kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по теме "Герои русских народных сказок."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по сказкам. Используется в работе учителями начальных классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Герои русских народных сказок."»

ГКОУ «Красноярская школа-интернат»



Рассмотрено на МО Утверждено

« » 2017 педагогическим советом

№ 2017 №

Директор школы: Н.В.Жерновников



Художественно-эстетический проект:

«ГЕРОИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»











Авторы проекта: Алексенко Т.В, Белолипецкая Е.В, Мартыненко И.Д.

Шолохова Н.Г, Ульченко Н.В.

Возраст детей: 7-12 лет.

Сроки реализации проекта: долгосрочный.

Вид проекта: деятельностный.

2017

Проект: «Герои русских народных сказок».

Актуальность проекта:

Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах, а особенно, в сказках, заключено особое очарование, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Кто из нас не любит русскую народную сказку? Читая ее, мы печалимся вместе с сестрицей Аленушкой о судьбе непослушного братца Иванушки, спасаем с Иваном-царевичем Василису Премудрую и так радуемся, когда наконец-то наказаны Змей Горыныч и Баба Яга, Кощей Бессмертный и Леший. Но кто же они, эти отрицательные герои, такие ли плохие, какими кажутся? Актуальность работы обусловлена потребностью восполнить пробелы, связанные с недостаточными знаниями о реальном происхождении сказочных злодеев русских народных сказок.

Гипотеза исследования: Предположим, что у отрицательных героев русских народных сказок Кощея Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча были положительные прообразы.

Цель: доказать, что у злодеев русских народных сказок были положительные прототипы.

Задачи:

- изучить дополнительную литературу и источники по данной теме;

- провести исследование прототипов Кощея Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча;

- нарисовать персонажей, изготовить поделки;

- подготовить сообщения о том, что нового узнали о персонаже;

- выяснить причины, по которым положительные герои превратились в злодеев.

Вид проекта: информационно - познавательный, творческий, практический.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: дети младшего школьного возраста, учителя.

Предполагаемый результат:

  • Повышение интереса детей к чтению сказок.

  • Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.

  • Повышение уровня развития речи детей. 

  • Что у злодеев русских народных сказок были положительные прототипы.



Этапы работы над проектом:

1 этап:

Организационный

  • Определение темы проекта.

  • Формулировка цели и разбивка на веер задач. Ознакомление детей с целями и задачами проекта

  • Составление плана основного этапа проекта. Подбор материала. Опрос детей.

  • Подбор дидактического и методического оснащения проекта

  • Принятие решения: осуществление проекта «Герои русских народных сказок».

2 этап:

Практический

1. НОД:

  • Просмотр мультфильмов: «Горыня - сказочный богатырь и великанища», «Гуси-лебеди» и др.

  • Развитие речи : Викторина «Что вы знаете о сказках?», кроссворд, инсценирование сказок.

  • Познание: прототипы сказочных героев.

  • Конструирование: «Вернисаж любимых сказок».

  • Лепка: «Герои русских сказок».

  • Аппликации к прочитанным сказкам.

  • Рассматривание сказок разных видов и жанров.

  3 этап:

Заключительный

В ходе реализации проекта поэтапно выполняются все пункты плана, анализируется результаты

-отчет о реализации проекта

-сбор полученного материала по проекту, монтаж



Реализация проекта через:

  • Непосредственно образовательную деятельность.

  • Совместную деятельность педагогов и детей;

  • Работу педагогов с патронатными воспитателями;

  • Создание предметно-развивающей среды.

  • Совместную свободную деятельность детей и патронатных родителей.

Формы и методы работы:

  1. Игровая деятельность

  2. Познавательное и речевое развитие.

  3. Конструирование.

  4. Совместное творчество взрослых и детей.

  5. Просмотр мультфильмов и чтение сказок.

Продукты проектной деятельности:

  • Беседа «Исторические сведения о Бабе-Яге, Змее Горыныче, Кощее Бессмертном.

  • Просмотр мультфильмов.

  • Чтение сказок.

  • Конкурс рисунков «Мои сказки»

  • Аппликации «Мой любимый сказочный герой»

  • Викторина «Вернисаж любимых сказок»

  • Посещение библиотеки. Инсценировка сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Необходимые условия реализации проекта:

1. Наличие необходимой литературы.

2. Методические разработки.

3.Обязательное активное участие патронатных воспитателей.

Вывод: данная работа может быть использована на уроках литературного чтения при изучении тем, связанных с устным народным творчеством.







Приложение.

