— Что получилось в выделенной строке? (Решение уравнений.)
— Тема урока: «Решение уравнений с неизвестным слагаемым». Какие задачи мы поставим перед собой?
(Учитель записывает на доске опорные слова.)
УЗНАЕМ...
НАУЧИМСЯ...
ПОВТОРИМ...
IV. Работапотемеурока
1. Работа по учебнику
— Рассмотрите фишки домино на с. 7 учебника и примеры, записанные рядом. Как получены примеры на вычитание? Каким правилом воспользовались при их составлении? Закончите вывод. (Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.)
№ 1 (с. 7).(Устное выполнение.)
№2(с. 7).(Коллективное выполнение с подробным объяснением.)
2. Самостоятельное решение уравнений
Вариант 1Вариант 2
х + 45 = 9275+х = 81
26+х = 50х + 22 = 70
(Два ученика записывают решение на откидной доске. Проверка. Самооценка.)
Решение:
х + 45 = 9275 + х = 81
х = 92-45х = 81-75
х = 47х= 6
26+х=50х + 22 = 70
х = 50 - 26х = 70 - 22
х=24х = 48
3. Работа по учебнику
№3(с. 7).(Устное выполнение.)
№4 (с. 7).(Самостоятельное выполнение. Тем, кто испытывает затруднения, учитель дает карточку-помощницу с программой решения.) 1) Сколько стаканов малины собрала сестра?
2) Сколько стаканов малины собрали вместе?(Проверка. Самооценка.)
V. Физкультминутка
Я иду, и ты идешь — раз, два, три.{Шаги на месте.)
Я пою, и ты поешь — раз, два, три.(Хлопки в ладоши.)
Мы идем и поем — раз, два, три.(Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три.(Шаги на месте.)
VI. Закреплениеизученногоматериала
Работа по учебнику № 1 (с. 14).
— Какие единицы длины вы знаете?
— Сколько миллиметров в 1 см? (Самостоятельное выполнение. Проверка.) Решение:
5см3мм= 53 мм
3см8мм= 38 мм №2 (с. 14).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
1)Решение:
АВ= 3 см 5 мм,CD= 5 см 5 мм;
5 см 5 мм — 3 см 5 мм = 2 см.
Ответ:длина отрезка CDна 2 см больше длины отрезка АВ.
2)Решение: ЕКМО = 2 см + 4 см + 1 см 5 мм = 7 см 5 мм. №3(с. 14).
(«Проверь себя» (учебник, с. 7). Самостоятельное выполнение. Проверка.)
Решение:15+х = 35 х = 35-15 х = 20
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведениеитоговурока
— Какой вид уравнений вспомнили сегодня?
— Как найти неизвестное слагаемое?
- Кто сегодня справился со всеми заданиями?
— Кто немного ошибался?
- Кому нужна помощь?
Домашнеезадание
Рабочая тетрадь: № 10, 11 (с. 6).
Урок 5. Решениеуравнений
Цели:учить решать уравнения с неизвестным уменьшаемым; закреплять вычислительные навыки; развивать умения рассуждать и логически мыслить.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать уравнения на нахождение неизвестного уменьшаемого; применять письменные и устные приемы вычислений; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Ходурока
I. Организационныймомент
II. Актуализациязнаний
1. Индивидуальная работа
(Несколько учеников получают карточку с заданием.)
- Вычисли в столбик. Поставь буквы в порядке возрастания соответствующих ответов и расшифруй название самой высокой точки мира.
35 + 46 (С)27 + 29 (Е)
94-15(E)43 + 23(Р)
74 - 28 (В)73 + 9 (Т)
80 - 35 (Э)
Ответ:Эверест.
ГораЭверест(Джомолунгма) расположена на границе Китая и Непала (8848 м). Ледники. Впервые покорена шерпом Н. Тенцингом и новозеландцем Э. Хиллари 29 мая 1953 г.
(Три ученика у доски решают уравнения.)
х + 65 = 10062+х=87 х+ 66 = 75
2. Работа над задачами
(Учитель читает задачу. Учащиеся поднимают карточку со знаком действия, которым она решается: + или —.)
У Лены 5 кленовых и 4 осиновых листа. На сколько кленовых листьев больше, чем осиновых? (—)
У Лены 9 листьев, из них 5 кленовых, остальные осиновые. Сколько осиновых листьев у Лены?
(—) У Лены 5 кленовых и 4 осиновых листа. Сколько всего листьев у Лены? (+)
У Лены было 9 листьев. Несколько листьев она дала подруге, и у нее осталось 3 листа. Сколько листьев Лена дала подруге? (-)
После того как Лена приклеила в альбом 6 листьев, у нее осталось еще 2 листка. Сколько листьев было у Лены? (+)
У Лены 5 кленовых листьев, а осиновых на 3 больше. Сколько осиновых листьев у Лены? (+)
Устный счет
Заполните таблицу.
Слагаемое
8
53
34
Слагаемое
24
34
49
Сумма
30
48
79
68
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
— Какой компонент неизвестен в уравнениях?
— Как найти неизвестное слагаемое?
III. Самоопределениекдеятельности
— Найдите неизвестное в каждом случае.
Решение:5 + 2 = 7.
Решение:7 — 2 = 5.
Решение:7 — 5 = 2.
— К какой схеме подойдет уравнение х + 2 = 7? (Ко второй.)
— Как находили неизвестное слагаемое? (Из целого вычитали известное слагаемое:
х = 7 — 2.)
— К какой схеме подойдет уравнение х— 5 = 2? (К первой.)
— Как находили уменьшаемое? (Части сложили: х-5 + 2.)
- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Решать уравнения на нахождение неизвестного уменьшаемого.)
- Проверьте свои предположения. Прочитайте текст рядом с красной стрелкой на с. 8 учебника.
IV. Работапотемеурока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 8).(Устное выполнение.)
- Закончите вывод. (Если к разности прибавить вычитаемое, получится уменьшаемое.)
№2 (с. 8).(Устное выполнение.)
№3(с.8).(Коллективное выполнение с подробным объяснением и записью на доске.)
2. Самостоятельное решение уравнений
Вариант 1Вариант 2
х-45 = 37 х-17 = 56
х- 13 = 19 х-22 = 38
(Два ученика записывают решение на откидной доске. Проверка. Самооценка.)
- Можно ли поставить знаки сравнения, не выполняя вычислений? Докажите. (Первое слагаемое одинаковое. Чем больше второе слагаемое, тем больше сумма. Уменьшаемое одинаковое. Чем больше вычитаем, тем меньше остается.)
(Самооценка.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 8). Самостоятельное выполнение. Проверка.)