Современный урок в контексте ФГОС
Единая методическая тема школы: «Организационно-методическое обеспечение ведения ФГОС»
Цели методического семинара:
Осознание основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС второго поколения.
Повышение интереса педагогов к использованию системно-деятельностного подхода в обучении.
Осознание необходимости повышения уровня самообразования.
Задачи методического семинара:
Повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном процессе.
Способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Создать условия для активного взаимодействия всех участников педагогического совета.
Форма проведения: семинар-практикум
Категория слушателей: педагоги школы
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, методическая литература
Ход семинара:
1. Организационный момент.
Участникам семинара предлагается объединиться в группы, занять свои места.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
2. Определение темы и целей семинара.
Используется прием постановки цели «Эпиграф».
Педагогам предлагается осмыслить текст, изображённый на слайде, и подумать, как он может быть связан с темой семинара.
Предположения педагогов. Формулировка тему семинара.
- Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме семинара и отложите (приложение 1).
Понятие | Знаю | Хочу узнать |
ФГОС | | |
Современный урок | | |
Определение собственных целей педагогами через определение важности и значимости темы семинара.
Педагогам предлагается выполнить задание:
- Нарисуйте солнышко и 8 лучиков у него.
На каждом лучике, с одной стороны, напишите вид деятельности ученика в школе (учебная, исследовательская, проектная, игровая, познавательная, практическая, речевая, трудовая или др.). С другой стороны, на каждом лучике напишите вид деятельности ученика на уроке. Каждый лучик разделите на 10 частей. Отметьте на каждом лучике столько делений, на сколько вы считаете, занимаются этой деятельностью ученики у нас в школе, у вас на уроке. Соедините эти точки. Получилось колесо, на котором ученик едет по стране знаний.
- Как вы думаете удобно ехать на таком колесе?
- Действительно, это не совсем удобное колесо.
- Задача ФГОС – выправить это колесо, чтобы было удобно ехать.
- Чтобы вы хотели узнать на семинаре? Чему вы можете научиться? Для чего это необходимо знать? Что надо сделать, чтобы достичь поставленной цели?
- А теперь в таблице-фиксации знаний, заполните, пожалуйста, третью графу «Хочу узнать» по данной теме семинара и отложите.
Понятие | Знаю | Хочу узнать |
ФГОС | | |
Современный урок | | |
- Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.
- И давайте приступим к работе.
3. Основная часть семинара
Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способны к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Неслучайно на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Таким образом, в настоящее время в образовании происходит смещение акцента с усвоения фактов (Результат – Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения).
«Великая цель образования это не знания, а действия» Г. Спенсер.
В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно-деятельностный подход.
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…» - писал немецкий педагог-демократ XIX в. Адольф Дистервег, чьи идеи значительно опередили время и являются актуальными для развития образования XXI века.
Актуализация представлений учителей о системно-деятельностном подходе в образовании.
Прием: «Верите ли вы?»
Слушатели отвечают на листах (приложение 2):
Верите ли вы, что:
Системно-деятельностный подход является основой успешного введения ФГОС? (+)
Реализация С-Д подхода учитывает индивидуальные особенности учащихся? (+)
Деятельность – это процесс объяснения учителем новой темы? (-)
В основу С-Д подхода положены принципы деятельности, минимакса, вариативности, творчества, психологической комфортности? (+)
Реализация С-Д подхода не имеет никакого отношения к школьникам? (-)
Существует только одна технология, отвечающая требованиям С-Д подхода? (-)
Технология деятельностного метода обучения может быть реализована на уроках различной целевой направленности? (+)
ТДМО предполагает следующую структуру урока: постановка цели урока, изучение нового материала, первичное закрепление, повторение ранее изученного, итог урока, д/з? (-)
В современной методике выделяют следующие типы уроков: ОНЗ, рефлексии, обобщения знаний, развивающего контроля? (+)
Главная роль на уроке принадлежи учителю, как субъекту, реализующему деятельностный подход? (-)
Делают самопроверку.
Концептуальной основой образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:
формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Естественно, возникает вопрос: что такое системно-деятельностный подход?
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Таким образом, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения.
Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся. В процессе деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность.
Для того чтобы подвести итог сказанного, педагогам предлагается составить Синквейн к понятию «системно-деятельностный подход». В группах участники составляют, затем на доску вывешивают свои синквейны. На слайде правила заполнения:
Примеры:
1. Деятельностный подход
2. Интригующий, трудоемкий
3. Озадачить, взаимодействовать, сотрудничать
4. Изменяет мое отношение к ученикам.
5. Сотрудничество
1. Подход
2. Системный и деятельностный
3. Самообучаемся, саморазвиваемся, самовоспитываемся
4. Образование становится эффективным.
5. Школа будущего
1. Деятельностный подход
2. Познавательный, вариативный
3. Развивает, научает, обогащает
4. Выше потенциал каждого ребенка
5. Открытие
1. Деятельностный подход
2. Актуальный, интересный
3. Организовывает, развивает, направляет
4. Хочу уметь применять на уроках
5. Результат
1. Деятельностный подход
2. Творческий, познавательный
3. Развивающий, осмысляющий, обучающий
4. Через тернии к звездам
5. Открытие
1. Деятельностный подход
2. Развивающий, актуальный
3. Познавать, изучать, применять
4. Хочу уметь применять на уроках
5. Метод
Меняется и представление об уроке. Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. И всё же у многих педагогов они вызывают тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?
