Цель инструктивно-методического семинара - обмен опытом по повышению эффективности образовательного процесса путем реализации деятельностно-компетентностного подхода. Для более продуктивной работы на семинаре из числа педагогов колледжа были сформировано пять групп. Рабочая тетрадь позволяет экономить время, организует и облегчает работу группы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: обмен опытом по повышению эффективности образовательного процесса путём реализации деятельностно-компетентностного подхода.
ИМС включает в себя 4 модуля, содержательно связанных между собой и направленных на повышение интереса педагогов к современным технологиям и осознания основных критериев современного урока.
Семинар рассчитан на 1,5 часа.
Модуль – оргдеятельностный семинар (групповая работа с использованием технологии «ЗИГЗАГ», 2 этапа).
1 этап – работа в группе по теме «Домашнее задание» (каб. 00)
2 этап – работа в группе по всем темам семинара (каб.00)
Время работы: с 15.30 – 15.50
Модуль – просмотр видеоурока.
Время работы: с 16.00– 16.30 (каб. 00)
Модуль – анализ урока (дискуссия с использованием технологии «ПЯТЬ ШЛЯП») (каб. 00)
Время работы: с 16.30 – 16.55.
Модуль - подведение итогов семинара.
Время работы: с 16.55 – 17.00 (каб. 00)
Ваш эксперт – ………………………………………….
Тезаурус
Технология развития критического мышления
Стратегия «Зигзаг» так названа, потому что представляет собой нелинейный, зигзагообразный характер работы с информацией.
Для каких же целей предназначена эта стратегия?
Данную стратегию уместно использовать для развития у обучающихся следующих умений:
анализировать текст совместно с другими людьми;
вести исследовательскую работу в группе;
доступно передавать информацию другому человеку;
самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Самым главным достоинством «Зигзага» является овладение навыками совместного критического анализа.
Общая схема реализации стратегии «Зигзаг»:
После объявления темы занятия обучающиеся делятся на малые группы по 4–6 человек в каждой.
Перед каждой группой ставится задача работы с текстом. Условно эти группы называются рабочими.
После того, как каждый участник группы знакомится с текстом, проходит обсуждение полученной информации в группе.
Далее обучающиеся пересаживаются в новые группы, которые условно называются экспертными. Это делается обычно путем простого расчета на первый-четвертый. Перед уроком каждый обучающийся получает карточку с порядковым номером.
Метод «Пять шляп»
Автор метода: Эдвард де Боно, 80-е гг. XX в. Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.
Цель метода: научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.
Суть метода: Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.
Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления или только называя "шляпу", чтобы просто обозначить свое мышление, мы принимаем на себя определенную роль, на которую эта шляпа указывает.
«Пять шляп»
Белая шляпа: В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация. Только факты. Уточняются, при необходимости конкретизируются, подбираются новые данные.
Желтая шляпа: Исследование возможных выгод и положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов.
Синяя шляпа: Критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против.
Красная шляпа: Управление мыслительными процессами. Организация мышления на уроке. Что удалось достичь? Что нужно сделать еще?
Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.
1. Теперь в Вашей группе находятся эксперты от каждой из 5 групп: «Домашнее задание» - 1 группа, «Оценивание» - 2 группа, «Самостоятельная работа» - 3 группа, «Рефлексия» - 4 группа, «Формы и методы изложения нового материала» - 5 группа.
2. Представитель каждой из групп должен кратко передать содержание материала по своей теме.
3. Вам необходимо кратко записать, самое главное в таблицу. Запишите в нее самое основное, что, по Вашему мнению, Вам может пригодиться при анализе урока.
ЭТАПЫ УРОКА
ЧТО Я УЗНАЛ (А)
1. Домашняя работа
2. Оценивание
3. Самостоятельная работа
4. Рефлексия
5. Формы и методы изложения нового материала на уроке
Инструкция (2 модуль – просмотр видеоурока)
1. Вы получили шляпу определенного цвета, прочитайте в инструкции, что означает цвет Вашей шляпы (см. технологию «Пять шляп»).
2. При просмотре видеоурока заполните карту урока с предложенным способом мышления (см.технология «Пять шляп»).
3. Например, если Вам досталась белая шляпа, Вы должны записать в технологической карте урока (в соответствии с этапами) только факты (прим.: верхняя часть заполняется всеми обязательно: предмет, тип, цель и т.д.)
4. После урока мы предлагаем объединиться в группы (по цвету шляп) и поразмышлять вместе (дополнить таблицу фактами).
1. Время дискуссии. Теперь Вам нужно объединиться. Предлагаем Вам сесть за стол переговоров.
2. Вам нужно оценить урок, используя те знания, которые Вы получили в теоретической части семинара (работа в группах по технологии «ЗИГЗАГ» и практические знание (работа в группах по технологии «ПЯТЬ ШЛЯП»).
3. Нам нужно проанализировать все плюсы и минусы урока. Вы должны высказать свое мнение, объединившись в группы (технология «ПЯТЬ ШЛЯП»).
3. На ближайшем заседании МО проанализировать итоги семинара, внести в рефлексивный лист дополнения.
4. После обсуждения в МО рефлексивный лист необходимо сдать в методический кабинет.
Итоги семинара (4 модуль, рефлексия)
Рефлексивный лист
1. Какие вопросы, реализованные в процессе проведения ИМС, были наиболее актуальными для Вас? ________________________________________________________________________________________________________________________________