Методическая рекомендация по теме: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка».
Методическая рекомендация по теме: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка».
Методическая рекомендация по теме:
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка».
На уроках можно использовать такие игры:
1. «Буква потерялась».
-кула, -кв-риум, -стр-, -ист.
2. «Слово рассыпалось».
Арста (астра); азубр (арбуз); аарм (рама).
3. «Звук заблудился».
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке туда-сюда.
4. «Найди слово в слове».
Зоопарк (парк, поза, коза, роза, пар, рак).
Просто ( топор, просо, спорт, спор, трос, пост, рост)
5. При изучении орфограмм использую веселые «запоминалки»:
В сочетаниях ЖИ – ШИ
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ЧА – ЩА
Пишем только букву А!
Молчаливый твёрдый знак.
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам.
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать не ясно нам…
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
Корни могут изменяться,
Но родными оставаться:
Бок – бочок, друг – дружок,
Ухо – уши, пух – пушок,
Пущу - пускать, лечу – летать.
Какими нам слова считать?
Их будем однокоренными звать.
Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков.
Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз)
2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления.
Голубая простыня весь свет одевает. (Небо)
3. В загадку включено отрицательное сравнение.
Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер)
4. Загадки, в описании которых использованы метафоры.
Под одной крышей четыре братца живут. (Стол)
а) Шарады – слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.
Мой первый слог – предлог,
Во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа. (За-дача)
б) Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово.
С «ч» над морем я летаю,
С «г» в машинах я бываю. (Чайка – гайка)
в) Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос).
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила)
г) Логографы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза).
Известное я блюдо.
Когда прибавишь «м»
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем. (Уха – муха)
Можно использовать загадки и для словарных диктантов.
Когда я нужен, меня бросают,
Когда не нужен – поднимают.
(якорь)
При изучении правописания сложных слов использую, например, такие загадки:
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер: «ТУ».
(пылесос
Игра “Кто быстрее исправит ошибки?»
Сонце, чувство, празник,
Серце и проказник.
Лесница и звёзный,
Здраствуйте и позний.
Игра “Подскажи словечко”:
Рано утром всех на луг
Собирает нас пастух,
А к вечеру всем молока
Я людям дать готова.
Угадали, кто же я?
Конечно же, … (корова).
Все эти игры и творческие задания помогают детям лучше запоминать учебный материал, развивают орфографическую зоркость.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация по теме: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка». »
Методическая рекомендация по теме:
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка».
Творчество и русский язык.
«…Скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о вместимости своего родного языка, слова» (Николай Рерих). Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.
Воспитать любовь к языку – это значит воспитать интерес к нему. Творческие задания и работы возбуждают «умственный аппетит», формируют положительное отношение к учебной деятельности. Творческие задания следует давать систематически, т. к. нельзя «завести» детей на какую-то интересную работу, а потом все взять и бросить. В то же время необходимо помнить, что перегружать заданиями нельзя – это отобьет интерес к ним.
Я на собственном опыте убедилась, что часто происходит не творческое усвоение ребятами нового теоретического материала, а механическое – это зазубривание, которое – увы! – держится в детской памяти очень недолго.
Между тем даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти..
Каждая новая тема на уроке – открытие. Она дает ученикам радость познания, ощущения движения вперед. При повторении изученного материала этого ощущения нет, и детям может стать скучно, а скука тормозит восприятие и делает запоминание непрочным. «Дитя утомляется не трудностью материала, а однообразием его преподавания», – эти слова К. Д. Ушинского относятся к обучению, но в еще большей степени они справедливы по отношению к повторению, которое всегда требует элементов новизны, неожиданности, занимательности.
Для развития творческого мышления большое значение имеют задания, которые ориентируют школьников на получение нового продукта. На уроках русского языка есть возможность использовать задания на создание нового продукта: подобрать слова, сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать слова, словосочетания; составить предложение с заданным словом, из данных слов, по картинке, по схеме, с предложенным словосочетанием; сделать предложение распространенным; составить рассказ по вопросам, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа, картинку и т.д.
Для того чтобы пробудить в детях жажду творчества, нужны вдохновенные уроки по русскому языку и другим предметам, требуется кропотливая работа с каждымучеником, необходим системный подход к решению задач речевого развития младших школьников.
Большое значение придаю выполнению трех условий на любом уроке в начальных классах, но особенно на уроках русского языка. Первое – это обеспечение правильной речевой среды, второе – это создание предпосылок для самостоятельных устных и письменных высказываний учащихся, третье – это активизация словаря.
Одно и то же по своему содержанию задание совершенно по-разному воспринимают дети в зависимости от того, в какой форме оно им предлагается. Игры, конкурсы, ребусы, сигнальные карточки, игры – путешествия, загадки, шутки, кроссворды - помогают сделать урок интересным и увлекательным.
На уроках можно использовать такие игры:
1. «Буква потерялась».
-кула, -кв-риум, -стр-, -ист.
2. «Слово рассыпалось».
Арста (астра); азубр (арбуз); аарм (рама).
3. «Звук заблудился».
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке туда-сюда.
4. «Найди слово в слове».
Зоопарк (парк, поза, коза, роза, пар, рак).
Просто ( топор, просо, спорт, спор, трос, пост, рост)
5. При изучении орфограмм использую веселые «запоминалки»:
В сочетаниях ЖИ – ШИ
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ЧА – ЩА
Пишем только букву А!
В сочетаниях ЧУ – ЩУ
Пишут только букву У!
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение.
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
В корне нет теперь сомненья!
Молчаливый твёрдый знак.
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам.
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать не ясно нам…
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
С двойной согласной непременно
Пишем мы слова: антенна,
Килограмм и грамм, и тонна,
Пассажир, шоссе, колонна,
Ссора, теннис и программа,
Группа, касса, телеграмма,
Русский, класс, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна.
Корни могут изменяться,
Но родными оставаться:
Бок – бочок, друг – дружок,
Ухо – уши, пух – пушок,
Пущу - пускать, лечу – летать.
Какими нам слова считать?
Их будем однокоренными звать.
Ты запомни, что приставки
Раз -, из -, через -, воз –и без –
Перед согласными глухими
Быстро сменят з на с.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
Среди интеллектуально развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Младшим школьникам очень нравится отгадывать загадки. У них вызывает интерес, как сам процесс, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, явлениями природы; развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления и элементов эвристического мышления. Загадка, по словам К. Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение».
Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
Рассмотрим основные типы загадок и способы их конструирования.
1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков.
Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз)
2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления.
Голубая простыня весь свет одевает. (Небо)
3. В загадку включено отрицательное сравнение.
Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер)
4. Загадки, в описании которых использованы метафоры.
Под одной крышей четыре братца живут. (Стол)
5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Это:
а) Шарады – слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.
Мой первый слог – предлог,
Во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа. (За-дача)
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(оценка)
В списке вы мой обнаружите корень;
Суффикс – в собрании встретите вскоре;
В слове рассказ вы приставку найдете;
В целом – по мне на уроки пойдете.
(расписание)
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба.
(завязка)
Три буквы облаками реют,
Две видны на лице мужском.
А целое порой белеет
«В тумане моря голубом». (Парус).
б) Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово.
С «ч» над морем я летаю,
С «г» в машинах я бываю. (Чайка – гайка)
в) Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос).
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила)
г) Логографы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза).
Известное я блюдо.
Когда прибавишь «м»
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем. (Уха – муха)
Любая игра несет в себе элементы обучения и направлена на развитие речи учащихся.
Анаграммы»
Придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: атлас (салат), адрес (среда), автор (товар, отвар).
«Неполные слова»
На доске записывается столбик букв, с точками на месте согласных. Дети отгадывают слова только по данным гласным.
.О..А.А
.О..А.
.Е.Е.И.О. (комната, вокзал, телевизор)
«Ступеньки»
На доске записывается одна буква. Задача: подобрать как можно больше слов на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего.
МЫ
МИР
МЫШЬ
МИШКА
МОЛОКО
МАГАЗИН и т.д.
Можно использовать загадки и для словарных диктантов. Учащимся предлагается записывать только отгадки. Такой вид диктанта проходит очень живо и интересно.
Когда я нужен, меня бросают,
Когда не нужен – поднимают.
(якорь)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(желудь)
Падают с ветки
Золотые монетки.
(листья)
Отступили холода,
Взламывает лед вода,
И, как море, широка,
Разливается река.
Это все у нас в народе
Называют …
(половодье) и т.д.
При изучении правописания сложных слов использую, например, такие загадки:
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер: «ТУ».
(пылесос)
Идет утюжок
С прокопченной трубой,
Морщинки и складки везет за собой.
(пароход)
Очень любят дети и такие игры, как:
«Кто больше?»
Написать слова, которые отличаются друг от друга одной гласной. (Дым – дом – дам, был – бил – бал, вол – вел – вал, лук – люк – лак, школа – шкала, сыр – сор – сер, меч – мяч).
Написать слова, которые отличаются друг от друга одной согласной. (Ночь – дочь, пить – бить – лить – шить – жить, пень – тень – день, жил – шил – пил, вечер – ветер, туча – куча, пол – вол – гол, сказал – скакал).
Кто больше напишет слов, в которых произносится а, пишется о.
Написать слова, которые относятся к теме «Зима», «Весна» и т.д.
Тупик ошибок.. Чтобы вырваться из тупика ошибок, нужно выполнить задание. В каждую из карточек со стихами вкралась ошибка.
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
Посмотрите-ка, ребятки,
Баки выросли на грядке.
На болоте нет дорог.
Я по кошкам – скок да скок. и др.
6. «Конец слова – начало другого слова».
Эта игра проводится в быстром темпе, как соревнование между рядами. Ученик первого ряда пишет, например, на доске слово школа. Ученик второго ряда должен написать слово, начинающееся на а (автобус). Ученик третьего ряда пишет слово, начинающееся на с (самолет) и т.д. Проигрывают те, которые не могут придумать очередное слово. Эту игру можно проводить как в устном, так и в письменном виде, но лучше их сочетать: ученик пишет слово на доске (учитель обращает внимание учащихся на его правописание) и читает это слово (внимание учащихся обращается на его правильное произношение).
7. «Из одного слова – другое».
На доске записывается слово. Надо переставить буквы так, чтобы получить новое слово. (Колос – сокол, пилот – топил, сила – лиса, пила – липа, весна – навес, тело – лето, сила – леса).
Игра “Кто быстрее исправит ошибки?»
Цель: развитие внимания, закрепление учебного материала через использование игровой мотивации.
Описание. Тексты равные по количеству ошибок предъявляются соперникам. Необходимо как можно быстрее найти и исправить ошибки.
Сонце, чувство, празник, Серце и проказник. Лесница и звёзный, Здраствуйте и позний.
Игра “Подскажи словечко”:
Рано утром всех на луг Собирает нас пастух, А к вечеру всем молока Я людям дать готова. Угадали, кто же я? Конечно же, … (корова).
Дремучий лес к стеклу прирос – Нарисовал его … (мороз)
Трещала с самого утра: “Пора! Пор-р-ра!” А что – пора? Такая с ней морока, Когда трещит … (сорока).
При работе над частями речи использую правила в стихотворной форме:
Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь – кА себе это:
Как без признаков предмета,
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Солнечное лето,
Праздничная ель,
Вкусные конфеты,
Машенькин портфель.
Существительное с прилагательным
Живёт на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле,
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
Женский род запомню я
И скажу: «Она- моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он- мой».
Средний род: «Оно- моё»,
Это правило твоё.
Что без глаголов предметы?
Лишь названья.
А он придёт – всё в действие приходит:
Летит ракета, мелькнет комета,
Зацвел подснежник, хрустит валежник,
Медведь шатается, девчонка улыбается.
Прошедшее время –
То, что прошло:
- вчера мы писали,
- солнце ушло.
Настоящее время
Приходит теперь:
- мы пишем имя,
- бегает зверь.
Будущее время
Ещё не пришло:
- после уроков
пойдём мы в кино.
Как названье дать словам:
Я, ты, мы, и нам, и вам,
Кто и что, какой и сколько,
Наш и ваш, и мой, и твой,
Их, его, её и свой?
- Это без сомнения,
Все местоимения!
Все эти игры и творческие задания помогают детям лучше запоминать учебный материал, развивают орфографическую зоркость.