Просмотр содержимого документа
«Методический семинар»
Педагогическая деятельность
в соответствии с новыми требованиями ФГОС (1 слайд)
Здравствуйте, уважаемые члены жюри и участники конкурса!
Зовут меня Анастасия Борисовна Малохатько, я работаю учителем начальных классов в МКОУ «Ганновская СШ» вот уже 3 года.
Моё педагогическое кредо: «Учить своих детей так, чтобы каждый захотел учиться. Вместе идти вперёд и не останавливаться на достигнутом».
Каждый учитель, разрабатывая конспект урока, хочет, чтобы все дети к концу занятия усвоили материал. Проработав несколько месяцев в школе, я убедилась, что ученику начальных классов особенно сложно запомнить то, о чём просто рассказывается на уроке. Нужно подобрать и совместить на одном уроке несколько методов, способов, технологий и приёмов так, чтобы они дополняли друг друга, но не перегружали урок. В помощь мне пришли инновационные методики и технологии, которые предусмотрены для реализации требований ФГОС.
Использование в учебном процессе новых технологий активизирует учащихся на протяжении всего урока, формирует их познавательные интересы и стремление к овладению знаниями, оказывает положительное воспитывающее действие.
( 2 слайд) Цель: обеспечение развития и саморазвития потенциальных возможностей личности школьника, исходя из его творческих познавательных способностей через реализацию современных образовательных технологий в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
(3 слайд) Задачи:
Обеспечить построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъективной деятельности образовательного процесса.
Создавать условия креативного развития личности для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности учащихся, формулировать познавательную активность школьников.
Применять на учебном занятии дидактический материал, позволяющий ученику делать выбор наиболее значимых для него видов и форм содержания обучения.
Создавать ситуации успеха каждому ученику на уроке, позволяющие ему проявлять самостоятельность, интерес, изобразительность в способах учебной работы, использовании эффекта удивления.
Анализировать и оценивать индивидуальные способы учебной работы, побуждающие ученика к сознанию им не только результата, но и процесса самой работы.
Использовать нетрадиционные формы, групповые и индивидуальные занятия в целях активизации познавательной деятельности детей, раскрытия их творческих способностей.
Я считаю, что одним из условий, при котором педагогические технологии эффективны, является желание детей работать в парах, группах, использовать дидактические игры, исследовать и добывать новые знания.
( 4 слайд) Включение в урок дидактических игр и игровых моментов с использованием информационно-коммуникационных технологий способствует совершенствованию процесса обучения, позволяет разрядить эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат для усвоения материала.
У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции, а компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
В младших классах много учебной деятельности, усвоение которой требует достаточно большого количества повторений. Одним из наиболее эффективных средств для развития познавательной активности младших школьников являются дидактические игры-тренажеры, которые позволяют сформировать умения и выработать навыки у обучающегося в соответствии с гуманистическим подходом. Использование дидактических игр-тренажёров позволяет существенно улучшить работу обучающихся, увеличить количество повторений действий за счёт повышения мотивации. Благодаря компьютерному тренажеру ученик может в удобном ему режиме за более короткое время и меньшие затраты достичь цели обучения. В этом технологичность представляемого педагогического опыта.
( 5 слайд) Также, неотъемлемой частью моего урока, является здоровьесберегающая технология, которая помогает решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Я продолжаю поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. Это:
- учет возрастных особенностей;
- дифференцированное обучение;
- игровые технологии.
Особенностью моих уроков по реализации данной технологии является то, что каждая физминутка адаптирована под тему урока.
(6 слайд) Особое место в обучении принадлежит сегодня методу проектов. Проект – форма организации совместной деятельности людей. Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. То есть ученик учится: ставить цель, в соответствии со своими потребностями; намечать план своей деятельности; подбирать необходимые средства для реализации своей цели; осуществлять определенную деятельность по плану. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, представление своих проектов. Они не просто учатся воспроизводить увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение.
Мы с ребятами занимаемся проектной деятельностью с 1 класса. Сначала было проведено родительское собрание по этой теме, где я объяснила цели, задачи и этапы проекта. Первые проекты были индивидуальные, затем групповые, творческие, исследовательские, совместные.
Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников. Моя деятельность на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: я направляю обучающихся на совместное выполнение задания.
Цели организации работы в группе:
- создание учебной мотивации;
- пробуждение в учениках познавательного интереса;
- развитие стремления к успеху и одобрению;
- снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;
- развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
- формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.
Во время работы обучающихся в группах я могу занимать следующие позиции – руководителя, «режиссера» группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, наблюдателем за работой группы.
(7 слайд) Частым случаем групповой совместной деятельности обучающихся является работа парами. Эту форму учебной деятельности я используюкак на этапе предварительной ориентировки, когда школьники выделяют (с помощью учителя или самостоятельно) содержание новых для них знаний, так и на этапе отработки материала и контроля за процессом усвоения.
(8 слайд) Технология использования игровых методов.
Понятие «игровые педагогические технологии»включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Они обладают существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал. Они помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, взаимопомощь, аккуратность. Все это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к организованности (умению не только командовать, но и разумно подчиняться).
В результате систематического использования игровых форм обучения повышается темп работы на уроках, возрастает активность учащихся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.
Приведу примеры игр, которые провожу со своими детьми. Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю следующие игры:
«Анаграммы».
«Вставьте пропущенную букву и число».
«Ребусы».
«Умозаключения».
«Пятый лишний»
Игра “Найди глаголы”
Выводы
Какую бы педагогическую технологию мы ни применяли в учебном процессе, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.
Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.
Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное обеспечение.
Результат использования инновационных педагогических технологий:
качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;
развитие познавательных интересов и творческой активности;
повышение уверенности в собственных силах;
развитие исследовательских способностей;
обеспечение механизма развития критического мышления, умения искать пути решения поставленной задачи;
развитие умения мыслить абстрактно;
повышение умения адекватно оценивать себя;
усиление мотивации на успешную учебную деятельность.
Все перечисленные методики и технологии и многие другие помогают в работе учителей и направлены на достижение не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных в соответствии с ФГОС.
В чем же секрет успеха? Он в выборе успешных методов работы. Считаю, что мои выпускники не потеряются в огромном, сложном мире, название которому - жизнь. Знания, приобретенные на уроках, помогут обрести независимость, быть уверенными в себе, своих силах, а это залог их успехов.
Информационно - коммуникационные технологии
Тренажёр по математике в 3 классе: таблица умножения и деления
Викторины по русскому языку
Здоровьесберегающая технология
Русский язык
Местоимение
Я иду, и ты идешь,
Раз, два, три.
Я пою, и ты поешь,
Раз, два, три.
Мы идем, и мы поем,
Раз, два, три.
Глагол
Наши ручки
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Окружающий мир
Тема Вода
Как приятно в речке плавать!
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.) Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.) Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.) Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.) Чтобы плыть ещё скорей, Надо нам грести быстрей. Мы работаем руками. Кто угонится за нами? (Плавательные движения.) А теперь пора нам, братцы, На песочке поваляться. Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.) И на травке отдыхаем.
Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.
На карточках записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.
Материал для игры:
В понедельник я стирала
Чашки в пятницу помыла,
Пол во вторник подметала,
А в субботу торт купила,
В среду я пекла калач,
Всех подружек в воскресенье
Весь четверг искала мяч.
Позвала на день рожденья.
Игра“Что делать? Что сделать?”
Цель. Закрепление понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?
Содержание. Играют 2 команды (1 и 2 вариант). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.