Вниманию педагогов предлагается вспомнить (восстановить) деятельность педагога, при проведении традиционного урока (работа в группах, заполнение таблицы - приложение 3).
Требования к уроку | Традиционный урок |
Объявление темы урока | |
Сообщение целей и задач | |
Планирование | |
Практическая деятельность учащихся | |
Осуществление контроля | |
Осуществление коррекции | |
Оценивание учащихся | |
Итог урока | |
Домашнее задание | |
Обсуждение результатов.
А есть ли отличия традиционного урока от урока по ФГОС?
Просмотр фрагмента № 1, описывающего позицию педагога в системно-деятельностном подходе.
Заметили ли вы отличия от традиционного урока?
Работа в группах (заполнение таблицы «Урок по ФГОС»). Во время просмотра фрагментов педагоги заполняют таблицу.
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок по ФГОС |
Объявление темы урока | Преподаватель сообщает учащимся | |
Сообщение целей и задач | Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | |
Планирование | Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | |
Осуществление контроля | Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | |
Осуществление коррекции | Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | |
Оценивание учащихся | Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | |
Итог урока | Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили | |
Домашнее задание | Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | |
Просмотр фрагмента № 2 с последующим обсуждением.
Обсуждение заполненной таблицы (приложение 4).
- В чём отличия традиционного урока от урока по ФГОС?
- Трудно ли вам представить проведение своего урока по ФГОС?
Об уроке написано много книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.
Сущность урока в процессе обучения – коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.
Теоретическая часть (типология уроков и их целевая установка)
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.
Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:
Уроки «открытия» нового знания
Уроки рефлексии
Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Уроки развивающего контроля
Цели уроков выделенных типов:
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы понятий.
Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1. Мотивация.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
устанавливаются тематические рамки (“могу”).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий
Структура уроков рефлексии в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
Самоопределение к деятельности.
Актуализация знаний.
Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).
Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания).
Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия деятельности (итог урока).
3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса и построение обобщённых норм учебной деятельности.
Структура уроков общеметодологической направленности в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
Мотивация.
Актуализация и подготовка мышления учащихся.
Целеполагание контроля. Работа с опорой для контроля навыков
Контроль
Самоконтроль.
Самооценка.
Рефлексия деятельности.
Согласование оценок.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Структура уроков развивающего контроля в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
Мотивация.
Актуализация и подготовка мышления учащихся.
Целеполагание контроля.
Контрольная работа.
Самоконтроль (взаимоконтроль).
Самооценка.
Рефлексия.
Согласование оценок.
Рефлексия (повторная).
Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Работа в группах.
Для практической работы в группах рассмотрим особенности структуры урока введения нового знания на основе технологии деятельностного подхода.
Анализ разработки урока учителя, работа с раздаточным материалом «Конспект урока русского языка в 5 классе» (приложение 5)
Задание отметить, что нового вы заметили в предложенном уроке, как в содержании, так и в оформлении?
- Прочитайте конспект урока.
- Есть ли связь между целями и планируемыми результатами? Докажите.
- Можно ли считать цели урока конкретными и диагностируемыми?
- Приведите примеры из конспекта, как учитель проверяет, достигнута ли цель.
- Можно ли выделить в конспекте этап целеполагания?
- Кто формулирует цели урока? Как учитель создал условия для постановки цели учащимися?
- Приведите пример из конспекта, когда при постановке обучающей цели, достигаются не только предметные результаты. (Этап актуализации знаний. Достигаются личностные результаты) Какие планируемые предметные результаты были достигнуты, кроме основных?
- Достигнуты ли на уроке планируемые результаты? С помощью чего?
- Как вы можете охарактеризовать подбор заданий. (Задания даются с затруднением, рассчитанные на различные категории учащихся (аудиалов, визуалов), разнообразные, но приближающие к достижению планируемых результатов и т.д.) Сколько раз на уроке благодаря различным заданиям закрепляются новые знания?
Комментарий: При составлении конспекта учитель ставит цели (конкретные, достижимые, диагностируемые) и планирует результаты. Далее он выстраивает задания таким образом, чтобы каждое из них приближало его к планируемым результатам. Обдумывает формы, методы, приёмы и средства для реализации заданий
Для самостоятельного изучения вам будет предложен дополнительный материал, который вы можете использовать у себя на уроках (получают дополнительный материал в печатном и электронном виде – приложение 7).
- Так что же для нас современный урок?
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.
- Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
4. Рефлексия.
Ответьте, удалось ли вам решить свою учебную задачу.
Определите свои затруднения во время занятия: что у вас не получилось и почему.
Что еще осталось?
Рефлексивный лист (приложение 6):
Я узнал _________________________________________________
Имею представление о ____________________________________
Научился _______________________________________________
Остались вопросы ________________________________________
Оцениваю свою деятельность на семинаре (по 10 балльной шкале) на ____________________ баллов
(1 – 3 балла – первая ступенька лестницы; 4 – 7 баллов – вторая ступенька; 8 – 10 баллов – третья ступенька)
Лестница профессионального роста и личного успеха учителя (начертить на доске).
5. Итог семинара.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Мы сегодня пытались построить работу семинара по структуре современного урока в системе деятельностного типа обучения.
Как вы думаете, нам это удалось сделать?
Решение:
Разработать и провести в рамках взаимопосещения уроков современный урок в системе деятельностного типа обучения.
Учителям представить разработки сценариев уроков для формирования методического сборника «Урок в контексте ФГОС».