Метапредметные образовательные результаты в начальной школе
Метапредметные образовательные результаты в начальной школе
Формирование метапредметных результатов,ка именно универсальных учебных действий - качественно новая задача, поставленная перед школой. В статье раскрывается понятие метапредметных результатов,
даётся ответ на вопрос какие метапредметные результаты целесообразно оценивать в начальной школе?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метапредметные образовательные результаты в начальной школе »
Суворова Л.А.
г. Мончегорск
Мурманской обл.
МБОУ лицей им.В.Г. Сизова
Метапредметные образовательные результаты
в начальной школе
На сегодняшний день Федеральные государственные стандарты предлагают формировать не просто знания, умения и навыки по отдельным учебным предметам, а надпредметные (метапредметные) умения и навыки к самостоятельной организации учебной деятельности, к решению задач и проблем. Именно развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, составляет цель и основной результат образования. В стандартах второго поколения выделяются три группы результатов обучения - личностные, метапредметные, предметные. Если предметные результаты определяются программой обучения и достаточно конкретны для каждого класса, то метапредметные и личностные результаты - несколько новые понятия.
Говоря о метапредметных результатах, необходимо отметить основные научные школы, разрабатывающие данное направление.
По мнению А. Г.(Александр Григорьевич) Асмолова, метапредметное обучение, как результат, представляет собой овладение универсальными учебными действиями, самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса
Лебедев О. Е. (Олег Ермолаевич) считает, что современный ученик способен решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний благодаря компетентностному подходу, который не отрицает значение знаний, но акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.Результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей,
В научной школе А. В. Хуторского (Андрей Викторович) метапредметное содержание образования и метапредметную деятельность ученика рассматривают в связке с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них.
Ю. В. Громыко, (Юрий Вячеславович) исходя из основной мировоззренческой модели выдающегося психолога В. В. Давыдова, считает, что принцип «метапредметности» состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Мы в своей практике основываемся на ФГОС, в котором метапредметные результаты образовательной деятельности – это универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, регулятивные, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
При этом ФГОС начального общего образования определяет только требования к планируемым образовательным результатам младших школьников, но не формулирует сами образовательные результаты.
Образовательные результаты конкретизированы в примерной основной образовательной программе начального общего образованияи представлены:
66 умениями базового уровня – «выпускник научится»
13 – личностные универсальные учебные действия,
9 – регулятивные
15 – познавательные
10 коммуникативные
19 - работа с текстом
44 умениями повышенного уровня – «выпускник получит возможность научиться»
10 – личностные универсальные учебные действия
7 – регулятивные
9 – познавательные
10 коммуникативные
8 - работа с текстом
Таким образом, всего к концу обучения в начальной школе у младших школьников должно быть сформировано от 66 до 110 умений.
В этих условиях перед учителем, ориентированным на достижение требований стандарта возникает непосильная задача – на протяжении четырёх лет обучения оценивать качество всех 110 умений, выявлять проблемы в их развитии и корректировать образовательный процесс таким образом, чтобы он обеспечивал становление всех запланированных образовательных результатов
КАКИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ОЦЕНИВАТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ?
В качестве предполагаемых метапредметных результатов обучения выделяют:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции
- умение четко определять области знаемого и незнаемого;
- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
Из данного ряда умений, которые являются ключевыми для начальной школы и определяют становление всех остальных универсальных учебных действий можно
выделить три интегративных метапредметных образовательных результата(компоненты учебной деятельности) подлежащих текущему оцениванию на начальной ступени образования в школах
- умение учиться;
- учебное сотрудничество;
- грамотность чтения информационных текстов.
Это сквозные образовательные результаты, достигаемые на всех ступенях образования
Умение учиться включает 5 основных учебных действий: умение ставить цель учебной деятельности, умение планировать решение учебной задачи, умение решить учебную задачу, умение контролировать процесс и результат решения учебной задачи, умение оценить меру своего продвижения в решении учебной задачи.
Учебное сотрудничество - коммуникативная грамотность - коммуникативная компетентность. Для начальной школы ключевым в становлении данного действия является учебное сотрудничество. Учебное сотрудничество включает 4 основных умений: инициатива в учебном сотрудничестве; планирование учебного сотрудничества; организация взаимодействия (вступает в диалог, взаимодействие со взрослым, со сверстниками и с самим с собой); управление коммуникацией.
Грамотность чтения информационных текстов – информационная грамотность – информационная компетентность Для начальной школы ключевым в становлении данной компетенции является грамотность чтения информационных текстов.(познавательные УУД +работа с текстом). Грамотность чтения информационных текстов включает 4 основных умения: умение ориентироваться в тексте, поиск информации; анализ текстовой информации; структурирование и фиксация текстовой информации; использование и применение информации.
К концу 4 класса все умения должны быть сформированы на базовом уровне и могут быть сформированы на повышенном уровне. Если к концу 4 класса учащийся имеет низкий уровень сформированности умений, считается, что он не освоил основную образовательную программу начального общего образования в части конкретного метапредметного умения.
КАК ОЦЕНИТЬ И ЗАФИКСИРОВАТЬ ОЦЕНКУ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ?
Приоритетные цели современного начального образования – развитие школьника, формирование у него учебной деятельности - не могут быть достигнуты, если учитель не имеет регулярной информации о результатах обучения. С помощью разнообразных проверочных и контрольных работ учитель имеет информацию об усвоении (или не усвоении!) знаний, требуемых программой. Но ни контрольная работа, ни диктант не раскрывают причину не усвоения этих знаний.
Сегодня мы понимаем, что,
во – первых, нельзя осуществлять проверку только предметных знаний, умений, навыков, необходима оценка метапредметных результатов
во – вторых, оценку необходимо проводить в процессе всего периода обучения школьника.
Следовательно, актуальной становится разработка, использование новых методов и форм текущего контроля и оценивания.
Помимо привычных предметных контрольных работ необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Основные способы оценивания метапредметных образовательных результатов – оценка комплексных работ на межпредметной основе и педагогическое наблюдение.
Комплексные работы направлены на оценку информационных (грамотность чтения информационных текстов ) и некоторых регулятивных действий.
Достоинством комплексных работ является привычный способ их использования, недостатком же тот факт, что не все метапредметные образовательные результаты, в первую очередь коммуникативные, возможно оценить с их помощью.
Ещё одну форму контроля и оценки метапредметных результатов предлагают авторы УМК «Начальная школа XXI века» - педагогическая диагностика (строится на материале двух основных предметов – русского языка и математики). Основная цель - выяснение уровня сформированности компонентов учебной деятельности)
Каждая работа включает три блока заданий
Первый блок – диагностика качества знаний и уровня развития учебной деятельности (умение переносить знания и использовать их в нестандартной ситуации). Эти задания построены определённым образом:
1задание – проверяет как усвоены знания
2 задание – проверяет как учащиеся применяют знания в стандартной ситуации
3 задание – проверяют как умеют использовать свои знания в нестандартной ситуации
Второй блок – диагностика мыслительных операций (классификация, группировка, выбор решений)
Третий блок – характеризуют общий уровень математического и языкового развития (задания напрямую не связаны с программным материалом)
С помощью педагогической диагностики можно также определить, на каком уровне - репродуктивном или продуктивном - усвоены те или иные знания. Если это репродуктивный уровень, то задание выполняется по усвоенному образцу, ученик действует только по инструкции. Продуктивный уровень - ученик умеет самостоятельно осуществить поиск решения, может выбрать нестандартный способ действия.
Педагогическая диагностика проводится три раза в год, что даёт возможность сравнить результаты текущей диагностики с предыдущими.
Педагогическое наблюдение – осуществляется в реальных условиях образовательного процесса и направлено на оценку уровня сформированности у младших школьников того или иного учебного действия, в первую очередь коммуникативных и регулятивных метапредметных образовательных результатов. Достоинством такого способа оценки является возможность увидеть, соотнести с уровневыми характеристиками и оценить уровень сформированности как регулятивных, так и коммуникативных метапредметных образовательных результатов
Результаты оценивания целесообразно фиксировать в таблицах двух типов – индивидуальные таблицы для каждого учащегося и сводные по классу и школе. Пример индивидуальной таблицы представлен ниже.
Индивидуальные достижения метапредметных образовательных результатов в _________ классе
Умение планировать решение учебной задачи (выбирать и определять последовательность действий, необходимых для этого средств и этапов)
Умение решить учебную задачу (моделирование, поиск способа решения, применение и конкретизация)
Умение контролировать процесс и результат решения учебной задачи
Умение оценить меру своего продвижения в решении учебной задачи
Учебное сотрудничество
Инициатива в учебном сотрудничестве
Планирование учебного сотрудничества
Позиционное взаимодействие
Управление коммуникацией
Грамотность чтения информационных текстов
Умение ориентироваться в тексте, поиск информации
Анализ текстовой информации
Структурирование и фиксация текстовой информации
Использование (применение) текстовой информации
В ячейках указывается уровень сформированности того или иного умения на момент наблюдения.
Данные таблицы хранятся в портфолио младших школьников. По итогам года каждому умению даётся качественная оценка: «удовлетворительно/неудовлетворительно/хорошо/отлично».
Оценка метапредметных результатов позволяет
определять динамику становления метапредметных образовательных результатов для определения проблем и достижений в становлении того или иного универсального учебного действия, выработать индивидуальную траекторию развития каждого ученика и спланировать коррекцию образовательной деятельности каждого учащегося в соответствии с этими результатами;
выставить итоговую комплексную оценку для перевода учащегося в 5 класс, которая включает не только предметные и метапредметные образовательные достижения, но и совокупность итоговых работ за курс начальной школы и динамику образовательных достижений;
выполнить требование федерального государственного образовательного стандарта.