Методические разработки по организации оценивания достижения планируемых результатов в начальной школе.
Методические разработки по организации оценивания достижения планируемых результатов в начальной школе.
Введение.
Стандарты определяют общие Требования к результатам начального образования, которые конкретизируются и детализируются в системе нормативных документов – «Планируемых результатах освоения программ начального образования», примерных учебных программах по предметам, программе формирования универсальных учебных действий, материалах системы оценивания и других.
Реализация и достижение планируемых результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически, напротив, требуется серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего общей идеологии стандарта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Стандарты определяют общие Требования к результатам начального образования, которые конкретизируются и детализируются в системе нормативных документов – «Планируемых результатах освоения программ начального образования», примерных учебных программах по предметам, программе формирования универсальных учебных действий, материалах системы оценивания и других.
Реализация и достижение планируемых результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически, напротив, требуется серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего общей идеологии стандарта.
1.Место и роль разработки в системе реализации ФГОС НОО. Предлагаемое методическая разработка по курсу «Окружающий мир» для 2 класса по разделу «Природа» (20 ч) составлена в соответствии с требованиями ФГОС и ориентирована на учителей, работающих с УМК «Школа России»
Задача разработки состоит в том, чтобы максимально облегчить учителю оценивание достижений планируемых результатов для освоения программ начальной школы.
2.Технология достижения планируемых результатов освоения программ начального образования по предмету «Окружающий мир»
Цель работы
1.Разработать методические рекомендации пооценке достижений планируемых результатов по предмету «Окружающий мир» раздел «Природа», автор АА Плешаков, УМК «Школа России» во 2 классе на основе требований ФГОС»(20 ч)
Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач:
1.Изучить требования ФГОС и научно- методические материалы, направленные на оценкудостижений планируемых результатов для освоения предмета «Окружающий мир»,
2.Разработать контрольно- оценочные материалы в соответствии с требованиями ФГОС (тесты, практические работы, листы наблюдения и др)
Планируемые результаты изучения курса "Окружающий мир", раздел «Природа»,2 класс
Личностные результаты У обучающегося будут сформированы:
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
Познавательные Обучающийся научится:
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
Коммуникативные Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
Предметные результаты Обучающийся научится:
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки
Методы контроля:
- наблюдение,
- тестирование
Формы контроля:
индивидуальные,
групповые,
фронтальные формы;
устный и письменный опрос;
Инструментарий контроля:
задания по выявлению уровня сформированности УУД,
карта наблюдений,
тест,
проверочная работа
лист самооценки
Например, при формировании навыков работы в группе можно предложить учащимся в ходе групповой работы совместно заполнить такой лист наблюдений про каждого из участников групповой работы на протяжении всего раздела (20 ч):
Лист наблюдений
Оценка работы в группе
Дата ________________
Имя, фамилия
___________________________________________
чередует говорение и слушание;
задает уместные вопросы;
говорит по теме;
пытается полно отвечать на замечания и вопросы товарищей по работе;
Учитель, наблюдая за работой детей, может вести аналогичные записи параллельно.
Подобная работа целесообразна также и при формировании других навыков. Так для отработки навыков устной речи можно предложить учащимся, слушая устную презентацию одноклассника, одновременно с учителем заполнять следующий лист наблюдений:
Лист наблюдений
Оценка устной презентации
наглядно передает содержание и структуру сообщения
выбирает доступное содержание
выбирает удачную форму подачи информации, помогающую понять смысл сообщения
привлекает аудиторию с помощью глазного контакта, уместных устных реплик и тона
использует специальные слова и выражения
использует разнообразные предложения и словосочетания, которые оживляют речь
Дневник самонаблюдения
Проверочная работа №5
Пояснительная записка к проверочной работе № 5.
Задания для итоговой оценки достижения планируемых результатов в разделе «Природа». Проведение проверочной работы № 5 планируется после изучения тем «Осень в неживой природе» и «Звёздное небо осенью». Планируемые результаты изучения тем. Метапредметные умения:
распределять обязанности при выполнении учебного задания в группе;
формулировать собственное мнение.
Предметные умения:
определять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу;
устанавливать причину природных осенних явлений: листопад, пожелтение травы;
определять на осеннем небе созвездия Большая Медведица и Лебедь;
рассказывать о дне осеннего равноденствия.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
называть осенние явления в неживой природе;
наблюдать за изменениями погоды;
устанавливать причину осенних изменений в неживой природе»;
называть 2-3 созвездия;
понимать, что созвездиями называли древние, и что называют созвездиями современные учёные.
Цель: Определить результаты изучения тем «Осень в неживой природе» и «Звёздное небо осенью». Работа предлагается в двух вариантах: 1 вариант рассчитан на базовый уровень сложности, 2 вариант - на повышенный уровень сложности.
Проверочная работа № 5
Раздел «Осень»
Темы: «Осень в неживой природе», «Звёздное небо осенью».
1 вариант (базовый уровень сложности)
Ф. И. ученика_____________________________________________________
Разложите лежащие перед вами карточки с изображением растений на следующие группы: (Регулятивные УУД)
а) деревья, кустарники и травянистые растения;
б) хвойные и лиственные растения;
в) дикорастущие и культурные растения;
Выберите какое-нибудь одно растение и расскажите о нем, где оно обычно встречается, какие условия ему нужны для роста; почему вы выбрали именно это растение, как вы впервые о нем узнали. (Познавательные УУД)
Пользуясь изображенной на рисунке схемой, укажите и назовите отдельные части растения: корень, стебель, ствол, листья, цветы, плоды. (Познавательные УУД )
Разложите лежащие перед вами карточки с изображением животных на следующие группы:
а) насекомые; б) рыбы; в) земноводные;
г) птицы; д) млекопитающие (звери).
Карточки внутри каждой группы распределите на две подгруппы: хищные животные – травоядные животные.
Сколько карточек вы не смогли отнести к какой-либо группе? Подгруппе? Как надо с ними поступить? (Комуникативные УУД)
Критерии оценивания
полнота и правильность ответа- 5 баллов
кем-либо из группы допущено одна-две ошибки -4 балла
не выполнены 3 условия – 3 балла
отсутствие работы- 2 балла
Заключение.
Разработанная нами система оценивания позволяет выявить уровень достижения планируемых результатов по разделу «Природа» предмет «Окружающий мир»