kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по теме " «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральные государственные стандарты уделяют большое внимание  неоходимости правильной организации учебного процесса. В методических рекомендациях представлен опыт работы по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе". Правильная организация обучения вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы  даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по теме " «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе» »

Методические рекомендации по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

Пуховская Наталия Владимировна,

учитель ГБОУ СОШ № 306

г. Санкт-Петербург



«Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно – гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил…»

В. А. Сухомлинский

Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, но и состояния полного социального, физического и психического благополучия.

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников. Наиболее распространенные среди детей болезни:

  1. Болезни органов дыхания

  2. Инфекционные заболевания

  3. Кариес зубов

  4. Травмы

  5. Аллергические заболевания

  6. Избыточный вес

  7. Нарушение осанки и другие изменения опорно-двигательного аппарата

  8. Функциональные расстройства сердечнососудистой системы

  9. Невротические реакции

  10. Снижение остроты зрения и другие нарушения состояния здоровья.

  11. Главные причины этого: малоподвижный образ жизни, «перегрузка» учебного процесса, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экология.

Основная цель начального образования – развитие ребенка при сохранении здоровья. Содержание школьной работы, направленное на формирование здорового образа жизни, это:

- физическое совершенствование;

- психическое здоровье;

- социальная безопасность;

- основы экологических знаний.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся. Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может много сделать для сохранения здоровья школьников. Главное, понимать значимость проблемы, последовательно следовать выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В основном проводились спортивные мероприятия в учебное время, и не уделялось должного внимания оздоровительному отдыху во время каникул. Как показывает статистика, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее время приобрела статус приоритетного направления. Одним из показателей эффективности образовательного процесса в современной школе является уровень сформированности компонентов здоровья. Что же такое – здоровьесберегающие технологии? Здоровьесберегающие технологии – это технологии, (системно-организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса) направленные на сохранение здоровья. Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей. При использовании на уроках здоровьесберегающих технологий учащиеся получают образование без ущерба для здоровья. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья и интеллектуальное развитие ребёнка должны быть взаимодополняющими и взаимоопределяющими компонентами в системе формирования целостной личности. Одним из условий здоровья личности является успешность в его деятельности. Это деятельность детей в школе. В большинстве случаев, активные позиции в школе, хорошая успеваемость – это факторы благополучного самочувствия детей. В свою очередь, возможность развивать свои индивидуальные способности и раскрывать свой творческий потенциал – главное условие в обеспечении благоприятных условий.

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования и должна обеспечить целостное развитие личности ребёнка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер.

  1. Профилактика и коррекция нарушения зрения (гимнастика для глаз)

  2. Профилактика и коррекция психоневрологических нарушений (игры, направленные на совершенствование внимания, памяти, воображения; на обучение выражать свои эмоции, преодолевать барьеры в общении, понимать себя и других; на снятие психического напряжения);

  3. Правильная организация режима учебного процесса:

- учитывание динамики работоспособности в течение дня и недели – расписание уроков, распределение учебной нагрузки;

- занятия в режиме динамических поз (некоторые дети занимаются стоя), профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, снижение агрессии и страха, увеличение работоспособности и активности детей (работа в парах, в группах);

4. Уровень освещенности, температурный режим

5. Общеобразовательные мероприятия:

а) физкультурные паузы, включающие элементы утренней гимнастики и общеразвивающие упражнения на уроках, удлиненные перемены, соблюдение режима в группах продленного дня, рациональный отдых (смена видов деятельности);

б) элементы ароматерапии – выращивание лука, чеснока, растений обладающих бактерицидными и противовоспалительными свойствами;

в) наличие в классах комнатных растений (герань – тем, кто не уверен в себе или сосредоточен на неудачах; хлорофитум – для очищения воздуха; кактус – нейтрализация радиоактивности; сухие листья шалфея – для «отпугивания» стресса);

г) уборка помещений влажным способом и их проветривание;

д) дозирование домашнего задания по предметам;

е) чередование различных видов деятельности на уроке – рациональное распределение времени;

ж) правильное использование на уроках наглядных средств обучения с учетом требований гигиены (соблюдение санитарных норм при использовании на уроках электронных образовательных ресурсов);

з) рациональное питание (культурно-гигиенические навыки, вопросы гигиены, элементы культуры поведения);

и) единые требования к учащимся со стороны семьи и школы беседы с родителями на темы: «Значение режима дня», «Уход за полостью рта», «Предупреждение детского травматизма», «Физическое воспитание и закаливание ребенка», «Гигиена питания младших школьников», «Гигиенические вопросы полового воспитания», «Значение физических упражнений для формирования у укрепления здоровья ребенка» и другие;

6. Регулярные занятия педагога с детьми по программам «Правила дорожного движения» и «Основы безопасности жизнедеятельности»

Таким образом, правильная организация обучения вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Задача педагога начального обучения научить детей еще в начальном звене воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность, дарованную нам.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пуховская Наталия Владимировна

Дата: 18.07.2014

Номер свидетельства: 110206

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ""Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения""
    ["seo_title"] => string(72) "osvoenie_sredstv_muzykalnoi_vyrazitelnosti_na_nachalnom_etape_obucheniia"
    ["file_id"] => string(6) "551833"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590707345"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Новый образовательный стандарт - мой творческий поиск"
    ["seo_title"] => string(54) "novyi_obrazovatiel_nyi_standart_moi_tvorchieskii_poisk"
    ["file_id"] => string(6) "374844"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1483275461"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Программа "БОС - уроки здоровья" "
    ["seo_title"] => string(30) "proghramma-bos-uroki-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "189900"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427045793"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Рабочая программа по предмету "Развитие речи"  для детей с глубокой умственной отсталостью 3 год обучения. "
    ["seo_title"] => string(120) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-razvitiie-riechi-dlia-dietiei-s-ghlubokoi-umstviennoi-otstalost-iu-3-ghod-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "172135"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423760088"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства