Просмотр содержимого документа
«Методика проведения изложения в начальной школе»
ИЗЛОЖЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ТИПЫ ИЗЛОЖЕНИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.
Устный пересказ начинается в период обучения грамоте
Изложение - это письменный пересказ образцового текста.
Требования по программе:
2 кл: 30-40 слов (по вопросам, по данному плану из 2-3 пунктов)
3 кл: 60-80 слов (по плану коллективному из 3-5 пунктов)
4 кл: 90-100 слов (3-5 пунктов, но могут быть подпункты, бывают разных типов: подробное, сжатое, выборочное, творческое).
Методика работы над составлением плана к изложению:
- от коллективного составления плана к самостоятельному составлению;
- от простого плана к более сложному;
- от вопросного плана к номинативному.
Только 1 урок посвящен изложению. Пишется либо в тетради для контрольных работ, либо для творческих. Но лучше, для творческих, чтобы и сочинения и изложения были в одной, тогда яснее будет картина развития ученика.
Виды пересказов и изложений:
I. По отношению к объёму исходного текста:
1) Подробные (близки к тексту);
2) Сжатые (краткий пересказ).
II. По отношению к содержанию исходного текста:
1) Полные (всё содержание);
2) Выборочные (фрагмент текста для восприятия).
III. По осложнённости различными заданиями:
1) Осложнённые (пересказывание с использованием определённых слов, изменение исходного текста – например, написать от 3-го лица, если исходный текст от 1-го, продолжить текст…);
2) Неосложнённые.
IV. По особенности структуры исходного текста:
1) Повествование (со 2 кл);
2) Описание (с 3 кл);
3) Рассуждение (тезис – доказательства – вывод; в 4 кл. часто комбинированного характера)
Изложение с элементами сочинения – включается элемент рассуждения: моё отношение к герою, к поступку…
Изложения по вопросам используются во 2 классе в учебных целях. Типичные недостатки: а) неумение начать, б) неполнота конца, в) нарушение связей, сюжета, последовательности событий. Близкое к тексту изложение используется с периода обучения грамоте: элементы письменного/устного пересказа слова, словосочетания, предложения.
ОБЩАЯ МЕТОДИКА:
Составление плана: 2 класс - 2-4 пункта плана, т.е. 2-4 абзаца на текст в 30-40 слов. Текст разбивается сначала на абзацы по 2-3 предложения в каждом.
3 класс – 3-5 пунктов плана и в дальнейшем увеличивать количество пунктов. Направление плана - от вопросного к номинативному. Во 2 классе преобладает вопросный план, т.к. вопрос порождает ответ. В 3 классе план начинаем вводить с подпунктами - 3-5 пунктов + 2 п.п. в 1 пункте, для более подробного деления. Направление: от активного участия учителя, кот. организует коллективную работу к индивидуальной работе и самостоятельной. Важно! Во 2 классе доминирует роль учителя, в 4 – самостоятельная работа учеников.
Пример: 2 класс:
1 ступень: учитель помогает разделять текст на абзацы и помогает составлять план, (есть абзац, есть план). 2 ступень: дети сами выделяют абзацы, но учитель помогает сост. план, (нет абзаца, но есть план). 3 ступень: есть абзац, нет плана. 4 ступень: есть абзац, но план индивидуально каждый. 5 ступень: нет абзаца, нет плана.
Движение от: а) исключительно повествовательных текстов к текстам с описанием и рассуждением; б) изложения текста напечатанного к воспринимаемому на слух.
Количество чтения текста: 1) от 3-4 раз, 2) всего 2 раза (самое сложное).
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ:
1) число/словами (точка) Во 2 кл. допускается число цифрами.
2) слово « Изложение» (точка).
3) если есть заголовок, то записать (с большой буквы (точка)) Можно дать задание – придумать заголовок!
4) дети готовятся к слушанию: ручки убрать обязательно.
5) учитель спокойно, громко, четко читает вслух текст, не драматизируя.
6) учитель выясняет, всё ли понятно (трудные или непонятные слова…)
7) Выяснить: (тему) о чём? главная мысль (что хотел сказать автор?), идея.
8) можно прочитать еще раз!
9) составление плана (еще раз посмотреть текст и составить план) Хороший прием: учитель сам читает по абзацам текст и спрашивает: «какое дадим заглавие?». Важно обсудить языковые особенности и т.д…обратить внимание на глаголы, причастия и т.д. Если есть герой, то ,как его можно назвать по-разному, на протяжении текста.
10) опорные слова можно выписать, но только при обучающем изложении.
11) ещё раз прочитать. Можно: а) читайте и следите, 2) учитель чит-т, а дети следят, 3) учитель чит-т, а дети слушают. Приём: (в начале обучения изложению) - читает учитель, - тема, - идея, - план, - языков. особ-ти. Затем, если закрепление умения, то больше самостоятельности у детей. При коллективном составлении плана выбирается самый оптимальный пункт. Сначала записать его на доске, после не записывать, т.к. будет несколько хороших вариантов. Недостатки коллективного пересказа (устного, перед письменным изложением): 1) не слушают друг друга, 2) оч. внимательно слушают, поэтому запоминают ошибки других…поэтому пересказа может и не быть.
Урок по времени делится пополам. Если текст ок. 60 слов, то дети напишут примерно 40 слов в изложении. 5 мин оставить на проверку. Для изложения черновики не используются, т.к. не хватает времени. Главная проблема - не знают, как начать, потому что целиком сосредоточились на том, как закончить. Хороший прием: подойти, тихо спросить: «о чем хочешь написать?» Если совсем трудно, то можно показать свою методичку на минуту (с текстом изл-я), в порядке исключения! Либо открыть учебник при учителе (если текст в учебнике): посмотрел? вспомнил? начинай!
Ещё одна проблема: за изл-е ставится одна оценка, если рабочее изл-е, можно не ставить «2», а работа над ошибками, переписать и «4».
ПЛАН РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ:
Сначала – коллективный анализ после написания. Выделяется: самое сложное предложение, где почти все ошиблись.
1) проверяю/исправляю/закрепляю
2) проверяю/переписываю/закрепляю (если очень много орфографических ошибок)
Фактические ошибки: типы: домыслил, чего не было, неполнота конца, без существенных фактов, повторы, если эпизодически, то не страшно, если постоянно, то значит недобросовестно слушал. Варианты вины (кто виноват, что столько ошибок?): либо проблема учителя – плохо подготовил к изложению, либо детей – не внимательно слушали. Если не отражены лексические особенности, то – либо не выписаны были опорные слова (вина учителя), либо, если текст доступен, то вина детей, - не вним. слушали, или слабо развита речь. План на доске д/б очень четким, наглядным.