Слово «сказка» в его современном смысле в России появилось только в 17 веке. До этого говорили «байка» или «басень» (от слова «баять» – рассказывать).Сказки на Руси известны с древних времен. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Сказки бывают нескольких видов: бытовые, сказки о животных, волшебные. Но одно объединяет их – это то, что каждая сказка, вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Сказка – ложь, да в ней – намек… Кто не знает эту народную мудрость? Русские сказки, былины, предания представляет огромную ценность, как для любителей истории русского народа, так и для ученых. Для русского человека, в первую очередь, именно сказка являлась сокровищницей мудрости, потому что она всегда учила и учит добру, мудрости, милосердию, терпению. Сказку на Руси любили всегда, причем не только дети, но и взрослые. Например, в летописях XII века имеется упоминание о том, как богатому перед сном «баяли», т.е. рассказывали сказку. По другим свидетельствам, артельщики, уезжая, часто брали с собой или нанимали уже на месте старуху, которая каждый вечер рассказывала им сказки, за что ей платили столько, сколько зарабатывали сами. Первые упоминания о сказках «Об Иване Пономаревиче», «О Царевне и Ивашке Белой рубашке» появляются в рукописных сборниках XVI-XVII вв. В XVIII веке выходят первые печатные издания. Русская сказка привлекла и писателей. А.С.Пушкин собирал, записывал и обрабатывал сказки своей няни Арины Родионовны. Жуковский В.А., Ершов П.П., Даль В.И., Афанасьев А.Н., Белинский В.Г. - также не остались равнодушны к этому жанру русского фольклора, они облекли сказку в новые литературно-поэтические формы. О происхождении имен сказочных злодеев споры шли всегда. Так, например Владимир Даль (1801-1872) в "Толковом словаре живого великорусского языка" связывал отчество самого знаменитого Змея с именем Горыня – «сказочный богатырь и великанище, который горы качает. Горынычем сказочное отчество, придаваемое богатырям, иногда змею, или жителям гор, вертепов, пещер», имя Кощея не со словом "кость", а с понятием "касть" ("кась"), что являлось, по его мнению, сокращением более понятного для современного читателя слова "пакость". В.Н. Демин в своей статье «Когда Кощей был «кочегаром…», наоборот, считает, что имя Кощея произошло от индийского Кашьяпы (бессмертное божество, земное воплощение Брахмы, который был хранителем бессмертного напитка. Знаменитый исследователь русского фольклора А. Подъяпольский обнаружил истоки образа Бабы Яги тоже в Индии, о чем и пишет в книге «Кто такая – Баба Яга?». Мир сказок богат и разнообразен. Кого в них только не встретишь: тут тебе и Василиса Премудрая, и клубочек-навигатор, и щука говорящая. Читая сказку, мы обычно сравниваем себя с положительными героями. Еще бы! Так здорово оказаться в тридевятом царстве, отыскать заветный дуб и сломать иглу, на которой «смерть Кощеева»… Вообще-то, существует такое выражение, что плохими не рождаются, а становятся. Выходит, Баба Яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч тоже были когда-то хорошими? Кто же они тогда на самом деле? Доказать, что у злодеев русских народных сказок были положительные прототипы, стало основной целью нашей работы.

Кощей Бессмертный – богатырь?

Открывает галерею отрицательных персонажей русских народных сказок Кощей Бессмертный. Высокий, худой, с очень длинными руками, без волос на голове и с серым цветом кожи старик. Кстати, по свидетельству некоторых историков, он как две капли вода похож на инопланетянина, некогда жившего на Земле. Чаще всего добрым нравом такие существа не отличались, вот и заслужили дурную славу. Эта версия и сама больше похожа на сказку, но кто его знает… Образы Кощея Бессмертного в русских народных сказках не похожи один на другой: то он царь, то всадник на говорящем коне, то пленник, триста лет пробывший в заточении (причем ему достаточно выпить три ведра воды, чтобы обрести неимоверную силу и разорвать двенадцать цепей), то чародей, колдун, военачальник, который пришёл жечь русские города.

Кроме всего этого, существует еще одна малоизвестная сказка «Про Кощея - богатыря», в которой первый русский богатырь (пока еще не Кощей) освободил невольников из вражеского плена, но князья предали его, и богатырь потерпел поражение на гороховом поле. Он схвачен в плен, закован в цепи и посажен в башню. Прошли годы, о богатыре давно не помнят не только друзья и враги, но и он сам стал называться Кощеем («пленником»), так как забыл своё имя. Наконец-то цепи проржавели и дали ему свободу. Выйдя из темницы, он подчинил себе армию врага и завоевал при помощи нее чужеземные города. А затем пошёл войной на Русь, чтобы отомстить за предательство. Выходит, это русские князья виноваты в том, что русский витязь превратился в Кощея Бессмертного.

