В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонематического слуха детей, обучению первоначальному чтению, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению их словаря и развитию речи. Цель этого пособия – помочь учителю организовать обучение детей чтению в букварный период с учетом их разноуровневой подготовки. Оно содержит в себе упражнения для развития речевого аппарата, которые необходимо систематически использовать на уроках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонематического слуха детей, обучению первоначальному чтению, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению их словаря и развитию речи. Цель этого пособия – помочь учителю организовать обучение детей чтению в букварный период с учетом их разноуровневой подготовки. Оно содержит в себе упражнения для развития речевого аппарата, которые необходимо систематически использовать на уроках.
1 занятие.
Дыхательная гимнастика (выполняется стоя и сидя).
1.Исходное положение – встать, ссутулиться, расслабить мышцы спины и плеч.
2.С закрытым ртом втянуть носом воздух, разворачивая плечи и грудь. Задержать это положение на 1-2 секунды.
3.Сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение.
4.Повторить 2-3 раза стоя и сидя. В исходном положении «сидя» плечи и руки опущены вниз.
Артикуляционная разминка.
Разучить упражнение «Губы».
1.Плотно сжав губы, вытягиваем их вперед, фиксируя это положение.
2.Не разжимая губ, растягиваем их в улыбке.
3.Повторить упражнение 2-3 раза.
Работа над дикцией.
1.Исходное положение – «сидя». Сделать вдох.
2.На выдохе повторить за учителем, соблюдая интонацию: повествовательную, вопросительную, восклицательную.
3.Произнесите звуки с постановкой логического ударения.
4.Пропеть гласный звук, используя музыкальный ряд.
5.Скороговорка «У ежа ежата, у ужа ужата».
2 занятие.
Дыхательная гимнастика.
1.Повторить изученное упражнение.
2.Ввести новое упражнение «Свеча-1».
Встать, принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи (желательно использовать полоску бумаги и дуть на нее так, чтобы она сразу опустилась вниз).
Артикуляционная разминка.
1.Повторить упражнение «Губы».
2.Разучить новое упражнение «Щечки».
Исходное положение сидя. Поочередно надувая каждую щеку, перемещая поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполняем воздухом обе щеки. Занять исходное положение. Повторить 5-7 раз.
Работа над дикцией.
1.Сделать вдох.
2.Принять исходное положение губ, произнести на выдохе за учителем звук.
3.Пропеть ряд гласных звуков.
4.Скороговорка.
3 занятие.
Дыхательная гимнастика.
1.Повторить упражнение «Свеча-1».
2.Разучить упражнение «Свеча-2».
Принять исходное положение. Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Дуть медленно и ровно, чтобы «пламя» приняло горизонтальное положение, и удержать его в этом положении до конца выдоха (желательно использовать полоску бумаги).
Артикуляционная разминка.
1.Повторить упражнение «Губы».
2.Повторить упражнение «Щечки».
3.Разучить упражнение «Хомячок».
Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.
Работа над дикцией.
1.Принять исходное положение для вдоха.
2.Произнести на выдохе за учителем звук: кратко, затем нараспев.
3.Пропеть гласный звук, используя музыкальный ряд.
4.Скороговорка.
4 занятие.
Дыхательная гимнастика.
1.Упражнение «Задуй свечу».
Артикуляционная разминка.
1.Упражнение «Хомячок».
Дети набирают в рот воздух и перемешают его вверх и вниз.
Принять исходное положение. Сделать глубокий вдох носом. Выдохнуть воздух через рот двумя порциями: 1-короткий, чтобы воображаемое пламя свечи приняло горизонтальное положение, но не погасло; 2-длинный, чтобы загасить свечу (использовать полоску бумаги).
Закладываем язык за щеку, как конфету, поочередно перемещая его из одной стороны в другую.
Работа над дикцией.
1.Пропеть звук, используя музыкальный ряд.
2.Скороговорка.
7 занятие.
Дыхательная гимнастика.
1.Повторить одно из изученных упражнений (по усмотрению учителя).
2.Разучить упражнение «Именинный пирог».
Сделав глубокий вдох носом, постарайтесь задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге (количество порций выдохов может быть разным).
Артикуляционная разминка.
1.Повторить упражнения «Губы».
2.Повторить упражнение «Конфета».
3.Разучить упражнение «Маятник».
Губы сомкнуты. Перемещаем язык по верхнему ряду зубов слева на право и обратно. Те же движения выполнить по нижнему ряду зубов.