите свой ответ. Собранные данные будут анализироваться только в обобщенном виде. Мы гарантируем полную конфиденциальность предоставленной Вами информации.
1. ФГОС - это:
1) основа объективной оценки уровня образования учащихся;
2)совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной
программы образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию;
3) ориентир, принимаемый как исходное для сопоставления с реальной практикой,
направленный на достижение упорядоченности системы и определения минимальных
требований к качеству и уровню образования;
2. В основе стандарта лежит подход:
1) личностно ориентированный;
2) системно-деятельностный;
3) дифференцированный;
3. Какие три системы требований определены в ФГОС как обязательные:
1) требования к структуре основной образовательной программы;
2) требования к кадрам;
3) требования к условиям реализации основной образовательной программы;
4) требования к результатам освоения основной образовательной программы;
5) требования к субъектам образовательного процесса;
6) требования к информатизации образовательного процесса;
4. Требования к каким планируемым результатам учащихся установлены
стандартом:
1) личностным;
2) метапредметным;
3) предметным;
5. Что должно быть предметом итоговой оценки освоения учащимися основной
6. Из каких двух составляющих состоит итоговая оценка?
7. Какие результаты индивидуальных достижений учащихся не подлежат
итоговой оценке:
1) метапредметные результаты;
2) функциональная грамотность в области учебных предметов;
3) личностные результаты;
4) способность решать учебные задачи;
9. По каким направлениям развития личности организуется внеурочная
деятельность:
1) общеинтеллектуальное;
2) общекультурное;
3) духовно-нравственное;
4) коммуникативное;
5) спортивно-оздоровительное;
6) социальное;
10. Универсальные учебные действия - это:
1) способность ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путём
сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
2) компетентность, связанная с усвоением предметного содержания в различных
образовательных областях;
3) всестороннее развитие личности ребёнка на основе общечеловеческих ценностей;
11. Считаете ли Вы свою профессиональную компетентность достаточной для
работы в условиях введения ФГОС?
1) да;
2) нет;
3) необходимо постоянное совершенствование.
12. Согласны ли Вы с тем, что в настоящий момент актуальной задачей является
повышение методической компетентности педагогов?
1) согласен;
2) не согласен;
3) затрудняюсь ответить.
13. Как Вы можете охарактеризовать свое отношение к нововведениям в целом?
1) безусловно положительное
2) скорее положительное
3) нейтральное
4) скорее отрицательное
5) безусловно отрицательное
6) другое _______________________________________________________________
14. Сформулируйте основные отличия ФГОС (стандарт 2-го поколения) от
федерального компонента государственного образовательного стандарта (стандарт 1-го поколения)._______________________________________________________________
15. Как, по Вашему мнению, при переходе на новые ФГОС меняется роль
участников образовательного процесса?_________________________________________
16. В чём, на Ваш взгляд, состоит готовность учителя к введению
ФГОС
17. Считаете ли Вы, что введение ФГОС положительно скажется на развитии
системы образования в целом и образовательных результатах обучающихся?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
18. Какие профессиональные затруднения, связанные с введением ФГОС, Вы
испытываете?
19. Какая методическая помощь по преодолению профессиональных