Мифологический прототип Кощея.

Интересно, что в большинстве русских народных сказок у Кощея нет детей, впрочем, как и у других злодеев (дабы не распространять зло), но кое-где в качестве его дочери фигурирует Василиса Премудрая, которая выведывает секрет смерти отца, таящийся на острове Буяне, и рассказывает его своему возлюбленному. Местонахождение яйца со смертью Кощея в сундуке на дубе и в утке лишний раз доказывает, что прообразом Кощея является мифологический Змей, связанный с Мировым древом (кстати, знания о Мировом дереве заложены в нас со времен язычества, наряжая елку на Новый год, мы уже даже и не ведаем, что дерево у древних славян было символом устройства мира), у которого находится Мировое яйцо, снесенное уткой. Смерть Змея означает конец старому миру и начало нового, космического мира. Пока Змей жив, космос находится до времени в свёрнутом виде в яйце.

Что общего между Кощеем и кочегаром?

Имя «Кощей» было хорошо известно на Руси, им иногда называли мальчиков, и означало оно, по одним источникам, «бессмертный, воскресший», а по другим, – «раб, пленник». Кстати, в «Слове о полку Игореве» имя кощеево упомянуто дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы). В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевой летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей также Кошенькой, встречается как личное имя. В русских народных сказках Кощеем зовут тощего человека («кость» , т.е. «мешок с костями»). Владимир Даль (1801-1872) в "Толковом словаре живого великорусского языка" связывал имя Кощея не со словом "кость", а с понятием "касть" ("кась"), что являлось, по его мнению, сокращением более понятного для современного читателя слова "пакость". Отсюда и "мерзость, гадость, скверна, нечисть, поганьё" и т. п.. Но в словах «кость» и «касть» нет шипящего звука на конце, поэтому можно предположить, что имя Кощея связано со словом «кош» («бессмертный, воскресший»). Интересна версия о санскритском слове «kocagara», означающем "хранитель казны" (помните, у А.С.Пушкина: " Там царь Кощей над златом чахнет…"). Читается это слово как "кошьягара" или даже "кочагара", что роднит его с русским «кочегар», может быть, означающим не только того, кто подбрасывает уголь в печь, но и того, кто им заведует. Если это так, то почему же тогда Кощей бессмертен? Ответ на этот вопрос можно отыскать в других источниках. По мнению В.Н.Демина Кашьяпа - бессмертное божество, земное воплощение Брахмы, который был хранителем бессмертного напитка, а зловещность - это обычный результат позднейшей демонизации. Выходит, что ничего ужасного в образе Кощея Бессмертного нет. Как бы то ни было, но на Руси было принято отмечать Кощеев (Касьянов) день каждый високосный год 13 марта.

Откуда взялась Баба Яга?

Какая же она безобразная, кровожадная и беспощадная, эта Баба Яга! Кто не испугается сгорбленной старухи с горящими глазами и вздыбленными волосами? Сердце замирает, когда видишь ее на картинке. И откуда она только взялась? По одной из версий, Баба Яга – умершая родственница, которой было принято пугать детей. Дело в том, что древние славяне хоронили усопших не в земле, а в домовинах — домиках, расположенных на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. В славянской мифологии существовала версия о трех мирах: Яви (мир земной, настоящий), Нави (мир предков, духов), Прави (закон, созданный Дажьбогом, воплощение правды и мудрости). Так вот именно Баба Яга, по утверждению предков, была проводником между миром мертвых (царство Кощеево) и живых (люди), по той же версии, имя Яга следует расшифровывать так: «я» - творческое начало в человеке, «га» - движение.

Гипотез о происхождении этого образа, оставшегося лишь в русских народных сказках, много. Так, например, в «Повести временных лет» есть указание на племена Ягов и Касогов, которые считаются первыми обителями в районе нынешнего Туапсе, свои жилища они строили на воде (отсюда «куриные» ноги — сваи) и были кровожадными и свирепыми воинами, кроме этого, ели людей. А знаменитый исследователь русского фольклора А. Подъяпольский обнаружил истоки образа Бабы Яги в Индии, предположив, что раз избушка плохо отапливается, пол в ней высоко поднят над землей, то жить в ней зимой невозможно, значит, наша Бабушка Яга прибыла из других мест потеплее, скорее всего, из Индии (кстати, торговые пути с Индией у России налажены были давно). Кроме этого, автор обращает внимание и на то, что в русской народной сказке к Бабе Яге чаще всего приходят за советом, и она, предварительно уважив гостя, никогда не отказывает. А в Индии таких наставников уважительно называют «баба» и по сей день. Доказывая свою точку зрения, А.Подъяпольский делает упор и на то, что у индусов издревле существует философское учение – йога, поэтому высказывает мнение, что слово «яга» в русском языке могло произойти от «йога», а в таком случае «баба-йога» означает на санскрите не что иное, как учитель-йог. Другой учёный Ю. Росциус предполагает, что сказки о Бабе Яге – это не что иное, как доказательство визита на Землю в далеком прошлом космических кораблей. В качестве одного из доводов он предлагает подробно рассмотреть ступу, которая представляет собой предмет цилиндрической формы, удивительно напоминающий контуры современной ракеты. Полёт Бабы Яги сопровождается характерными явлениями, похожими на те, что возникают во время полета ракет и реактивных самолетов: «Вдруг слышит Иванушка непомерную бурю и сильный ветер, деревья стали пригибаться до самой земли, которые выворачивало, которые ломало». Аргументом передвижения ступы с помощью реактивных двигателей является и метла. За ступой, как за реактивным самолетом, оставался постепенно рассеивающийся белый след – «как будто его на небе метлой заметали».

Почему Ягу Ягой называют?

Первая часть имени «Баба» указывает на то, что старушке не один десяток лет. Что касается второй части, то этот вопрос до сих пор остается открытым. В словаре В.И. Даля, например, ягой названа женская одежда, напоминающая халат с воротником. Шьётся из тёмных тканей, шерстью наружу, но, скорее всего, что это никак не связано с образом Бабы Яги. Хотя в славянской мифологии такая одежда обычно носилась чародеями из подземного мира или нечистью. По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» и т. п., откуда вполне ясен первоначальный смысл названия Бабы Яга. Еще одна версия, имеющая право на существование: Баба Яга – королева племени людоедов яга из Центральной Африки. В XVII веке в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли миссионеры-капуцины, и там появилась португальская колония – Ангола. В ней-то и находилось маленькое туземное королевство, которым управляла эта людоедка-царица. Но такое возможно вряд ли, потому что в русских сказках образ Бабы Яги появился намного раньше XVII века.

Так, может быть, тогда Ягу Ягой называют потому, что сборщика податей при монголах назывался Бабай - Ага. Произнесите это имя быстро. Вот вам и Баба Яга! Страшная и беспощадная, обирающая до нитки, такой можно и детей попугать. Нам, например, ближе другая гипотеза: жила на Руси покровительница детей-сирот, прекрасная, молодая, добросердечная, почитаемая всеми Йогиня-матушка, которая объезжала на огненной колеснице землю и собирала повсюду несчастных, беспризорных детей-сирот. Ни один город не остался без ее внимания, а узнавали ее жители по нарядным сапожкам, которые были украшены прекрасными золотыми узорами. Потому и называли ее Йогой Златой ногой. Когда она появлялась, от нее исходила излучающая доброта и нежность. Бабу Йогу очень любили не только дети, но и взрослые. И как только она заезжала в любой город, ей сразу же показывали, где живут дети-сироты. Детишек она отвозила в свой предгорный скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор. Жила Йога в летающем доме, из-под которого курился дым, а ночью он светился. Её дом был малых размеров, зато внутри он был огромным. На подворье у неё жило много разных существ из разных миров - жить и нежить. По этой причине имя Йога переводится как слияние миров и вместилище мудрости. Йогиня-матушка заботилась о детях-сиротах, как настоящая мать, и проводила их через огненный обряд, который посвящал их Древним Высшим Богам. Чужестранцы, случайно забредавшие в чащу, где жила Баба Йога, и присутствовавшие на обрядах, в дальнейшем, не понимая всего таинства обряда до конца, искажали до неузнаваемости в своих рассказах образ Йоги-Матушки, они повествовали о якобы злой старухе, которая бросает беззащитных детей-сирот в огненную печь. Вот так образ доброй, молодой и любящей детей Йогини превратили в злую старуху, изменив имя на - Баба Яга.

«Горыня - сказочный богатырь и великанища»

Еще один неотъемлемый персонаж русской народной сказки – Змей Горыныч. Это многоголовое чудо, обладая достаточно большой массой тела, умеет хорошо летать. Еще одна важная его особенность – то, что Змей хорошо «чует русский дух», говорит и умеет извергать огонь из открытой пасти. Интересно, что больше ни один отрицательный персонаж в сказках не имеет отчества, а у этого чудища оно есть. Так откуда все-таки у Змея взялось такое забавное отчество? Скорее всего, что оно указывает на его происхождение (например, Попович - поповский сын, Муромец – выходец из Мурома). Вполне возможно, что Горыныч – житель гор, а может, отец его был Горыней? В словаре В.И.Даля читаем: «Горыня - сказочный богатырь и великанища, который горами качает. Горынич и сказочное отчество, придаваемое богатырям, иногда змею или жителям гор, вертепов, пещер». Интересен и тот факт, что в глубокой древности Змеем Горынычем называли бурю со смерчами. Возможно, это и так, но существует и другая версия о том, что во время нападения на Русь варягов один из викингов устроил себе разбойничье гнездо на реке Горынь, обнеся его частоколом, совершал жестокие расправы над славянами, сжигая деревни и уводя русских девушек в плен. Именно за кровожадность его и прозвали Змеем. Было у этого варяга два сына – вот вам и три головы, иногда выглядывающие из-за частокола. Может, это и выдумка, но на реке Горыни, среди болот до сих пор есть остров, который называют Змеиное поселище. Исследуя различные точки зрения ученых, мы пришли к выводу, что, скорее всего, отчество Горыныч произошло от слова «гореть», а его способность к «изрыганию» огня относят к изобретению пороха китайцами, священным животным у которых является дракон. Татаро-монголы, позаимствовав секреты изготовления пороха, снарядов из него и метательных машин у китайцев, пришли войной на Русь. Славяне, ранее не видевшие такого, принимали огневые установки с летящими на них горящими снарядами за живого огромного и невиданного зверя, скорее всего, многоголового змея (Змий или Змей на Руси издавна был олицетворением зла). Позже монголы стали наполнять свои снаряды нефтью, которая, как известно, практически не впитывается в землю, а покрывает ее пленкой, губительной для всего живого. Разве эта версия не находит отражение на страницах народных сказок, где из отрубленных змеиных голов вытекает черная кровь, которую не хочет принимать земля русская? А вот ученые-биологи отыскали в лесах жука-бомбардира, который выстреливает горючую жидкость, спасаясь от врагов, причем состав ее близок к современному ракетному топливу. Любопытно, что в ископаемых черепах некоторых видов динозавров обнаружены полости, подобные используемым жуком-бомбардиром для выработки химического оружия. То есть можно предположить, что эти динозавры обладали аналогичными свойствами. Попросту говоря, могли быть огнедышащими. Так, может, Змей Горыныч – реальное существо, увиденное когда-то нашими предками?

Список использованной литературы

1. Родословная Кощея Бессмертного/http://www.fanbio.ru/mif/84-2010-03-26-10-25-56.html

2. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Астрель, 2010

3. В.Н.Демин. Когда Кощей был «кочегаром». - М.: Литература, 2003

4. А.Аливердиев. Баба-Яга. – Красногорск: Звездная дорога, 2000.

5. С. Казиник. Баба Яга – кто это?/ http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-48286/

6. И.Мельник. Почему Баба Яга и Змей Горыныч превратились в отрицательных персонажей?/http://www.bolshoyvopros.ru/questions/103658-pochemu-baba-jaga-i-zmej-gorynych-prevratilis-v-otricatelnyh-personazhej.html

7. Семь фактов о Кощее Бессмертном/http://russian7.ru/2012/11/7-faktov-o-koshhee-bessmertnom/


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка по теме "Герои русских народных сказок."

Автор: Алексенко Татьяна Вячеславовна.

Дата: 15.02.2018

Номер свидетельства: 457658

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия по ОРКСЭ "Жизнь дана на добрые дела" "
    ["seo_title"] => string(103) "uchiebno-mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-orkse-zhizn-dana-na-dobryie-diela"
    ["file_id"] => string(6) "126692"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415206002"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Методическая разработка по письму (для коррекционных классов). "
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia-razrabotka-po-pis-mu-dlia-korriektsionnykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "197712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428300859"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Методическая разработка к уроку литературного чтения для учащихся 2 класса по теме "Герои литературных сказок" (УМК "Перспектива") "
    ["seo_title"] => string(147) "mietodichieskaia-razrabotka-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-dlia-uchashchikhsia-2-klassa-po-tiemie-gieroi-litieraturnykh-skazok-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "133455"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416506656"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Методическая разработка на тему: "Азбука права- права ребенка""
    ["seo_title"] => string(58) "mietodichieskaiarazrabotkanatiemuazbukapravapravariebienka"
    ["file_id"] => string(6) "284633"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454001844"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства